Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста
консультация по физкультуре

Дудкина Ольга Валентиновна

Оздоровительный семейный досуг

с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Оздоровительный семейный досуг

с детьми дошкольного возраста

         Развитие основных движений составляет важную задачу современного педагогического процесса. Эффективное решение этой задачи зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания такой развивающей среды, которая способствовала бы физическому развитию дошкольников. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Таким образом, воспитание двигательных умений и навыков дошкольника должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Известно, что движение является физиологической потребностью ребенка, и чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интеллектуальнее развитие.

        Актуальность исследования определяется  формированием  в дошкольном возрасте двигательных умений и навыков, их совершенствованием,  одним из оптимальных средств которых являются физкультурные развлечения.  

Физкультурные развлечения, где ребенок может реализовать свои двигательные возможности, наиболее приемлемая форма для достижения цели закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей.

        Разнообразие физкультурных досугов:

  • Способствующие формированию здорового образа жизни – это тематические праздники, такие как «День защитника Отечества»;
  • Воспитывающие стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям – «Веселые старты», «Олимпийские игры»;
  • Способствующие хорошему настроению – это музыкально-спортивные и совместные с родителями праздники «Мама, папа,   я - спортивная семья»;
  • Развивающие творческую активность, инициативу, коммуникативные способности – «Физкульт-ура»;
  • Формирующие познавательную активность – дети разгадывают загадки, решают проблемные задачи «Зов Джунглей»;
  • Воспитывающие нравственные качества – дети объединяются целью помочь попавшим в беду персонажам «За золотым ключиком».

         Задачи физкультурных праздников:

Развитие двигательных качеств;

Улучшение физического развития;

Формирование эстетических взглядов;

Физическое и духовное развитие ребёнка

          Здоровье, и это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. От чего же зависит здоровье человека:

20% - от наследственных факторов;

20% - от внешних условий, т.е. экологии;

10% - от деятельности систем здравоохранения;

50% - от самого человека, от образа жизни.

         Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста и их родителей.

         Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно - образовательных мероприятий. Главная цель – удовлетворить биологическую потребность детей в движении.

         В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг. Дни здоровья, которые способствуют формированию у них интереса к спорту.

         Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе и к физической культуре.          

         Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет удовольствие. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон семьи, отношение между родителями.      

         Досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи.  

        Функции семьи:

репродуктивная – воспроизведение потомства;

хозяйственно – потребительская – хозяйство, управление семьей;

воспитательная – проектирование личности, гражданское воспитание, нравственные

         качества;

восстановительная – взаимное поддержание здоровья, организация отдыха.

         В организации семейного досуга большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу.

         Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремление заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными – туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

         Физкультурно-оздоровительный досуг детей в семье чрезвычайно разнообразен. В основном он связан с проведением семейных торжеств. Другой формой домашнего физического досуга являются подвижные игры и игровые упражнения: «Фанты», «Жмурки», «Веселые старты», «Лыжники», «Прогулка в парк». «Разведчики» и др.

         Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется не полностью. Одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима с одновременным обеспечением двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений. А для этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.

         Работа по созданию целостной системы физического воспитания начинается с родителями и  включает следующие формы:

дни открытых дверей;

показ кинофильмов;

встречи с родителями, конференции;

совместные  физические досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы.

          При организации совместного досуга с детьми и родителями необходимо заблаговременно на родительском собрании рассказать, чем они будут заниматься, выяснить их интересы и желания, выслушать предложения. И, конечно же, с целью повышения эмоционального фона рекомендуется красочное оформление физкультурного зала, спортивной площадки в соответствии с содержанием мероприятий, а также музыкального сопровождения и соблюдения определенных ритуальных моментов.

         Регулярное проведение спортивных праздников и игр под руководством и участием взрослых поможет выработать у детей потребность заниматься подвижными играми самостоятельно. Помимо того, что праздники имеют оздоровительное значение, они несут воспитательную и образовательную нагрузку.

         Проводить спортивные праздники, эстафеты и игры можно в любое время года, их продолжительность зависит от заранее определённой тематики, интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития детей. Обычная дозировка – возникающая во время их проведения нагрузка и продолжительность корректируется с учётом возраста участвующих в них детей.

         Программа праздника включает в себя: торжественное открытие и закрытие (парад участников,  награждение и пр.), спортивно-показательную и массово-затейную части (аттракционы, конкурсы) в положение о празднике указывается: Цель, задачи, время и место проведения, порядок закрытия и открытия, состав участников и программа показательных выступлений. Разумеется, после окончания спортивного праздника или любой другой подвижной деятельности необходимо похвалить детей.

         Составляя программу состязаний, нельзя ограничиваться перечислением лишь названием игр, конкурсов, ибо многие подвижные игры порой имеют различные варианты. Необходимо краткое изложение содержания игры, обогащая особое внимание на правила.

         Различные спортивные соревнования представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми надо помнить, что впечатление детства глубоки и неизгладимы в памяти каждого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их общественно полезной и творческой деятельности.

         Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь. Активный отдых с использованием физических упражнений, игр, веселых развлечений помогает снять усталость, сформировать положительную динамику мышечной радости и хорошего настроения, психического комфорта в целом.

            «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому…»  Ш.А. Амонашвили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

В материале описано проведение закаливающих процедур с детьми, работа с детьми в кружке "Шустрик", использование в работе арома- и фито-терапии, проведение дыхательной гимнастики, работа кружка "Весел...

Выступление на окружной методической недели по вопросам дошкольного воспитания «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период»

Я хочу представить Вашему вниманию опыт работы по применению элементов песочной игротерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...