Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста
материал по физкультуре (старшая группа) по теме

В материале описано проведение закаливающих процедур с детьми, работа с детьми в кружке "Шустрик", использование в работе арома- и фито-терапии, проведение дыхательной гимнастики, работа кружка "Веселые акробаты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkulturno-ozdorovitelnaya_rabota.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации управление образования администрация муниципального образования  Тимашевский район

Тема: «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста».

Из опыта работы

руководителя

физвоспитания

Копылович Г. В.

МДОУ ЦРР Д/С №21

ст. Медведовская

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Жизнь 21 века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статические показатели. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

  1. 25 – 30% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
  2. 90 – 92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т. е. они не знают, что больны;
  3. только 8 – 10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

 Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому считаю, что проблема оздоровления детей это работа не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Проработав много лет в детском саду, я убедилась, что неуклонно растёт число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с плоскостопием, нарушением осанки. Поставила перед собой цель добиться больших успехов в физическом воспитании детей. Чтобы реализовать данную проблему изучила различные формы организации оздоровительных мероприятий, создала свою систему физкультурно-оздоровительной и профилактической работы, которую постоянно совершенствую. Для этого разработала:

  1. перспективный план по приобщению детей к здоровому образу жизни;
  2. цикл занятий в игровой форме «Дорога к доброму здоровью»;
  3. комплекс релаксационных упражнений «Хорошее настроение»;
  4. упражнения для занятий в сухом бассейне;
  5. консультации, методические рекомендации для воспитателей, родителей.

В своей работе с детьми всегда исходила из индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья и физической подготовленности.

Работу начала с пополнения имеющихся пособий, оборудования, которые способствуют развитию двигательной активности детей. Разместила всё это так, чтобы дети могли свободно пользоваться ими. Вместе с родителями изготовила дуги для подлезания, ребристые дорожки, кубы для спрыгивания. Флажки, ленточки, мешочки с песком – всё старалась сделать цветным, красочным, разнообразной формы. Выполняя разнообразные движения, дети приобрели навыки основных движений, а это способствовало правильному развитию детского организма и формировало раскрепощённость, двигательную активность. Вызвать интерес к движениям помогли стихи, игры, потешки:

Дима шёл, шёл, шёл,

Дима шишечку нашёл.

Таня шла, шла, шла,

Тоже шишечку нашла.

Палочку перешагнём, к неваляшке подойдём,

Машенька, не уходи наших деток подожди.

Всегда поощряла действия ребёнка, и это вызывало у него желание ещё раз повторить какое-нибудь упражнение.

Понедельник в детском саду действительно трудный день.

Одни дети опаздывают, другие приходят в состоянии когда «подняли, а разбудить забыли», третьи чересчур возбуждены. Поэтому этот день я начинала с короткой беседы на актуальную тему с обязательным привлечением музыкального произведения (песни или классики).

В утренние часы после приёма, всегда провожу с детьми релаксационные упражнения, это позволяет создать у детей хорошее настроение на целый день. Все эти упражнения проходят на фоне приятной музыки.

При проведении оздоровительно-закаливающих процедур всегда следила за тем, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулки, дневного сна, время, отведённое для игр, самостоятельной деятельности или приёма пищи. Ребята гуляли ежедневно в любую погоду. На прогулке проводила с детьми две – три игры разной степени подвижности, несложные сюжетные игры, предоставляла детям играть самостоятельно. В целях рациональной организации двигательной активности использовала движения под музыку. Специальное внимание уделяла в работе малоактивным детям, организации их самостоятельной двигательной деятельности. Подвижные игры помогли научить ребят быстро бегать, смело прыгать, ловко лазить и бросать мяч.

Немаловажное значение для укрепления здоровья детей имеет комплексный подход к закаливанию детей. Прежде всего, обращала внимание на сборы детей на прогулку. В содержание прогулок в летний период входили воздушные ванны, игры с водой, зимой – прогулки за пределы детского сада. Физкультурные занятия проводила с апреля по ноябрь на улице. Более тщательно работала над качеством выполнения всех движений. Широко использовала игры с элементами спортивных упражнений: волейбол, баскетбол, бадминтон. Дети практически всё лето бегали на участке босиком. В зависимости от температуры воздуха меняла построение занятия, его содержание. В прохладную погоду стремилась на каждом занятии предусмотреть большую двигательную активность детей. Новые физические упражнения и игры, которые предполагалось изучить с детьми, заменяла знакомыми, а вместо игр с малой подвижностью включала те, в которых бег чередуется с ходьбой и т. п. В соответствии с погодой меняла и одежду детей. Для предотвращения искривления отклонений в формировании осанки у детей разработала систему игр и упражнений. На первоначальном этапе обучения в играх «Встань прямо», «Подтянуться», «Держи голову прямо», «Хорошая и плохая осанка», «Покажи, как я» и др. давала подробное объяснение и показывала правильную стойку. После того как дети научились отличать правильную стойку от неправильной, проводила игры (с предметами и без предметов), направленные на усвоение правильного положения тела при ходьбе: «Пастух и овцы», «Не потеряй», «Подражание» и др. В процессе обучения стойке использовала шаблон правильной постановке стоп – треугольные деревянные дощечки, расположенные под углом 30˚, специальные отпечатки стоп и ряд других предметов и приспособлений: короткие и длинные гимнастические палки, верёвку, набивные мячи, мешочки с песком, мостик-качалку, гимнастическую стенку, скамейку и т. д.

В своей работе использовала упражнения для устранения плоскостопия. Большое внимание уделяла тому, каким образом дети воспринимают занятия, старалась доставить им возможность не просто упражняться, а прививала им любовь к движениям. Для того чтобы упражнения приносили больше радости ребятам, вводила элементы игры. Организуя занятия по профилактике плоскостопия, выбирала несколько упражнений (3 – 5) и выполняла их с детьми до тех пор, пока им не надоедало. Добивалась чёткого выполнения движений, т. к. для эффективности важно не разнообразие, а качество выполнения. После того как дети научились выполнять простые упражнения, начала использовать игровые упражнения с предметами и без предметов. Например, с мячом среднего размера «Подними мяч ногами», «Подкати мяч» и др., с гимнастической палкой «Перешагни через палку сидя», «Перенеси ноги через палку» и др., а также упражнения с гирями, скакалкой, на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке. Для достижения положительных результатов использовала игры, т. к. они не только развлекали детей, придавали занятиям более живой и весёлый характер, но и способствовали оздоровлению организма, укрепляли опорно-двигательный аппарат. Это такие игры как: «Ловкие ноги», «Великан и карлик», «Донеси платочек», «Барабан» и др. Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания всегда выполняли без обуви.

Организовала работу кружка «Шустрик» для часто болеющих детей. Для успешного выполнения многочисленных оздоровительных задач в работе с часто болеющими детьми всегда старалась создать в коллективе спокойную обстановку, атмосферу доброжелательности и психологического комфорта, что обеспечивало благоприятное функциональное состояние первой системы дошкольника. Это помогло достигнуть необходимого оздоровительного эффекта от используемых средств и методов оздоровления. Широко использовала фитотерапию. Травы приобретала в аптеке. При использовании сборов включала лекарственные растения постепенно, чтобы избежать аллергических реакций. Фитотерапию проводила под строгим контролем старшей медицинской сестры. Во время подъёма заболеваний ОРВИ и гриппом использовала аромотерапию помещений. Аромотерапию осуществляла в отсутствие детей. Перед процедурой проветривала помещение в течение 20 – 30 минут. После этого раскаляла эфирные масла, обладающие бактерицидными, противомикробными свойствами. Это шалфей, мята, лаванда. Через 30 минут после распыления проводила сквозное проветривание в течение 30 – 40 минут. Лук, чеснок, лимон в зимний период постоянно находились в группах. Одной из развивающих форм оздоровительной работы является артпедагогика, которую я использовала в своей работе. Для этого проводила игры-упражнения с использованием изобразительных материалов, которые помогали снимать эмоциональную напряжённость детей, помогали осознавать им свои чувства, переживания, учили управлять ими. Это такие упражнения как «Рисунок на асфальте», «Восковой рисунок», «Пальцевая живопись», «Волшебный салют» и др.

Вырабатывая навыки рационального дыхания, использовала дыхательные упражнения, выполнение которых предполагало его активизацию.

 Например: «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи – «паровозик», медленные и размеренные – «океанский лайнер») и др.

Для развития тактильных ощущений, ловкости рук, динамической и статической координации использовала в своей работе игры в сухом бассейне. Проводя такие игры, как: «Кто больше», «Не замочи рук», «Воронки» и др., старалась добиться стабильного здоровья и полноценного физического развития детей.

Организовала работу кружка «Весёлые акробаты». В процессе работы старалась воспитать у детей умение осознано владеть своим телом, выработать потребность в прогибании и растягивании позвоночника, подвижности суставов и работе мышечной системы с равномерным дыханием. Обучая акробатическим упражнениям, обращала внимание на физические возможности ребёнка. Всегда старалась заинтересовать, активизировать и поощрять детей. Подбирала музыкальное сопровождение, которое облегчало мне работу с детьми и выполнения ребятами любых упражнений. Обучение начинала с простых упражнений.

Так, например, обучение акробатическим кувыркам начинала с простейших группировок, перекатов, а затем переходила к кувыркам. Для упрощения выполнения детьми группировок, перекатов и кувырков обучение осуществляла через образные восприятия.

 Например, при выполнении группировок играли в игры «Где же наши детки», «Прятки», «Колобочки» и т. д.; при перекатах – «Ванька-встанька», «Ай качи-качи-качи» и т. д. Всегда обращала внимание на свободную двигательную деятельность детей, и все их замысловатые гимнастические фигуры и позы вносила в систему общеразвивающих упражнений для дальнейшего правильного их развития.

Вопросы воспитания здорового ребёнка решала в тесном контакте с семьёй. В планировании и проведении данной работы большую помощь оказало анкетирование в начале учебного года. В анкете предлагалось ответить на следующие вопросы:

- «Как вы считаете, почему ваш ребёнок болеет? Что, по вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?» и др.

Анализ анкетных данных привёл меня к выводу, что необходимо не только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребёнка, убеждая в необходимости продолжения данной работы дома, но и учить проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий. Для этого использовала различные формы и методы. Через стенды, папки – передвижки, на консультациях, собраниях, семинарах знакомила родителей с задачами физического воспитания в детском саду и дома. Давала конкретные рекомендации по приобретению спортивного инвентаря в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребёнка. Рассказывала, как можно интересно и увлекательно провести утреннюю гимнастику и подвижную игру; как одевать ребёнка на прогулку в разные сезоны года, какие закаливающие процедуры использовать. Организовала выставку литературы, пособий. Ежемесячно организовывала показ физкультурных занятий в зале, закаливающих процедур в группе, подвижных игр на прогулке, где участвовали и родители (в играх, основных движениях и др.). Проводила дни открытых дверей для пап, считаю их участие в физическом развитии детей не только желательным, но и необходимым. После таких просмотров организовывала вечера вопросов и ответов, на которых в оживлённой, интересной беседе и спорах родители имели возможность высказать своё мнение, поделиться опытом, получить исчерпывающий ответ специалиста. Прислушиваясь к высказываниям и рекомендациям родителей, старалась всегда выполнить их пожелания, что обеспечивало мне лучший контакт и взаимопонимание с семьёй. Проводила интересные и увлекательные праздники и досуги: «Папа, мама и я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Проводы русской зимы», «Праздник Нептуна» и др.

Комплексный подход в решении задач воспитания здорового ребёнка дал положительные результаты. В процессе проделанной работы снизилась заболеваемость на 5%, у детей были устранены имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата, повысились физические возможности и эмоциональное состояние, а самое главное дети стали более самостоятельными, уверенными в себе.                    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное физкультурное оборудование для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Особое внимание при изготовлении оборудования для организации двигательной деятельности и развития сенсорных способностей мы обратили на изготовление всевозможных пособий, направленных на профилактику...

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

Инновационный опыт работы "Физкультурно – оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста"

Практическая значимость опыта заключается в возможности применения в повседневной практике любого образовательного учреждения...

План работы: Физкультурно - оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

Перспективное планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий  на 2016-2017 учебный год МесяцсентябрьоктябрьноябрьдекабрьянварьВид деятельностиУтренняя гимнастика1-2 неделя к.  № ...

Использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

Открытое занятие по физкультуре в спортивном и тренажорном зале для участников круглого стола...

Использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

Открытое занятие по физкультуре в спортивном и тренажерном зале для участников круглого стола...

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым....