«Здоровьесберегающие технологии в подготовительной к школе группе»
статья по физкультуре (подготовительная группа)

 Пугач Наталья Анатольевна

"Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,     сделайте его крепким и здоровым" 

                                        Ж. Ж. Руссо

 

    Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Особенно остро эта проблема стоит на современном этапе развития общества, так как на фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации» выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей. По данным совместных исследований сотрудников НИИ гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО, в дошкольном возрасте всего около 6% детей можно назвать абсолютно здоровыми, 23-26% имеют хронические заболевания, а остальные – ослабленное здоровье. Демографическая ситуация в нашей стране тоже складывается неблагоприятным образом. Важно не только родить ребёнка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, потому что в будущем этот ребёнок тоже станет родителем и генетически передаст своему ребёнку своё здоровье. Поэтому проблема укрепления здоровья детского населения и формирование культуры здоровья не может рассматриваться в обществе в сфере популярности или непопулярности. Она актуальна всегда. Эта задача является приоритетной в программе модернизации российского образования. От её решения зависит будущее нации и государства.

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovezberegayushchie_tehnologii.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в подготовительной к школе группе»

"Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,     сделайте его крепким и здоровым" 

                                        Ж. Ж. Руссо

    Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Особенно остро эта проблема стоит на современном этапе развития общества, так как на фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации» выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей. По данным совместных исследований сотрудников НИИ гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО, в дошкольном возрасте всего около 6% детей можно назвать абсолютно здоровыми, 23-26% имеют хронические заболевания, а остальные – ослабленное здоровье. Демографическая ситуация в нашей стране тоже складывается неблагоприятным образом. Важно не только родить ребёнка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, потому что в будущем этот ребёнок тоже станет родителем и генетически передаст своему ребёнку своё здоровье. Поэтому проблема укрепления здоровья детского населения и формирование культуры здоровья не может рассматриваться в обществе в сфере популярности или непопулярности. Она актуальна всегда. Эта задача является приоритетной в программе модернизации российского образования. От её решения зависит будущее нации и государства.

  В детском саду для решения этих задач складываются исключительно благоприятные условия, так как  в деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходит усвоение основных объёмов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов, закладывается основа здоровья на всю жизнь. Весь уклад  жизни ребёнка в детском саду построен правильно, на научных принципах. Последовательность режимных процессов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим,  закаливание – их проведение формирует у ребёнка привычки здорового образа жизни. А системный подход помогает ребёнку превратиться из объекта для проведения оздоровительных мероприятий в активного участника этого процесса, то есть научиться понимать важность этих процедур для своего здоровья и осознанно активно использовать их в повседневной жизни не только в детском саду, но и дома, а в будущем и в период обучения в школе.

  Одними из основных средств решения задач по  здоровьесбережению  и здоровьеобогащению в ДОУ являются здоровьесберегающие технологии.

   Все мы знаем, что по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения, их можно классифицировать на несколько видов: физкультурно-оздоровительные технологии, здоровьесберегающие образовательные технологии, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, медико-профилактические технологии, технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ, технологии валеологического просвещения родителей.

     Рассмотрим каждый из этих видов на примере их реализации в нашей подготовительной к школе группе. Подготовка ребенка к школе — это сложный процесс. Чем раньше  дошкольник научится не только читать и считать, но и размышлять, сравнивать, логически мыслить, будет уметь ориентироваться в окружающем мире, научится дружить и быть физически активным, тем проще ему будет учиться в школе! Любознательность, активность, самостоятельность — вот качества, которые необходимы ребенку для успешной учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учебе, способности к самостоятельному поиску. Но они смогут сформироваться у ребёнка только при одном условии – наличии физического здоровья. Поэтому, уже в детском саду необходимо заложить прочный фундамант крепкого здоровья ребёнка.  А применение здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе подготовительной к школе группы жизненно необходимо. Какие же здоровьесберегающие технологии мы используем в своей работе?

 Физкультурно - оздоровительные технологии. Являются основообразующими в системе здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей. Они направлены на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников и реализуются нами в условиях специально - организованных форм физкультурно-оздоровительной работы. Условно их можно разделить на два вида: работа по физическому развитию и оздоровительная работа.

 Решение задач физического развития реализуется при использовании разнообразных видов организации двигательной деятельности.

Утренняя гимнастика – направлена на укрепление организма ребёнка и создания бодрого жизнерадостного настроения. Она «заряжает» организм дошкольника на весь предстоящий день. Систематическое её проведение укрепляет костно-мышечную систему, улучшает сердечно-сосудистую деятельность, увеличивает ёмкость лёгких и уравновешивает процессы возбуждения и торможения. Чтобы зарядка каждый день вызывала у детей жизнерадостное настроение, мы проводим её в разнообразных формах: с использованием имитационных упражнений; упражнений с разнообразными предметами; упражнений, объединённых единым сюжетом; ритмическую гимнастику и т. д. Зарядка для нас и для наших детей – это ежедневная капелька здоровья и хорошего настроения, с которой начинается каждый новый день.

Непосредственно-образовательная деятельность по физическому развитию – проводим в соответствии с программой 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на открытом воздухе). Эта деятельность направлена на систематическое обучение детей физическим упражнениям и развитию их физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).

Подвижные и спортивные игры – проводим ежедневно как в группе, так и на прогулке. Они способствуют совершенствованию двигательных навыков (бег, прыжки, метание, лазанье), воспитанию выдержки, взаимопомощи, ответственности.

Физминутки или динамические паузы – помогают активно отдохнуть нашим воспитанникам после умственной нагрузки (а в подготовительной группе она достаточно большая) или вынужденной статической позы. Их мы проводим в любой отрезок времени, когда это необходимо для восстановления работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предотвращения переутомления и нарушений осанки.

 Спортивные развлечения, досуги, праздники, Дни здоровья  - это наиболее приемлемый вид активного отдыха. Эти мероприятия способствуют не только совершенствованию  двигательных навыков дошкольников, но и  обеспечивают их  эмоциональный комфорт.

Оздоровительная работа с детьми в группе направлена на охрану и укрепление здоровья детей, повышение иммунитета, выработку способности организма приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, подготовка к адаптации в школе. Её мы также реализуем через разнообразные формы работы.

   Ежедневно с детьми проводим пальчиковую гимнастику, котораянаправлена на развитие мелкой моторики кистей рук, подготовку руки к письму. Систематические упражнения для пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. Комплексы пальчиковой гимнастики направлены также на расслабление, растягивание, восстановление работоспособности кистей и пальцев после длительной нагрузки. Часто в  них мы включаем и элементы самомассажа. В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. Часто в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками и т.д.

Дыхание – важнейший физиологический процесс. При этом дыхательная система детей ещё несовершенна, и чем меньше ребёнок, тем уже дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая,  очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли. Поэтому по мере возможности мы часто проветриваем группу, ведь в чистом воздухе микробов значительно меньше. Жизненная ёмкость лёгких у дошкольников ещё тоже небольшая, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему так необходима дыхательная гимнастика. Она способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Нашим детям очень нравятся такие упражнения, как «Надуем шарик», «Чайник», «Насос», «Соревнования парусников», «У кого шарик взлетит выше» и другие.

 Для укрепления зрения воспитанников и снятия интенсивности зрительной нагрузки мы используем следующие моменты:

зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

массаж глаз, он помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

гимнастика для глаз,  даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся в деятельности по рисованию, лепке, аппликации, при рассматривании картин, длительном наблюдении.

      Бодрящая гимнастика – мы проводим её ежедневно после дневного сна для поднятия настроения и мышечного тонуса детей. В неё  часто включаем  элементы корригирующей гимнастики (упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки), дыхательной гимнастики, игровой массаж. Очень нравится детям при её проведении использование музыкального сопровождения.

      Игровой массаж – один из самых любимых детьми, поэтому часто мы проводим "Гимнастику маленьких волшебников”. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время.

 Здоровьесберегающие образовательные технологии– это технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Направлены на становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать и сохранять его, обретение валеологической компетентности.

  Через беседы, наблюдения, опыты мы познакомили детей со строением организма человека, его основными системами и органами, необходимостью бережного отношения к своему телу и правилами ухода за ним. В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней, рассказывали детям о пользе витаминов, взаимосвязи здоровья и питания, познакомили с правилами охраны зрения, слуха, обоняния, с правилами безопасного поведения в помещении и на улице. Объяснили детям, что солнце, воздух, вода и ветер это наши незаменимые помощники при закаливании организма.

 Технологии обеспечения социально - психологического благополучия ребёнка – они обеспечивают психическое и социальное здоровье ребёнка. Направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия, снятия напряжения. К ним относятся музыкотерапиясказкотерапияпсихогимнастика,релаксация.

   Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Звуки "шелеста листьев”, "шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Спокойная мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, успокаивает их, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мы широко используем мелодии в разных видах деятельности: при проведении НОД, во время принятия пищи, перед сном и во время пробуждения.

  Ещё детям нравятся эмоциональные разминки  с элементами психогимнастики («Давайте похохочем», «Море волнуется раз…», «Покажи, как ты удивишься», «Моё отражение» и т.д.).

  В течение дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка,поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползатькак змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.

      Часто используем релаксацию и минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами; ляжем на спину и расслабимся; помечтаем под эту прекрасную музыку.

     Все мы знаем, что детей воспитывает и развивает то, что их окружает. Поэтому вся предметно-развивающая среда группы (мебель, оборудование, пособия) соответствуют требованиям СанПиНа, правилам охраны жизни и здоровья. В группе создан «Физкультурно-оздоровительный центр», который способствует развитию двигательной активности, моторики. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведёт к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья воспитанников. Этот центр очень любим детьми.

   Создавая развивающую среду, мы позаботились о том, чтобы ребёнок не потерял чувство защищённости и безопасности и, устав от окружающих, имел возможность перебраться в «тихий» уголок или«Центр отдыха», чтобы поиграть одному, полистать любимую книжку, просто помечтать. Красивая мебель, коврик на полу, зелёные  растения помогают ребёнку ненадолго уединиться, как бы спрятаться в норку, расслабиться и восстановить силы.

   В группе имеются книги, энциклопедии, иллюстрации, плакаты по приобщению детей к здоровому образу жизни. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью. Созданы картотеки «Пальчиковых игр», «Дыхательной гимнастики», «Физминуток», «Гимнастики для глаз», «Подвижных игр». Оформлены дидактические игры: "Структура человеческого тела”, "Спорт – это здоровье”, "Чистим зубы правильно”,  "Бережём уши”, «Полезно – вредно», «Витаминная азбука» и другие. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно–гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.

Технологии валеологического просвещения родителей. Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимосвязь с семьёй. Эта работа в группе реализуется через разнообразные формы работы с родителями. 

Наши родители активно принимают участие в  совместных спортивных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. Мы приглашаем их на открытые просмотрыгимнастик, прогулок и т.д.

  На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим родителей укреплять здоровье детей. Вместе составляем памятки здоровья ("паспорт здоровья”), предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советуем литературу, брошюры, консультации.

     В «Уголке для родителей» постоянно:

·        работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления;

·        оформляем  рекомендации, советы, памятки;

·        предлагаем папки – передвижки, папки-раскладушки по вопросам здоровьесбережения детей;

·        проводим анкетирования.

 Таким образом, созданная в группе система по здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей позволяет нам качественно решать задачу развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития наших воспитанников. У большинства наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использование доступных средств для его укрепления. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости, ловкости. Целостная система образования, оздоровления, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует не только гармоничному развитию детей нашей группы и  их успешной подготовке к обучению в школе, но и  приобщению дошкольников к здоровому образу жизни и формированию культуры здоровья. Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую умную личность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе на тему "Автопортрет"

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, познание.Занятие «Автопортрет» направлено на выявление образа «Я» ребёнка, его представлений о себе (своём теле, своих кач...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства».

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства»....

Конспект нод по формированию элементарных математических представлений со здоровьесберегающими компонентами в подготовительной к школе группе.

Данный материал способствует :развитию  речи  детей, логического мышления, внимания, коммуникативных качеств;формированию потребности в здоровом образе жизни;воспитанию активной жизненной по...

Конспект интегрированного музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе «Прогулка по зимнему лесу»

Конспект   интегрированного музыкального занятияс использованием  здоровьесберегающих технологийв подготовительной к школе  группеТема  «Прогулка по зимнему лесу» ...