ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме
Полезные упражнения для профилактики плоскостопия для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
комплекс упражнений | 174.6 КБ |
profilaktika_ploskostopiya_u_doshkolnikov.docx | 174.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Плоскостопие – одно из самых распространенных деформаций опорно- двигательного аппарата. Причины разные. Это может быть врожденное неправильное развитие скелета стопы; размягчение костей стопы в связи с нехваткой витамина Д и т.д. Но наиболее распространено статическое плоскостопие, вызванное слабостью мышц, формирующих своды стоп, избыточной массой тела и неправильно подобранной обувью. Это не врождённое, а приобретённое плоскостопие, и развивается оно не сразу, а очень медленно, чаще всего в дошкольном возрасте, когда нагрузка не соответствует выносливости её мышц, связок и костей. Ортопед выписывает специальную обувь, имеющую супинаторы различных конструкций, а так же для большинства детей важна профилактическая работа, как в детском саду так и дома. Нарушения стопы не только ухудшают осанку ребёнка, но и приводят к серьёзным заболеваниям. Здоровые стопы – это правильная походка и нормальное распределение массы тела. Если это так, то значит, будут здоровыми суставы и мышцы, что, в вою очередь, является условием для полноценной жизнедеятельности внутренних органов. Лечить плоскостопие долго и сложно, легче его предупредить. Для этого нужна ежедневная работа – выполнение упражнений, пока это не станет необходимостью, навыком. Упражнения для профилактики плоскостопия включают тренировку комплекса мышц: икроножных, передних и задних больших берцовых, длинных разгибателей пальцев, мелких мышц стопы. Все эти мышцы тренируются в прыжках, подскоках, ходьбе на носках, пятках, внешней стороне стопы, упражнениях скоростно-силового характера, например, бега. Систематическое выполнение упражнений формирует у детей положительное отношение к здоровому образу жизни, желание заботиться о своей осанке и красивой ходьбе.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДОМА.
«Сборщик» (выполнять можно и стоя и сидя). Пальцами ног брать и складывать в коробочку любые мелкие предметы: карандаши, детали конструктора, камешки, шарики и т.д.
«Я рисую» (выполнять сидя на стуле). Захватить между первым и вторым пальцами ноги фломастер и нарисовать что-нибудь на листе бумаги. Можно выкладывать пальцами ног аппликации из пуговиц, узоры из карандашей или камешков.
«Метатель» (выполнять стоя). Взять пальцами ног мячик для пинг-понга и забросить его в корзинку.
«Кораблик» (выполняется сидя).Перекатывать теннисный мяч между стопами, держа ноги на весу.
«Гусеница» (выполняется стоя). Кто быстрее пересечёт контрольную линию стопами, подтягивая пятку к носку.
«Наведи порядок» В коробке перемешаны шишки, желуди, камешки. Сидя на полу, нужно пальцами правой и левой ноги по очереди рассортировать по трём коробкам поменьше.
«Удержи до пяти» Сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги широко расставлены, между ними – палка (лучше деревянная). По команде дети берут палку стопами ног с двух концов и приподнимают ноги. Взрослый считает до пяти.
«Не задень» Сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги широко расставлены, между ними - палка. Слева возле палки лежит платочек. Нужно взять его пальцами левой ноги и перенести к правой ноге, не задев палку. Левую ногу перенести в исходное положение. Взять платок пальцами правой ноги и перенести его к левой.
Ковер – самолёт.
Комплекс упражнений «Ковёр-самолёт» предназначен для улучшения работы мелких мышц стопы; сокращения этих мышц в различных комбинациях. Завершает комплекс упражнение на равновесие.
Занятие это ответственное и серьёзное, поскольку держаться за ковёр нужно будет именно стопами и пальцами ног. После завершения пальчиковых упражнений проводится « полёт» - катание с разбега в положении стоя на коврике на двух или более сложный вариант – на одной ноге. Можно включить конкурсный момент: кто дальше проедет, кто ровнее стоит в момент «полёта», у кого ровнее траектория.
Методические особенности.
Выполнение мелких движений стопами и пальцами, востребованных в этом комплексе, представляет довольно сложную задачу. Поэтому желательно разучить каждое упражнение отдельно, проконтролировать правильность его выполнения ребёнком, после чего переходить к следующему упражнению. Для этого, в начале, стоит уменьшить количество упражнений и число повторений. Независимо от числа выполненных упражнений заканчивают комплекс восьмым или десятым упражнением. Сложность упражнений возрастает от первого к седьмому. Восьмое упражнение предназначено для отдыха, расслабления мышц.
Игровая цель занятия: осваивание «полётов на ковре - самолёте».
Упражнения комплекса «Ковёр - самолёт».
И.п. – сидя на скамейке или стуле, перед стопами лежит кусок ткани.
1. | Сжимать пальцы ног в кулаки, захватывая коврик, выпрямлять пальцы, отпуская коврик. | - Учимся держаться за ковёр- самолёт. | Работа мелких мышц стоп в динамическом режиме. |
2. | По очереди сгибать и разгибать стопы с захватом коврика. | - Учимся управлять ковром –самолётом. | Работа мелких мышц стоп в динамическом режиме. |
3. | Собрать коврик пальцами. | -Учимся перемещать ковёр-самолёт. | Координация движений. |
4. | Поднимать коврик, разворачивая стопы внутрь, и растягивать коврик. | Отрабатываем снижение на ковре-самолёте | Работа мелких мышц, супинация стоп. |
5. | Поднимать коврик, разворачивая стопы наружу, и растягивать коврик | Отрабатываем механизм набора высоты на ковре. | Работа мелких мышц стоп, пронация стоп |
6. | Удерживая коврик пальцами, одной ногой тянуть его вперёд, другой - назад. | Осваиваем повороты на ковре самолете | Работа мелких мышц стоп, координация движений. |
7. | Поочерёдно наступать на коврик пальцами от большого к мизинцу и наоборот. | Осваиваем управление полётом. | Координация движений. |
8. | Расслабить ноги, поболтать стопами над ковриком. | Отдыхаем после полёта. | Расслабление мышц связочного аппарата стоп и голеней. |
9. | И. п. – стоя, впереди на расстоянии 1м. лежит коврик. Разбежавшись, наступить на коврик и проехать стоя на нём. | Совершаем поворот на посадочную полосу. | Тренировка равновесия, эмоциональная разрядка. |
10. | И.п. – лёжа на ковре с поднятыми ногами. Постучать подошвами поднятых ног друг о друга | Полёт завершен успешно. Мы молодцы! Аплодируем себе стопами | Расслабление мышц, связочного аппарата нижних конечностей, стимуляция оттока лимфы, венозной крови от стоп и голеней. |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Плоскостопие – одно из самых распространенных деформаций опорно- двигательного аппарата. Причины разные. Это может быть врожденное неправильное развитие скелета стопы; размягчение костей стопы в связи с нехваткой витамина Д и т.д. Но наиболее распространено статическое плоскостопие, вызванное слабостью мышц, формирующих своды стоп, избыточной массой тела и неправильно подобранной обувью. Это не врождённое, а приобретённое плоскостопие, и развивается оно не сразу, а очень медленно, чаще всего в дошкольном возрасте, когда нагрузка не соответствует выносливости её мышц, связок и костей. Ортопед выписывает специальную обувь, имеющую супинаторы различных конструкций, а так же для большинства детей важна профилактическая работа, как в детском саду так и дома. Нарушения стопы не только ухудшают осанку ребёнка, но и приводят к серьёзным заболеваниям. Здоровые стопы – это правильная походка и нормальное распределение массы тела. Если это так, то значит, будут здоровыми суставы и мышцы, что, в вою очередь, является условием для полноценной жизнедеятельности внутренних органов. Лечить плоскостопие долго и сложно, легче его предупредить. Для этого нужна ежедневная работа – выполнение упражнений, пока это не станет необходимостью, навыком. Упражнения для профилактики плоскостопия включают тренировку комплекса мышц: икроножных, передних и задних больших берцовых, длинных разгибателей пальцев, мелких мышц стопы. Все эти мышцы тренируются в прыжках, подскоках, ходьбе на носках, пятках, внешней стороне стопы, упражнениях скоростно-силового характера, например, бега. Систематическое выполнение упражнений формирует у детей положительное отношение к здоровому образу жизни, желание заботиться о своей осанке и красивой ходьбе.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДОМА.
«Сборщик» (выполнять можно и стоя и сидя). Пальцами ног брать и складывать в коробочку любые мелкие предметы: карандаши, детали конструктора, камешки, шарики и т.д.
«Я рисую» (выполнять сидя на стуле). Захватить между первым и вторым пальцами ноги фломастер и нарисовать что-нибудь на листе бумаги. Можно выкладывать пальцами ног аппликации из пуговиц, узоры из карандашей или камешков.
«Метатель» (выполнять стоя). Взять пальцами ног мячик для пинг-понга и забросить его в корзинку.
«Кораблик» (выполняется сидя).Перекатывать теннисный мяч между стопами, держа ноги на весу.
«Гусеница» (выполняется стоя). Кто быстрее пересечёт контрольную линию стопами, подтягивая пятку к носку.
«Наведи порядок» В коробке перемешаны шишки, желуди, камешки. Сидя на полу, нужно пальцами правой и левой ноги по очереди рассортировать по трём коробкам поменьше.
«Удержи до пяти» Сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги широко расставлены, между ними – палка (лучше деревянная). По команде дети берут палку стопами ног с двух концов и приподнимают ноги. Взрослый считает до пяти.
«Не задень» Сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги широко расставлены, между ними - палка. Слева возле палки лежит платочек. Нужно взять его пальцами левой ноги и перенести к правой ноге, не задев палку. Левую ногу перенести в исходное положение. Взять платок пальцами правой ноги и перенести его к левой.
Ковер – самолёт.
Комплекс упражнений «Ковёр-самолёт» предназначен для улучшения работы мелких мышц стопы; сокращения этих мышц в различных комбинациях. Завершает комплекс упражнение на равновесие.
Занятие это ответственное и серьёзное, поскольку держаться за ковёр нужно будет именно стопами и пальцами ног. После завершения пальчиковых упражнений проводится « полёт» - катание с разбега в положении стоя на коврике на двух или более сложный вариант – на одной ноге. Можно включить конкурсный момент: кто дальше проедет, кто ровнее стоит в момент «полёта», у кого ровнее траектория.
Методические особенности.
Выполнение мелких движений стопами и пальцами, востребованных в этом комплексе, представляет довольно сложную задачу. Поэтому желательно разучить каждое упражнение отдельно, проконтролировать правильность его выполнения ребёнком, после чего переходить к следующему упражнению. Для этого, в начале, стоит уменьшить количество упражнений и число повторений. Независимо от числа выполненных упражнений заканчивают комплекс восьмым или десятым упражнением. Сложность упражнений возрастает от первого к седьмому. Восьмое упражнение предназначено для отдыха, расслабления мышц.
Игровая цель занятия: осваивание «полётов на ковре - самолёте».
Упражнения комплекса «Ковёр - самолёт».
И.п. – сидя на скамейке или стуле, перед стопами лежит кусок ткани.
1. | Сжимать пальцы ног в кулаки, захватывая коврик, выпрямлять пальцы, отпуская коврик. | - Учимся держаться за ковёр- самолёт. | Работа мелких мышц стоп в динамическом режиме. |
2. | По очереди сгибать и разгибать стопы с захватом коврика. | - Учимся управлять ковром –самолётом. | Работа мелких мышц стоп в динамическом режиме. |
3. | Собрать коврик пальцами. | -Учимся перемещать ковёр-самолёт. | Координация движений. |
4. | Поднимать коврик, разворачивая стопы внутрь, и растягивать коврик. | Отрабатываем снижение на ковре-самолёте | Работа мелких мышц, супинация стоп. |
5. | Поднимать коврик, разворачивая стопы наружу, и растягивать коврик | Отрабатываем механизм набора высоты на ковре. | Работа мелких мышц стоп, пронация стоп |
6. | Удерживая коврик пальцами, одной ногой тянуть его вперёд, другой - назад. | Осваиваем повороты на ковре самолете | Работа мелких мышц стоп, координация движений. |
7. | Поочерёдно наступать на коврик пальцами от большого к мизинцу и наоборот. | Осваиваем управление полётом. | Координация движений. |
8. | Расслабить ноги, поболтать стопами над ковриком. | Отдыхаем после полёта. | Расслабление мышц связочного аппарата стоп и голеней. |
9. | И. п. – стоя, впереди на расстоянии 1м. лежит коврик. Разбежавшись, наступить на коврик и проехать стоя на нём. | Совершаем поворот на посадочную полосу. | Тренировка равновесия, эмоциональная разрядка. |
10. | И.п. – лёжа на ковре с поднятыми ногами. Постучать подошвами поднятых ног друг о друга | Полёт завершен успешно. Мы молодцы! Аплодируем себе стопами | Расслабление мышц, связочного аппарата нижних конечностей, стимуляция оттока лимфы, венозной крови от стоп и голеней. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профилактика плоскостопия у детей дошкольников»
Актуальность проблемы заключается в том, что стопа при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию, является фундаментом тела, поэтому естест...
Профилактика плоскостопия у детей дошкольников
Уважаемые родители! Плоскостопие легче предупредить, чем лечить....
Методическая разработка к организации практикума для родителей по профилактике плоскостопия у младших дошкольников
Этот материал будет полезен инструкторам ДОУ...
Профилактика плоскостопия у младших дошкольников
Рекомендации для родителей...
Профилактика плоскостопия у младших дошкольников.
Плоскостопие – это заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое является, к сожалению, одним из наиболее распространенных у детей. Оно выражается в деформации стопы и уплощении ее свода, в...
Рекомендация для родителей. Профилактика плоскостопия у младших дошкольников.
Работа с родителями....
Конспект занятия по профилактике плоскостопия у старших дошкольников
Упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп у дошкольников...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень понравилось. Спасибо.
Очень понравилось. Спасибо.