ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Полезные упражнения для профилактики плоскостопия для детей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Плоскостопие – одно из самых распространенных деформаций опорно- двигательного аппарата. Причины разные. Это может быть врожденное неправильное развитие скелета стопы; размягчение костей стопы в связи с нехваткой витамина Д и т.д.  Но наиболее распространено статическое плоскостопие, вызванное слабостью мышц, формирующих своды стоп, избыточной массой тела и неправильно подобранной обувью. Это не врождённое, а приобретённое плоскостопие, и развивается оно не сразу, а очень медленно, чаще всего в дошкольном возрасте, когда нагрузка не соответствует выносливости её мышц, связок и костей. Ортопед выписывает специальную обувь, имеющую супинаторы различных конструкций, а так же для большинства детей  важна профилактическая  работа,  как в детском саду так и дома. Нарушения стопы не только ухудшают осанку ребёнка, но и приводят к серьёзным заболеваниям. Здоровые стопы – это правильная походка и нормальное распределение массы тела. Если это так, то значит, будут здоровыми суставы и мышцы, что, в вою очередь, является условием для полноценной жизнедеятельности внутренних органов.                       Лечить плоскостопие долго и сложно, легче его предупредить. Для этого нужна ежедневная работа – выполнение упражнений, пока это не станет необходимостью, навыком. Упражнения для профилактики плоскостопия включают тренировку комплекса мышц: икроножных, передних и задних больших берцовых, длинных разгибателей пальцев, мелких мышц стопы. Все эти мышцы тренируются в прыжках,  подскоках,  ходьбе на носках, пятках, внешней стороне стопы, упражнениях скоростно-силового характера, например, бега. Систематическое выполнение упражнений формирует у детей положительное отношение к здоровому образу жизни, желание заботиться о своей осанке и красивой ходьбе.D:\со старого компьютера\картинки все\картинки позвоночник\utrennjaja-zarjadka-formiruem-poleznuju-privychku-s-detstva-3.jpg

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДОМА.

«Сборщик» (выполнять можно и стоя и сидя). Пальцами ног брать и складывать в коробочку любые мелкие предметы: карандаши, детали конструктора, камешки, шарики и т.д.

«Я рисую» (выполнять сидя на стуле). Захватить между первым и вторым пальцами ноги фломастер и нарисовать что-нибудь на листе бумаги. Можно выкладывать пальцами ног аппликации из пуговиц, узоры из карандашей или камешков.

«Метатель» (выполнять стоя). Взять пальцами ног мячик для пинг-понга и забросить его в корзинку.

«Кораблик» (выполняется сидя).Перекатывать теннисный мяч между стопами, держа ноги на весу.

«Гусеница» (выполняется стоя). Кто быстрее пересечёт контрольную линию  стопами, подтягивая пятку к носку.

«Наведи порядок» В коробке перемешаны шишки, желуди, камешки. Сидя на полу, нужно пальцами правой и левой ноги по очереди рассортировать по трём коробкам поменьше.

«Удержи до пяти» Сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги широко расставлены, между ними – палка (лучше деревянная). По команде дети берут палку стопами ног с двух концов и приподнимают ноги. Взрослый считает до пяти.

«Не задень» Сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги широко расставлены, между ними -  палка. Слева возле палки лежит платочек. Нужно взять его пальцами левой ноги и перенести к правой ноге, не задев палку. Левую ногу перенести в исходное положение. Взять платок пальцами правой ноги и перенести его к левой.

Ковер – самолёт.

Комплекс упражнений «Ковёр-самолёт» предназначен для улучшения работы мелких мышц стопы; сокращения этих мышц в различных комбинациях. Завершает  комплекс упражнение на равновесие.

Занятие это ответственное и серьёзное, поскольку держаться за ковёр нужно будет именно стопами и пальцами ног. После завершения пальчиковых упражнений  проводится « полёт» - катание с разбега в положении стоя на коврике на двух или более сложный вариант – на одной ноге. Можно включить конкурсный момент: кто дальше проедет, кто ровнее стоит в момент «полёта», у кого ровнее траектория.

Методические особенности.

Выполнение мелких движений стопами и пальцами, востребованных в этом комплексе, представляет довольно сложную задачу. Поэтому желательно разучить каждое упражнение отдельно, проконтролировать правильность  его выполнения ребёнком, после чего переходить к следующему упражнению. Для этого,  в начале,  стоит  уменьшить  количество упражнений и число повторений. Независимо от числа выполненных упражнений заканчивают комплекс восьмым или десятым упражнением. Сложность упражнений возрастает от первого к седьмому. Восьмое упражнение предназначено для отдыха, расслабления мышц.

Игровая цель занятия: осваивание «полётов на ковре - самолёте».

Упражнения  комплекса «Ковёр - самолёт».

И.п. – сидя на скамейке или стуле, перед стопами лежит кусок ткани.

1.

Сжимать пальцы ног в кулаки, захватывая коврик, выпрямлять пальцы, отпуская коврик.

- Учимся держаться за ковёр- самолёт.

Работа мелких мышц стоп в динамическом режиме.

2.

По очереди сгибать и разгибать стопы с захватом коврика.

- Учимся управлять ковром –самолётом.

Работа мелких мышц стоп в динамическом режиме.

3.

Собрать коврик пальцами.

-Учимся перемещать ковёр-самолёт.

Координация движений.

4.

Поднимать коврик, разворачивая стопы внутрь, и растягивать коврик.

Отрабатываем снижение на ковре-самолёте

Работа мелких мышц, супинация стоп.

5.

Поднимать коврик, разворачивая стопы наружу, и растягивать коврик

Отрабатываем механизм набора высоты на ковре.

Работа мелких мышц стоп, пронация стоп

6.

Удерживая коврик пальцами, одной ногой тянуть его вперёд, другой -  назад.

Осваиваем повороты на ковре самолете

Работа мелких мышц стоп, координация движений.

7.

Поочерёдно наступать на коврик пальцами от большого к мизинцу и наоборот.

Осваиваем управление полётом.

Координация движений.

8.

Расслабить ноги, поболтать стопами над ковриком.

Отдыхаем после полёта.

Расслабление мышц связочного аппарата стоп и голеней.

9.

И. п. – стоя, впереди на расстоянии 1м.  лежит коврик.

Разбежавшись, наступить на коврик и проехать  стоя на нём.

Совершаем поворот на посадочную полосу.

Тренировка равновесия, эмоциональная разрядка.

10.

И.п. – лёжа на ковре с поднятыми ногами.       Постучать подошвами поднятых ног друг о друга

Полёт завершен успешно. Мы молодцы! Аплодируем себе стопами

Расслабление мышц, связочного аппарата нижних конечностей, стимуляция оттока лимфы, венозной крови от стоп и голеней.



Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Плоскостопие – одно из самых распространенных деформаций опорно- двигательного аппарата. Причины разные. Это может быть врожденное неправильное развитие скелета стопы; размягчение костей стопы в связи с нехваткой витамина Д и т.д.  Но наиболее распространено статическое плоскостопие, вызванное слабостью мышц, формирующих своды стоп, избыточной массой тела и неправильно подобранной обувью. Это не врождённое, а приобретённое плоскостопие, и развивается оно не сразу, а очень медленно, чаще всего в дошкольном возрасте, когда нагрузка не соответствует выносливости её мышц, связок и костей. Ортопед выписывает специальную обувь, имеющую супинаторы различных конструкций, а так же для большинства детей  важна профилактическая  работа,  как в детском саду так и дома. Нарушения стопы не только ухудшают осанку ребёнка, но и приводят к серьёзным заболеваниям. Здоровые стопы – это правильная походка и нормальное распределение массы тела. Если это так, то значит, будут здоровыми суставы и мышцы, что, в вою очередь, является условием для полноценной жизнедеятельности внутренних органов.                       Лечить плоскостопие долго и сложно, легче его предупредить. Для этого нужна ежедневная работа – выполнение упражнений, пока это не станет необходимостью, навыком. Упражнения для профилактики плоскостопия включают тренировку комплекса мышц: икроножных, передних и задних больших берцовых, длинных разгибателей пальцев, мелких мышц стопы. Все эти мышцы тренируются в прыжках,  подскоках,  ходьбе на носках, пятках, внешней стороне стопы, упражнениях скоростно-силового характера, например, бега. Систематическое выполнение упражнений формирует у детей положительное отношение к здоровому образу жизни, желание заботиться о своей осанке и красивой ходьбе.D:\со старого компьютера\картинки все\картинки позвоночник\utrennjaja-zarjadka-formiruem-poleznuju-privychku-s-detstva-3.jpg

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДОМА.

«Сборщик» (выполнять можно и стоя и сидя). Пальцами ног брать и складывать в коробочку любые мелкие предметы: карандаши, детали конструктора, камешки, шарики и т.д.

«Я рисую» (выполнять сидя на стуле). Захватить между первым и вторым пальцами ноги фломастер и нарисовать что-нибудь на листе бумаги. Можно выкладывать пальцами ног аппликации из пуговиц, узоры из карандашей или камешков.

«Метатель» (выполнять стоя). Взять пальцами ног мячик для пинг-понга и забросить его в корзинку.

«Кораблик» (выполняется сидя).Перекатывать теннисный мяч между стопами, держа ноги на весу.

«Гусеница» (выполняется стоя). Кто быстрее пересечёт контрольную линию  стопами, подтягивая пятку к носку.

«Наведи порядок» В коробке перемешаны шишки, желуди, камешки. Сидя на полу, нужно пальцами правой и левой ноги по очереди рассортировать по трём коробкам поменьше.

«Удержи до пяти» Сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги широко расставлены, между ними – палка (лучше деревянная). По команде дети берут палку стопами ног с двух концов и приподнимают ноги. Взрослый считает до пяти.

«Не задень» Сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги широко расставлены, между ними -  палка. Слева возле палки лежит платочек. Нужно взять его пальцами левой ноги и перенести к правой ноге, не задев палку. Левую ногу перенести в исходное положение. Взять платок пальцами правой ноги и перенести его к левой.

Ковер – самолёт.

Комплекс упражнений «Ковёр-самолёт» предназначен для улучшения работы мелких мышц стопы; сокращения этих мышц в различных комбинациях. Завершает  комплекс упражнение на равновесие.

Занятие это ответственное и серьёзное, поскольку держаться за ковёр нужно будет именно стопами и пальцами ног. После завершения пальчиковых упражнений  проводится « полёт» - катание с разбега в положении стоя на коврике на двух или более сложный вариант – на одной ноге. Можно включить конкурсный момент: кто дальше проедет, кто ровнее стоит в момент «полёта», у кого ровнее траектория.

Методические особенности.

Выполнение мелких движений стопами и пальцами, востребованных в этом комплексе, представляет довольно сложную задачу. Поэтому желательно разучить каждое упражнение отдельно, проконтролировать правильность  его выполнения ребёнком, после чего переходить к следующему упражнению. Для этого,  в начале,  стоит  уменьшить  количество упражнений и число повторений. Независимо от числа выполненных упражнений заканчивают комплекс восьмым или десятым упражнением. Сложность упражнений возрастает от первого к седьмому. Восьмое упражнение предназначено для отдыха, расслабления мышц.

Игровая цель занятия: осваивание «полётов на ковре - самолёте».

Упражнения  комплекса «Ковёр - самолёт».

И.п. – сидя на скамейке или стуле, перед стопами лежит кусок ткани.

1.

Сжимать пальцы ног в кулаки, захватывая коврик, выпрямлять пальцы, отпуская коврик.

- Учимся держаться за ковёр- самолёт.

Работа мелких мышц стоп в динамическом режиме.

2.

По очереди сгибать и разгибать стопы с захватом коврика.

- Учимся управлять ковром –самолётом.

Работа мелких мышц стоп в динамическом режиме.

3.

Собрать коврик пальцами.

-Учимся перемещать ковёр-самолёт.

Координация движений.

4.

Поднимать коврик, разворачивая стопы внутрь, и растягивать коврик.

Отрабатываем снижение на ковре-самолёте

Работа мелких мышц, супинация стоп.

5.

Поднимать коврик, разворачивая стопы наружу, и растягивать коврик

Отрабатываем механизм набора высоты на ковре.

Работа мелких мышц стоп, пронация стоп

6.

Удерживая коврик пальцами, одной ногой тянуть его вперёд, другой -  назад.

Осваиваем повороты на ковре самолете

Работа мелких мышц стоп, координация движений.

7.

Поочерёдно наступать на коврик пальцами от большого к мизинцу и наоборот.

Осваиваем управление полётом.

Координация движений.

8.

Расслабить ноги, поболтать стопами над ковриком.

Отдыхаем после полёта.

Расслабление мышц связочного аппарата стоп и голеней.

9.

И. п. – стоя, впереди на расстоянии 1м.  лежит коврик.

Разбежавшись, наступить на коврик и проехать  стоя на нём.

Совершаем поворот на посадочную полосу.

Тренировка равновесия, эмоциональная разрядка.

10.

И.п. – лёжа на ковре с поднятыми ногами.       Постучать подошвами поднятых ног друг о друга

Полёт завершен успешно. Мы молодцы! Аплодируем себе стопами

Расслабление мышц, связочного аппарата нижних конечностей, стимуляция оттока лимфы, венозной крови от стоп и голеней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика плоскостопия у детей дошкольников»

Актуальность проблемы  заключается в том, что стопа  при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию, является фундаментом тела, поэтому естест...

Профилактика плоскостопия у детей дошкольников

Уважаемые родители! Плоскостопие легче предупредить, чем лечить....

Профилактика плоскостопия у младших дошкольников.

Плоскостопие – это заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое является, к сожалению, одним из наиболее распространенных у детей. Оно выражается в деформации стопы и уплощении ее свода, в...

Конспект занятия по профилактике плоскостопия у старших дошкольников

Упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп у дошкольников...


 

Комментарии

Ефимова Елена Евгеньевна

Очень понравилось. Спасибо.