Технология использования нетрадиционного оборудования
консультация по физкультуре на тему
Повышение компетенции педагогов по физическому развитию с использованием нетрадиционного спортивного оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_ispolzovaniya_netraditsionnogo_oborudovaniya.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Мастер – класс для инструкторов физического воспитания
тема: «Технология использования нетрадиционного оборудования «Балансир» в развитии равновесия у дошкольников».
Выполнил: инструктор физического воспитания Семенова Любовь Александровна
стаж в данной должности: 28 лет
имеющаяся категория: первая
г. Туймазы, 2018 г.
Технология использования нетрадиционного оборудования «Балансир» в развитии равновесия у дошкольников.
Цель: повышение компетенции педагогов по физическому развитию с использованием нетрадиционного спортивного оборудования.
Добрый день уважаемые коллеги.
Одна из важнейших составляющих здоровья — двигательная активность, в процессе которой совершенствуются различные физические качества, в том числе и равновесие.
Равновесие — способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и без опорной фазах двигательного действия. Это качество необходимо ребенку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.
Упражнения в равновесии служат эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений, так как чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем более дифференцируется работа мышц и выработка координации движения. Основным средством устойчивого равновесия выступают физические упражнения повышенной сложности, содержащие элементы новизны.
Сегодня вашему вниманию, я хочу представить одно из новых нетрадиционных средств развития функции равновесия — балансир — веселая и безопасная забава для детей дошкольного возраста.
Наш балансир изготовлен из ДСП размером 50 х 25 см. Шурупами к середине доски прикручен цилиндр диаметром 5 см.
Использование балансира на занятиях по физкультуре дает возможность для развития силы всего тела, мышц рук и ног, способности преодолевать такие усилия, как вес свой и своего партнера.
Цели:
развитие физических качеств ребенка;
укрепление здоровья средствами упражнений и подвижных игр с использованием нестандартного физкультурного оборудования.
Задачи:
-укреплять мышцы ног и спины, вестибулярный аппарат, правильно формировать голеностопный сустав;
-развивать чувство равновесия, координацию движений, глазомер;
-совершенствовать психофизические качества (повышение настроения, преодоление чувства страха, внимание);
-воспитывать дружеские взаимоотношения, поддерживать интерес к достижениям сверстников.
У нас этот тренажер совсем недавно, с прошлого года, но мы уже смогли оценить его достоинство. Раньше занимаясь с детьми в кружке по коррекции плоскостопия, для себя я всегда планировала сделать такой тренажер, чтобы больше работать над развитием и укреплением мышц стопы и голени. Начинать занятия необходимо с самых простых упражнений — научиться вставать на балансир и сходить с него, освоить прямые и боковые перекаты. Это позволяет ребенку понять и ощутить свое тело в пространстве, ознакомиться с новым снарядом. Заниматься на этом тренажере, необязательно на физкультурных занятиях, можно в самостоятельной деятельности детей в группе и на прогулке. Когда придет уверенность в своих силах, тогда баланс станет удерживать проще, можно будет добавлять любые упражнения, которые выполняются и без балансира. Несложные и на первый взгляд привычные упражнения на балансире превратятся в нечто новое и не всегда легко выполнимое. Это позволит инструктору разнообразить и усложнить привычные упражнения, задействовать при работе практически все группы мышц, в том числе те, которые не включаются в работу при выполнении простых упражнений на гимнастическом коврике.
Балансир можно использовать:
-для выполнения упражнений индивидуально; «Качельки».
-групповых упражнений; «Встанем по два, три ……».
-в качестве элемента на занятии (в полосе препятствий, при выполнении отдельных упражнений на баланс-тренировку);
-в качестве полноценного занятия;
-для построения полосы препятствий;
-для так называемого динамического сидения, что дает возможность держать спину в правильном положении без особого усилия и контроля, расправляя грудь и плечи, снимая нагрузку с позвоночника в сидячем положении, формируя правильную осанку. Сидение называется динамическим, поскольку провоцирует незначительные движения в области позвоночника, обеспечивая естественную работу межпозвонковых дисков, что весьма важно для нормального функционирования позвоночника; обозначения «домика» (места расположения) каждого ребенка в зале при групповых занятиях (в детском фитнесе, на развивающих занятиях), в том числе для комфортного динамического сидения на полу;
-в разминке;
-основной части занятия при построении полосы препятствий, сенсорной дорожки, в процессе выполнения игровых упражнений;
-после тренировочном комплексе расслабляющих упражнений на 5—10 мин, позволяющих организму перейти от возбужденного состояния после основной тренировки к более спокойному. На наш взгляд это многофункциональное оригинальное и очень полезное приобретение. Совместная работа, заведующей, инструктора, воспитателя и родителя. Спасибо за внимание!
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Комплекс упражнений и подвижных игр с использованием нетрадиционного оборудования «Балансир».
Выполнил: инструктор физического воспитания Семенова Любовь Александровна
стаж в данной должности: 28 лет
имеющаяся категория: первая
г. Туймазы, 2018 г.
Упражнения из исходного положения стоя
«Перекаты прямые»
И.П.: стойка перед балансиром, ноги на ширине плеч, руки свободно.
1- 4 - встать на балансир, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, руки в стороны, выполнять перекаты, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую;
5 - и.п.
«Перекаты боком»
И.п.: стойка перед балансиром боком, ноги вместе, руки свободно.
1- 4 -встать на балансир боком, ноги расставить по его краям, колени слегка согнуты, руки в стороны, выполнять перекаты, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую;
5 - и.п.
«Скейтбордист»
И.п.: стойка перед балансиром, ноги на ширине плеч, руки свободно.
1- 3 - встать на балансир, ноги врозь, колени слегка согнуты, руки в стороны, удерживать положение в течение некоторого времени, стараться не касаться краем балансира пола;
4 - и.п.
«Прокатись боком»
И.п.: стойка боком перед балансиром, ноги вместе, руки свободно.
1- 3 - встать на балансир боком, правая (левая) нога впереди, колени слегка согнуты, руки в стороны, удерживать положение в течение некоторого времени, стараться не касаться краем балансира пола;
4 - и.п.
«Удержи»
И.п.: стойка перед балансиром, ноги вместе, руки на поясе.
1- 3 - поставить правую (левую) ногу на середину балансира, удерживать его ногой, руки в стороны;
4 - и.п.
«Наклоны»
И.п.: стойка перед балансиром, ноги вместе, руки на поясе.
1- 3 - наклон вперед, правую руку опустить в центр балансира, удерживать положение некоторое время, стараться не касаться краями балансира пола, ноги держать прямо;
4 - и.п. Выполнить то же левой рукой.
«Повороты»
И.п.: стойка перед балансиром, руки на поясе.
1 - встать прямо на балансир, стараться удерживать равновесие;
2 - поворот вправо (влево), отвести правую (левую) руку назад, перенести тяжесть тела на правую (левую) ногу;
3 - повернуться прямо, руки на пояс, стараться удерживать равновесие;
4 - и.п.
«Выпады»
И.п.: стойка прямо на балансире, руки на поясе.
1 - выпад правой ногой назад, перенос тяжести тела на левую ногу;
2 - и.п. То же левой ногой.
«Шагай и не падай»
И.п.: стойка прямо перед, балансиром, руки на поясе.
1 - встать на балансир, руки на поясе;
2 - поднять правую ногу, согнутую в колене вверх, тяжесть тела перенести на левую ногу, прямые руки поднять вверх;
3 - стойка на балансире руки на поясе;
4 - и.п. То же левой ногой.
«Прыжки»
И.п.: стойка боком на середине балансира, руки на поясе.
1—8 - прыжки, ноги врозь на пол, руки на поясе,
шагом на балансир.
Упражнения из исходного положения сидя.
«Руки вверх»
И.п.: сидя на балансире, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, руки на поясе.
1 - поднять прямые руки вверх, хлопнуть над головой, стараться удерживать равновесие;
2 - и.п.
«Удержи»
И.п.: сидя на балансире, ноги выпрямлены вперед, руки в упоре сзади за балансиром.
1- 3 - поднять согнутые в коленях ноги вверх, стараться удерживать равновесие;
4 - и.п.
«Подъемный кран»
И.п.: сидя на балансире, ноги выпрямлены вперед, руки в упоре сзади за балансиром.
1- 3 - поднять прямые ноги вверх, стараться удерживать равновесие;
4 - и.п.
«Неваляшки»
И.п.: сидя на балансире, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, руки на поясе.
1 - наклон вправо (влево), перенести тяжесть тела вправо (влево), правую руку опустить на пол;
2 – и.п.
«Повернись и дружку улыбнись»
И.п.: сидя на балансире, ноги выпрямлены вперед, руки на поясе, удерживать баланс.
1 - поворот вправо (влево), перенос тяжести тела вправо (влево), прямую руку опустить на пол за спиной, как можно дальше, улыбнуться;
2 - и.п.
«Ножницы»
И.п.: сидя на балансире, ноги выпрямлены вперед, руки в упоре сзади за балансиром.
1 - поднять прямые ноги вверх;
2- развести в стороны, стараться удерживать равновесие;
3 - скрестить прямые ноги, стараться удерживать равновесие;
4 - и.п.
«Длинные ноги»
И.п.: сидя на балансире, ноги выпрямлены вперед, руки в руки в упоре сзади за балансиром, стараться удерживать равновесие.
1 - подтянуть согнутые в коленях ноги к себе;
2- выпрямить ноги держа на весу;
3 - подтянуть согнутые ноги в коленях к себе;
4 - и.п.
«Дотянись»
И.п.: сидя на балансире, ноги широко разведены и выпрямлены, руки в руки в упоре сзади за балансиром, стараться удерживать равновесие.
1 - наклониться к правой ноге, руками обхватить правый носок, тяжесть тела перенести вправо;
2 – и.п.
3 - 4 то же, влево.
«Наклон вперед»
И.п.: сидя на балансире, ноги широко разведены и выпрямлены, руки в руки в упоре сзади за балансиром, стараться удерживать равновесие.
1 - наклониться вперед, руки вытянуть вперед, наклониться как можно ниже;
2 - и.п.
«Покатаемся»
И.п.: сесть боком на балансир, руки в упоре сзади за балансиром, ноги выпрямлены вперед, тяжесть тела перенесена вперед.
1 - поднять ноги вверх, тяжесть тела на балансире перенести назад;
2 - и.п.
Упражнения из исходного положения лежа.
«Планка»
И.п.: упор лежа на животе, ноги выпрямлены назад, руки согнуты в локтях, ладони упоре сзади за балансиром, стараться удерживать равновесие.
1 - подтянуть согнутые в коленях ноги к себе;
2 - выпрямить ноги, держа на весу;
3 - подтянут! согнутые в колене ноги к себе;
4 - и.п.
«Отжимание»
И.п.: упор лежа на животе, ноги выпрямлены назад, руки согнуты в локтях, ладони расставлены по краям балансира.
1 - выпрямить руки, удерживать равновесие;
2 - согнуть руки в локтях, удерживать баланс.
«Планка на одной ноге»
И.п.: упор лежа на животе, ноги выпрямлены назад, прямые руки в упоре по краям балансира.
1'- 3 - удерживая равновесие руками на балансире, поднять вверх правую (левую) ногу;
4 - и.п.
«Шагаем»
И.п.: упор лежа на животе, ноги выпрямлены назад, прямые руки в упоре по краям балансира.
1 - удерживая равновесие руками на балансире, согнуть в колене правую (левую) ногу;
2 - и.п.
«Руки выше»
И.п.: лечь животом на балансир, прямые руки вытянуты вперед.
1 - поднять прямые руки вверх, удерживая баланс, ноги не отрывать от пола;
2 - и.п.
«Шлагбаум»
И.п.: лечь спиной на балансир, ноги выпрямлены, руки выпрямлены вдоль туловища, балансир наклонен по форме тела.
1 - 3 - поднять таз вверх, упереться пятками в пол, удерживать баланс спиной;
4 - и.п.
«Подъемный кран»
И.п.: лечь спиной на балансир, ноги выпрямлены, согнуть руки в локтях за головой, балансир наклонен по форме тела.
1 - 3 - поднять таз вверх, упереться правой (левой) пяткой в пол, прямую левую (правую) ногу поднять вверх под углом 30°, удерживать баланс спиной;
4 — и.п.
«Крыша дома»
И.п.: лечь спиной на балансир, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, согнуть руки в локтях за головой, балансир наклонен по форме тела.
1 - 3 - поднять таз вверх, удерживать баланс спиной;
2 — и.п.
«Лягушонок»
И.п.: лечь спиной на балансир, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, согнуть руки в локтях за головой, балансир наклонен по форме тела.
1 - поднять таз вверх, удерживать баланс спиной;
2 - свести колени;
3 - развести колени;
4 - и.п.
«Качалка»
И.п.: лечь спиной на пол, прямые ноги развести по краям балансира.
1 - надавить правой ногой на балансир, сместить тяжесть тела вправо;
2 - то же влево.
Подвижные игры с использованием балансира.
«Выше ноги от земли»
Задача: совершенствовать умение бегать врассыпную, сохранять равновесие при быстром влезании на балансир.
Выбирается водящий, он встает у одного края площадки, по которой врассыпную расставлены балансиры. Остальные игроки встают с другой стороны площадки. После слов «Раз, два, три — лови!» дети разбегаются по площадке, водящий пытается их осалить. Игроки могут влезть на балансир, в этом случае водящий не может их осалить. Водящему нельзя долго стоять возле одного игрока, взобравшегося на балансир. Игроку нельзя долго стоять на одном балансире.
«Найди место»
Задача: развивать ловкость при влезании на балансир.
Балансиры расставлены по одному краю площадки, их количество меньше на один количества играющих детей. Выбирает ведущий, он встает на противоположной стороне площадки. Остальные игроки занимают свои места на балансирах. Дети | начинают движение в сторону ведущего со словами:
Мы — веселые ребята, любим бегать и играть,
Никому нас не догнать,
А ты... (имя), поспеши,
Место чье-нибудь займи.
По окончании слов бегут к 1своим балансирам, ведущий бежит вместе со всеми, пытаясь занять место любого игрока на балансире. Ведущим становится тот, кто остался без балансира.
«Кто быстрее»
Задача: развивать ловкость и быстроту реакции.
Балансиры расставить на небольшом расстоянии друг от друга по кругу. Дети встают боком к балансирам, образуя круг. Количество балансиров меньше, чем детей. По сигналу инструктора дети начинают движение по кругу по заданию (бег, бег с высоким подниманием коленей, бег с захлестыванием голени и др.). По сигналу свистка дети должны занять место на балансире. Тот: кому места не хватило, выходи из игры. Инструктор убирает несколько балансиров. Игра продолжается до последнего игрока.
«Кто быстрее по дорожке» (игра-эстафета)
Задача: развивать ловкость при передвижении по качающейся дорожке из балансиров.
Балансиры ставятся в ряд короткой стороной друг к друг образуя дорожку. Дети делятся на команды. По сигналу инструктора дети начинают движение вперед по дорожке из балансиров. В конце дорожки звенят колокольчиком, после бегом возвращаются назад в команду, передают эстафету, дотрагиваясь до вытянутой руки стоящего впереди игрока, и встают в конце колонны.
«Поменяйся местами»
Задача: развивать ловкость в перебрасывании большого мяча друг другу из исходного положения, стоя на балансире.
Оборудование: балансиры, большой мяч.
Дети делятся на 2 команды. Первые игроки встают на балансир лицом друг к другу, расстояние между ними 2,5 м. Первый участник одной команды бросает мяч первому игроку второй команды, а сам перебегает в хвост второй команды, освобождая место второму участнику и т.д.
«Дорожка препятствий» (игра-эстафета)
Задача: совершенствовать умение преодолевать препятствия, развивать быстроту и ловкость.
Оборудование: балансиры, гимнастическая скамейка, кубики.
Расставить балансиры поперек площадки, гимнастическую скамейку, кубики. Дети делятся на 2 команды и проходят полосу препятствий: бег с перешагиванием через балансиры, ползание по гимнастической скамейке на животе, бег «змейкой» между кубиками. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.
«Точно в цель»
Задача: развивать глазомер при метании мешочков в горизонтальную цель, чувство равновесия при стойке на балансире.
Оборудование: балансиры, мешочки с песком, корзина. в
Разбиться на 2 команды. Каждый игрок получает мешочек с песком весом 200 г. Первый игрок встает на балансир и забрасывает в корзину, стоящую на полу, мешочек с песком 1 и переходит в конец колонны. Игра проводится в свободном темпе. Побеждает команда, у которой большее количество попаданий.
«Подбрось — поймай»
Задача: развивать ловкость и глазомер.
Оборудование: балансиры, мячи.
Дети берут мячи и занимают места на балансирах. После слов «Подбрось — поймай, упасть не давай!» начинают подбрасывать мячи вверх и ловить. Как усложнение можно взять мячи меньшего диаметра или подбрасывать и ловить их после одного, двух или трех хлопков перед собой или за спиной.
«Море волнуется»
Задача: развивать чувство равновесия, творческие способности и фантазию детей.
1. Выбирается ведущий. Дети занимают места на балансирах, выполняют прямые перекаты со словами: «Море волнуется-раз, море волнуется-два, море волнуется-три — морская фигура на месте замри». После этого дети придумывают фигуру на балансирах. Ведущий пытается угадать фигуру. Ребенок; придумавший самую интересную фигуру, становится ведущим.
«Переправа» (игра-эстафета)
Задача: развивать чувство равновесия, умение работать в команде.
Оборудование: балансиры, корзина с мячами.
Балансиры ставятся в ряд короткой стороной друг к другу образуя дорожку. Дети делятся на команды. В начале каждой дорожки из балансиров ставиться корзина с мячами, с другой стороны — пустая корзина.
Два : - игрока из команды встают возле каждой из корзин. Остальные игроки встают на дорожку из балансиров. По команде первый игрок берет один мяч и дает детям, стоящим на балансирах. Дети передают мяч друг другу, стараются удерживать равновесие. Если мяч упал, он возвращается к первому игроку и передача начинается заново. Последний игрок складывает мячи в пустую корзину. Побеждает команда, справившаяся с заданием быстрее.
Литература
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000. Рыбкина О.Н., Морозова Л.Д. Фитнес в детском саду: программа и конспекты занятий с детьми 5—7 лет. М., 2016.
Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5—7 лет. М., 2003.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Jleчебно-ирофилактический танец «Фитнес-Данс»: Учеб. пособие. СПб., 2007.
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000.
Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с детьми 2-3-го года жизни
Опыт работы, представленный на методическом объединении для воспитателей групп младшего дошкольного возраста Калиниского района города Чебоксары....
Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с дошкольниками
Опыт работы, представленный на методическом объединении для инструкторов по физической культуре Калининского района города Чебоксары....
НОД по физическому развитию с использованием игровой, здоровьесберегающей технологии и нетрадиционного оборудования в средней группе по сюжету сказки «Строим новый теремок»
Цели деятельности педагога:Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.Образовательные за...
НОД по физическому развитию с использованием игровой, здоровьесберегающей технологии и нетрадиционного оборудования в средней группе «Путешествие в страну «Здоровей-ка» (мастер – класс для родителей)
Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой....
Мастер-класс «Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста. Использование нетрадиционного оборудования»
Цель: Познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.Задачи:· Познакомить слушателей мастер-класса с приемами ...