Роль здоровьесберегающей предметно-пространственной среды в развитии активной деятельности детей
статья по физкультуре на тему

Мишина Наталья Анатольевна

Роль здоровьесберегающей предметно-пространственной среды в развитии активной деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

“Роль здоровьесберегающей предметно-пространственной среды в развитии активной деятельности детей”

Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна служить основой для двигательной деятельности детей, своеобразной формой их самообразования в области здоровья.

Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов. При проектировании оздоровительной физкультурно-игровой среды следует обеспечить:

  • эколого-гигиенические условия;
  • достаточные площади для самостоятельной двигательной деятельности с учётом отведённого в режиме дня времени для движений, интересов и возможностей каждого из детей;
  • условия для занятий физическими упражнениями;
  • необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, периодичное его обновление и изменение.

Развивающая физкультурно-оздоровительная среда включает:

  • достаточные площади для движений и игр в помещении и на участке, личное пространство для отдыха и уединения детей;
  • в физкультурную зону в групповой комнате необходимо переносное физкультурное оборудование (мячи, обручи, скакалки, другие предметы);
  • физкультурный зал со стационарным оборудованием и переносным инвентарём;
  • общую спортивную площадку, групповые площадки, где необходимо иметь полосы препятствий, яму для прыжков, беговые дорожки, место для подвижных игр, оборудование для основных движений, эколого-оздоровительную тропу, ледяные дорожки для скольжения;
  • места для выполнения контрольных физических упражнений при диагностике двигательного развития детей;
  • оборудованные площадки для спортивных игр в баскетбол, волейбол, футбол, городки;
  • велосипедную (лыжную) дорожку на участке и за его пределами;
  • ближайшее природное окружение: зоны пересечённой местности, скверы и парки, тихие зелёные улочки, горка для катания на санках зимой, лыжня; близлежащие уличные перекрёстки для овладения правилами дорожного движения; несколько крупных физкультурных объектов (стадион, дворец спорта, ледовый дворец, физкультурно-оздоровительный комплекс), где дети должны побывать на экскурсии или посмотреть спортивные состязания;
  • маршруты для прогулок-походов за пределы ДОУ;
  • спортивный инвентарь (санки, лыжи, коньки, самокаты, велосипеды);
  • специально оборудованные зоны для коррекции отклонений в физическом и двигательном развитии: дорожки для коррекции стопы и осанки, роста, центр здоровья (где можно проверить осанку, рост, выполнить по желанию несколько физических упражнений с использованием массажёра, диска здоровья и других тренажёров;
  • атрибуты (колокольчики, нагрудные знаки, плоскостные фигуры, детские бубны, шапочки для игр);
  • инструментарий для измерения длины и массы тела, окружности груди;
  • инструментарий для обследования двигательных умений детей;
  • книги и репродукции о физкультуре и спорте;
  • дидактический материал для свободной деятельности с учётом возрастных, поло-ролевых, индивидуальных особенностей, интересов, предпочтений детей, их исследовательских интересов (парные, разрезные картинки по темам «Моё тело», «Распорядок дня», «Предметы гигиены», «Движения», «Зарядка», «Мой дом», «Что полезно и вредно для здоровья» и др.);
  • игровые физкультурные пособия для кукол (для отражения в игровой деятельности впечатлений от физкультурных событий).

К развивающей среде относятся не только предметы, пространство, но и люди. Взрослые должны служить эталоном здорового поведения, уметь создавать здоровьеразвивающие бытовые и игровые ситуации. Например, отдельные виды диагностики целесообразно проводить в групповом помещении, чтобы ребёнок был не объектом, а субъектом взаимодействия с педагогом (медсестрой, врачом), получая при этом определённую информацию о своём «Я». У детей должна вырабатываться потребность следить за своей осанкой и периодически проверять её, самостоятельно выполнять упражнения для осанки и стопы.

Построение предметно-развивающей среды осуществляется педагогами ДОУ согласно следующих принципов:

* Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

* Принцип активности.

* Принцип стабильности-динамичности.

* Принцип комплексирования и гибкости зонирования.

* Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого малыша.

* Принцип эстетической организации среды, сочетание привычных и неординарных элементов.

* Принцип открытости.

* Принцип половых и возрастных различий.

Основными характеристиками предметной среды являются:

* Разнообразие – наличие возможного игрового и дидактического материала.

* Эмоциогенность – обеспечение эмоциональной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия.

* Доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения детей.

* Зонирование – построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон.

Развивающая среда в группе  для оздоровления детей

Оборудование

Количество

Ростомер

1

Спортивное оборудование

  • Мячи разного размера и материала

3-4

  • скакалки,

3-4

  • обруч,

2-3

  • кольцебросы,

2-3

  • султанчики, ленточки на кольцах, флажки, ленты длинные, мешочки с песком, обручи малые, детские гантели, кубики, кубики, палки гимнастические короткие

-\\-

  • стойки для подлезания и перепрыгивания, мишень, плоские диски, следы

-\\-

  • пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)

-\\-

  • дорожки здоровья

4-6 разных видов

  • массажёры (мячики с шипами, валик с шипами для подошвы, роликовый и ленточный зубчатый массажёры и др.)

2-3

  • детский диск здоровья

1-2

  • атрибуты к подвижным играм по количеству детей

На каждого ребёнка

  • дидактические игры на спортивную тему

4-5

Как и любому специалисту, для повышения эффективности деятельности, тренеру требуется целый набор инструментов. Помимо ставших уже обязательными аксессуаров, таких как плавательные очки, нарукавники, ласты и спасательные круги, существует множество других.

Современный инвентарь для бассейна не только способствует развитию физических способностей ребенка, но и повышает степень его вовлеченности в воспитательный процесс, увеличивает уровень детской безопасности. Наборы тонущих палочек, ворота для водного поло, баскетбола, обручи, гимнастические палки, доски для плавания, - сложно даже представить сколько интересных игр будет проведено с использованием такого набора.

Наименование оборудования для бассейна ДОУ

Количество

1.

Комплект надувных игрушек (не менее 6 шт.)

1

2.

Кольца цветные тонущие 18 см (4 шт.)

1

3.

Набор тонущих игрушек

4

4.

Набор подводных обручей со специальным центром тяжести для вертикального расположения в воде

2

5.

Набор из подводных обручей, кольцеброса и подводных флажков

4

6.

Кольцеброс плавающий фигурный

4

7.

Баскетбольное кольцо плавающее со щитом, кольцебросом и тонущими игрушками в виде рыб

4

8.

Набор игрушек с изменяющейся плавучестью для обучения плаванию и для игр в воде. Тип 1

4

9.

Набор игрушек с изменяющейся плавучестью для обучения плаванию и для игр в воде. Тип 2

2

10.

Обруч плавающий (горизонтальный)

6

11.

Поплавок цветной, флажок

6

12.

Доска плавательная

12

13.

Колобашка

12

14.

Лопатка для плавания

12

15.

Палка-трубка. Тип 1

6

16.

Палка-трубка. Тип 2

12

17.

Ласты детские

12

18.

Нарукавники для плавания

12

19.

Круги для плавания

6

20.

Очки для плавания

12

21.

Свисток

2

22.

Шест инструктора

1

Построение развивающей предметно-пространственной среды в каждой группе детского сада подчинено принципам, осуществление которых уже обеспечивает условия для формирования инициативности детей дошкольного возраста:

Принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

В соответствии с ФГОС ДО каждый дошкольник имеет право на выбор представленных в предметно-развивающей среде пособий, реализацию собственных потребностей и интересов, что расширяет возможности саморазвития и взаиморазвития. Свободный выбор предполагает ответственность ребенка за свой выбор.

Принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности материалами.

Построение предметно-развивающей среды с учетом принципа вариативности, ориентированность на «зону актуального развития» ребенка и возможность его самореализации в различных видах деятельности, осуществляется через  создание условий для овладения культурными средствами деятельности.

Моделирование игры (или другого вида деятельности) по собственной инициативе, собственному сценарию формирует активность, будит фантазию, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения нашего детского сада. Использование модулей, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Предметно-развивающая среда определяется мерой активного действия ребенка. Поэтапное, пластичное, вариативное и инвариантное включение ребенка в среду и ее направляющий характер является одним из основных принципов организации.

Принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

В организации  среды коллективом ДОУ  предусматривается  легкость трансформирования  пространства  детьми  в  соответствии  с  интересами  (здесь представлены легкие ширмочки, заборчики, цветные шнуры, ленты разграничивающие пространство группы).

Выводы:

Среда дошкольной группы и семьи должна отвечать принципиальным позициями ФГОС ДО, т.е. необходимо обеспечить: учет специфики дошкольного детства и поддержку его разнообразия; сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развития человека; полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства и амплификацию детского развития; благоприятную социальную ситуацию развития; содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей.

Групповое помещение необходимо представить развивающими центрами (уголками или зонами) - единицами развивающей предметно-пространственной среды, которые позволяют обеспечить как самостоятельную деятельность детей, так и совместную деятельность педагога и ребенка (или группы детей).

Для каждой возрастной группы определяется необходимое количество развивающих центров и  их содержание, соответствующее возрастным и индивидуальным интересам, потребностям и возможностям детей.

Материалы каждого развивающего центра обеспечивают каждому ребенку потребность в исследовании окружающей действительности, построении собственной картины мира и определении собственного места в нем.

Специально организованная развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию культурных практик детства (общения, игровой, сотрудничества, рефлексии и др.), влияющих на становление индивидуального стиля жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей

Задачей каждого образовательного учреждения является создание каждому воспитаннику условий для  наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей путём укрепления здоровья....

Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей

Задачей каждого образовательного учреждения является создание каждому воспитаннику условий для  наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей путём укрепления здоровья....

Организация предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей раннего возраста.

С сентября 2018г мы реализуем программу «Теремок» -  Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивид...

Методическая разработка: «Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей»

Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная,...

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"...