Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС.
статья по физкультуре на тему
Физическое развитие дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_razvitie_doshkolnikov_v_usloviyah_realizatsii_fgos_do.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Скибина Н.А. воспитатель
ГБДОУ детский сад №36 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
(из опыта работы воспитателя)
Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
-Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
-Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
-Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, на мой взгляд, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей. Образовательная область «Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму ,выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки).Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач.
Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям:
- Утренняя гимнастика,
-Гимнастика после сна. Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами и хождением по массажным дорожкам помогает улучшить настроение детей, поднимает мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
-Подвижные игры и физические упражнения во время прогулок. Подвижные игры, как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируются воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы.
-Физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой. Физкультминутки, как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется в работе с детьми.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам.
У нас проводятся занятия по физической культуре три раза в неделю в первой половине дня.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности и организованной предметно-пространственной среды в группе по ФГОС.
Согласно требованиям ФГОС при создании предметно-развивающей среды физического развития детей воспитатель должен руководствоваться следующими принципами:
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает: свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Хочется отметить, что развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна:
- иметь привлекательный вид;
- выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- снимать утомляемость;
- положительно влиять на эмоциональное состояние;
- помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Таким образом, ФГОС ДО определяет конкретное содержание образовательной области «Физическое развитие»
Не следует забывать, что интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Мы работаем в тесном контакте с семьями воспитанников, даем рекомендации по оптимизации двигательной активности детей. Существует множество способов, обеспечивающих физическое развитие детей в семье: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях.
Но наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у родителей. Таким образом, совместными усилиями мы стремимся к реализации главной задачи образовательной области «Физическое развитие» гармоничному развитию у воспитанников физического и психического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Статья о работе ДОУ по реализации образовательной области "Физическое развитие"...
Индивидуальный подход, как одна из составляющих физического развития дошкольников в условиях реализации ФГОС
Статья по индивидуализации и взаимодействию со специалистами ДОУ....
Физическое развитие дошкольника в условиях реализации ФГОС
Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Образовательная область «Фи...
Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физкульт...
Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта воспитателя).
Физическое развитие дошкольников в рамках ФГОС(из опыта воспитателя)....
Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Дошкольный возраст является основным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физкульт...
Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Стандарты по ФГОС ДО по физическому развитию дошкольников...