«Подвижные игры на улице в осенне-зимний период» Консультация для воспитателей
консультация по физкультуре (старшая группа) на тему

Меденко Динара Рашидовна

Ребёнок, который ежедневно гуляет по несколько часов, всегда бодр, весел и энергичен. У него хороший цвет лица, нормальный аппетит, крепкий сон. Но полезное воздействие воздуха теряет свои преимущества, если ребёнок на прогулке пассивен. Активные движения, даже при сравнительно низкой температуре воздуха снимают опасность переохлаждения, способствуя выработке в организме тепла. Важно и то, что увлекательные физические упражнения и подвижные игры во время прогулок приучают детей долго оставаться на воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №89»

«Подвижные игры на улице в осенне-зимний период»

Консультация для воспитателей

 

                              Подготовила:

 инструктор по физической культуре

                              Меденко Д.Р.

Ребёнок, который ежедневно гуляет по несколько часов, всегда бодр, весел и энергичен. У него хороший цвет лица, нормальный аппетит, крепкий сон. Но полезное воздействие воздуха теряет свои преимущества, если ребёнок на прогулке пассивен. Активные движения, даже при сравнительно низкой температуре воздуха снимают опасность переохлаждения, способствуя выработке в организме тепла. Важно и то, что увлекательные физические упражнения и подвижные игры во время прогулок приучают детей долго оставаться на воздухе.

Проведение на прогулке занятий, игр, упражнений с двигательной активностью позволяет одевать старших дошкольников даже в холодный период года в облегчённую спортивную одежду, что способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний, среди воспитанников дошкольных учреждений.

Игры на свежем воздухе расширяют знания о природных явлениях, помогают установить причинные связи между этими явлениями, что, в свою очередь, влияет на развитие мышления,  и речи (заучивание четверостиший к подвижным играм).

Организация различных упражнений и подвижных игр на воздухе оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности, вместе с тем, создаются наиболее благоприятные условия для проявления товарищеских чувств, взаимопомощи. Развиваются и физические качества - выносливость, сила, скорость и т.д.  

При проведении подвижных игр надо помнить, что моторные умения, знания и ориентировки, закрепляемые в подвижных играх, должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.

Возрастные особенности развития организма дошкольника

У трех-четырех леток отмечается общая большая неустойчивость из-за того, что значительная часть силы идет на поддержание своего собственного тела в равновесии, отсюда ограниченность динамических возможностей в данном возрасте. У этих детей преобладает развитие мускулатуры верхнего плечевого пояса, движения с участием крупной мускулатуры, отмечается недостаточное развитие ручной умелости. Повышенная утомляемость при однообразных движениях требует частой смены движения и положений.

Если продолжительное время дети стоят или сидят они утомляются. Это утомление сказывается в слезах, конфликтах с другими детьми, в рассеянности внимания детей. Поэтому одну и ту же игру, например игру в мяч, надо проводить в различных положениях: чередовать прокатывание мяча с бросанием и ловлей.

Пяти-шестилетки дают большую устойчивость в равновесии собственного тела. У этих детей наблюдается более равномерное развитие мускулатуры, совершенствуется координация движений. И хотя выносливость ребенка повышается, все же организм его требует частой смены движений и положений.

Семилетки дают более энергичный рост конечностей. Относительно увеличивается мышечная масса, но выносливость еще недостаточна из-за общей неустойчивости физиологического баланса. Значительно улучшается координация движений, автоматизируются двигательные умения, уточняется развитие ручной умелости. При общей повышенной нервной возбудимости отмечается высокая двигательная активность, имеющая определенный целенаправленный характер. Поэтому более продолжительное время могут находиться в одном и том же положении, а, следовательно, одну и ту же игру можно проводить более длительное время, но не более 2-3 раз.

Во время ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке решаются следующие задачи:

•Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями.

•Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях.

•Развитие креативных возможностей и физических качеств (ловкость, быстрота движений, координация и выносливость).

•Воспитание самостоятельности и активности.

•Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Успешное решение этих задач достигается в процессе подвижных игр и физических упражнений, соответствующих двигательным возможностям детей, требующих от них физического и умственного напряжения и нравственно-волевых качеств.

Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Однако в зависимости от характера занятий, проводимых в режиме дня в разные дни недели, их количество различно. Так, в дни проведения занятий по физической культуре в зале с детьми на прогулке организуется одна подвижная игра и одно физическое упражнение продолжительностью от 15 до 20 минут. В другие дни можно проводить одну подвижную игру и два спортивных упражнения продолжительностью в среднем 30 минут. При распределении игр и физических упражнений в течение дня важно учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на занятиях, и ежедневных игр и упражнений на утренней и вечерней прогулках.

При планировании игр и физических упражнений на утренней прогулке необходимо предусмотреть:

•сложность движений и целесообразность их сочетания с учетом подготовленности детей;

•соответствие содержания игр и упражнений погоде и времени года;

•использование разных приемов выбора детей на ведущие роли;

•вариативность подвижных игр с целью развития креативности и положительной мотивации к самовыражению в движении.

Педагогу следует позаботиться о создании дружеской эмоциональной атмосферы, которая располагала бы детей к добровольному участию в играх и упражнениях, к проявлению активности и самостоятельности.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения. Для поддержания интереса к играм целесообразно усложнять их содержание, правила и двигательные задания, например предлагать выполнять движения в более сложных условиях с использованием разнообразных пособий и природного окружения (перелезание через скамейку, подлезание под дугами, прыжки с разбега, ходьба по буму и по снежным валам, упражнения с преодолением препятствий и т.д.). От детей требуется проявление выдержки, волевых усилий, быстроты и ловкости движений.

Планирование игры

На месяц обычно намечают 3-4 игры для средней и старшей групп, в том числе 1-2 новые (одна подвижная, другая спокойная).

В младшей группе – 2-3 игры (одна из них новая).

За один раз не следует давать больше двух игр, причем одна игра должна быть более  подвижного характера, в которой группа участвует в беге или прыжках, а другая – более спокойная или с пением.

Новых игр часто давать не следует. Новая игра вносится после того, как дети хорошо усвоили старую.

Всякое воздействие требует для своего закрепления повторения и упражнения. Только при этом условии закрепляются вновь приобретенные знания и умения. Для этого рекомендуется:

В младшей группе проводить одни и те же игры в течение 3-4 прогулок, можно проводит одну игру  1-2 раза на каждой прогулке.

В средней и старшей – в течение 2-3 прогулок, по 3-5 раз на каждой прогулке.

Следует не забывать при проработке новой игры,  возвращаться к хорошо знакомым детям  играм, что позволит дошкольникам использовать их в самостоятельной свободной игровой  деятельности.

Также рекомендуется уже знакомую детям игру проводить с элементами усложнения, например, убегая, ребенок может спрятаться в заранее намеченный «домик».

При выборе водящих необходимо пользовать разными способами, это:

  • Разного рода считалки;
  • Водящий может быть выделен всей группой или прежним водящим;
  • Водящий может быть назначен воспитателем.

Однако каждый из указанных способов имеет свою слабую сторону, поэтому необходимо применять попеременно  все способы. Желая быть водящим, дети часто поддаются, поэтому нельзя выбирать водящего из числа пойманных

Подготовка воспитателя к игре

Незнание воспитателем игры может привести к дезорганизации детского коллектива, к снижению интереса у детей.

Воспитатель должен знать, что от степени продуманности игры зависит и ее успех.

При невозможности применить намеченную игру, воспитатель должен уметь их заменить  добавочными играми.

Пред тем, как начать игру воспитатель должен провести коротенькую беседу, чтобы настроить детей на игру, познакомить их с правилами или рассказать о повадках того животного, образ которого используется в игре. Игре также может предшествовать небольшой рассказ или пение.

Такая  предварительная настроенность чрезвычайно существенна для эмоционального восприятия игры, для самого усвоения содержания  игры и для лучшей организации детского коллектива. Игра, даваемая просто, без предварительной вводной беседы, часто плохо воспринимается детьми, кажется им скучной и неинтересной, вяло проходит и не дает того педагогического эффекта, который мы хотим получить от игры. Бессюжетные игры не требуют предварительной беседы.

При объяснении игры воспитатель располагает детей так, чтобы все дети видели его мимику, жесты, движения и ясно слышали его речь. Живая, веселая, образная речь воспитателя способствует настроенности ребят и поднятию интереса к игре.

Во время проведения игры воспитатель не должен кричать, так как дети впоследствии перестают реагировать на повышение голоса.

Не следует объяснять все правила сразу, так как дети, желая быстрей приступить к самой игре, быстро их забывают, плохо усваивают и забывают выполнять. Объяснение правил должно чередоваться с активным действием детей. Правила можно дополнять в процессе самой  игры. Правила во время проведения подвижных игр выполняются детьми безоговорочно.

Окончив игру, воспитатель должен сказать о достижениях детей во время игры или о тех ошибках, которые были допущены во время игры, и которых можно избежать.

Показ движений

Подражательная способность детей очень велика и поэтому, чем лучше будет показ, тем выше будет качество движения ребенка. Воспитатель должен показывать движения правильно, четко, красиво.

В младших группа воспитатель и организатор, и наблюдатель, и участник (участвует в игре как рядовой член коллектива).

В средней группе роль руководителя как непосредственного участника несколько снижается, временами он может не быть непосредственным участником игры, а брать на себя роль организатора и наблюдателя.

В старших группах воспитатель стремиться всю инициативу и организацию проведения игры передать детям, а сам следит за ходом игры, зав выполнением правил и принимает активное участие. Если того требует нарушение хода игры, возникновения конфликта среди детей и т.д.

Также активного участия воспитателя требуют игры, связанные с подачей сигнала, так как подача сигнала очень трудно дается детям.

Гигиенические условия проведения игр

  • Подвижные игры лучше всего проводить на воздухе.
  • Место, где проводятся игры, не должно быть каменистым, чтобы дети при падении не получили ушибов.
  • Земля на площадке не должна быть рыхлой, песчаной, так как это затрудняет бег, она должна быть хорошо утрамбована, допускается наличие невысокой травы.
  • Если на площадке пыльно, одна должна быть полита за 10- 15 минут до проведения подвижных игр, также на площадке должны быть скамейки, на которых дети смогут отдохнуть в случае усталости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Во что играть с ребенком на улице? Простые и доступные подвижные игры на улице для детей от 2 до 3 лет.

Догонялки.Догонялки – эта одна из самых любимых детских игр. Чтобы малышу в 2 года было интересно в них играть, догонялки должны быть ролевыми.Мама может стать котом, а малыш мышкой. А еще ...

Подвижные игры на улице в летний оздоровительный период для детей дошкольного возраста.

Много игр для детей. Лето- прекрасная пора для развития физических качеств....

«Организация подвижных игр в летний оздоровительный период» (консультация для воспитателей ДОУ)

laquo;Организация подвижных игр в летний оздоровительный период»(консультация для воспитателей ДОУ)...

Картотека «Подвижные игры на улице в весенний период»

Картотека «Подвижные игры на улице в весенний период»...

Консультация для родителей: «Подвижные игры на улице в летний период».

Консультация для родителей:«Подвижные игры на улице в летний период».Подготовила: Спорыхина И.М.         Главная задача каждой семьи – вырасти...

Речевые игры в логопедической группе в летний период Консультация для воспитателей и родителей

Речевые игры в логопедической группе в летний периодКонсультация для воспитателей и родителей...

Авторская подвижная игра на улице в зимний период: «Снегопад»

Цель: Закреплять социально-коммуникативные взаимодействия между детьми, развивать двигательную активность.Задачи: Развивать правильность и точность броска. Учить детей быстро бегать за предметами. Раз...