Развитие физических качеств на занятиях физической культуры у детей дошкольного возраста с нарушением осанки.
статья по физкультуре на тему
Аннотация: Данная статья посвящена развитию физических качеств у детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются методы, средства, и показатели развития физических качеств дошкольников с нарушением осанки на занятиях физической культуры
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие физических качеств на занятиях физической культуры у детей дошкольного возраста с нарушением осанки.
Аннотация: Данная статья посвящена развитию физических качеств у детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются методы, средства, и показатели развития физических качеств дошкольников с нарушением осанки на занятиях физической культуры
Ключевые слова: физические качества; быстрота; ловкость; выносливость; сила; гибкость, осанка, физкультурные занятия
Введение.
В современном мире одной из самых важных задач физического воспитания дошкольника выступает развитие у него физических качеств, так как состояние общей физической подготовленности детей зависит от того, на сколько у них развиты основные физические качества и виды движений.
Целью данной работы является рассмотрение особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста.
Задачи работы: проанализировать средства, методы и показатели развития физических качеств дошкольников. .
Методами, использованными при написании данной работы являются: анализ педагогической литературы по теме исследования, обобщение, интерпретация литературных источников.
Основная часть.
Высокий уровень развития физических качеств помогает в различных жизненных ситуациях. Чем выше уровень развития физических качеств, тем успешнее двигательная деятельность ребенка, выше его способность к овладению новыми формами движений.
Воспитание физических качеств является существенной стороной физического воспитания. Все физические качества являются врожденными, т. е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. К физическим качествам относятся быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие.
Именно в дошкольном возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально-положительного состояния психики; дети проявляют всё большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют творческую самостоятельность. При выполнении любого упражнения, основного вида движения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега — сила в сочетании с быстротой. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде.
Работа по развитию физических качеств осуществляется в детском саду воспитателем на физкультурных занятиях.
Ловкость - это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость развивается в основных видах движений (лазание, в общеразвивающих упражнениях с предметами, с оборудованием, в подвижных играх, в спортивных играх. При проведении игр-эстафет (бег между предметами, пролезание в обруч и др.).
Быстрота - способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Быстрота развивается в танцевальных движениях, в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Гибкость - способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2—3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2—3 полуприседания, затем — глубокое приседание.
Равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. Равновесие развивается в таких видах движений как ходьба, бег по скамейке, в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).
Сила - степень напряжения мышц при их сокращении. Развитие силы мышц может быть достигнуто в общеразвивающих упражнениях с увеличенным весом предметов (набивной мяч, мешочки с песком и др., с использованием преодоления сопротивления партнера (в парных упражнениях, в упражнениях, включающих поднятие собственной массы (прыжки), подъем туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки скрещены на груди, сесть-лечь
Выносливость - способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости.
Большая роль в области физического воспитания детей дошкольного возраста принадлежит врачу и педагогу Е. Г. Леви-Гориневской. Продолжая линию своих предшественников, она внес значительный вклад в развитие теории и практики физического воспитания. Из опубликованных ею работ наибольшую популярность приобрела книга «Закаливание организма ребенка», написанная в соавторстве с А. И. Быковой, а также ее последняя работа «Развитие основных движений у детей дошкольного возраста»
Помочь дошкольнику своевременно овладеть двигательными умениями — важная задача педагога детского сада, считает Е.Н. Вавилова. Она раскрыла методику обучения детей основным видам движений: бегу, прыжкам, лазанью, метанию с учетом условий воспитания в сельском детском саду. В книге уделено внимание проведению игр-эстафет, соревнований с элементами спортивных развлечений.
Вместе с тем, сегодня часть детей уже дошкольного возраста имеют некоторые нарушения, которые препятствуют полноценному формированию физических качеств. Среди них, особым нарушением является нарушение осанки.
Осанка - это привычная, непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения. Её основой является позвоночник.
Осанка формируется в процессе роста и развития человека и изменяется в зависимости от условий быта, учёбы, труда, занятий физическими упражнениями. Поэтому со дня рождения ребёнка важно заботиться о его физическом развитии.
Неправильная осанка, искривлённый позвоночник не только портят фигуру, но и существенно влияют на физическое развитие, снижают жизненные функции, его работоспособность. Решающую роль в коррекции не правильной осанки играет воспитание и системное воздействие физических упражнений
Существуют некоторые противопоказания и ограничения в формировании физических качеств при нарушении осанки. Например такие как:
Физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.).
Акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, «мостик», «березка», стойка на руках и на голове и др.)
Упражнения на гимнастических снарядах, в том числе висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях и кольцах и др.
Ограничения при нарушении осанки:
Продолжительные физические нагрузки средней интенсивности (бег трусцой, бег в умеренном темпе, подвижные игры и др.)
Физические упражнения, направленные на развитие общей и локальной выносливости, скоростно-силовых качеств.
Физические упражнения с длительным статическим напряжением мышц.
Физические упражнения на тренажерах (необходим индивидуальный подбор тренажера со строгим дозированием физических нагрузок).
Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.
Изучив подходы к развитию физических качеств дошкольников и учитывая противопоказания и ограничения их развития для детей с нарушением осанки, мы разработали рекомендации для воспитателей по проведению физкультурных занятий и родителей, которые бы хотели развивать физических качества детей в домашних условиях:
- В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки.
• Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
• Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
• Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Все эти упражнения будут способствовать развитию чувства правильной позы тела, развивать статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывать сознательное отношение к своей осанке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие зрительного восприятия как фактор подготовки к школе детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи
Для широкого круга пользователей....
Использование координационной лестницы для развития двигательных качеств на занятиях физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста
Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, соглсовнность движений, тем усешнее двигтелня ктивность ребенка. Именно поэтому на физкультурных занятиях в нашем детском ...
Использование координационной лестницы для развития двигательных качеств на занятиях физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста
Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, соглсовнность движений, тем усешнее двигтелня ктивность ребенка. Именно поэтому на физкультурных занятиях в нашем детском ...
Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.
Правильная организация воспитательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушением зрения способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и соци...
Развитие зрительно-осязательного восприятия и тактильно-двигательного анализатора детей дошкольного возраста с нарушением зрения.Методическое пособие.Магнитогорск,2012г.
Коррекционная педагогика.Методическое пособие:"Развитие зрительно-осязательного восприятия и тактильно-двигательного анализатора детей дошкольного возраста с нарушением зрения".Рослая Н.И,уч...
МАСТЕР - КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННОГО КВАДРАТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»
Мастер - класс для педагогов...