Статья "Как темперамент ребенка влияет на его поведение"
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье дается перечень психо-физиологических особенностей характера ребенка,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_temperament_rebenka_vliyaet_na_ego_povedenie.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья Волик А.В., ГБДОУ детский сад №49 , Санкт-Петербург
«Как темперамент ребенка влияет на его поведение »
Взаимообусловленность типа личности, темперамента и других индивидуальных особенностей человека изучена недостаточно. Однако неоспоримо, что социальная полноценность личности олределяется не только ее типом, но и условиями деятельности. Поэтому каждый человек может совершенствоваться- '•. во всех отношениях, а тем более обогащая психофизические ресурсы. Изменяя социальные условия жизни, мы можем определить направле-ние изменений в своей психике и поведении.
Общеизвестно, что воображение помогает человеку мобилизовать и усилить свой морально-волевой потенциал. Удачный выбор личности для подражания часто является толчком к планомерной и последовательной перестройке
собственного поведения и всей своей деятельности. Для такой цели очень полезно познать самого себя и познакомиться, хотя бы в общих чертах, с особенностями природы мальчиков и девочек.. Как известно, в общении полов подчас возникают конфликты из-за недопонимания и чужих, и своих личных особенностей и тех средств, которые способны помочь достигнуть психической и социальной совместимости на основе принципа — достигай гармонии, не отвергая и не подавляя природных особенностей другого человека.
Отметим, что в чистом виде темпераменты редко проявляются, однако тот или, иной тип нервной системы преобладает у каждого ребенка.. Необходимо учитывать, что с возрастом в какой-то мере видоизменяется и темперамент.
Темперамент — это врожденный тип нервной системы, определяющий уравновешенность и подвижность психических процессов. Принято выделять четыре основных, «чистых», типа темперамента.
Сангвиник — сильный, уравновешенный, легко возбуждается и успокаивается. Говорливый, веселый, живой, подвижный, впечатлительный. Его можно сравнить с бегом могучего потока. Его деловые качества: горячий, продуктивный деятель на интересной работе; сравнительно легко преодолевает гнетущее настроение. Голубой, и желтый цвета уравновешивают его, алый — стимулирует.
Холерик — сильный, неуравновешенный, легко раздражается и нескоро успокаивается. Он вспыльчив и прямолинеен, как поток, мощно и стремительно низвергающий свои воды с утеса. его деловые качества: боевой, задорный, готовый преодолеть трудности на пути к цели. Склонен перетрудиться и временно истощиться. 'Голубой и желтый цвета успокаивают его, алый —: стимулирует.
Меланхолик — слабый, скоро истощается и медленно восстанавливается. Этот тип можно представить как ручеек, готовый превратиться в болото, Его деловые качества: вялый, способен успешно работать, но в благоприятных условиях и не на пределе возможностей. Голубой и желтый цвета располагают его к замкнутости, а воздействие алого—угнетает.и утомляет.
.
Флегматик — сильный, уравновешенный, с медленной сменой возбуждения и торможения. Он спокойный, ровный, как богатырь, несущий на плечах бремя своей и чужой ноши. Этот тип можно сравнить с гладким течением многоводной реки. Его деловые качества: настойчивый и упорный труженик. Голубой и желтый цвета клонят его ко сну, а алый — стимулирует к работе. .
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что темперамент влияет на направленность поведения ребенка.. В зависимости от темперамента в пове-денииа преобладают либо эмоции, либо активные действия. Сангвиник и меланхолик, как правило, в первую очередь на тот или другой раздражитель отвечают эмоциональным всплеском .а холерик и флегматик — действием. Для холерика и флегматика эмоции задают темп, ритм и интенсивность их поведения в достижении цели.
Весь курс психофизической тренировки способствует самосовершенствованию черт характера на основе роста психофизических сил и самовоздействия на свое сознание двумя путями: самовнушением (в состоянии релаксации) или подражанием сильной личности (литературному герою, спортсмену и т. п.). Выбор метода для самовоздействия зависит от типа высшей нервной деятельности (по И. П. Павлову). Художественный тип может достигнуть лучшего результата при помощи самовнушения, а мыслительный (преобладает вторая сигнальная система) — активности, действия, подражанию деятельности полюбившейся замечательной и уважаемой личности.
Корректируя темперамент ребенка (если в этом есть надобность), необходимо учитывать следующее:
1. Сангвиник достигнет больших результатов, если будет меньше переживать, а больше действовать целенаправленно, доводить до конца задуманное или заданное. Наградой за его труды в области самоусовершенствования будет радость: либо мышечная (от физического труда, спортивных игр), либо творческая (для человека науки, искусства, литературы и для каждого, кто учиться и познает мир.).
2. Холерик и эмоционален, и активен как бы сверх меры. Поэтому свои желания и порывы он должен сперва «процедить сквозь сито критической мысли», чтобы не ошибиться в выборе тактики, ведущей к активной, но одновременно и сложной деятельности, не обижая и не задевая окружающих его одноклассников.. Отметим, что воспитывать детей с холерическим темпераментом следует очень терпеливо и гуманно. -Репрессии и нажим подчас вызывают ненависть и обиду у воспитуемых. 3. Меланхолик, стремящийся стать более активным, должен избегать самоанализа и воспоминаний об обидах. Он должен научиться (в этом ему поможет психофизическая тренировка) переключать внимание на оказание помощи другим в детском коллективе и дома родителям. В свободное время ему следует увлекаться активной деятельностью (спортивные секции,занятия музыкой,театральные студии). А если одолевает меланхолия, полезно выполнить комплекс физических упражнений и принять контрастный тепло-прохладный душ. 4; У флегматика есть достаточный запас эмоциональности и активности, но он должен использовать их в оптимальном режиме ибо (не занимаясь психофизической тренировкой) может попасть в разряд тех, кто «к добру и злу постыдно равнодушен». Сам по себе настрой умиротворения подчас может постепенно затянуть в трясину лени и безделия,
Детям-флегматикам очень важно привить привычку быть деятельными и отзывчивыми. -Изменяя темперамент, который, как известно, является основой формирования характера,родителям и воспитателям надо озознавать свою ответственность перед ребенком, ведь не зря говорят : » Посеешь характер –пожнешь судьбу!,»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклеты "Как правильно выбрать кружок для ребенка", "Какие способности развивают различные кружки, секции, детские объединения", "Темперамент ребенка и выбор кружка", "Особенности поведения ребенка, влияющие на выбор кружка"
4 буклета о том, чем руководствоваться при выборе кружка для ребенка...
Статья «Как продуктивная деятельность влияет на развитие ребенка».
В наше время все чаще и чаще встречается у детей задержка речи, нарушение психических процессов. Дети стали более агрессивными, не умеющими переживать, помогать сверстникам и взрослым. Не замечают кра...
Темперамент ребенка. Тест для родителей «Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»
Тест для родителей«Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»1. Какие черты характера преобладают у вашего ребёнка?а) Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссность, гибкость, де...
Статья .Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции , физически укрепляют ребенка .
Сохранение здоровья и формирования здорового образа жизни сегодня не представляется возможным без использования накопленных столетиями и проверенных многими поколениями народных традиций....
Статья народные подвижные игры влияют на воспитание ребенка.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции , физически укрепляют ребенка .Через народные подвижные игры воспитывается чувство ...
«Темперамент и его влияние на поведение ребенка»
Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок! Сколько раз мы хватали за рукав сына, рва...