Основы двигательной активности и ее особенности у старших дошкольников
учебно-методический материал по физкультуре на тему
В настоящее время во всем мире наблюдается повышенный интерес ученых, исследователей к проблемам физического развития детей. Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества целью физического воспитания является содействие повышению двигательной активности детей как важного фактора, влияющего на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, что важно на ступени дошкольного детства, когда происходит интенсивное физическое развитие ребенка и закладываются основы здоровья.
Уровень развития двигательной активности детей в настоящее время находится на невысоком уровне. По данным ученых-исследователей (Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной и др.) от 30% до 40% старших дошкольников имеют низкий уровень двигательного развития, т.к. двигаются в два раза меньше, чем предусмотрено возрастной нормой. Причины этого кроются в современном образе жизни. Дома и в детском саду дети большую часть времени проводят в статичном положении: сидят за столами, отдают предпочтение компьютеру, телевизору, мобильному телефону, что ведет к гиподинамии – режиму малоподвижности. Поэтому важно с раннего детства обеспечить условия, необходимые для удовлетворения потребности ребенка в движении. Так как движение – это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их физического развития, формирования его психики, способностей, жизненной активности; основа физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основой индивидуального развития и жизнеобеспечения организма является двигательная активность, оказывающая воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А.Аршавским.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что двигательная активность рассматривается как:
- главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева);
- кинетический фактор, определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическим и сенсорным факторами (Н.А. Бернштейн, Г. Шеперд);
- удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф. Змановский и др.);
- биологическая потребность организма в движении, от степени которой зависит здоровье и физическое развитие детей.
Двигательная активность ребенка складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение дня: 50-60 % времени они должны двигаться. В старшем дошкольном возрасте она становится более целенаправленной, в меру зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются. Благоприятное воздействие на организм оказывает двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Главное внимание в этой связи необходимо уделять двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей в свободных и организованных ее формах. Оценка двигательного режима, двигательной активности проводится на основании комплекса показателей:
1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.
2. Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.
3. Интенсивности двигательной деятельности.
Как показали исследования, в настоящее время во многих дошкольных учреждениях существующий двигательный режим позволяет восполнить лишь 50-60% естественной потребности детей в движениях.
Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.
Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений; количество движений за дневное время пребывания в дошкольном учреждении - по шагомеру для детей в возрасте:
- трех лет-9000-9500 движений;
- четырех лет-10000-10500 движений;
- пяти лет-11000-12000 движений;
- шести лет-13000-13500 движений;
- семи лет-14000 – 15000 движений [21].
Для достижения такого уровня двигательной активности более 70% ее должно быть реализовано при использовании регламентированных (организованных) форм двигательной деятельности детей, к которым относятся:
Физкультурные занятия - основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей, которая проводится три раза в неделю. Цель и задачи таких занятий заключаются в формировании двигательных умений и навыков; развитии физических качеств; удовлетворении естественной биологической потребности в движении; обеспечении развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; создании условий для всестороннего развития детей. Характерными особенностями являются выраженная дидактическая направленность, строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки, руководящая роль воспитателя.
Утренняя гимнастика – обязательная часть двигательного режима, организация которой направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы - дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы. Проводится ежедневно до завтрака в течение 10-12 минут. Содержание утренней гимнастики составляют хорошо знакомые детям упражнения, которые предусматривают поочередное включение в работу новых групп мышц.
Физкультминутки - кратковременные физические упражнения, которые проводятся с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности и способствуют активизации мышления, созданию положительного эмоционального фона, снятию утомления мышц и нервной системы. Проводятся ежедневно на начальном этапе утомления, продолжительность 1,5-2 минуты.
Бодрящая гимнастика – помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Проводится при открытых фрамугах в течение 5-7 минут.
Подвижные игры и физические упражнения во время прогулок являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. Подбор их осуществляется в соответствии с сезоном, погодой, уровнем физической подготовленности детей, особенностями высшей нервной деятельности, двигательной активности, в целом - состоянием здоровья детей.
Физкультурный досуг – эффективная форма отдыха, наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью.
Содержание досуга составляют знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении. Организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня, продолжительностью 30-35 минут .
Физкультурный праздник – форма активного отдыха, демонстрирующая здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств. Проводится 2-3 раза в год, продолжительностью 1ч-1ч 20 мин.
К нерегламентированной двигательной активности относится самостоятельная двигательная деятельность детей, которая является важным источником активности и саморазвития ребенка и дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет. Для этого он осуществляет организацию физкультурно-игровой среды: обеспечивает достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие и сменяемость пособий; выделяет время в режиме дня и активизирует движения детей. Самостоятельное движение детей во всех группах должны составлять не менее 2/3 их общей двигательной активности. В руководстве самостоятельной двигательной деятельностью детей педагогу необходимо наблюдать за ними, видеть каждого и при необходимости придти на помощь.
А также дни здоровья и каникулы, которые содействуют оздоровлению детей и предупреждают утомление. День здоровья проводится 1 раз в квартал, каникулы – 2-3 раза в год. Двигательный режим насыщается играми, развлечениями, походами, спортивными играми и соревнованиями, художественным творчеством, трудом.
Двигательная активность в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности.
В пятилетнем возрасте наблюдаются наиболее выраженные отличия в показателях двигательной активности между мальчиками и девочкам во время самостоятельной деятельности, что обусловлено спецификой их игровой деятельности. У мальчиков преобладают подвижные игры, а у девочек игры спокойного характера с преобладанием статических поз (как правило, сюжетно-ролевые). Средний объем двигательной активности в самостоятельной деятельности у мальчиков составляет 2300 движений, а у девочек – 1370 движений.
У детей шестилетнего возраста двигательная активность становится более осознанной и разнообразной. По мере овладения двигательными навыками проявляется значительный интерес к спортивным играм. Ребята объединяются в небольшие группы и вместе выполняют те или иные упражнения, например, бросание мяча в кольцо, ходьба по бревну и др. Средний объем двигательной активности в самостоятельной деятельности у мальчиков составляет 2500 движений, а у девочек – 2210 движений.
Наибольший показатель двигательной активности у детей семилетнего возраста, которая увеличивается за счет обогащения самостоятельной деятельности разнообразными играми и упражнениями. Дети часто самостоятельно упражняются в движениях, многократно повторяют их, стремятся добиться хорошего результата. Средний объем двигательной активности и мальчиков и девочек данного возраста в самостоятельной деятельности составляет 3275 и 3040 движений соответственно.
Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста имеет свои закономерности. Это:
Нарастание основных показателей двигательной активности - объясняется повышением уровня физического развития, возрастанием функциональных возможностей организма, а также обогащением двигательного опыта детей.
Сезонные колебания - зависимость от времени года. Повышение наблюдается в весенне-летний период, а снижение - в осенне-зимний. Это общебиологическое явление необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания.
Суточные колебания - двигательная активность в течение дня распределяется неравномерно: периоды активности наблюдаются в дневной (с 10.00 до 12.00) и вечерний (с 16.30 до 18.30) промежутки времени, что обуславливается биологическим фактором и режимом дня в ДОО. Причем объем движений в первую половину дня больше, чем во вторую.
Недельная динамика - как показывают наблюдения, суточный объем двигательной активности изменяется по дням недели. Увеличение наблюдается от вторника к четвергу, а спад - к пятнице, что обуславливается общим утомлением детей и снижением их активности.
Индивидуальные различия показателей - двигательная активность детей 5-7лет имеет индивидуальные проявления, что характеризуется индивидуальными особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм и др.
Основными параметрами двигательной активности детей, помимо объема, который мы рассмотрели ранее, являются также продолжительность и интенсивность. Общая продолжительность двигательной активности должна занимать не менее 60% периода бодрствования. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующих санитарно - эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5 -6 часов.
Не менее существенную роль в оценке ДА детей играет показатель ее интенсивности. Интенсивность нагрузки служит, как воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема во времени. Изменениями интенсивности служат: скорость передвижения (в беге, плавании и др.); темп (в играх); высота и длина (в прыжках или метании). По данным М.А.Руновой интенсивность двигательной активности у детей 5-7 лет колеблется в пределах 55-70 движений в минуту.
Выделяют следующие степени интенсивности двигательной активности:
- высокий - характеризуется высокой подвижностью, высоким уровнем развития основных видов движений, достаточно богатым двигательным опытом, позволяющим обогащать самостоятельную деятельность. При высокой физической нагрузке характерна ЧСС – 160-190уд./мин., длительность непрерывной работы 2-3 минуты, восстановительный период 3-5 минут;
- средний – характеризуется средними и высокими показателями физической подготовленности и хорошим уровнем развития двигательных качеств. При средней физической нагрузке характерна ЧСС – 140-160уд./мин., длительность непрерывной работы 5-10 минут, восстановительный период 2-3 минуты;
- низкий – характеризуется малоподвижностью, отставанием показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. При низкой физической нагрузке характерна ЧСС – 110-130уд./мин., длительность непрерывной работы не более 10 минут, восстановительный период 1 минута.
Таким образом, двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника. Основными параметрами двигательной активности являются объем движений, их продолжительность и интенсивность. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
В статье обобщён опыт работы по повышению двигательной активности детей старшего возраста....
Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи...
«Подвижная игра, как форма развития двигательной активности в режиме дня у младших дошкольников»
Материал доказывает необходимость использования подвижных игр для гармоничного развития дошкольников....
Подвижная игра, как форма развития двигательной активности в режиме дня у младших дошкольников
Подвижная игра, как форма развития двигательной активности в режиме дня у младших дошкольников...
Конспект занятия педагога-психолога Лагодич Татьяны Сергеевны Тема: «Физическое, психическое и интеллектуальное развитие детей на основе двигательной активности (с использованием компьютерно - игровых тренажеров)».
Развитие внимания, координации, памяти, логического мышления на основе двигательной активности с использованием компьютерно -игровых тренажоров....
Двигательная активность как важный фактор физического развития дошкольников
Двигательная активность в ДОУ...