консультация- организация физического развития в детском саду
методическая разработка по физкультуре на тему
консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya-organizatsiya_fizicheskogo_razvitiya_v_detskom_sadu.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Новоживотинновский детский сад
Консультация для воспитателей
Организация работы в ДОУ по физическому развитию у воспитанников, формированию навыков здорового образа жизни
Подготовила: старший воспитатель
Гребенщикова Н.Н.
С.Новоживотинное, 2018 г.
«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради
которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и
всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой
жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и
унизительной.»
Мишель де Монтень
Здоровый образ жизни – это образ рационально-организованной, активной, трудовой, доставляющей радость жизни, это состояние защищенности от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Образ, который позволяет с ранних лет и до глубокой старости, сохранять нравственное, психическое, эмоциональное и физическое здоровье, а также социальное благополучие.
В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека. Такие понятия как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового и безопасного образа жизни» прочно входят в жизнь каждого человека, а также в воспитательно-образовательный процесс, начиная с ДОУ. В последние годы создано немало здоровьесберегающих технологий и данным вопросом занимаются многие представители науки и практики, в частности В.Г.Алямовская, М.Д.Маханёва, М.Л.Лазарев, Н.Н.Ефименко и другие. Но, к сожалению, в наш стремительный век новых технологий, исследований и разработок проблема формирования здорового и безопасного образа жизни остается очень актуальной, современной и достаточно сложной. По результатам статистики здоровья детей дошкольного возраста снизилось на 15%.У 80% детей этого возраста наблюдаются нарушения физической, психической, эмоциональной, соматической сфер. Эти дети страдают пониженным иммунитетом, и дефицитом движений, так как многие родители больше занимаются интеллектуальным развитием своих детей и меньше уделяют времени двигательному режиму. Причинами снижения здоровья детей плохое состояние здоровья матери, социальные потрясения, безграмотность родителей в вопросах формирования и сохранения детей, нерациональное и неполноценное питание, а также частичное разрушение служб врачебного контроля в ДОУ и недостаточную квалификацию воспитателей в вопросах охраны и здоровья детей. По сведениям РАМН видно, что число детей имеющих какое-либо заболевание составляет более 90%. Следовательно, под угрозой оказывается всё взрослое население нашего общества, а ослабленное здоровье подрастающих детей угрожает здоровью последующих поколений. Одним словом, здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения, санитарной грамотности и экологической ситуации в стране, от воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Основная задача ДОУ – воспитать ребенка психически и физически здоровым гражданином нашей Родины, поэтому дошкольное образование уделяет большое внимание формированию культуры здорового и безопасного образа детей. Но результаты указывают на социально-педагогический уровень существующих проблем и диктуют нам необходимость поиска новых механизмов, которые позволят изменить ситуацию, а также необходимо выработать определённую комплексную систему в работе, охватывая комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук. Каждый человек имеет огромные возможности для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, для поддержания своего здоровья, для сохранения работоспособности, физической бодрости и активности. Поэтому заниматься этим вопросом следует с ранних лет жизни, нужно формировать у детей эту культуру, приучать к активному образу жизни, соблюдению правил личной гигиены и режима дня, к правильному рационально-сбалансированному питанию, к занятиям физкультурой, спортом и закаливанию. Дошкольный возраст очень ответственный период в жизни человека, он является решающим в формировании фундамента физического, эмоционального, психического здоровья, а также в процессе формирования человека как Личность. В этот возрастной период у детей формируется характер, отношение к себе и к окружающим, воспитываются личностные, морально-волевые, поведенческие качества, поэтому очень важно именно на этом этапе сформировать у них базу знаний и практических навыков здорового и безопасного образа жизни. Приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а осознание ребенком правильного отношения к своему здоровью есть системообразующий фактор модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности. Одним из средств решения этих задач являются здоровьесберегающие технологии, они же являются важнейшим условием организации и всего воспитательно-образовательного процесса и социального благополучия любого ребенка.
Каждое дошкольное учреждение самостоятельно определяет направления и содержания собственной деятельности по данному важному вопросу. Коллектив нашего ДОУ проводит углубленную работу по формированию культуры здорового и безопасного образа детей, уделяя особое внимание комплексному использованию всех средств физического развития и оздоровления детского организма. Такая деятельность объединяет в одно целое работу всего коллектива ДОУ, детей и их родителей, поэтому перед нами стоит задача организовать целостную систему воспитательно-организационных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействий всех участников. Такая работа нашего коллектива ДОУ детализируют поставленную нами цель. Целью нашей работы стали разработка, апробирование и внедрение целостной модели развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни. В связи с этим роль здоровьесберегающих технологий в общем режиме ДОУ очень велика. В своей работе мы применяем следующие технологии: здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном образовании, медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии музыкального воздействия, коррекции поведения дошкольников, профилактические, валеологическое просвещения родителей, здоровьеобогащение педагогов ДОУ. В сфере новых преобразований в дошкольной педагогике к значимым технологиям относится лично-ориентированное обучение и воспитание, а главным принципом такой технологии считаются учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе всего педагогического процесса. В ДОУ построение всего воспитательно-образовательного процесса строится с ориентацией на личность ребенка. Это позволяет нам правильно сконструировать содержание такого процесса по всем направлениям развития ребенка. Особая форма общения в этих доверительно-деловой контакт, что непосредственно содействует здоровью всех участников педагогического процесса. А используемые в комплексе все технологии в итоге формируют у наших воспитанников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В своих трудах В.А. Сухамлинский говорит о том, что забота о здоровье детей является важнейшим трудом воспитателя. Инструмент профессиональной деятельности педагога- это педагогическая технология, которая обязательно должна быть здоровьесберегающей. Педагог, воспитывающий культуру здорового и безопасного образа жизни, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составлять план необходимой самокоррекции и приступать к его реализации. От того насколько грамотно и целенаправленно педагог выдерживает все режимные моменты, графики, чередования умственной и релаксационной деятельности детей, зависит потенциал здоровья воспитанников. В наших группах созданы все педагогические условия для здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными их которых являются: организация разных видов деятельности в игровой форме; оснащение предметно-развивающей среды групп разным оборудование, игрушками, пособием, наглядным материалом, разнообразными играми. Все работа осуществляется комплексно в течение всего дня в тесном контакте с психологом, музыкальным работником, педагогом по ФИЗО, медработником и родителями. Непосредственно-образовательная деятельность проводятся в интегрированной групповой форме, что позволяет сэкономить время для общения, прогулок, самостоятельной деятельности детей, а также позволяют снять напряжения, перегрузки, утомление детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.
Ни одна даже самая лучшая технология не сможет дать полных результатов если она не реализуется в содружестве с семьей. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок целиком и полностью зависит от родителей, которые несут ответственность за его жизнь и здоровье своего ребенка. В своей работе я использую различные формы и методы общения с родителями, которые помогают мне в работе по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей, а также позволяют повышать интерес родителей к данной проблеме. Критериями взаимодействия являются ценностное отношение, толерантность, информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в ДОУ и семье, включение в совместную деятельность с прогнозируемыми результатами. По результатам диагностики работа в тесном контакте с родителями дает хорошие показатели: повышается психолого-педагогическая грамотность родителей, развивается интерес к здоровому образу жизни, повысилась культура межличностных взаимодействий детей в группах. Каждый раз мы проводим анализ своей работы, а результаты сравниваем с результатами коллег, это дает возможность обмениваться положительным опытом работы, а также увидеть и проанализировать свои недостатки и просчеты, решить с коллегами спорные вопросы. Комплексная система образования, оздоровления и психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образных и педагогических инновациях способствует гармоничному развитию детей, формирует у всех участников педагогического процесса культуру здорового и безопасного образа жизни.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет повысить результативность всего воспитательно-образовательного процесса, сформировать у всех участников процесса ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Литература
1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья, 2000. Т.7.- №2
2. Евдокимова Е.С.Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. - 2004. - №1.
3.Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников Волгоград.- Учитель.- 2009.
4.Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра//
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическое развитие в детском саду. Средняя группа. Пензулаева Л.И.
Конспекты занятий. Средняя группа....
Физическое развитие в детском саду. Вторая младшая группа. Пензулаева Л.И.
Конспекты занятий....
Физическое развитие в детском саду
Физкультурные занятия как одна из форм работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях...
Консультация для воспитателей ДОУ: «Создание нестандартного оборудования по физическому развитию в детском саду»
Применение опыта в создании условий для повышения эффективности физкультурного образования дошкольников посредством организации коммуникативно-ориентированной предметной среды с использованием нестанд...
«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»
Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...
Консультация " Важность физической культуры в детском саду для детей с ОВЗ"
Консультация " Важность физической культуры в детском саду для детей с ОВЗ"...
Организация физического воспитания в детском саду.
Организация физического воспитания в детском саду. Требования к спортивной форме....
- Мне нравится (2)