Дополнительная образовательная программа
рабочая программа по физкультуре на тему

Дополнительная образовательная программа

 

 

«Грация»

 

Профилактика плоскостопия

у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma.docx104.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 37"

Дополнительная образовательная программа

«Грация»

Профилактика плоскостопия

у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Программа рассчитана на детей 3 – 7 лет.

Срок реализации программы 1 год

Автор – составитель:

Инструктор по физ. воспитанию

Рябухина Ж. Г.

г. Бакал 2017 г.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………..………………………………………….3

   1.1. Описание …..……………………………………………………………………………………..3

   1.2. Цели и задачи…. ……………………………………………………………………………….4

   1.3. Планируемые результаты и сроки реализации        программы……………………………………………………………………………………..…..……..5

   1.4. Объем образовательной нагрузки………………………………………………..…5

2. Содержание Программы…………………………………………….………………………..6

3. Организационно-педагогические условия

  3.1. Расписание занятий ……………………………………….……………………………….13

  3.2.Материально-техническое обеспечение ………………….…………………….13

  3.3.Програмно-методическое обеспечение …………………….…………..………13

  3.4. Методика составления комплексов……………………………………………….14

  3.5. Методические приёмы……………………………………………………………….…..14

  3.6. Формы работы с родителями……………………….…………………………………14

  3.7. Формы подведения итогов реализации рабочей программы……...14

4. Мониторинг………………………………………………………………………………………….15

5. Приложение…………………………………………………………………………………………16

6. Список литературы……………………………………………………………………………...30

1.Пояснительная записка

        Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из важнейших задач нашего времени. Но вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. Проблема состоит в том, что современные дети много времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера), а это, в свою очередь, увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц, в частности мышцы стопы и осанки и вызывает их утомление.

       Отклонения в ОДА являются первопричиной многих болезней и отрицательно сказываются на здоровье и развитии детей.

       Практика показывает, что нарушения осанки являются частым спутником плоскостопия, более того, плоскостопие может быть одной из причин нарушения осанки. Поэтому важно правильно организовать работу по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки.

       Вылечить совсем плоскостопие сложно, но при помощи комплексного использования всех средств физического воспитания возможна успешная профилактика и коррекция плоскостопия.

         

      Профилактика плоскостопия у детей в условиях ДОУ осуществляется систематически в следующих режимных моментах:

-  ежедневная утренняя гимнастика,

-  гимнастика после сна,

- физкультурные занятия,

-  ходьба по массажным дорожкам,

-  ходьба босиком в теплое время года по неровной почве, песку, траве, гальке,

-  специально подобранные комплексы упражнений (кружок «Грация»).        

1.1. Описание

           В целях  укрепления опорно-двигательного аппарата и профилактики плоскостопия у детей была составлена дополнительная образовательная программа «Грация» (профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ). За основу  было взято  пособие Шармановой и  С., Федорова А. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания. Челябинск, 1999.

    Набор детей в группы осуществляется на основании медицинского осмотра, результатов тестирования с помощью плантограмм (по методу В.А. Яралова-Яранянца), с согласия родителей. Занятия кружка рассчитаны на детей 3–7 лет, продолжительность занятий – 15-30 минут в зависимости от возраста детей. Дозировка упражнений также зависит от возраста детей и уровня их подготовленности. Занятия проводятся 1 раза в неделю по подгруппам. Один комплекс рассчитан на две недели.

1.2. В рамках дополнительной образовательной программы «Грация»

решаются следующие цели и задачи:

Цели программы

-  Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, путём профилактики плоскостопия. 

-  Актуализация знаний и умений детей о способах профилактики плоскостопия.

Задачи программы

Оздоровительные
 

   - выявить уровень заболеваемости (плоскостопие и нарушение осанки) на основании медицинского осмотра, результатов тестирования с помощью плантограмм (по методу В.А. Яралова-Яранянца);

   - использовать специально подобранных комплексов упражнений (Шарманова С., Федоров А. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания. Челябинск, 1999.);

   - укрепить мышцы стоп и голеней,  закрепить положения мышц ОДА специальными упражнениями;

  - сформировать правильную постановку стопы (самостоятельный контроль за правильной постановкой  стопы и сохранением правильной осанки детей);

  - повысить уроень физической подготовленности детей.

Образовательные

    - сформировать у детей двигательные умения и навыки, способствующие профилактике плоскостопия;

    - познакомить детей с доступными способами укрепления здоровья.

Воспитательные
 

  - сформировать осознанную потребность в выполнении упражнений в домашних условиях;

  - воспитать потребность в постоянной двигательной активности и ЗОЖ;

1.3. Планируемые результаты:

- повышение уровня физического здоровья детей дошкольного возраста;

- повышение уровня физических качеств: сила, гибкость, подвижность в суставах, ловкость;

- увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия;

- владение элементарными представлениями о  ценности здоровья и о пользе закаливания, утренней зарядки, физических упражнений;

- сформированность потребности вести здоровый образ жизни;

- умение самостоятельно выполнять упражнения и пользоваться оборудованием вне занятий;

- заинтересованность родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей;

- скоординированность действий инструктора по физическому воспитанию, воспитателей, медицинского работника ДОУ и родителей.

1.4. Объем образовательной нагрузки  и сроки реализации программы

        Программа и рассчитана на 1 год обучения (с сентября по май). Действие программы циклично,  один цикл – 1 год.

        Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 1 раз в неделю, продолжительностью 15 - 30 минут в зависимости от возраста детей. Занятия проводятся по подгруппам: 1 подгруппа – 21 ребёнок младшего и среднего возраста, 2 подгруппа – 14 детей из старшей, подготовительной и санаторной групп.

      Также занятия предусматривают индивидуальную форму работы с детьми, пропустившими занятие по болезни.

2. Содержание Программы

Учебная неделя

Тема

Структура занятия

Методические приемы

Сентябрь

1 – 2

Мониторинг и плантограммы по методу  В.А. Яралова - Яранянца  

3 – 4

«Котята»

1. Ходьба на носках и пятках с сохранением осанки. Ходьба по ребристым дорожкам.

2. Комплекс «Котята»,

ОВД:

-«Чёрный кот идёт по крыше» (ходьба приставным шагом по гимнастической скамье)

-«Котёнок играет с клубком» (катать массажный мяч поочерёдно правой и левой ногой в положении стоя или сидя)

3. Игра малой подвижности «Мышеловка».

Объяснение,

Показ

Инд. помощь

Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Покатай  клубок»

Перевоплощение в котят

Использование музыкального сопровождения

Использование иллюстраций «Кошка и котята» 

Октябрь

1 – 2

«Утята»

1. Ходьба на носках, на внешней стороне стопы и на пятках с сохранением осанки. Ходьба по массажным коврикам.

2. Комплекс «Утята»,

ОВД: 

-«Утята идут по узкой тропинке» (ходьба по канату приставным шагом боком)

-«Утята поймали червячка» (катать короткую деревянную палочку поочерёдно правой и левой ногой в положении стоя или сидя)

3.  Игра малой подвижности

«Утка – утка – утка – гусь!».

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Поймай червячка»

Перевоплощение в утят

Использование музыкального сопровождения

Использование иллюстраций «Утка и утята» 

3 – 4

«Весёлый зоосад»

1. Ходьба на носках,  пятках с сохранением осанки. Ходьба по ребристым дорожкам.

2. Комплекс «Весёлый зоосад», ОВД:

-«Медвежата» (ходьба по бревну – «поваленному дереву»)

-«Переложи котлетки» (сидя, без помощи рук  перекладывать из обруча в обруч деревянные диски)

3.  Подвижная игра «Лисята и волчата» - старшие дети, музыкально – подвижная игра «Зайцы и волк» - младшие дети, дыхательная гимнастика «Медвежонок рычит» (Вдох, на выдохе – «р – р - р»).

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Переложи котлетки»

Перевоплощение в зверей

Использование музыкального сопровождения

Использование иллюстраций «Зоопарк» 

ИКТ – технологий (презентация на мультимедиа «Зоопарк»)

Ноябрь

1 – 2

«Матрёшки»

1. Ходьба на носках,  пятках с сохранением осанки. Ходьба по массажным коврикам.

2. Комплекс «Матрёшки»,

ОВД:

-«Собери платочки» (ходьба по гимнастической скамье, собирая и раскладывая платочки)

-«Передай платочек» (сидя, без помощи рук передавать друг друга платочки)

3.  Игра малой подвижности

«Заря - зарница».

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Передай платок» Использование музыкального сопровождения

3 – 4

«Королевство птиц»

1. Ходьба на носках,  пятках, внешней стороне стопы с сохранением осанки. Ходьба по ребристым дорожкам.

2. Комплекс «Королевство птиц», ОВД:

-«Цапли» (ходьба по гимнастической скамье с перешагиванием предметов)

-«Собираем зёрнышки» (стоя или сидя, сохраняя равновесие, перекладывать из обруча в обручарики из фольги)

3.  Подвижная игра «Воробьи - вороны» - старшие дошкольники, музыкально подвижная игра «Жуки и курица» - младшие дети, дыхательная гимнастика «Подуем на пёрышки».

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Собери зёрнышки»

Перевоплощение в птиц Использование музыкального сопровождения

Использование иллюстраций «Птицы»

ИКТ – технологий (презентация на мультимедиа «Птицы»)

Декабрь

1 – 2

«Белые медведи»

1. Ходьба на носках,  пятках с сохранением осанки. Ходьба по массажным коврикам.

2. Комплекс «Белые медведи»,

ОВД:

-«Идём по льдинкам» (ходьба по мешочкам с песком)

-«Катаем сосулькии» (катать длинную деревянную палочку поочерёдно правой и левой ногой в положении стоя или сидя)

3. Эстафета «Снежинка» (добежать до ориентира, захватить пальцами ног палочку и переложить её в обруч) – старшие дошкольники, музыкально - подвижная игра «Как на горке снег» - младшие дети,  дыхательная гимнастика «Греем лапы» (Вдох, выдох на ладошки).

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Покатай сосульку»

Перевоплощение в белых медведей Использование музыкального сопровождения Использование иллюстраций «Моржи»

3 – 4

«С Новым годом!»

1. Ходьба на носках,  пятках, внешней стороне стопы с сохранением осанки. Ходьба по ребристым дорожкам.

2. Комплекс «С Новым годом!», ОВД:

-«Сугробы» (ходьба на носках «змейкой» между ориентирами )

-«Игра в снежки» (стоя, сохраняя равновесие, захватывать пальцами  ног снежки из ваты, и забрасывать в обруч)

3.  Музыкально – подвижная игра с ускорением «Мы повесим шарики».

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Забрось снежок» Использование музыкального сопровождения Использование стихов и загадок

Использование карточек «С Новым годом!»

Использование ИКТ – технологий (презентация на мультимедиа «С Новым годом!»)

Январь

1 – 2

«Моржи»

1. Ходьба на носках,  пятках, внешней стороне стопы с сохранением осанки. Ходьба по массажным коврикам.

2. Комплекс «Моржи»,             ОВД:

-«Ныряем в прорубь» (прыжки из обруча в обруч)

-«Ловим рыбу» (стоя, сохраняя равновесие,  вылавливать из обруча – «проруби» пальцамии ног «рыбок» из фольги)

3.  Подвижная игра «Северный ветер», дыхательная гимнастика «Подышим на снежинку» (Вдох, выдох на ладошки).

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Поймай рыбку»

Перевоплощение в моржей Использование музыкального сопровождения

Использование иллюстраций «Моржи»

3 – 4

«Пингвины»

1. Ходьба на носках,  пятках, внешней стороне стопы с сохранением осанки. Ходьба по ребристым дорожкам.

2. Комплекс «Пингвины»,        ОВД:

-«Обходим льдины» (ходьба на пятках «змейкой» между ориентирами )

-«Переложи льдинки» (сидя, без помощи рук  перекладывать из обруча в обруч деревянные диски)

3.  Музыкально - подвижная игра с ускорением «Лепим снеговика».

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Переложи льдинки»

Перевоплощение в пингвинов Использование музыкального сопровождения

Использование иллюстраций «Пингвины»

Февраль

1 – 2

«С гимнастической палкой»

1. Ходьба на носках,  пятках, внешней стороне стопы с сохранением осанки. Ходьба по массажным коврикам.

2. Комплекс «С гимнастической палкой»,                                     ОВД:

-«Перешагни палочки» (ходьба по гимнастической скамье с перешагиванием палочек)

-«Карандаши» (стоя, сохраняя равновесие,  «рисовать» палочкой схематично ёлочку, солнышко, рельсы – шпалы и др.)

3.  Эстафета «Поленница» (добежать до ориентира, захватить и положить в обруч «брёвнышко», вернуться на старт), Взаимомассаж в кругу под песенку «Рельсы, рельсы…».

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Нарисуй палочкой…» Использование музыкального сопровождения

3 – 4

«С мячом»

1. Ходьба на носках,  пятках, внешней стороне стопы с сохранением осанки. Ходьба по ребристым дорожкам.

2. Комплекс «С мячом»,           ОВД:

-«Кенгуру» (старшие дети - прыжки с продвижением вперёд, с  мячом между колен, у младших – мячик в руках)

-«Лепим снежки» (в положении   сидя катать массажный мяч поочерёдно правой и левой ногой, между стоп)

3.  Подвижная игра «Мяч из круга» - старшие дошкольники, «Мой весёлый звонкий мяч» - младшие дети, дыхательная гимнастика «Надуваем шарик».

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Слепи снежок» Использование музыкального сопровождения

Март

1 – 2

«Со скакалкой»

1. Ходьба на носках,  пятках, внешней стороне стопы с сохранением осанки. Ходьба по массажным коврикам.

2. Комплекс «Со скакалкой»,                                     ОВД:

-«Пружинки» (прыжки через короткую скакалку – старшие дошкольники; прыжки через скакалку, лежащую на полу – младшие дошкольники)

-«Собери ленточки» (стоя, сохраняя равновесие захватывать пальцами  ног ленточки)

3.  Подвижная игра со скакалкой  «Рыбаки и рыбки», дыхательная гимнастика «Подуем на плечики»

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Собери ленточки» Использование музыкального сопровождения

3 – 4

«С обручем»

1. Ходьба на носках,  пятках, внешней стороне стопы с сохранением осанки. Ходьба по ребристым дорожкам.

2. Комплекс «С обручем»,           ОВД:

-«Ходим по кругу» (ходьба по большому обручу, лежащему на полу, боком приставным шагом)

-«Попади в обруч» (стоя, сохраняя равновесие, захватывать пальцами  ног шарики из фольги и забрасывать в обруч) 

3.  Подвижная игра «Скворечник», дыхательная гимнастика «Сдуй пёрышко с ладошки».

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Попади в обруч» Использование музыкального сопровождения

Апрель

1 – 2

«Загадки»

1. Ходьба на носках,  пятках, внешней стороне стопы с сохранением осанки. Ходьба по массажным коврикам.

2. Комплекс «Загаки»,                                     ОВД:

-«Обходим лужи» (Ходьба на носках и пятках между обручей)

-«Крупные градины» (стоя, сохраняя равновесие, катать массажный мяч поочерёдно правой и левой ногой)

3. Младшие дети - подвижная игра «Солнышко и дождик», дыхательная гимнастика «Ветер и ветерок», старшие дети этюд на напряжение ирасслабление мышцы «Сосульки».

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Покатай  градины» Использование музыкального сопровождения

Использование загадок

Использование карточек «Явления природы»

Использование ИКТ – технологий (презентация на мультимедиа «Явления природы»)

3 – 4

«Лесная поляна»

1. Ходьба на носках,  пятках, внешней стороне стопы с сохранением осанки. Ходьба по ребристым дорожкам.

2. Комплекс «Лесная поляна»,           ОВД:

-«Зайцы прыгают по кочкам» (прыжки из обруча в обруч)

 -«Веточки» (стоя, сохраняя равновесие, катать длинные деревянные палочки) 

3.  Младшие дети музыкально - подвижная игра «Зайцы и волк», старшие дети - этюд «Съедобные и ядовитые грибы».

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Покатай  веточку»

Перевоплощение в диких животных Использование музыкального сопровождения

Использование стихов

Использование карточек «Грибы»

Использование ИКТ – технологий (презентация на мультимедиа «Дикие животные»)

Май

1 – 2

«Попробуй сосчитай»

1. Ходьба на носках,  пятках, внешней стороне стопы с сохранением осанки. Ходьба по массажным коврикам.

2. Комплекс «Попробуй сосчитай»,                                                   ОВД:

-«Сосчитай цветочки» (Ходьба по гимнастической скамье, собирая и раскладывая цветы из картона)

-«Карандаши» (стоя, сохраняя равновесие, «писать» палочкой цифры – старшие дети, «рисовать» схематично – младшие дети

3. Подвижная игра «Найди свою пару» - младшие дошкольники, «В пару, в тройку, в четвёрку!» - старшие дошкольники, дыхательная гимнастика «Задуй свечи на торте» (Вдох, выдохов столько, сколько свечек на торте).

Объяснение,

Показ

Инд. помощь Напоминание

Поощрение

Игровое задание - «Напиши цифру палочкой» Использование музыкального сопровождения

Использование стихов

Использование карточек «Цифры», «Торт со свечами»

Использование ИКТ – технологий (презентация на мультимедиа «Цифры»)

3 – 4

Мониторинг и плантограммы по методу  В.А. Яралова - Яранянца 

3. Организационно-педагогические условия

3.1. Расписание занятий

День недели

            Группа

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Младшаягруппа

10.40 – 11.00

Средняягруппа

10.40 – 11.00

Старшая группа

10.40 – 11.10

Подготовительная группа

10.40 – 11.10

Санаторная группа

10.40 – 11.10

3.2. Материально-техническое обеспечение

          В ДОУ  созданы  условия  для  реализации  задач  по  профилактике плоскостопия.

          Занятия проводятся в  физкультурном зале,  соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Зал имеет хорошее освещение, перед каждым занятием в нём проходит влажная уборка и проветривание. С целью закаливания дети занимаются босиком.

          Физкультурный зал ДОУ оснащён спортивным  оборудованием (ребристые и наклонные доски, массажные коврики, дорожки здоровья с различным наполнителем, обручи, мячи, гимнастические палки и др.) и  раздаточным  материалом (поролоновые и деревянные палочки,  мешочки с песком и камешками, массажные мячики и др.).
        Также для профилактики плоскостопия в ДОУ используется нестандартное оборудование, к изготовлению которого были привлечены дети и их родители.

         Каждое занятие сопровождается музыкой, а также  может проводиться с использованием ИКТ – технологии для большей наглядности  и создания интереса. Использование стихов, загадок, картинок также стимулирует к более качественному выполнению упражнений.

3.3. Програмно-методическое обеспечение

         При составлении дополнительной образовательной программы «Грация» за основу  было взято  пособие Шармановой и  С., Федорова А. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания. Челябинск, 1999.

3.4. Методика составления комплексов

         Занятия состоят из трех частей. В подготовительную часть входят различные виды ходьбы, ходьба по массажным коврикам и ребристым дорожкам. В основной части дети выполняют  общеразвивающие и корригирующие упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и формирование осанки, и основные виды движений, также направленные на профилактику плоскостопия и формирование осанки. В заключительной части детя даются упражнения на релаксацию, либо проводится игра, соответствующая теме занятия.

           

3.5. Методические приёмы

- показ и объяснение правильного выполнения упражнения;

- игровые задания: «Покорми пингвина рыбкой», «Нарисуй ножкой солнышко, ёлочку и др.»;      

- всевозможные превращения, перевоплощения: «Сегодня мы будем утятами», «Котята идут на носочках мимо спящего пса»;

- использование считалок, загадок, стихов;

- показ картинок;

- использование музыкального сопровождения;

- использование ИКТ – технологии.

3.6. Формы работы с родителями

-    консультативный материал в уголки для родителей:  «Домашний стадион»,

 «Профилактика и коррекция плоскостопия», «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»,

 «Здоровый образ жизни семьи»;

-   индивидуальное консультирование родителей;

-   выступления на родительских собраниях;

-   открытые занятия.

3.7. Формы подведения итогов реализации рабочей программы

- тестирование  с помощью плантограмм по методу В.А. Яралова-Яранянца в начале и в конце учебного года,

- фотоотчеты,

- информация для родителей на стендах, в папках-передвижках, консультации,

- открытые занятия для родителей и педагогов.

4. Мониторинг

       Тестирование  по методу  В.А. Яралова - Яранянца  с помощью плантографа проводится дважды в год в сентябре и мае.

       Плантограф - деревянная рамка (40x40 см, высотой 2 см), с натянутым полотном (мешковиной) и полиэтиленовой пленкой поверх него.

       Мешковина смачивается чернилами, а под неё кладется лист бумаги. Ребёнок встаёт обеими ногами (или поочередно, то одной, то другой) на середину плантографа. Необходимо следить, чтобы обследуемый ребёнок стоял на двух ногах с равномерной нагрузкой.

      Полученные отпечатки стоп оцениваются совместно с медицинским работником в ДОУ. Заключение о состоянии свода стопы делается на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке.

      Одна линия соединяет середину основания большого пальца с серединой пятки, другая соединяет второй межпальцевый промежуток так же с серединой пятки.

      При нормальной стопе контур отпечатка стопы не должен перекрывать эти линии в серединной часть.

      При уплощённой или плоской стопе одна или обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы.

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza2/2140586219864.files/image025.jpg

Показатели на начало 2017 - 2018. года составили:

Плоскостопие

20 детей

Уплощение

15 детей

Показатели на конец 2017 - 2018. года составили:

Плоскостопие

7 детей

Уплощение

19 детей

Норма

9 детей

6. Приложение

Комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия

 у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Шарманова С., Федоров А. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания. Челябинск, 1999.

Комплекс «Котята»


1. «Котята идут мимо спящего пса»  И.п. стоя на носках, руки внизу 
Ходьба на носках. 

2. «Котята греют на солнышке лапки» И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть
1 - согнуть вперед правую стопу, 2-и.п. 
3-4 - то же левой

3. «Лапки замерзли» И.п. - то же 

Поочередно потирать правой стопой левую голень и наоборот. 

4. «Лапки танцуют» И.п. то же 
1 - носки в стороны, пятки вместе, 2-и.п. 
3 - пятки в стороны, носки вместе, 4 - и.п.

5. «Котята показывают коготочки» И.п. - сидя, согнув ноги, пальцы ног согнуты, руки в упоре сзади 
1 - разгибая правую вперед, растопырить пальцы («показали коготочки») 
2 и.п. («спрятали коготочки»), 3-4-то же левой

Примечание: автор идеи Н.В. Акулина (1993)

Комплекс «Утята»

1. «Утята шагают к реке»  И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади 
Ходьба на месте, не отрывая носки от пола. 

2. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку»  И.п. то же 
1-2 - поднимая внутренние своды опереться на наружные края стоп 3-4 - и.н. 

3. «Утята встретили на тропинке гусеницу» И.п. - то же 
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев. 

4. «Утка крякает» И.п. - то же 
1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны 
(«клюв открылся»), произнести "кря-кря", 3-4 - и.п. 

5. «Утята учатся плавать» И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть
1 - согнуть правую стопу вперед 
2 - разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу

Комплекс «Весёлый зоосад»


1. «Танцующий верблюд» И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола. 

2. «Забавный медвежонок» И. п. - стоя на наружных краях стоп, руки на пояс Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки вовнутрь («по-медвежьи»). 

3. «Смеющийся сурок»  И.п. - стоя ноги вместе, руки согнуты перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз 
1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться 3-4 - и.п. 

4. «Тигренок потягивается»  И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впереди 
1-2 - выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись на носках, 3-4 - и.п. 

5. «Обезьянки-непоседы»  И.п. - сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно 
1-2-встать, 3-4 - стойка ноги скрестно на наружных краях стоп 
5-6 – сесть, 7-8 - и.п., сохранять положение правильной осанки 

6. «Резвые зайчата» И.п. - стоя ноги вместе, руки на поясе

1-16 - подскоки на носках (пятки вместе) 

Комплекс «Матрёшки»

1. «Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки»  И.п. - стоя ноги вместе, руки на поясе 
1 - правую вперед на пятку, 2-3 - покачать носком вправо-влево 
4 - приставляя правую, и.п., 5-8 - то же с левой 

2. «Красные сапожки, резвые ножки» И.п. то же 
1 - правую вперед-в сторону на пятку, 2 - правую на носок 
3 - правую на пятку, 4 - с притопом приставляя правую, и.п.

 5-8 - то же с левой 
 

3. «Танец каблучков»  И.п. - то же

1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх

3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс 

4. «Гармошка»  И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс 
1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо 
2 - опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь 
3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо 
4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п. 
5-8 - то же, что 1-4, 1-8 - то же, передвигаясь влево 

5. «Елочка» И.и. - то же 
1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 
2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 
3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо,

1-8-то же влево 

6. «Присядка»  И.п. - то же 
1 - присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх 
2 -и.п. 
3 - правую в сторону на пятку 
4 - приставляя правую, и.п.

 5-8 - то же с другой ноги

7. «Шаг с припаданием» И.п. - стоя на правой, левую в сторoну-книзу, руки на пояс

1 - шаг левой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед

2 - встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону-книзу

3-4 - то же, что на счет 1-2

То же в другую сторону.

Комплекс «Королевство птиц»

1.  «Пингвины» И.п. - стоя ноги вместе, руки внизу, кисти согнуть

1 - не отрывая пятку, носок правой в сторону, 2 - то же левой 
3-6 - стоять, опираясь на наружный край стоп 
7 - не отрывая пятку, носок правой в и.п. 
8 - то же левой 

2. «Попугай»  И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки к плечам 
1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 
2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 
3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо 
(«попугай ходит по веточке») 
1-8-то же влево 

3. «Фламинго»  И. п. - стоя ноги вместе, руки в стороны 
1 - согнуть правую вперед, стопа согнута, пальцы стопы согнуты и сжаты 
2-3 – держать,

4 - и.п. 
5-8 - то же с другой ноги 

4. «Журавли»  И.п. - стоя ноги вместе, руки внизу 
1 - поднимаясь на носки, взмах руками в стороны-вверх 
2 - опускаясь на пятки, взмах руками вниз, и.п. 
3-4 - то же, что на 1-2 
То же поднимаясь на носок одной, сгибая другую вперед. 

5. «Цапля» И.п. - стоя на носках, руки внизу
Ходьба на носках, высоко поднимая колени, со взмахами рук вверх-вниз, имитируя движения крыльев птиц. 

6. «Пеликан идет к воде»  И.п. - присед на носках, руки на коленях 
Ходьба в приседе на носках. 

Комплекс с гимнастической палкой


1. И.п. - сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп. 
Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно. 

2. И.п. - то же 
1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими палку 
3-6 - держать 
7-8 - и.п. 

3. И.п. -то же 
1-2 - поднять пятки, опираясь пальцами ног об пол 
3-4 - и.п. 

4. И.п. - сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стоп, придерживая хватом двумя руками за верхний конец.

Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси. 

5. И.п. - то же

Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз. 

6. И.п. - стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу. 

Комплекс с мячом 

1. И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами

Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно. 

2. И.п. - то же 
Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно. 

3. И.п. - тоже 
Круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево. 

4. И.п. - лежа на спине, руки внизу, мяч между лодыжками

1-2 ноги вперед, поднимая мяч и удерживая его стопами 3-4 - й.п. 

5. И.п. - сидя ноги врозь, мяч внутри на полу у носка правой 
Движением носка внутрь одной стопы перекатить мяч к другой стопе и наоборот. 

Комплекс со скакалкой


1. И.п. - о.с., скакалка на полу, расправленная по всей длине

Разновидности ходьбы по скакалке, стараясь сохранять равновесие и не наступать на пол: ставя пятку одной перед носком другой; разворачивая носки в стороны, скакалка под серединой стоп («елочка»); разворачивая пятки в стороны, скакалка под серединой стоп; приставными шагами вправо и влево. 

2. И.п. - скакалка на полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на скакалке, стопы параллельно (скакалка под серединой стоп)

Перекаты с пяток на носки обратно. 

3. И.п. - сидя согнув ноги врозь, стопы параллельно, на скакалке, лежащей расправленной па полу

Захватывая скакалку пальцами ног, приподнимать ее вверх и снова опускать на пол. 

4. И.п. - то же. Собирать и расправлять скакалку пальцами ног. 
5. И.п. - стоя ноги вместе, скакалка хватом двумя руками за концы впереди 
1-2 - поднимая носки с опорой на пятки, перевести скакалку под стопы 
3-4 - поднимаясь на носки, перевести скакалку назад 
5-6 - опускаясь на всю стону, стойка ноги вместе, скакалка сзади 
7-8 - перемах скакалки через голову вперед, и.п. 

6. И.п. - скакалка на полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на скакалке, стопы параллельно (скакалка под серединой стоп) 
Легкие подскоки на месте и с небольшим продвижением вправо-влево по скакалке.

Комплекс с обручем 

1. И.п. - стоя ноги вместе, обруч на полу, руки на пояс

Ходьба по обручу приставным шагом вправо и влево, обруч под серединой стоп, обхватывая края обруча пальцами стоп; то же, но пятки на обруче, а носки на полу; то же, но носки на обруче, а пятки на полу.


2. И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно на обруче, лежащем на полу, руки на пояс

1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими край обруча, 3-4 - и.п. 

3. И.п. - то же 
1-2-полуприсед, 3-4 - и.п. 

4. И.п. - то же 
1-2 – присед, 3-4 - и.п. 

5. И.п. - стоя ноги вместе, обруч впереди вертикально на полу, хватом двумя руками снаружи за верхний край 
1-2 ~ поднимая носки с опорой на пятки, перевести обруч под стопы 
3-4 - вставая на носки, перевести обруч назад за пятки 
5-6- опуститься на всю стопу (стоять в обруче, обруч наклонно) 
7-8 - поворачивая обруч, перевести его через голову, и.п. 

Комплекс  «Загадки»


1. «Месяц». 
За домом у дорожки

Висит пол-лепешки. 
И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. 
Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. 

2. «Солнце». 
В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет и всех разбудит. 
И.п. - то же. 
Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. 

3. «Туча». 
По небу ходила, солнышко закрыла.

Только солнце спряталось - и она расплакалась. 
И.п. - то же. 
Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. 

4. «Молния». 
Летит огненная стрела, никто ее не поймает:

Ни царь, ни царица, ни красная девица. 
И.п. - то же.  Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. 

5. «Дождь». 
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт.

И никуда я не иду, покуда он идет. 
И.п. - сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади. 
Постукивать о пол носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стеклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу. 
То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу. 

6. «Радуга». 
Крашеное коромысло над рекой повисло. 
И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. 
Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. 

Примечание: загадки из книги Н.В. Елкиной, Т.И. Тарабариной (1996)

Комплекс «Лесная поляна»

1. "Лиса"

      Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.

      Шуба рыжая лисы несказанной красоты.

Ходьба на носках, руки внизу, поворачивая голову вправо-влево ( "лиса оглядывается на свой хвост).

2."Медведь"

     Медведи по лесу бродит от  дуба к  дубу ходит.

Ходьба на наружной стороне стоп, "загребая" слегка согнутыми руками.

     Находит в дуплах мед в рот себе кладет.

Поднимаясь на носки, руки вверх ("медведь достает из дупла мед"), опускаясь па пятки, руки вниз.

3."Олененок"

      Рано поутру спросонок

      Был капризным олененок.

Ходьба на месте, поочередно поднимай пятки, не отрывая носки от пола.

      Левой ножкой - топ-топ!

      Правой ножкой - топ-топ!

      Бьют копытца - цок-цок!

      Олененок-скок-скок!

Стоя ноги вместе, руки на пояс, поочередно сгибать ноги вперед, натягивая носки, разгибая, ударять носком-"копытцем " об пол.

4."Ежик"

      По сухой лесной дорожке –топ-топ-топ — топочут ножки.

      Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ежик.

      Ищет ягодки, грибочки для сыночка или дочки.

Ходьба в полуприседе на носках,  руки подняты перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.

5. "Зайчик"

      Зайка по лесу скакал,

      Зайка корм себе искал.

Подскоки на носках (пятки вместе)

Примечание: большинство стихов  из книги И. Лопухиной Тарабариной (1997)

Комплекс «Попробуй, сосчитай!»

1.У домика утром два зайца сидели

И дружно веселую  песенку пели.

Один убежал, а второй вслед глядит.

Сколько у домики зайцев сидит?

И.п. – сидя, ноги согнуты, руки в упоре сзади.

Несколько ран нарисовать цифру "1" правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.

2.Дарит бабушка-лисица 

Трем внучатам рукавицы:

Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте.

Сколько всех, пересчитайте.

И.п. – то же.

Несколько ран нарисовать цифру "6" правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.

3.Утка морковку в корзине несла,

Этой покупкой  довольна была.

Если еще ей морковку купить,

Сколько их будет?

Ты можешь сложить?

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "2” правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.

4.Под кустами у реки  жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать?

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "4” правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.

5.Яблоки и саду поспели.   Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных, три с кислинкой. Сколько их?

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "8” правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.

6.Ёжик по лесу шел,   на обед грибы нашёл:

Два - под березой, один — у осины.  

Сколько их будет в плетеной корзине?

И.п. - сидя ноги врозь, руки в упоре сзади.

Несколько раз нарисовать цифру ''3" правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.

7.На березе две синички продавали рукавички.

Прилетело еще пять.

Сколько будет продавать?

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "7” правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.

8.Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "5" правой. затем левой стопой и двумя стопами одновременно.

9.Все ли здесь цыплята, детки,

Надо сосчитать наседке.

Шесть на грядке, три во ржи,

Сколько их всего, скажи?

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "9" правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.

10.Ну-ка, сколько всех ребят на горе катается?

Двое а саночках сидят, двое дожидаются.

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "4" правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.

Примечание: занимательные задачи из книги Н.В. Елкиной, Т.И. Тарабариной (1997)

Комплексы упражнений для профилактики

(авторская разработка)

Комплекс «Белые медведи»

1. «Мишки косолапые» И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади.
1-2 - поднять внутренний свод правой стопы,  опираясь
на наружный край стопы 3-4 - и.п. 

5-6 - поднять внутренний свод левой стопы,  опираясь
на наружный край стопы 7-8 - и.п. 

2. «Большие когти у медведей» И.п. – сидя, ноги прямые, пальцы ног согнуты «в клачок», руки в упоре сзади.
1-2 – пальцы ног развести в стороны «веером» 3-4 - и.п. 

3. «Медведи идут по сугробам» И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади.
Ходить на месте «одними пяточками», «одними носочками».

4. «Разгребаем лапой снег» И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади.
1-3 – не отрывая правую стопу от пола «нарисовать» круг в направлении «от себя», 4 - и.п. 

5-7 - не отрывая правую стопу от пола «нарисовать» круг в направлении «от себя», 8 - и.п. 

5. «Медведи чешут лапы» И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади.
1-2 - вытянуть  правую ногу вперёд, не отрывая стопу от пола,3-4 - и.п. 

5-6 - вытянуть  левую ногу вперёд, не отрывая стопу от пола, 7-8 - и.п. 

6. «Медведи греют лапы» И.п. – сидя, руки в упоре сзади, ноги слегка приподнять над полом.
1-4 – тереть стопы друг о друга, сохраняя равновесие 

5-8 – хлопать стопами, как в ладошки. 

Комплекс «С Новым Годом!»

1. «Ёлочка - иголочка» И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1-2 -не отрывая пятки от пола, свести носки вместе, 3-4 - и.п. 

5-6 - не отрывая носки от пола, слегка приподнявшись, свести вместе пятки, , 7-8 - и.п. 

2. «Танцуем» И.п. – стоя, стопы параллельно, руки на поясе. 

Ходить на месте одними пятками, не отрывая носки от пола. 

3. «Хоровод» И.и. - то же 
1 - слегка приподнявшись на носки, сдвинуть пятки вправо и опустить на пол 
2 - скользящим движением перевести носки  вправо и опустить на пол 
3-4, 5-6, 7-8 – то же,

1-8 - то же влево 

4. «Собираем с пола конфетти» И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади.
Подгребая пальцами ног двигать стопы вперед и назад.

5. «Хлопушка» И.п. – сидя, руки в упоре сзади, ноги слегка приподнять над полом.
Хлопать стопами, как в ладошки, удерживая равновесие. 

6. «Снежинка» И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади.
Поочерёдно пальцами правой и левой ноги «рисовать» снежинку.

 

7. «Катаемся с горки» И.и. - сидя, ноги прямые,  руки в упоре сзади.
Гладить стопой правой ноги левую, скользящим движением сверху вниз. То же левой ногой.        

Комплекс «Моржи»

1. «У моржей большие ласты» И.п. - сидя, руки в упоре сзади, ноги прямые, носки потянуть к себе
1 - не отрывая пятки от пола наклонить стопы вправо, 2 – и.п. 
3 - не отрывая пятки от пола наклонить стопы влево, 4 – и.п. 

2. «Моржи плывут» И.п. - сидя, руки в упоре сзади, ноги прямые, носки «смотрят» в пол
1 - носки правой стопы потянуть на себя, 2 – и.п. 
3 - носки левой стопы потянуть на себя, 4 – и.п. 

3. «Моржи скользят по льду» И.п. – сидя, ноги согнуты,  левая чуть впереди, руки в упоре сзади.
1-2 - не отрывая стопы от пола, правая нога скользит вперёд, левая – назад,  

3-4 - не отрывая стопы от пола, левая нога скользит вперёд, правая – назад,  в и.п. 

5-8 – то же, что и 1-4 

4. «Хлопаем ластапи» И.п. – сидя, руки в упоре сзади, ноги слегка приподнять над полом.
Хлопать стопами, как в ладошки, удерживая равновесие. 

5. «Шлёпаем по воде» И.п. - сидя, ноги согнуты, руки в упоре сзади.
Ходьба на месте одними носками, не отрывая пятки от пола.

6. «Пошли круги по воде» И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади.
1-3 – не отрывая правую стопу от пола «нарисовать» круг в направлении «от себя», 4 - и.п. 

5-7 - не отрывая правую стопу от пола «нарисовать» круг в направлении «от себя», 8 - и.п. 

9-11 – не отрывая правую стопу от пола «нарисовать» круг в направлении «к себе», 12 - и.п. 

13-15 - не отрывая правую стопу от пола «нарисовать» круг в направлении «к себе», 16 - и.п.

Комплекс «Пингвины»

1. «Весёлые лапки» И.п. - сидя, руки в упоре сзади, ноги прямые, носки потянуть к себе
1 - не отрывая пятки от пола наклонить стопы вправо, 2 – и.п. 
3 - не отрывая пятки от пола наклонить стопы влево, 4 – и.п. 

2. «Пингвины плывут» И.п. - сидя, руки в упоре сзади, ноги прямые, носок правой ноги  «смотрит» в пол, левую стопу потянуть к себе
1 - носки правой стопы потянуть на себя, правый носок максимально вытянуть вперёд,

2 – вернуться в и.п. 

3. «Пингвины ныряют» И.п. - сидя, руки в упоре сзади, ноги прямые, носки потянуть к себе
1 - носки максимально вытянуть вперёд,

2 - вернуться в и.п. 

4. «Пингвины на льдине» И.п. – сидя, ноги согнуты, руки в упоре сзади.
1 - не отрывая стопу от пола, правая нога скользит вперёд, 2 - и.п.  

3 - не отрывая стопу от пола, левая нога скользит вперёд, 4 -  и.п. 

5-8 – то же, что и 1-4 

5. «Пингвины бегут по снегу» И.п. – сидя, ноги согнуты, руки в упоре сзади.
Быстрый бег на месте, не касаясь пятками пола

6. «Пингвины греют лапки» И.и. - сидя, ноги прямые,  руки в упоре сзади.
Гладить стопой правой ноги левую, скользящим движением сверху вниз. То же левой ногой.

Литература:

Шарманова С., Федоров А., Калугина Г. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Челябинск, 1999.

Шарманова С., Федоров А. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания. Челябинск, 1999.

Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. СПб.: Детство-Пресс, 2000.

Образовательная область «Физическая культура». Учебно-методическое пособие/

Интернет ресурсы:

http://edu.mari.ru/mouo-orshanka/dou2/DocLib8/Охрана%20здоровья%20воспитанников/Профилактика%20и%20коррекция%20плоскостопия.pdf

https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/25/zadorozhnyaya_kruzhok.docx

https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/06/23/programma_po_lfk_2013.docx

http://pandia.ru/text/78/058/93127.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...