СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ С МЯЧОМ»
материал по физкультуре на тему

Стенякина Елена Викторовна

Семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ С МЯЧОМ»

Цель: сохранять и укреплять здоровье , приобщать к ЗОЖ через физическую культуру; совершенствовать двигательные навыки.

Инструктор.  Добрый день, уважаемые коллеги. Тема нашего семинара «Игры и эстафеты с мячом». На протяжение всего семинара мы будем говорить о мяче. И начнем с далекого прошлого….

 Мяч не всегда выглядел так, каким вы его видите сейчас. Резиновым, упругим и прочным он стал не так давно. Как вы думаете, из чего 100 лет назад мастерили мячи?

Ответы сотрудников: мячи мастерили из подручных  и природных материалов.

Инструктор.  (Слайды с изображением мячей). Правильно, этот бессмертный колобок прикатился к нам из глубины веков. Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов. В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и… уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит, по мнению греков, обладал его волшебной силой. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например мхом или перьями птиц.

А игра американских индейцев была ритуальным действом. Причем далеко не безобидным. Игра заканчивалась жертвоприношением, и в жертву приносили капитана проигравшей команды.

Материалы, из которых изготавливали мячи:

В средневековье люди надували свиные мочевые пузыри. Эти дутые пузыри были непрочными, недолговечными и лопались от сильных ударов. Со временем люди додумались обтягивать свиные пузыри кожей, чтобы придать мячу долговечность.

А позже догадались надувать мяч воздухом. Такой мяч назывался «фоллис». Небольшие фоллисы использовались для ручных игр, а мячами больших размеров играли в игры - типа футбола.

Знаете ли вы, что в музее Стирлинга Смита в Шотландии хранится самый древний мяч (среди найденных конечно же). Ему более 450 лет. Считается, что этот мяч принадлежал шотландской королеве Мэри. Камера древнего мяча изготовлена из свиного пузыря. Сверху камера покрыта сшитыми кусками оленьей кожи.

В Древней Индии (2 – 3 тыс. до нашей эры) важную роль в объединении всей общины играла игра «катхи - ценду» (с мячом и битой), которая стала прародительницей хоккея на траве.

Мяч, найденный в древнеегипетских гробницах ( 3500 г. до н. э.), сшитый из кожи и набитый соломой использовался для веселого времяпрепровождения. В египетском футболе каждая из двух команд играла на стороне своих богов. И победы одерживали не ради своей славы, а во имя богов. При этом мяч из дерева загоняли в ворота изогнутыми палками.

Мяч из резины «прискакал» в Европу из центральной Америки. Местные индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев и называли «каучу» ( от слов «као» - дерево и «о-чу» - плакать. Эта смола – «каучук». Каучуковый мяч попался на глаза Христофору Колумбу. Знаменитый мореплаватель удивился, увидев, что большой и тяжелый мяч так высоко подскакивает при ударе о землю. Матросы Колумба привезли мяч в Испанию, и упругий колобок быстро раскатился по всему цивилизованному миру.

Лингвистическое значение слова мяча

Мяч – древнеславянское слово. В разных славянских языках оно созвучно: в украинском - мяч и в белорусском тоже мяч; болгарское мечка значит «хлеб с сыром в форме шара», а сербохорватское меча - « мягкое, мякиш хлеба».

Лингвисты полагают, что старейшее значение слова мяч, по-видимому, «мякиш, мягкий шар, предмет, который можно стиснуть, сжать».

Незатейливые ручные мячики бытовали повсеместно. Комок тряпья, ветоши или шерсти обшивали тряпкой без особой выкройки (отсюда название «шитка»)

Первые мячи в России

Игры с мячом знали еще в Древней Руси. Об этом свидетельствуют археологические находки. При раскопках Новгорода, Пскова, Москвы и других древних городов в слоях 10-16 веков найдено множество кожаных мячей. Добротное качество исполнения этих мячей говорит о том, что их делали ремесленники-сапожники.

В деревнях делали так же мячики, плетенные из лыковых или берестяных ремешков, красивые и легкие. Иногда внутрь заплетали комок глины – такой мяч «с тяжестью» дальше летел и годился для игры ногами.

Инструктор. Первое задание -  перед вами мячи (воздушные шары –накрыты тканью),  определите на ощупь, чем они набиты («мячи», набиты: бумагой, соломой, поролоном, синтепоном, тряпками, зерном).

Инструктор.Молодцы! Возьмите наши необычные «мячи» и давайте с ними потанцуем. Ритмическая гимнастика под музыку с мячами .

- обычная ходьба с выносом мяча в обеих руках вперед, вверх и назад;

- ходьба на носках руки вверх, покачивание ими вправо – влево;

- ходьба в полу приседе, руки с мячом перед грудью;

- с крестным шагом (пятка – носок), с передачей мяча вперед – назад;

- с высоким подниманием колена с передачей мяча под коленом;

- с зажатым между ногами мячом «гусеницы»;

- прыжки с зажатым между на 2 ногами мячом;

- бег с захлестыванием голеней, руки с мячом сзади;

- обычная ходьба, мяч в обеих руках, перед грудью, вперед к груди.

Инструктор.  Вот такими мячами любили играть в старину дети. А сколько разных забав, игр, развлечений, упражнений придумывали они.

Вот и мы с вами сейчас выполним игровые упражнения с мячом.

  1. «Свечка». Подбрасывание мяча вверх с поворотом вокруг себя и ловля его.
  2. «Печем пирожки». Подбрасывание мяча с хлопком и ловля его.
  3. «Клубочки». Подбрасывание мяча с имитацией накручивания клубочка и ловля его.
  4. «Забиваем гвозди». Подбрасывание мяча с имитацией удара кулачком о кулачок.
  5. «С надеванием». Подбрасывание мяча с имитацией надевания сапог на правую и левую ногу.

(педагоги друг за другом выполняют задание с разными «мячами»)

Инструктор. Уважаемые, коллеги, а сейчас мы с вами выполним дыхательное упражнение.

Дыхательное упражнение «Мяч».

Глубокий вдох носом, на выдохе ртом «рисуем мяч в воздухе».

Инструктор. Хотите узнать, как  все – таки мяч научился прыгать?

Произошло это так… (Либо слайд о Колумбе). Один известный мореплаватель Колумб причалил свой корабль к берегу неизвестной страны. Путешественники сошли на берег и увидели, как местные жители играют круглым черным мячом. Они удивились, как высоко этот мяч взлетает над землей. Местные жители (индейцы) повели гостей в рощу, где росли высокие деревья с пятнистой корой. Они надрезали кору, по стволу потекла белая, густая жидкость – смола. В ней они выкупали свои шитые мячи, которые на воздухе затвердевали и темнели. А называлась эта смола – каучук, это и есть резина. Вот так появились первые резиновые мячи, которые «научились» высоко прыгать. Прошло много лет прежде, чем они стали популярны во всем мире.

Инструктор. Давайте и мы поиграем и проверим качество резинового мяча.

П/и: «Гонка за мячом».

(Игроки стоят по кругу,  на расстоянии  одного шага друг от друга, по считалке выбирается водящий.  Игроки по сигналу начинают передавать мяч в разных направлениях друг другу, водящий бегает по кругу, стараясь дотронуться до мяча. Если это ему удается, водит тот игрок, у кого находился мяч, водящий становится игроком).

Инструктор. А что можно сказать про мяч, какой он, какие бывают мячи и т. д.?

Ответы сотрудников: Мяч круглый, прыгучий, резиновый, кожаный, цветной. Мяч  - любимая игрушка детей и взрослых.

Инструктор. Какие спортивные игры с мячом вы знаете?

Ответы сотрудников: волейбол, баскетбол, футбол, регби, теннис, хоккей.

(показ слайдов виды спорта с мячом)

Инструктор. Молодцы! Для всех перечисленных вами игр нужен свой мяч.

Вот мы сейчас и проверим, знаете ли вы, какие мячи используются в спортивных играх? Для этого мы с вами разделимся на две команды

Игра «Мяч для игры».

(Игроки стоят в 2 колонны друг за другом, инструктор показывает картинку с изображением мяча. Команды имитируя движения игры выполняются спортивные элементы соответствующие мячу – баскетбольный -  отбивая о пол, вести к кольцу и т. д. )

Подвижная игра: «Футбол раков».

(Выбирается водящий. Его задача – попасть мячом в «раков», которые ползают с опорой на ладони и ступни, стараются увертываться от мяча или отбить его ногами, как в футболе. Если мяч попадает в «рака» (голову, руку, туловище), он выбывает.

Инструктор. А вы знаете, как называется мяч большого размера?

Сотрудники: фитбол.

(слайд с фитболом)

Инструктор. Правильно, появился он совсем недавно и упражнения с ним очень полезны для здоровья, а так же занятия на фитболах развивают у детей интерес к здоровому образу жизни и физ. упражнениям. Вы хотите быть здоровыми? Тогда за дело.

«Сделайте фигуру» - двигаемся с фитболом под музыку, выполняем произвольные, танцевальные движения. Как только музыка остановится, играющие, замирают, принимая любую позу (с мячом, на мяче).

Инструктор. Молодцы. У всех получились причудливые формы, полезные для здоровья.

Инструктор. Скажите, как вы поступите, если где-то на лесной полянке вам с детьми захочется поиграть в мяч, а его поблизости не окажется?

Ответы.

Инструктор. Да мяч можно сделать из старых газет, бумаги, пакетов. Хотите попробовать?

Воспитатели мнут газеты, набивают пакеты, придавая форму мяча.

А теперь поиграем в игру: «На чьей стороне меньше мячей?»

Игра «На чьей стороне меньше мячей?»

(Посредине зала веревка или сетка, или на полу лента. Играющие делятся на 2 команды и по сигналу перебрасывают мячи, быстро, чтобы на сигнал большее количество мячей было на стороне противника).

Инструктор.  Уважаемые коллеги сегодня мы с вами познакомились с историей мяча, с разными мячами, что с мячом можно играть, выполнять различные физ. упражнения, т. е. прививать интерес к ЗОЖ. А сшитые мячи своими руками развивают творчество, воображение. Сшить мячи не сложно, вырезаем 2 круга и полоску по длине окружности, сшиваем все детали, оставляем отверстие для набивки. Чем набивать вы знаете. Можно украсить мяч лентами, бусами, пуговицами и т. д. С новыми мячами можно придумать много новых игр, упражнений, эстафет. А дети с большим увлечением и удовольствием нам в этом помогут.

Все вы были активные, быстрые, самостоятельные. Молодцы!!!!!

Используемая литература:

1. Оливова В. Люди и игры: у истоков современного спорта - М., 1985.

2. Детская энциклопедия.

3.Н.И. Николаева Школа мяча Санкт-Петербург, Детство ПРЕСС, 2008 г

4.Познавательные физкультурные занятия, автор-составитель Т.Б.Сидорова, Волгоград, 2009 г

3.Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Играем в подвижные игры»

семинар- практикум для педагогов...

Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)

Семинар – практикум «Игра как средство развития речи  у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)1 слайдПроблема развития речи детей ...

Семинар - практикум: "Играем в подвижные игры вместе"

Семинар - практикум для родителей на тему: "Играем в подвижные игры вместе"...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...

Семинар-практикум "Включение подвижных игр с мячом в разные формы работы с детьми в перерывах между занятиями”

Семинар-практикум "Включение подвижных игр с мячом в разные формы работы с детьми в перерывах между занятиями&rdquo...

Семинар-практикум "Игры с мячом"

Семинар-практикум "Игры с мячом...