Эффективное обучение комплексу ритмической гимнастики
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Светлана Анатольевна Абрамова

Правильное исполнение  упражнений в ритмической гимнастике необходимо как с эстетической точки зрения, так и функциональной. Неправильное исполнение подчас значительно снижает эффективность упражнения. Значительно снижают коэффициент полезного действия упражнений ошибки эстетического характера: недостаточно прямые ноги, плохо оттянутые носки, неправильная осанка и др.

В связи с этим проблема правильного обучения несомненно актуальна в ритмической гимнастике при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря о танцевальных элементах и соединениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

«КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЭФФЕКТИВНОЕ  ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ КОМПЛЕКСУ

РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»

 

Правильное исполнение  упражнений в ритмической гимнастике необходимо как с эстетической точки зрения, так и функциональной. Неправильное исполнение подчас значительно снижает эффективность упражнения. Значительно снижают коэффициент полезного действия упражнений ошибки эстетического характера: недостаточно прямые ноги, плохо оттянутые носки, неправильная осанка и др.

В связи с этим проблема правильного обучения несомненно актуальна в ритмической гимнастике при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря о танцевальных элементах и соединениях.

Основные методы и принципы обучения: целостный и расчлененный. Относительно доступные движения осваиваются целостным методом по показу или рассказу и показу. Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных упражнений, в первую очередь танцевальных элементов, а также когда речь идет о коррекции двигательного навыка при исправлении некоторых ошибок.

В процессе проведения комплексов большое значение имеют указания, которые дает преподаватель в ходе исполнения упражнений под музыку. Они позволяют сохранить принцип поточности выполнения движений и одновременно вносить коррекцию.

В ритмической гимнастике музыкальное сопровождение можно рассматривать как фактор воздействия на занимающихся, облегчающий обучение. Правильная методика применения музыки способствует усвоению двигательного навыка. Если вы разучиваете сложное движение, то целесообразно отключать музыку, а когда структура движения в основном усвоена, можно вновь приступить к исполнению его с музыкальным сопровождением.

При проведении занятий можно использовать и приемы физической помощи, просто исправить выполнение движения руками, непосредственно на ребенке.

В процессе обучения большое значение имеет самоконтроль действий со стороны детей. Незаменимую помощь может оказать работа перед зеркалом или индивидуальная работа перед зеркалом.

Объяснения по разучиванию и замечания педагог должен делать в доходчивой и тактичной форме, сохраняя требовательность и доброжелательность.

Необходимо напомнить, что движения должны выполняться в ту и другую стороны. Равномерная нагрузка способствует гармоничному развитию. Известно, что в процессе развития организм человека, несмотря на симметричное строение двигательного анализатора, претерпевает асимметричные изменения, при которых одна из конечностей формируется в ведущую (доминирующую), другая – в подчиненную (недоминирующую).Наиболее характерным выражением двигательной асимметрии человека является преимущественное использование им одной из верхних конечностей, что получило название право- или леворукости. Как показали исследования в области общей и спортивной педагогики, рационально использовать и тренировать движения вначале доминирующей рукой или ногой, а потом недоминирующей.

В связи с этим возникает еще одна проблема – как показывать упражнения? Всегда ли нужен показ лицом к детям, в зеркальном отображении? Простые по координации движения можно показывать именно так – лицом к детям с левой руки ( как свидетельствует статистика, большинство детей – правши) Преимущество такого показа заключается в возможности контроля за группой, выявление возникающих ошибок и их исправления.

А вот сложные по координации движения следует показывать спиной к детям, с правой руки или ноги. Лучшим вариантом будет показ спиной к детям и лицом к большому зеркалу. Это позволяет улучшить обзор занимающимся, а педагогу контролировать правильность усвоения материала, четкость движений собственного тела.

При самостоятельном разучивании упражнений рекомендуется соблюдать такую последовательность:

  1. Внимательно прочесть описание упражнения, методические рекомендации по технике его выполнения.
  2. Изучить движение по рисунку, фотографии.
  3. Вновь прочесть описание и постараться воспроизвести упражнение в медленном темпе, четко фиксируя исходное и конечное положения, без музыкального сопровождения.
  4. Повторить упражнение несколько раз самостоятельно. Если вы сбиваетесь, вновь посмотрите на рисунок, прочтите запись упражнения.
  5. Включить магнитофон и попробовать исполнить движение в медленном темпе, через такт, а затем уже на каждый такт.

Столь тщательной проработки требуют только сложные по координации движения. Многие упражнения, как, например, ряд беговых, скачки, подскоки, которые близки  к естественным формам движения, не требуют такого разделения при разучивании, а могут выполняться, что называется, с листа.

При занятиях ритмической гимнастикой нужно помнить и традиционные педагогические принципы обучения: сознательности, систематичности, наглядности, доступности и прочности, постепенного повышения нагрузки и ее варьирования. Расшифровки требует лишь последний из названных принципов. Стандартные нагрузки со временем теряют свой тренировочный эффект, перестают способствовать развитию работоспособности, силы, гибкости.

В работе с детьми выделяется несколько циклов: освоение комплекса ( обучение), тренировка ( собственно-тренировочный). Обучение предшествует решению всех других задач. Прежде чем выполнять физические упражнения с целью развития физических качеств, укрепления здоровья, необходимо прежде научиться этим движениям. Первые занятия носят обучающий характер, однако простые движения, близкие к естественным формам, например, ходьба, бег, подскоки, простейшие движения руками, головой, выполняются поточным методом, сразу под музыку. Это позволяет с первых занятий добиваться оптимальной нагрузочности и почувствовать специфику, вкус ритмической гимнастики, заключающейся в поточности и ритмичности движений.

Постепенно, в процессе освоения увеличивается тренирующий эффект занятий. Все четче просматривается его структурность, повышается интенсивность, длительность выполнения упражнений, возрастает их сложность.

Длительность первых двух циклов колеблется от двух до четырех месяцев в зависимости от возраста, режима занятий ( 1 или 2 раза в неделю) и других факторов.

Как часто надо менять комплекс, чтобы не терялся интерес к занятиям. Вот несколько рекомендаций:

- замену комплексов проводите постепенно, начиная с 1-2 серий; замените одну, две серии, постепенно обновите комплекс целиком;

- не спешите менять комплексы; постарайтесь по возможности разнообразить первый вариант .Этого можно добиться заменой фонограммы, увеличением темпа исполнения. Например, темп100 акцентов в минуту замените на 110, темп 90 – на 100.

- постарайтесь шире пользоваться различными средствами ритмической гимнастики. Можно одну из серий в положении стоя выполнять с гимнастическими палками, а беговую серию заменить прыжками.

- постоянно следите за новыми веяниями в современной музыке и танцах;

- в летнее время перейдите на открытые площадки- это и полезно, и внесет разнообразие;

-составляйте комплексы с учетом сезонности; весной увеличьте беговые нагрузки и исполняйте силовые упражнения с отягощениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы ритмической гимнастики для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Разработаны и красочно формлены комплексы ритмической гинастики  для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)...

Комплекс Ритмической гимнастики с кольцами в подготовительной группе.

Комплекс Ритмической гимнастики с кольцами в подготовительной группе....

Комплекс ритмической гимнастики для детей старшей группы

Ритмическая гимнастика, как способ развития координации движений старших дошкольников....

Комплекс ритмической гимнастики под русскую народную песню «Калинка»

Гимнастика под ритмичную и заводную музыку, предназначена для детей старшего дошкольного возраста....

Комплекс ритмической гимнастики во второй младшей группе «Упражнение с лентами»

Комплекс ритмической гимнастики Упражнение с лентами...

Комплекс ритмической гимнастики

Комплекс ритмической гимнастики для детей старшей группы на музыку из кинофильма «Незнайка с нашего двора»....