Эффективное обучение комплексу ритмической гимнастики
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Правильное исполнение упражнений в ритмической гимнастике необходимо как с эстетической точки зрения, так и функциональной. Неправильное исполнение подчас значительно снижает эффективность упражнения. Значительно снижают коэффициент полезного действия упражнений ошибки эстетического характера: недостаточно прямые ноги, плохо оттянутые носки, неправильная осанка и др.
В связи с этим проблема правильного обучения несомненно актуальна в ритмической гимнастике при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря о танцевальных элементах и соединениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эффективное обучение комплексу ритмической гимнастики | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
«КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ КОМПЛЕКСУ
РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»
Правильное исполнение упражнений в ритмической гимнастике необходимо как с эстетической точки зрения, так и функциональной. Неправильное исполнение подчас значительно снижает эффективность упражнения. Значительно снижают коэффициент полезного действия упражнений ошибки эстетического характера: недостаточно прямые ноги, плохо оттянутые носки, неправильная осанка и др.
В связи с этим проблема правильного обучения несомненно актуальна в ритмической гимнастике при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря о танцевальных элементах и соединениях.
Основные методы и принципы обучения: целостный и расчлененный. Относительно доступные движения осваиваются целостным методом по показу или рассказу и показу. Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных упражнений, в первую очередь танцевальных элементов, а также когда речь идет о коррекции двигательного навыка при исправлении некоторых ошибок.
В процессе проведения комплексов большое значение имеют указания, которые дает преподаватель в ходе исполнения упражнений под музыку. Они позволяют сохранить принцип поточности выполнения движений и одновременно вносить коррекцию.
В ритмической гимнастике музыкальное сопровождение можно рассматривать как фактор воздействия на занимающихся, облегчающий обучение. Правильная методика применения музыки способствует усвоению двигательного навыка. Если вы разучиваете сложное движение, то целесообразно отключать музыку, а когда структура движения в основном усвоена, можно вновь приступить к исполнению его с музыкальным сопровождением.
При проведении занятий можно использовать и приемы физической помощи, просто исправить выполнение движения руками, непосредственно на ребенке.
В процессе обучения большое значение имеет самоконтроль действий со стороны детей. Незаменимую помощь может оказать работа перед зеркалом или индивидуальная работа перед зеркалом.
Объяснения по разучиванию и замечания педагог должен делать в доходчивой и тактичной форме, сохраняя требовательность и доброжелательность.
Необходимо напомнить, что движения должны выполняться в ту и другую стороны. Равномерная нагрузка способствует гармоничному развитию. Известно, что в процессе развития организм человека, несмотря на симметричное строение двигательного анализатора, претерпевает асимметричные изменения, при которых одна из конечностей формируется в ведущую (доминирующую), другая – в подчиненную (недоминирующую).Наиболее характерным выражением двигательной асимметрии человека является преимущественное использование им одной из верхних конечностей, что получило название право- или леворукости. Как показали исследования в области общей и спортивной педагогики, рационально использовать и тренировать движения вначале доминирующей рукой или ногой, а потом недоминирующей.
В связи с этим возникает еще одна проблема – как показывать упражнения? Всегда ли нужен показ лицом к детям, в зеркальном отображении? Простые по координации движения можно показывать именно так – лицом к детям с левой руки ( как свидетельствует статистика, большинство детей – правши) Преимущество такого показа заключается в возможности контроля за группой, выявление возникающих ошибок и их исправления.
А вот сложные по координации движения следует показывать спиной к детям, с правой руки или ноги. Лучшим вариантом будет показ спиной к детям и лицом к большому зеркалу. Это позволяет улучшить обзор занимающимся, а педагогу контролировать правильность усвоения материала, четкость движений собственного тела.
При самостоятельном разучивании упражнений рекомендуется соблюдать такую последовательность:
- Внимательно прочесть описание упражнения, методические рекомендации по технике его выполнения.
- Изучить движение по рисунку, фотографии.
- Вновь прочесть описание и постараться воспроизвести упражнение в медленном темпе, четко фиксируя исходное и конечное положения, без музыкального сопровождения.
- Повторить упражнение несколько раз самостоятельно. Если вы сбиваетесь, вновь посмотрите на рисунок, прочтите запись упражнения.
- Включить магнитофон и попробовать исполнить движение в медленном темпе, через такт, а затем уже на каждый такт.
Столь тщательной проработки требуют только сложные по координации движения. Многие упражнения, как, например, ряд беговых, скачки, подскоки, которые близки к естественным формам движения, не требуют такого разделения при разучивании, а могут выполняться, что называется, с листа.
При занятиях ритмической гимнастикой нужно помнить и традиционные педагогические принципы обучения: сознательности, систематичности, наглядности, доступности и прочности, постепенного повышения нагрузки и ее варьирования. Расшифровки требует лишь последний из названных принципов. Стандартные нагрузки со временем теряют свой тренировочный эффект, перестают способствовать развитию работоспособности, силы, гибкости.
В работе с детьми выделяется несколько циклов: освоение комплекса ( обучение), тренировка ( собственно-тренировочный). Обучение предшествует решению всех других задач. Прежде чем выполнять физические упражнения с целью развития физических качеств, укрепления здоровья, необходимо прежде научиться этим движениям. Первые занятия носят обучающий характер, однако простые движения, близкие к естественным формам, например, ходьба, бег, подскоки, простейшие движения руками, головой, выполняются поточным методом, сразу под музыку. Это позволяет с первых занятий добиваться оптимальной нагрузочности и почувствовать специфику, вкус ритмической гимнастики, заключающейся в поточности и ритмичности движений.
Постепенно, в процессе освоения увеличивается тренирующий эффект занятий. Все четче просматривается его структурность, повышается интенсивность, длительность выполнения упражнений, возрастает их сложность.
Длительность первых двух циклов колеблется от двух до четырех месяцев в зависимости от возраста, режима занятий ( 1 или 2 раза в неделю) и других факторов.
Как часто надо менять комплекс, чтобы не терялся интерес к занятиям. Вот несколько рекомендаций:
- замену комплексов проводите постепенно, начиная с 1-2 серий; замените одну, две серии, постепенно обновите комплекс целиком;
- не спешите менять комплексы; постарайтесь по возможности разнообразить первый вариант .Этого можно добиться заменой фонограммы, увеличением темпа исполнения. Например, темп100 акцентов в минуту замените на 110, темп 90 – на 100.
- постарайтесь шире пользоваться различными средствами ритмической гимнастики. Можно одну из серий в положении стоя выполнять с гимнастическими палками, а беговую серию заменить прыжками.
- постоянно следите за новыми веяниями в современной музыке и танцах;
- в летнее время перейдите на открытые площадки- это и полезно, и внесет разнообразие;
-составляйте комплексы с учетом сезонности; весной увеличьте беговые нагрузки и исполняйте силовые упражнения с отягощениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы ритмической гимнастики для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Разработаны и красочно формлены комплексы ритмической гинастики для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)...
Комплекс Ритмической гимнастики с кольцами в подготовительной группе.
Комплекс Ритмической гимнастики с кольцами в подготовительной группе....
Комплекс ритмической гимнастики для детей старшей группы
Ритмическая гимнастика, как способ развития координации движений старших дошкольников....
Комплекс ритмической гимнастики под русскую народную песню «Калинка»
Гимнастика под ритмичную и заводную музыку, предназначена для детей старшего дошкольного возраста....
Комплекс ритмической гимнастики во второй младшей группе «Упражнение с лентами»
Комплекс ритмической гимнастики Упражнение с лентами...
Комплекс ритмической гимнастики
Комплекс ритмической гимнастики для детей старшей группы на музыку из кинофильма «Незнайка с нашего двора»....