Самоанализ инструктора физического воспитания
презентация по физкультуре на тему

Веденкина Татьяна Петровна

Самоанализ работы по физическому воспитанию для аттестации на 1 квалификационную категорию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Главным фактором укрепления и сохранения здоровья детей является  систематическая  двигательная  активность, формирующаяся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребёнка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.

       Основной жизненной функцией ребёнка является двигательная активность.  Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка, его привычки и поведение. Следовательно, наиболее  эффективным является приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

  1. Изучив  показатели физического развития и уровень заболеваемости детей нашего детского сада, я сделала вывод, что детей с отклонениями в физическом развитии становиться больше, а это значит, что необходимо активизировать работу по физическому воспитанию, формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. И так как, укрепление здоровья детей – наша основная задача, которая особенно актуальна сейчас, когда заболеваемость детей очень высока, я и занялась изучением  технологий целенаправленного формирования ценностного отношения  детей к здоровью и здоровому образу жизни.                                                                                                                      Учитывая всю важность и актуальность вышесказанного, основной целью моей работы является создание у детей устойчивой положительной мотивации в формировании потребностей  к здоровому образу жизни, сохранению укреплению собственного здоровья, как важного фактора здоровья человека в целом.

Реализовать эти цели нужно через следующие задачи:

  1. оптимизация режима двигательной активности дошкольников через     приобщение их к здоровому образу жизни.    
  2. Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.
  3. Формирование привычки к здоровому образу жизни.
  4. Изучать с детьми строение организма, знакомить с функциями  отдельных органов, учить беречь свой организм и заботится о нем.
  5.  Гармоничное физическое развитие детей, путем решения следующих задач:
  6.  Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  7.  Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  8. Разнообразить формы работы с родителями для повышения их педагогической компетенции в вопросах формирования у детей потребности  в здоровом образе жизни.

На I этапе своей работы 

  • провела мониторинг заболеваемости за 3 года и выяснила, что показатели заболеваемости за 2013-14г., когда велась интенсивная оздоровительная работа с детьми, ниже предыдущих лет.                                        Приложение № 1

                                                                                                                                     Это говорит о положительных тенденциях работы коллектива всего детского сада, а значит нужно продолжать начатую работу в том же направлении.

  • В начале учебного  года  я, совместно с воспитателями провела тестирование физической подготовленности дошкольников по 10 параметрам с последующей оценкой результатов. При этом, итоговая оценка физического развития помогла  выявить уровень физической подготовленности каждого ребенка (очень низкий, низкий, средний, выше среднего, высокий) и своевременно  установить наблюдение врача за детьми, получившими оценку «низкое». Кроме того, данные диагностики используются на занятиях в индивидуально – дифференцированном подходе к детям с разным уровнем физического развития.

Определение уровня физического развития детей проводятся  2 раза в год. Показатели физической подготовленности  детей в приложении.

Приложение№2

                                                                                                                               

В результате проведенной мониторинга физического развития детей 4-6 лет были получены следующие результаты:

В течение учебного года наблюдался рост количества детей с высоким уровнем физической подготовленности, но оставалось все еще много детей с «низкими» и «очень низкими» показателями. А это значит, что в этом году, предстоит  сделать акцент на индивидуальной работе с такими детьми. Данные мониторинга послужили основанием для написаний конспектов занятий по физической культуре и составлению перспективных планов на год. Для того, что бы отслеживать эффективность и результаты работы, подбирались диагностические методики, практические задания для родителей и детей, выполняя которые, они могли бы  анализировать состояние здоровья ребенка  и его физического развития в течении года.

С этой целью, (в рамках проекта «Если хочешь быть здоров») была разработана  анкета  для родителей:  «Какое место занимает физкультура в вашей семье», по результатам которой были запланированы индивидуальные и групповые консультации.

Приложение № 3

Методическим обеспечением физкультурно – оздоровительной работы является  общеобразовательная программа «От рождения до года» под редакцией М.А.Васильевой, Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, дополненная различными современными  пособиями и технологиями:

  • «Оздоровление дошкольника» О.В. Головина
  • «Са-Фи-Дансе оздоровительно – развивающая программа по танцевально – игровой гимнастике» Ж.Е. Фирелева, Е.Г.Сайкина
  • «Двигательная активность ребенка в детском саду» В.Т. Кудрявцев,  Б.Б. Егоров
  • «Путешествие в Олимпию» С.О.Филиповой
  • Рабочая программа «Школа мяча» Н.И.Николаева
  • «Старт» Л.В.Яковлевой, Р.А.Юдиной
  • «Физическая культура дошкольникам» Л.Д.Глазыриной

В системе физического воспитания я использую следующие  организованные формы работы по развитию двигательной деятельности детей:

  • Утренняя гимнастика;
  • Физкультурные занятия;
  • Подвижные игры и физические упражнения;
  • Спортивные упражнения на прогулке;
  • Спортивные праздники и развлечения;
  • Экскурсии и целевые прогулки

Свою непосредственную образовательную деятельность интегрирую с такими областями, как : «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка»

Наряду с традиционными  формами организации деятельности по физической культуре, использую нетрадиционные:

  • Интегрированные занятия;
  • Занятия – путешествия;
  • Сюжетные занятия, по литературным произведениям;
  • Игровые занятия;
  • Театрализованные;
  • Занятия по принципу круговой тренировки;
  • Построенные на упражнениях с элементами спорта

Приложение № 4

Кроме этого, применяю в практике здоровьесберегающие технологии:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, подвижные спортивные игры, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, само массаж )
  • Технологии обучения здоровому образу жизни: НОД по развитию движений, проблемно – игровые , коммуникативные игры
  • Коррекционные технологии : степ – аэробика, ритмика, хатха – йога для детей, гимнастика мозга

Приложение № 5

II этап  содержит работу в непосредственно образовательной  деятельности.

В  своей работе  по физическому воспитанию детей я применяю следующие методические приемы:                                                                                                         использую в упражнениях предметы необычной формы, массы, объема, которые содействуют развитию умения распределять движения в пространстве и во времени;                                                                                                       сочетаю их с движениями тела, которые требуют разносторонней координации, изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;                                    смену способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу; прыжки на одной или двух ногах с поворотами и т. д.

На занятиях я акцентирую внимание детей на воспитательно – образовательных и тренирующих задачах и пытаюсь добиться от детей не механического заучивания и повторения, а понимания смысла данного движения. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, обучение основным движениям происходит намного успешнее, решаются задачи по совершенствованию общей выносливости, формированию скоростно – силовых качеств, повышению координационных способностей.

Эффективность занятия  по физической культуре достигается путем использования разнообразных форм, например таких, как танцевальная ритмика. В ноябре 2013г. Я прошла курс обучения по авторской программе Суворовой Т.И. «Танцевальная ритмика для детей»,

Приложение № 6

 которую использую в своей работе на занятиях физкультуры. Давно канули в лету, занятия под сопровождения бубна, когда дети выполняли скучные физкультурные упражнения. Я начинаю зарядку или занятие с  веселой энергичной музыки.

Большой эмоциональный подъем и интерес детей вызывают спортивные праздники, развлечения и досуги. Мною были проведены такие мероприятия, как:

  • Зимний спортивный праздник «Белая Олимпиада»
  • «Путешествие в страну Спортландию»
  • «Мама, папа, я – дружная семья»
  • Развлечение совместно с папами «Наша Армия»
  • «Счастливый случай» интеллектуально – спортивная игра  

И многое другое. Дети с радостью принимают участие в подобных мероприятиях, где их всегда ждут интересные конкурсы и забавы.

Приложение № 7

Я считаю, что большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. Поэтому в своей работе использую простейшие формы туризма. Летом – это пешеходные прогулки.  Они включают  физические упражнения с использованием естественных условий:                                                                                                     ходьба с перешагиванием, перепрыгиванием через препятствия; «переправы  через ручейки» по бревну, доске и т. д.;                                                                               бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий;  метание шишек в цель и на расстояние и т. д.                                                                     Зимой мы организуем лыжные походы, содержание которых составляют: ходьба на лыжах;                                                                                                                         ходьба и бег по снежному валу;                                                                                              метание снежков в вертикальную и движущую цель;                                                    скольжение на ногах по ледяной дорожке;                                                                       катание на санках; коньках и т.д.

Параллельно с физическим воспитанием, я обучаю детей основам культуры здоровья. Валеологический материал стараюсь органично включать в структуру большинства физкультурных занятий, способствуя этим расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. Разучиваю с детьми комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формирую навыки самомассажа активных точек тела.

В феврале 2013 года начала работать над  практико – ориентированным, краткосрочным  проектом «Если хочешь быть здоров» в котором приняли участие дети всех возрастных групп, воспитатели и семьи воспитанников.

Целью данного проекта было воспитание у детей эмоционально положительного отношения к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры и приобщение детей  и их родителей к здоровому образу жизни. В рамках этого проекта, я проводила тематические физкультурные занятия, праздники досуги и развлечения с участием родителей. В заключении проектной деятельности был проведен анализ проделанной работы с педагогами детского сада, который показал результативность проведенной работы в повышении активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно – оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимые в ДОУ.

В течении 2013г родителям были проведены  следующие консультации:

  • «Физкульт -привет» О воспитании здорового ребенка 2013г.
  • О правильной осанке ( на родительском собрании во всех группах)
  • «Профилактика плоскостопия» во всех группах 2013г.                         «Учим детей ходить на лыжах» индивидуальные 2013г 2014г.
  • «Формирование привычки к здоровому образу жизни» презентация на родительском собрании во всех группах 2014г.
  • Оформлен баннер посвященный «дню Здоровья»

Приложения №8 , № 9 и № 10

Взаимодействие работы инструктора по физическому воспитанию и семьи является одной из главных сфер по развитию физически здорового ребенка. Работу с родителями необходимо продолжить и в следующем году.

Взаимодействие специалистов и воспитателей в дошкольном учреждении также является необходимым условием для полноценной и эффективной работы, направленной на достижение положительных результатов. Наиболее тесное взаимодействие инструктора по ФИЗО происходит с воспитателями групп. Воспитатель на занятии не только помогает инструктору по физической культуре, но и фиксирует то, что необходимо закрепить с детьми в индивидуальной работе. Все заметки делаются в специально заведенной тетради.  Поэтому на педагогических совещаниях я  проводила для воспитателей консультации:

  • «Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности» 2013г.
  • «Методика проведения подвижных игр» 2013г.
  • 2013г.
  • «Физкультурный уголок в группе детского сада» 2014г.

Приложение № 11

Кроме того, на педагогическом совете в 2013г. Провела с воспитателями Деловую игру  «Что мы знаем о физкультуре» с целью обогатить воспитателей знаниями и практическими умениями в воспитании физической культуры детей.

Приложение № 12

      Для проведения физкультурных занятий, спортивный зал оснащен необходимым оборудованием. В группах созданы физкультурные уголки, которые постоянно пополняются. Дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности. (мячи, обручи, скакалки, много нестандартного оборудования и т. д.) Приобретаются и изготавливаются атрибуты для игр и физических упражнений. Имеются в наличии картинки с разными видами спорта, картотека подвижных игр и графическое изображение выполнения упражнений. Совместно с воспитателями сделан баннер «Олимпийцы среди нас» приуроченный к проходившим в 2014г зимним Олимпийским играм.

Приложение № 13

Развивающая среда, организованная в детском саду, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности, что не может не сказываться на нормальном физическом развитии. В течении 2013 -14 уч.г. для работы с детьми были приобретены гимнастические коврики для занятий по профилактике нарушений осанки. Сделаны «волшебные пеньки» для перешагивания, ходьбы и бега между ними змейкой, «тоннель» для лазания, ленты и «султанчики» для ОРУ, степы для занятий  степ – аэробикой.  

Приложение № 14

В следующем 2014 -15уч.г. я планирую разработать «маршруты» для лечебной ходьбы «Терренкур» по территории детского сада, ну и конечно пополнять физкультурный зал новым оборудованием.

Не менее важна для инструктора по физическому воспитанию, готовность к инновационной деятельности,  повышение уровня  знаний и самосовершенствование. С этой целью было сделано следующее:

  • Прошла курсы повышения квалификации в «Городском центре образования и здоровья «Магистр» по образовательной программе «Основы ЛФК. Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения» в сентябре 2013г.
  • Приняла участи в работе РМО воспитателей ортопедических групп ДОУ по теме «Формирование ключевых жизненных компетенций детей с ОВЗ на основе использования активных методов и форм воспитания согласно ФГОС ДО» 23.01.2014г.
  • Приняла участие в работе VIII Городской методической недели работников дошкольного образования по теме «Нетрадиционные формы работы по физической культуре»  09. 04.2014г.
  • Посетила методическое объединение инструкторов ФИЗО «Легкая атлетика в ДОУ» 21.01.2014г.
  • Посетила три заседания РМО инструкторов ЛФК и воспитателей групп с нарушением ОДА.( 21.11.2013г),(23.01.2014г).,(13.02.2014г.)
  • Приняла участие в работе II форума педагогов дошкольных образовательных учреждений города Новосибирска. 2014г.
  • Посетила IV областную научно –практическую конференцию работников дошкольного образования Новосибирской области. 26.09.2013г.
  • Прошла курс обучения по авторской программе Суворовой Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» по теме: «Спортивные олимпийские танцы» 20.11.2013г.

Была награждена Почетной грамотой за активное участие в районных соревнованиях «Веселые старты» в 2013г. Получала благодарность за эффективную физкультурно – оздоровительную работу от руководства ДОУ № 88.

В перспективе на следующий год планирую:

  • Продолжать формировать предметно – развивающую среду
  • Разработать рекомендации по двигательной активности детей
  • Продолжать работать в тесном сотрудничестве со всеми специалистами МДОУ
  • Продолжать работу с родителями, вовлекать их в спортивные мероприятия
  • Продолжать использовать в работе с детьми все доступные способы укрепления здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы Чернышевой Татьяны Ивановны, инструктора по физической культуре"Физическое воспитание дошкольников"

Обобщенный опыт работы инструктора по физической культуре Чернышевой Татьяны Ивановны...

Совместное занятие - развлечение по ОБЖ воспитателя и инструктора физического воспитания. "Нежданный гость"

Занятие по закреплению правил дорожного движения. Сюрпризный момент приход Деда Мороза....

Рекомендации инструктора по физической культуре "Использование подвижных игр в физическом воспитании детей "

Подвижные игры для детей – важный инструмент познания  этого мира и мощнейший фактор роста. Движение – естественное состояние любого  ребенка. Ребенок, которому созданы условия для дви...

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОВОДИМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОВОДИМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И ИНСТРУКТОРОМПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

Роль взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников

Главным образцом для ребенка являются  члены его семьи. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей....

Консультация для воспитателей на тему "Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами в ДОУ по вопросам физического воспитания , сохранения и воспитания здоровья детей"

Цель: совершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому воспитанию, сохранению и укреплению  здоровья детей.Зада...