Учебный материал по физической культуре для детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Примерный перечень основных видов движений, строевых, общеразвивающих и спортивных упражнений, подвижных и спортивных игры для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_material_po_fizicheskoy_kulture.docx | 74.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный материал по физической культуре
для детей дошкольного возраста
Младшая группа (3-4 года)
Строевые упражнения
- построение в колонну по одному, шеренгу, круг;
- перестроение в колонну по два, врассыпную;
- размыкание и смыкание обычным шагом;
- повороты на месте направо, налево переступанием.
Основные виды движений
Ходьба:
- обычная;
- на носках;
- с высоким подниманием бедра;
- в колонне по одному, по два (парами);
- в разных направлениях: по прямой, по кругу, «змейкой», между предметами, врассыпную;
- с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом).
Упражнения в равновесии:
- по прямой дорожке (ширина – 15-20 см, длина – 2-2,5 м), доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой;
- по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки;
- по лестнице, положенной на пол;
- по наклонной доске (h – 30-35 см);
- с медленным кружением в обе стороны.
Бег:
- обычный;
- на носках (подгруппами и всей группой);
- с одного края площадки на другой;
- в колонне по одному;
- в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожке (ширина – 25-50 см, длина – 5-6 м), по кругу, «змейкой», врассыпную;
- с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место);
- с изменением темпа (в медленном темпе, в течение 50-60 сек, в быстром темпе, S – 10 м).
Ползание и лазанье:
- ползание:
- на четвереньках по прямой (S – 6 м);
- между предметами и вокруг них.
- подлезание под препятствия (h – 50 см), не касаясь руками пола;
- пролезание в обруч;
- перелезание через бревно;
- лазанье:
- по лесенке-стремянке;
- по гимнастической стенке (h – 1,5 м).
Катание, бросание, ловля и метание:
- катание мяча (шарика):
- друг другу;
- между предметами;
- в воротца (ширина – 50-60 см).
- бросание мяча вверх, вниз и ловля его двумя руками (2-3 раза подряд);
- ловля мяча, брошенного педагогом (S – 70-100 см);
- метание предметов:
- на дальность правой и левой рукой (S – 2,5-5 м);
- в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой (S – 2,5-5 м);
- в вертикальную цель правой и левой рукой (h центра мишени – 1,2 м, S – 1-1,5 м).
Прыжки:
- на двух ногах на месте;
- с продвижением вперёд (S – 2-3м);
- из кружка в кружок;
- вокруг предметов, между ними;
- вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребёнка;
- через линию, шнур;
- через 4-6 линий (поочерёдно через каждую);
- через предметы (S – 5 см);
- с высоты 15-20 см;
- в длину с места через две линии (S – 25-30 см);
- в длину с места (S не менее 40 см).
Общеразвивающие упражнения
Для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса:
- поднимать руки вперёд, вверх, в стороны (одновременно и поочерёдно);
- перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой;
- хлопать в ладоши перед собой и отводить руки за спину;
- вытягивать руки вперёд, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.
Для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника:
- передавать мяч друг другу над головой вперёд-назад, с поворотом в стороны (вправо-влево);
- из И. п. сидя – поворачиваться (положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться, поднять ноги к себе, обхватив колени руками;
- из И. п. лёжа на спине – одновременно поднимать и опускать, двигать ногами, как при езде на велосипеде;
- из И. п. лёжа на животе – сгибать и разгибать ноги (поочерёдно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно;
- из И. п. лёжа на животе – прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.
Для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног:
- подниматься на носки;
- поочерёдно ставить ногу на носок вперёд, назад, в сторону;
- приседать, держась за опору и без неё;
- приседать, вынося руки вперёд;
- приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову;
- поочерёдно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях;
- сидя захватывать пальцами ног мешочки с песком;
- ходить по палке, валику (d – 6-8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни.
Подвижные игры
С бегом: «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пёс», «Птички в гнёздышках».
С подлезанием и лазаньем: «Наседка и цыплята», «Мы в кладовой», «Кролики».
С катанием, бросанием, ловлей и метанием: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».
С прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку».
На ориентировку в пространстве: «Найди своё место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано».
Спортивные упражнения
Катание на санках:
- катать друг дуга;
- скатываться с невысокой горки.
Скольжение:
- скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.
Ходьба на лыжах:
- ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом;
- выполнять повороты переступанием.
Катание на велосипеде (трёхколёсном):
- кататься по прямой, по кругу;
- выполнять повороты направо, налево.
Плавание:
- входить и погружаться в воду;
- бегать, играть в воде;
- водить хороводы;
- учиться плавать.
Средняя группа (4-5 лет)
Строевые упражнения
- построение в колонну по одному, шеренгу, круг;
- перестроение в колонну по два, по три (равнение по ориентирам);
- размыкание и смыкание;
- повороты на месте направо, налево, кругом.
Основные виды движений
Ходьба:
- обычная;
- на носках;
- на пятках;
- на наружных сторонах стоп;
- с высоким подниманием бедра;
- мелким и широким шагом;
- приставным шагом в сторону (вправо и влево);
- в колонне по одному, по двое (парами);
- в разных направлениях: по прямой, по кругу, вдоль границ зала, «змейкой», между предметами, врассыпную;
- с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук);
- в чередовании с бегом, прыжками;
- с изменением направления, темпа, со сменой направляющего.
Упражнения в равновесии:
- между линиями (S – 10-15 см), по линии, по верёвке (d – 1,5-3 см), по доске, гимнастической скамейке, бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом, с мешочком на голове, ставя ногу с носка, руки в стороны);
- по ребристой доске;
- по наклонной доске вверх и вниз (ширина – 15-20 см, h – 30-35 см);
- с перешагиванием через рейки лестницы, приподнятой на 20-25 см от пола;
- через набивные мячи (через 5-6 мячей);
- с разными положениями рук;
- с кружением в обе стороны (руки на поясе).
Бег:
- обычный;
- на носках;
- с высоким подниманием бедра;
- мелким и широким шагом;
- в колонне по одному, по двое;
- в разных направлениях: по кругу, «змейкой», между предметами, врассыпную;
- с изменением темпа (в медленной, среднем и быстром);
- со сменой направляющего;
- непрерывный в медленном темпе в течение 1-1,5 мин.;
- в среднем темпе (S – 40-60 м);
- челночный бег (S – 3×10 м);
- на скорость (S – 20 м за 5,5-6 сек. к концу года).
Ползание и лазанье:
- ползание:
- на четвереньках по прямой (S – 10 м), «змейкой», между предметами;
- на четвереньках, опираясь на стопы и ладони;
- по горизонтальной и наклонной доске;
- по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками.
- подлезание:
- под верёвку;
- под дугу (h – 50 см) правым и левым боком вперёд, не касаясь руками пола.
- пролезание в обруч;
- перелезание:
- через бревно;
- через гимнастическую скамейку.
- лазанье по гимнастической стенке с перелезанием с одного пролёта на другой вправо и влево.
Катание, бросание, ловля и метание:
- прокатывание мячей и обручей:
- друг другу;
- между предметами.
- бросание мяча:
- друг другу снизу, из-за головы и ловля его (на S – 1,5 м);
- вверх, вниз и ловля его двумя руками (3-4 раза подряд).
- перебрасывание мяча:
- двумя руками из-за головы;
- одной рукой через препятствия (S – 2 м).
- отбивание мяча правой и левой рукой (не менее 5 раз подряд);
- метание предметов:
- на дальность правой и левой рукой (S не менее 3,5-6,5 м);
- в горизонтальную цель правой и левой рукой (S – 2,5-5 м);
- в вертикальную цель правой и левой рукой (h центра мишени – 1,5 м, S – 1,5-2 м).
Прыжки:
- на двух ногах на месте (20 прыжков 2-3 раза) в чередовании с ходьбой;
- с продвижением вперёд (S – 2-3м);
- с поворотом кругом;
- ноги вместе, ноги врозь;
- на одной ноге (поочерёдно на правой и левой ноге);
- через линию, шнур;
- через 4-5 линий (S между ними 40-50 см);
- через 2-3 предмета (h – 5-10 см);
- с высоты 20-25 см;
- в длину с места (S не менее 70 см);
- с короткой скакалкой.
Общеразвивающие упражнения
Для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса:
- поднимать руки вперёд, вверх, в стороны (одновременно и поочерёдно);
- отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на поясе, руки перед грудью;
- размахивать руками вперёд-назад;
- выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях;
- закладывать руки за голову, разводить их в стороны и опускать;
- поднимать руки через стороны вверх, плотно прижимаясь спиной к стенке (к спинке стула);
- поднимать палку (обруч) вверх и опускать за плечи;
- сжимать и разжимать кисти рук;
- из И. п. руки вперёд и в стороны – вращать кисти рук.
Для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника:
- поворачиваться в стороны, держа руки на поясе и разводя их в стороны;
- наклоняться вперёд, касаясь пальцами рук носков ног;
- из И. п. ноги вместе и ноги врозь – наклоняться, выполняя задание: класть и брать предмет;
- наклоняться в стороны, держа руки на поясе;
- из И. п. сидя и стоя на коленях – прокатывать мяч вокруг себя;
- перекладывать предметы из одной руки в другую под приподнятой ногой (правой и левой);
- сидя приподнимать обе ноги над полом;
- из И. п. лёжа на спине и сидя – поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол;
- поворачиваться со спины на живот, держа в вытянутых руках предмет;
- приподнимать вытянутые вперёд руки, плечи и голову, лежа на животе.
Для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног:
- подниматься на носки;
- поочерёдно ставить ногу вперёд на носок и пятку;
- выполнять притопы;
- полуприседания (4-5 раз подряд);
- приседать с разными положениями рук (руки на поясе, руки вперёд, в стороны);
- поочерёдно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях;
- ходить по палке (канату) приставным шагом, опираясь носками о пол, пятками о палку (канат);
- захватывать и перекладывать предметы с места на место стопами ног (подъёмом одной и пяткой другой ноги).
Статические упражнения:
- в разных И. п. (стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе – 5-7 сек.) – сохранять равновесие.
Подвижные игры
С бегом: «Самолёты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки».
С ползанием и лазаньем: «Пастух и стадо», «Перелёт птиц», «Котята и щенята».
С катанием, бросанием, ловлей и метанием: «Подбрось – поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».
С прыжками: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается».
На ориентировку в пространстве: «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушёл?», «Прятки».
Народные игры: «У медведя во бору».
Спортивные упражнения
Катание на санках:
- скатываться с горки;
- тормозить при спуске с горки;
- подниматься на гору с санками.
Скольжение:
- скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.
Ходьба на лыжах:
- передвигаться скользящим шагом;
- выполнять повороты на месте (направо и налево) переступанием;
- подниматься на склон прямо ступающим шагом, «полуёлочкой» (прямо и наискось);
- проходить на лыжах дистанцию 500 м.
Игры на лыжах: «Карусель в лесу», «Чем дальше, тем лучше», «Воротца».
Катание на велосипеде (трёхколёсном и двухколёсном):
- кататься по прямой, по кругу;
- выполнять повороты направо и налево.
Плавание:
- выполнять движения ногами вверх и вниз, сидя в воде;
- приседая, погружаться в воду до уровня подбородка, глаз;
- опускать в воду лицо, дуть на воду, погружаться в неё с головой;
- пытаться плавать произвольным способом.
Игры на воде: «Цапли», «Дровосек в воде», «Карусели», «Футбол в воде», «Бегом за мячом», «Покажи пятки», «Катание на кругах».
Старшая группа (5-6 лет)
Строевые упражнения
- построение в колонну по одному, шеренгу, круг;
- перестроение в колонну по два, по три (равнение по ориентирам);
- равнение в затылок, в колонне, в шеренге;
- размыкание: в колонне – на вытянутые руки вперёд, в шеренге – на вытянутые руки в стороны;
- повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.
Основные виды движений
Ходьба:
- обычная;
- на носках;
- на пятках;
- на наружных сторонах стоп;
- с высоким подниманием бедра;
- перекатом с пятки на носок;
- приставным шагом в сторону (вправо и влево);
- в колонне по одному, по двое, по трое.
Упражнения в равновесии:
- по узкой рейке гимнастической скамейки, верёвке (d – 1,5-3 см) на носках;
- по гимнастической скамейке (с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов, прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом) с мешочком песка на голове);
- по наклонной доске прямо и боком;
- по наклонной доске вверх и вниз (ширина – 15-20 см, h – 30-35 см) на носках, боком (приставным шагом);
- с кружением в парах, держась за руки.
Бег:
- обычный;
- на носках;
- с высоким подниманием бедра;
- мелким и широким шагом;
- в колонне по одному, по двое;
- в разных направлениях: по кругу, «змейкой», между предметами, врассыпную;
- с преодолением препятствий;
- непрерывный в течение 1,5-2 мин. в медленном темпе;
- в среднем темпе на S – 80-120 м (2-3 раза) в чередовании с ходьбой;
- челночный бег (S – 3×10 м);
- на скорость (S – 20 м за 5-5,5 сек.; к концу года S – 30 м за 7,5-8,5 сек.);
- по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком (приставным шагом);
- с кружением в парах, держась за руки.
Ползание и лазанье:
- ползание:
- на четвереньках (S – 3-4 м), толкая головой мяч;
- на четвереньках «змейкой» и между предметами в чередовании с ходьбой и бегом;
- по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени;
- по гимнастической скамейке, на животе, подтягиваясь руками.
- переползание через препятствия;
- пролезание в обруч разными способами;
- перелезание через несколько предметов подряд;
- лазание:
- по гимнастической стенке (h – 2,5 м) с изменением темпа.
- по гимнастической стенке с перелезание с одного пролёта на другой вправо и влево;
- по гимнастической стенке с пролезанием между рейками.
Катание, бросание, ловля и метание:
- прокатывание набивных мячей (m – 1кг);
- бросание мяча:
- вверх, вниз и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд);
- одной рукой (правой и левой не менее 4-6 раз);
- вверх и ловля его с хлопком.
- перебрасывание мяча:
- из одной руки в другую;
- друг другу из разных И. п. и построений;
- различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли).
- отбивание мяча на месте и с продвижением вперёд (на S – 5-6 м);
- метание предметов:
- на дальность правой и левой рукой (S не менее 5-9 м);
- в горизонтальную и вертикальную цель (h центра мишени – 1 м, S – 3-4 м).
Прыжки:
- на двух ногах на месте (30-40 прыжков 2-3 раза) в чередовании с ходьбой;
- разными способами (ноги скрестно, но врозь, одна нога вперёд – другая назад);
- с продвижением вперёд (S – 3-4 м);
- на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперёд;
- в высоту с места прямо и боком через 5-6 предметов (поочерёдно через каждый, h – 15-20 см);
- на мягкое покрытие (h – 20 см);
- с высоты 30 см в обозначенное место;
- в длину с места (S не менее 80 см);
- в длину с разбега (S ≈ 100 см);
- в высоту с разбега (30-40 см);
- через короткую скакалку, вращая её вперёд и назад;
- через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).
Общеразвивающие упражнения
Для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса:
- разводить руки в стороны из положения руки перед грудью;
- поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову;
- поднимать руки со сцепленными в замок пальцами (кисти повёрнуты тыльной стороной внутрь) вперёд-вверх;
- поднимать руки вверх-назад попеременно, одновременно;
- поднимать и опускать кисти;
- сжимать и разжимать пальцы.
Для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника:
- поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены, касаясь её затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками;
- поочерёдно поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке и взявшись руками за рейку на уровне пояса;
- наклоняться вперёд, стоя лицом к гимнастической стенке и взявшись за рейку на уровне пояса;
- наклоняться вперёд, стараясь коснуться ладонями пола;
- наклоняться, поднимая за спиной сцепленные руки;
- поворачиваться, разводя руки в стороны, из положений руки перед грудью, руки за голову;
- поочерёдно отводить ноги в стороны из упора присев;
- из И. п. лёжа на спине – двигать ногами, скрещивая их;
- подтягивать голову и ногу к груди (группироваться).
Для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног:
- переступать на месте, отрывая носки ног от пола;
- приседать (с каждым разом всё ниже), поднимая руки вперёд, вверх, отводя их за спину;
- поднимать прямые ноги вперёд (махом);
- выполнять выпад вперёд, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперёд, в сторону, вверх);
- захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опускать их;
- перекладывать, передвигать их с места на место;
- переступать приставным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).
Статические упражнения:
- сохранять равновесие, стоя на гимнастической скамейке на носках, приседая на носках;
- сохранять равновесие после бега и прыжков (приседая на носках, руки в стороны);
- стоя на одной ноге, руки на поясе.
Подвижные игры
С бегом: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы весёлые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Встречные перебежки», «Хитрая лиса», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».
С ползанием и лазаньем: «Кто скорее доберётся до флажка?», «Медведь и пчёлы», «Пожарные на ученье».
С катанием, бросанием, ловлей и метанием: «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».
С прыжками: «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».
Эстафеты: «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнований: «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?».
Народные игры: «Гори, гори ясно!».
Спортивные игры
Городки:
- бросать биты сбоку, занимая правильное И. п.;
- знать 3-4 фигуры;
- выбивать городки с полукона (2-3 м) и кона (5-6 м).
Бадминтон:
- отбивать волан ракеткой, направляя его в определённую сторону;
- играть в паре с взрослым.
Элементы баскетбола:
- перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди;
- вести мяч правой и левой рукой;
- бросать мяч в корзину двумя руками от груди.
Элементы футбола:
- прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении;
- обводить мяч вокруг предметов;
- закатывать мяч в лунки, ворота;
- передавать мяч ногой друг другу в парах;
- отбивать мяч о стенку несколько раз подряд.
Элементы хоккея:
- прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении;
- закатывать шайбу в ворота;
- прокатывать шайбу друг другу в парах.
Спортивные упражнения
Катание на санках:
- катать друг друга на санках;
- кататься с горки по двое;
- выполнять повороты при спуске.
Скольжение:
- скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и вставая во время скольжения.
Ходьба на лыжах:
- ходить скользящим шагом;
- выполнять повороты на месте и в движении;
- подниматься на горку «лесенкой», спускаться с неё в низкой стойке;
- проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию 1-2 км.
Игры на лыжах: «Кто первый повернётся?», «Слалом», «Подними», «Догонялки».
Катание на велосипеде и самокате:
- самостоятельно кататься на двухколёсном велосипеде по прямой;
- выполнять повороты направо и налево;
- кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.
Плавание:
- двигать ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте и лёжа, опираясь руками;
- выполнять разнообразные движения руками в воде;
- скользить на груди и на спине;
- выполнять выдох в воду;
- плавать произвольным способом.
Игры на воде: «Фонтан», «Коробочка», «Море волнуется», «Качели», «Поезд в тоннеле», «Поймай воду», «Волны на море».
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Строевые упражнения
- самостоятельное построение в колонну по одному, в круг, шеренгу;
- перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько (2-3);
- расчёт на «первый-второй»;
- перестроение из одной шеренги в две;
- равнение в колонне, шеренге, круге;
- размыкание и смыкание шагом;
- повороты направо, налево, кругом.
Основные виды движений
Ходьба:
- обычная;
- на носках с разными положениями рук;
- на пятках;
- на наружных сторонах стоп;
- с высоким подниманием бедра;
- широким и мелким шагом;
- приставным шагом вперёд и назад;
- гимнастическим шагом;
- перекатом с пятки на носок;
- в полуприседе;
- в колонне по одному, по двое, по трое, по четыре, в шеренге;
- в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой, врассыпную;
- в сочетании с другими видами движений.
Упражнения в равновесии:
- по гимнастической скамейке боком приставным шагом;
- с набивным мешочком на спине;
- приседая на одной ноге и пронося другую махом вперёд сбоку скамейки;
- поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок;
- с остановкой посередине и перешагиванием (палки, верёвки);
- с приседанием и поворотом кругом;
- с перепрыгиванием через ленточку;
- по узкой рейке гимнастической скамейке, по верёвке (d – 1,5-3 см) прямо и боком;
- кружение с закрытыми глазами (с остановкой и выполнением различных фигур).
Бег:
- обычный;
- на носках;
- с высоким подниманием бедра;
- с захлёстыванием голени назад;
- выбрасывая прямые ноги вперёд;
- мелким и широким шагом;
- в колонне по одному, по двое;
- из разных И. п.;
- в разных направлениях: по кругу, «змейкой», между предметами, врассыпную;
- с различными заданиями;
- с преодолением препятствий;
- со скалкой;
- с мячом;
- по доске, бревну;
- в чередовании с ходьбой, прыжками;
- с изменением темпа;
- непрерывный в течение 2-3 мин в медленном темпе;
- в среднем темпе на S – 80-120 м (2-4 раза) в чередовании с ходьбой;
- челночный бег (S – 3-5×10 м);
- на скорость (S – 30 м за 6,5-7,5 сек. к концу года).
Ползание и лазанье:
- ползание:
- на четвереньках по гимнастической скамейке, бревну;
- на животе, спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами.
- подлезание:
- под дугу;
- гимнастическую скамейку несколькими способами подряд (h – 35-50см).
- пролезание в обруч разными способами;
- лазание:
- по гимнастической стенке с изменением темпа;
- по гимнастической стенке с сохранением координации движений;
- по гимнастической стенке с использованием перекрёстного и одноимённого движения рук и ног;
- по гимнастической стенке с перелезанием с пролёта на пролёт по диагонали.
Катание, бросание, ловля и метание:
- бросание мяча:
- вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 20 раз);
- одной рукой (не менее 10 раз);
- с хлопками и поворотами.
- перебрасывание мяча (набивных мячей):
- друг другу снизу и из-за головы (S – 3-4 м);
- из положения сидя ноги скрестно;
- через сетку.
- отбивание мяча правой и левой рукой поочерёдно на месте и в движении;
- ведение мяча в разных направлениях;
- метание предметов:
- на дальность правой и левой рукой (S – 6-12 м);
- в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя);
- в горизонтальную и вертикальную цель (S – 4-5 м);
- в движущуюся цель.
Прыжки:
- на двух ногах на месте (разными способами) по 30 прыжков 3-4 раза в чередовании с ходьбой;
- с поворотом кругом;
- продвигаясь вперёд на S – 5-6 м;
- с зажатым между ног мешочком с песком;
- через 6-8 набивных мячей последовательно через каждый;
- на одной ноге через линию, верёвку вперёд и назад, вправо и влево на месте и с продвижением;
- вверх из глубокого приседа;
- на мягкое покрытие с разбега (h до 40 см);
- с высоты 40 см;
- в длину с места (S около 100 м);
- в длину с разбега (S – 180-190 см);
- вверх с места, доставая предмет, подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребёнка;
- вверх с разбега (h не менее 50 см);
- через короткую скакалку разными способами (на двух ногах, с ноги на ногу);
- через длинную скакалку по одному, парами;
- через большой обруч (как через скакалку);
- подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперёд;
- на двух ногах с продвижением вперёд по наклонной поверхности.
Общеразвивающие упражнения
Для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса:
- поднимать руки вверх, вперёд, в стороны, вставая на носки (из положения стоя, пятки вместе, носки врозь), отставляя ногу на носок, прижимаясь к стенке;
- поднимать руки вверх из положения руки к плечам;
- поднимать и опускать плечи;
- энергично разгибать согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки), вперёд и в стороны;
- отводить локти назад (рывки 2-3 раза) и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью;
- выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками (кисти у плеч);
- вращать обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, на предплечье и кисти руки перед собой и сбоку;
- вращать кистями рук;
- разводить и сводить пальцы;
- поочерёдно соединять все пальцы с большим.
Для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника:
- опускать и поворачивать голову в стороны;
- поворачивать туловище в стороны, поднимая руки вверх – в стороны из положения пуки к плечам (руки из-за головы);
- наклоняться вперёд, подняв руки вверх, держа руки в стороны;
- в упоре сидя поднимать обе ноги (оттянув носки), удерживая ноги в этом положении;
- переносить прямые ноги через скамейку, сидя на ней в упоре сзади;
- из И. п. лёжа на спине (закрепив ноги) – садиться и снова ложиться;
- из И. п. лёжа на животе – прогибаться;
- из И. п. лёжа на спине – поднимать обе ноги одновременно, стараясь коснуться лежащего за головой предмета;
- из И. п. упор присев – переходить в упор на одной ноге, отводя другую ногу назад (носок опирается о пол);
- поочерёдно поднимать ногу, согнутую в колене;
- из И. п. стоя, держась за опору – поочерёдно поднимать прямую ногу.
Для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног:
- выставлять ногу вперёд на носок скрестно: приседать, держа руки за головой;
- поочерёдно пружинисто сгибать ноги (стоя, ноги врозь);
- приседать из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь;
- выполнять выпад вперёд, в сторону;
- касаться носком выпрямленной ноги (мах вперёд) ладони вытянутой вперёд руки (одноимённой и разноимённой);
- свободно размахивать ногой вперёд-назад, держась за опору;
- захватывать ступнями ног палку посередине и поворачивать её на полу.
Статические упражнения:
- сохранять равновесие, стоя на скамейке, кубе на носках, на одной ноге, закрыв глаза, балансируя на большом набивном мяче (m – 3 кг);
- выполнять ОРУ, стоя на левой или правой ноге.
Подвижные игры
С бегом: «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чьё зерно скорее соберётся?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка».
С ползанием и лазаньем: «Перелёт птиц», «Ловля обезьян».
С катанием, бросанием, ловлей и метанием: «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».
С прыжками: «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».
Эстафеты: «Весёлые соревнования», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнований: «Кто скорее добежит через препятствия к флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?».
Народные игры: «Гори, гори ясно!», «Лапта».
Спортивные игры
Городки:
- бросать биты сбоку, от плеча, занимая правильное И. п.;
- знать 4-5 фигур;
- выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бросков бит.
Бадминтон:
- правильно держать ракетку;
- перебрасывать волан ракеткой на сторону партнёра без сетки, через сетку;
- свободно передвигаться по площадке во время игры.
Элементы баскетбола:
- передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча);
- перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении;
- ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола) и с разных сторон;
- бросать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча;
- вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую;
- передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.
Элементы футбола:
- передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте;
- вести мяч «змейкой» между расставленными предметами;
- попадать в предметы;
- забивать мяч в ворота.
Элементы настольного тенниса:
- правильно держать ракетку;
- выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену;
- подавать мяч через сетку после его отскока от стола.
Элементы хоккея (без коньков – на снегу, на траве):
- вести шайбу клюшкой, не отрывая её от шайбы;
- прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой;
- вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними;
- забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева);
- попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.
Спортивные упражнения
Катание на санках:
- поднимать во время спуска заранее положенный предмет (кегля, флажок, снежок);
- выполнять разнообразные игровые задания: проехать в воротца, попасть снежком в цель, сделать поворот;
- участвовать в играх-эстафетах с санками.
Скольжение:
- скользить с разбега по ледяным дорожкам, стоя и присев, на одной ноге, с поворотом;
- скользить с невысокой горки.
Ходьба на лыжах:
- идти скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину;
- ходить попеременным двухшажным шагом (с палками);
- проходить на лыжах дистанцию 600 м в среднем темпе;
- проходить на лыжах дистанцию 2-3 км в медленном темпе;
- выполнять повороты переступанием в движении;
- подниматься на горку «лесенкой», «ёлочкой»;
- спускаться с горки в низкой и высокой стойке;
- останавливаться торможением.
Игры на лыжах: «Шире шаг», «Кто самый быстрый», «Встречная эстафета», «Не задень».
Катание на коньках:
- самостоятельно одевать коньки;
- сохранять равновесие на коньках (на снегу, на льду);
- принимать правильное И. п. (ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперёд, голова прямо, взгляд перед собой);
- выполнять пружинистые приседания из И. п.;
- скользить на двух ногах с разбега;
- поворачиваться направо и налево во время скольжения, торможения;
- скользить на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь;
- кататься на коньках по прямой, по кругу, сохраняя при этом правильную позу.
Игры на коньках: «Пружинки», «Фонарики», «Кто дальше?», «Наперегонки», «Пистолетик», «Бег по кругу вдвоём».
Катание на велосипеде и самокате:
- ездить на двухколёсном велосипеде по прямой, по кругу, «змейкой»;
- останавливаться торможением;
- свободно кататься на самокате.
Игры на велосипеде: «Достань предмет», «Правила дорожного движения».
Плавание:
- выполнять вдох, затем выдох в воду (3-10 раз подряд);
- погружаться в воду с головой;
- открывать глаза в воде;
- скользить на груди и спине, двигать ногами (вверх-вниз);
- передвигаться по дну водоёма на руках;
- плавать с надувной игрушкой или кругом в руках;
- разучивать движения руками;
- пытаться плавать без поддержки;
- проплывать произвольным стилем 10-15 м;
- выполнять разнообразные упражнения в воде.
Игры на воде: «На буксире», «Медуза», «Поплавок», «Тюлени», «Лягушки», «Смелые ребята».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ НАСЫЩЕННОСИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ НАСЫЩЕННОСИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров...
Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров...
Рабочие программы непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей дошкольного возраста на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по физическому развитию дошкольников составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением дошкольных учреждений», учебным планом МАДОУ, календарным учебным ...
Рабочие программы непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей дошкольного возраста на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа по физическому развитию дошкольников составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением дошкольных учреждений», учебным планом МАДОУ, календарным учебным ...
Стихотворения про физическую культуру для детей дошкольного возраста.
Когда же следует начинать читать ребенку стихи о спорте для детей? Психологи говорят, что лучше начинать это делать как можно раньше. Вместе с первыми стихотворениями для малышей. Ведь чем раньше ребе...
Развитие физических качеств на занятиях физической культуры у детей дошкольного возраста с нарушением осанки.
Аннотация: Данная статья посвящена развитию физических качеств у детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются методы, средства, и показатели развития физических качеств дошкольников с нарушени...