Изучение восточного боевого единоборства «Сётокан» с детьми старшего дошкольного возраста
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
Статья об особенностях тренировочного процесса с детьми 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dyussh-5.docx | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение восточного боевого единоборства «Сётокан»
с детьми
старшего дошкольного возраста
Курильская Евгения Николаевна
г. Петропавловск-Камчатский
2017
«Каратэ-до свободно от половых, возрастных и физических ограничений,
это путь совершенствования духа, техники и тела,
им можно с удовольствием заниматься на протяжении всей жизни».
(шеф-инструктор JKS мастер Тецухико Асаи)
В последние годы значительно возрос интерес людей к изучению восточных боевых единоборств. И если ещё 20 лет назад в додзе массово приходили ребята 10-15 лет, то в последние годы в спортивные группы приводят детей дошкольного возраста. Количество таких учеников увеличивается ежегодно, и тренерам необходимо учитывать психологические и физические особенности детей данной возрастной категории при планировании и организации учебно-тренировочного процесса.
При правильно организованном процессе обучения каратэ дети с удовольствием посещают данные тренировки, которые положительно влияют как на физическое, так и психическое развитие детей.
В развитии человека выделяют ряд возрастных периодов, каждый из которых представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, которые в совокупности составляют своеобразие структуры личности ребёнка на определённом этапе развития.
Старший дошкольный возраст – возраст от 5 до 7 лет – это период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание.
В физическом развитии старший дошкольный возраст характеризуется увеличением координационных и двигательных способностей.
В понятии «физическая готовность» входит состояние здоровья будущего школьника, уровень его физических возможностей, крупной и мелкой моторики. Хорошее здоровье играет большую роль в обучении; это тот резерв, тот запас сил, который во многом определяет успешность решения поставленных задач. Физически крепкие дети легче адаптируются к новым условиям, дети с отклонениями в состоянии здоровья требуют к себе особого внимания, нуждаются в индивидуальном подходе при обучении.
6-й год жизни дошкольника характерен нарастанием физических и интеллектуальных сил, развитием способности к целенаправленной систематической коллективной, произвольной регуляции деятельности своего поведения.
У детей 5-6-летнего возраста продолжается процесс окостенения скелета, развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Повышающаяся способность к координации движений неразрывно связана с развитием мозга ребёнка.
Самое важное достижение ребёнка этого возраста заключается в том, что многие выполняемые ими движения и действия становятся подконтрольными сознанию. Ребёнок не только отбирает их, но и точно регулирует их силу, т.е. направляет их на достижение результата, контролирует, согласовывает между собой.
Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем общего развития старшего дошкольника.
Освоение движений и способность к управлению ими наиболее заметно сказываются в новых возможностях деятельности ребёнка. Дети старшей группы в состоянии выполнять более сложные задания, требующие согласованных действий, способны работать сосредоточенно, не отвлекаясь, вместе с другими, помогать друг другу, чувствовать ответственность перед сверстниками. Ребята умеют уже довольно справедливо оценить, как выполняет ту или иную задачу каждый из детей или он сам.
В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики.
В развитии движений для детей 6-7 лет характерна уверенность владением элементами техники всех бытовых движений, способность к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей. Дети способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе, выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой.
Дошкольники испытывают острую потребность в движении. Двигательная активность детей совершенно необходима для нормального развития всех органов и систем организма, повышения устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды и снижения заболеваемости. Форсирование физических нагрузок недопустимо. Они должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детского организма. Оптимальные систематические занятия физическими упражнениями совершенно необходимы растущему организму. Повышенный двигательный режим у дошкольников увеличивает темпы созревания всех органов и систем организма. Ускоряется развитие физических качеств.
В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребёнка.
При раннем начале систематических занятий физическими упражнениями следует особенно тщательно регламентировать статические нагрузки, вызывающие негативные реакции неокрепшего детского организма, не допускать асимметричных перегрузок отдельных мышечных групп для избежания непропорционального развития тела и функциональной асимметрии.
Ведущей деятельностью для старшего дошкольного возраста являются игра, что влияет на выбор методики и организацию работы в детской группе.
Обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание. (Е. О. Смирнова)
Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно.
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Спортивная тренировка, с физиологической точки зрения, представляет собой многолетний процесс адаптации организма человека к требованиям, которые ему предъявляет избранный вид спорта.
Как во всяком педагогическом процессе, в ходе тренировки соблюдаются общие педагогические принципы – активности, сознательности, наглядности, систематичности, последовательности, доступности и прочности. Вместе с тем, имеются специфические принципы тренировки – единство общей и специальной физической подготовки, непрерывность и цикличность тренировочного процесса, постепенное и максимальное повышение тренировочных нагрузок. Эти принципы обусловлены закономерностями развития физических качеств и формирования двигательных навыков у человека, особенностями функциональных перестроек в организме, изменением диапазона функциональных резервов спортсмена.
Тренировки в детских группах – это сложный и трудоёмкий, но творческий процесс. Правильно организованный, он приносит не только значительную пользу физическому и психологическому развитию ребёнка, но и колоссальное удовлетворение учителю от проделанной работы.
Приступая к занятиям в группе с малышами, инструктор, прежде всего, должен набраться терпения и создать в додзе рабочую атмосферу. Где бы не проходили занятия, будь то специализированный зал или обычный спортивный зал в детском саду, обязательно наличие государственных флагов России и Японии, а также портрет учителя Гитина Фунакоси. Нужно обязательно объяснять детям, что именно благодаря Фунакоси мы можем заниматься каратэ, а флаги должны напоминать о стране, откуда пришло каратэ, и о стране, где мы живём и изучаем это боевое искусство.
В самом начале тренировочного цикла необходимо рассказать детям историю создания каратэ школы Сётокан и периодически напоминать о том, что каратэ создавалось для защиты от вооружённых противников, а не для нападения.
Тренировка начинается и заканчивается ритуалом, который совершается во всех додзе мира. Дети должны знать, что таким образом в древние времена воины готовились к бою или к принятию важного решения. Все детали выполнения ритуала объясняются и показываются детям.
После проведения ритуала можно переходить к разминке. В группе детей-дошкольников она занимает 30-40% времени от всей тренировки. Разогревая мышцы и растягивая сухожилия, постепенно за счёт специфических упражнений ученики подготавливаются к освоению самой техники каратэ.
На данном этапе больше внимания следует уделять разучиванию элементов техники движений, отработке легкости, точности их выполнения. В процессе обучения используются словесные методы, показ новых сложных упражнений и отдельных элементов. На занятиях он должен давать четкие объяснения, пользоваться интонацией, которые подчеркивают темп выполнения упражнений. Показ, сопровождаемый объяснением, многократное повторение объяснения, позволяет добиться хороших результатов.
Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. В такой чрезвычайной выраженности ориентировочной реакции отражается непроизвольный характер их внимания. Произвольное же внимание очень кратковременно: дети 5-7 лет способны сосредотачивать внимание лишь на 15-20 минут.
Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность.
На тренировках с дошкольниками необходимо использовать игры и много импровизировать. Все действия и упражнения нужно обыгрывать (например: пройти с отрядом через волшебный лес, таинственные пещеры, преодолеть болото, победить злых гоблинов). Словом, насколько хватает фантазии у тренера, настолько интереснее и разнообразнее можно провести разминку. Даже очень сложные и физически трудновыполнимые упражнения в игровой форме дети выполняют с большим удовольствием, а здоровый дух соперничества тренирует волю и усиливает желание быть первым.
После окончания разминки начинается собственно тренировка, которая включает в себя изучение трёх основных разделов каратэ – кихон, ката, кумитэ. Кихон – передвижение в базовых стойках с выполнением ударов и блоков; ката – форма поединка с несколькими воображаемыми противниками по строго определённой схеме; кумитэ – поединок с соперником.
Прежде чем начинать изучение кихон, необходимо ознакомить детей с основными стойками каратэ. Изучение стоек начинается с самых простых – хэйсоку-дачи, мусуби-дачи, хэйко-дачи, хачиджи-дачи. Вместе с детьми необходимо повторять, как произносится название стойки, и проверять правильность её выполнения. Постепенно названия стоек запомнятся, и правильность выполнения улучшится.
После тренинга по изучению стоек группа переходит к изучению основной части занятия – базовой техники – кихон. Вначале осваиваются основные блоки и удары, стоя на месте в стойке хачиджи-дачи. Затем изучается передвижение в стойке дзенкуцу-дачи без ударов и блоков с контролем вертикального положения корпуса и правильным размещением центра тяжести. А после изучается передвижение вперёд-назад в стойке дзенкуцу-дачи, где основное внимание уделяется работе бёдер. Так же, как и стойки, удары и блоки изучаются постепенно. У детей старшего дошкольного возраста очень важно воспитывать навык правильной осанки, т.е. умение сохранять правильное положение тела, когда ребенок сидит, стоит, ходит. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка.
В старшем дошкольном возрасте движения ребёнка становятся более координированными и точными, у детей формируются навыки самокоординации, взаимоконтроля. Ребенок выполняет упражнения целенаправленно, для чего важен результат.
Во время освоения базовой техники требуется следить за реакцией детей. И когда становится заметна усталость и уменьшение внимания к выполняемым занятиям, прерывать упражнения игрой. То есть чередовать изучение технических приёмов различными игровыми упражнениями – салочки ногами и руками, выпрыгивание вверх по счёту, прыжки на месте с поворотами вокруг себя и др.
Занимаясь с самыми маленькими учениками, в начале учебного цикла необходимо планировать тренировку в следующем соотношении: 70% времени – игра, 30% времени – изучение техники каратэ. Постепенно, по мере обучения, время игры уменьшается, дети больше заняты изучением техники каратэ и физическими упражнениями, а игры становятся тем инструментом, который заставляет их более качественно и быстро усваивать и выполнять упражнения. Что касается игр, они должны подбираться или придумываться с целью отработки у детей быстрой реакции, сообразительности, координации движений и, кроме психологической разгрузки, нести хорошую физическую нагрузку. И, конечно же, игры должны приносить детям удовольствие.
И всё-таки за всеми играми нужно не забывать, что дети изучают боевое искусство. В головы маленьких каратистов постоянно нужно вкладывать осознание того, что они получают оружие, которое может быть применено только за правое дело. Это – защита своей чести и достоинства, если они затронуты обидчиком, защита слабого, следование тропой справедливости при любых обстоятельствах. Но защита с применением рук и ног – тоже мера крайняя. Сильный человек должен своими действиями предотвратить вероятность рукоприкладства. Этот принцип отлично усваивается не только взрослыми, но и маленькими каратистами.
После кихона переход к изучению ката – форме ведения боя с несколькими воображаемыми противниками. Чтобы дети заинтересовались и выполняли упражнение ката с удовольствием, можно комментировать все движения и удары, которые выполняются, как сражение со сказочными героями. Нет ничего страшного, если у ребёнка не сразу получаются повороты и вместо одного шага он делает да или три. Постепенно, с развитием координации движений, а также с запоминанием, ребёнок начинает работать чётко и уверенно.
Кумитэ – это поединок с одним или несколькими противниками. То есть то, для чего родители приводят своих детей в додзе. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок научился защищаться и умел давать сдачи обидчику. Но сознание ребёнка не готово для того, чтобы наносить удары в лицо своему противнику и, тем более, получать их от него самому. Более чем гениальное изобретение Японской национальной федерации каратэ Сётокан – введение гохон-кумитэ в обязательное изучение и программу экзаменов. Гохон-кумитэ – это поединок на пять шагов, где один из соперников поочередно наносит удары в указанную точку, а противник осуществляет защиту и обозначает контратаку в уязвимое место противника. Данное упражнение вырабатывает у спортсменов скорость, быстроту реакции, точность, уверенность в себе и своих силах. Кроме формального выполнения технических приёмов в гохон-кумитэ необходимо, чтобы спортсмен показал боевой дух, уверенность и твёрдый взгляд.
Кумитэ – последний раздел в проведении тренировки, и конечно, дети к этому моменту уже устают. Но для них есть хороший стимул – после тренировки можно проводить весёлые эстафеты, различные подвижные игры, и это мотивирует их быстрее и качественнее выполнять обязательные упражнения – кихон, ката, кумитэ, чтобы успеть в конце тренировки поиграть.
Во время занятия в целях повышения двигательной активности детей в зависимости от содержания занятия и уровня двигательных умений и навыков детей необходимо использовать разные способы организации при выполнении основных движений (тренировка, по подгруппам, фронтально и т.д.).
Следует чаще проводить бег с преодолением препятствий, сочетая его с другими упражнениями, учить бегать с мячом, бег с сильным сгибанием ног в коленях и с выбрасыванием прямых ног. В целях развития скорости нужно использовать эстафеты с бегом, бег на скорость, эстафеты с бегом; челночный бег. Упражнения в медленном темпе, не допускать перегрузки, учитывать физическую подготовленность каждого ребенка.
Таким образом, чередуя игровую деятельность, как ведущую, с тренировочным процессом, предоставляется возможность маленьким каратистам начать осваивать премудрости каратэ Сётокан, получить заряд силы, здоровья и хорошего настроения.
Изучение восточного боевого единоборства Сётокан возможно начинать в любом возрасте.
При условии грамотно организованного тренировочного процесса, с обязательным учётом возрастных особенностей детей 5-7 лет, изучение каратэ происходит непринуждённо, в игровой форме.
Год за годом дети растут и становятся намного сильнее своих ровесников. Но самое главное, что кроме таких физических показателей, как реакция, выносливость и сила, гибкость и пластичность, изменяется сознание, а вместе с ним и характер ребёнка. Агрессивные становятся более уравновешенными, «плаксики» и «маменькины сынки» – более мужественными (но не агрессивными), и не важно, будут ли они в дальнейшем изучать каратэ или другие боевые искусства. Главное, что их сознание уже заложено зерно здорового образа жизни, правильность мировосприятия и лучшие основные человеческие принципы.
Каждая тренировка заканчивается следующими заповедями каратэ:
«Каратэ помогает нам:
совершенствовать свой характер,
быть честными,
добросовестными, доброжелательными,
внимательными и старательными,
уважать окружающих людей
и не допускать проявления агрессивности».
Литература и интернет-источники.
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2000. – 416с.
2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителя и родителей. – М.: Просвещение, 1987. – 320с.
3. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. – М.: педагогика, 1984. – 128с.
4. Крошкин А. Каратэ Сёторэнмэй: вчера, сегодня, навсегда / А. Н. Крошкин; фот. В. Козьменко [и др.] - Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2010. – 200 с.
5. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. Запорожца А. В. и Эльконина Д. Б. – М.: Просвещение, 1984. – 350с.
6. Солодков А. С, Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Олимпия Пресс, 2005. —528 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)
Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...
Игры по изучению с детьми старшего дошкольного возраста правил дорожного движения
Игры по изучению с детьми старшего дошкольного возраста правил дорожного движения...
« Основы безопасной жизнедеятельности. Транспорт, виды транспорта и правила дорожного движения, дорожные знаки» для изучения детьми старшего дошкольного возраста ( 2015-2016-2017гг) Старшая-Подготовительная группы
Цели: - выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения (далее сокр. ПДД); - воспитание и развитие у детей внимания, сосредоточенности и ответственности; - развити...
Методические рекомендации по изучению темы "Дни воинской славы" с детьми старшего дошкольного возраста
Праздник победы советского народа над нацисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов- один из главных праздников в истории нашего народа. Рассказывая о войне, ориентируйтесь на возр...
методические рекомендации по изучению темы "Азбука безопасности" с детьми старшего дошкольного возраста
В виде игровых заданий представлены методические рекомендации родителям по изучению темы "Азбука безопасности" с детьми дошкольного возраста...
Методические рекомендации по изучению темы "Опыты и эксперименты" с детьми старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.Любое место в квартире может стать местом для эксперимент...