Рабочая программа по физическому развитию
рабочая программа по физкультуре по теме
Рабочие программы руководителя физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по физическому развитию | 475 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
№ | Целевой раздел | Страницы |
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Целевые ориентиры образовательного процесса | 3-8 |
1.2. | Принципы организации содержания рабочей программы | 8-9 |
1.3. | Характеристика возрастных особенностей воспитанников | 9-10 |
1.4. | Промежуточные планируемые результаты | 10-14 |
Содержательный раздел | ||
2.1 | Особенности организации образовательного процесса | 14-15 |
2.2 | Календарь тематических недель в образовательной деятельности | 15-16 |
2.3. | Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие» | 16-21 |
2.4. | Формы и направления взаимодействия с коллегами и родителями | 21-23 |
2.5. | Технологии опирающиеся на индивидуальный опыт личности | 23-29 |
Организационный раздел | ||
3.1. | Организация и содержание развивающей предметно – пространственной среды | 29-34 |
3.2. | Национально-региональный компонент, формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие» | 34-37 |
3.3. | Мониторинг освоение программы образовательной области «Физическое развитие» | 37 |
3.4 | Программно-методическое обеспечение образовательного процесса | 38 |
Пояснительная записка
Рабочая программа реализует образовательную область «Физическое развитие» МБДОУ детского сада «Сайзанак». Данная Рабочая программа является документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующей систему организации физической культуры педагога. Программа описывает педагогическую работу по образовательной области «Физическое развитие» для детей дошкольного возраста.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Физическое развитие» составляют:
- Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Целевые ориентиры образовательного процесса
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Физическое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Задачи рабочей программы
- Общие:
- Содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- Развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость;
- Создавать условия для формирования опорно-двигательной системы организма, выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки), овладения подвижными играми с правилами;
- Развивать интерес к спорту, расширять представления детей о некоторых видах спорта;
- Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретизация задач:
- Создавать условия активного бодрствования
- Создавать благоприятные санитарно-гигиенические условия в физкультурном зале
- Осуществлять взаимодействие с семьей по пропаганде здорового образа жизни
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- 3-4 года
- Дать простейшие представления о полезной и вредной для здоровья пище;
- Способствовать овладению элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна;
- Учить бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;
- Поощрять сообщения о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения;
- Знакомить с физическими упражнениями, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;
- Направлять действия детей на соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни
- 4-5 лет
- Развивать умение устанавливать связи между совершаемыми действиями и состоянием организма, самочувствием (одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой);
- Расширять представления о полезной и вредной для здоровья пище;
- Знакомить с частями тела и органами чувств человека и их функциональным назначением;
- Способствовать формированию потребности в соблюдении режима питания, пониманию важности сна, гигиенических процедур для здоровья;
- Знакомить с составляющими здорового образа жизни.
- 5-6 лет
- Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
- Дать представление о роли и значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;
- Расширять представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
- Знакомить с правилами ухода за больным.
- 6-7 лет
- Расширять представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Развитие физических качеств:
- 3-4 года
- Учить энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см;
- Поощрять проявление ловкости в челночном беге;
- Закреплять умение бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.
- 4-5 лет
- Учить прыгать в длину с места не менее 70 см;
- Развивать общую выносливость в ходе бега по пересеченной местности в медленном темпе 200–240 м;
- Учить бросать набивной мяч (0,5 кг), стоя из-за головы, на 1 м.
- 5-6 лет
- Учить прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
- Учить лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
- Учить метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.
- 6-7 лет
- Учить прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см); мягко приземляться; прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см); с разбега (180 см); в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
- Учить перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг); бросать предметы в цель из разных исходных положений; попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м; метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м; метать предметы в движущуюся цель;
- Учить ходить на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;
- Учить плавать произвольно на расстояние 15 м;
- Способствовать проявлению статического и динамического равновесия, координации движений при выполнении сложных упражнений.
Накопление и обогащение двигательного опыта
(овладение основными движениями):
- 3-4 года
- Учить сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;
- Учить ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
- Учить ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении;
- Учить катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2–3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
- 4-5 лет
- Способствовать формированию правильной осанки при ходьбе, держась прямо, не опуская головы;
- Закреплять умение уверенно ходить по бревну (скамейке), удерживая равновесие;
- Развивать умение лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами;
- Учить прыжкам в длину с места отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляется, подпрыгивая на одной ноге;
- Учить ловить мяч руками( многократно ударяет им об пол и ловит его);
- Учить бросать предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку;
- Развивать чувство ритма (умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет).
- 5-6 лет
- Способствовать развитию умения ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
- Привлекать к выполнению упражнений на статическое и динамическое равновесие;
- Учить перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
- Учить кататься на самокате;
- Привлекать к участию в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
- 6-7 лет
- Способствовать правильному выполнению техники всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;
- Закреплять умение перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу, шеренги после расчета на первый-второй; соблюдать интервалы во время передвижения;
- Совершенствовать умение выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
- Способствовать формированию правильной осанки.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- 3-4 года
- Привлекать к участию в совместных играх и физических упражнениях;
- Способствовать проявлению интереса к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;
- Создавать условия для проявления положительных эмоций, активности в самостоятельной и двигательной деятельности;
- Поощрять проявление самостоятельности в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);
- Поощрять проявление самостоятельности и творчества при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
- 4-5 лет
- Способствовать проявлению активности и инициативности ребёнка в подвижных играх;
- Содействовать созданию эмоционально-положительного климата при проведении физических упражнений, создавать ситуацию успеха;
- Поощрять самостоятельное и творческое использование физкультурного инвентаря для подвижных игр.
- 5-6 лет
- Привлекать к участию в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;
- Способствовать проявлению самостоятельности, творчества, выразительности и грациозности движений;
- Содействовать самостоятельной организации знакомых подвижных игр;
- Стимулировать проявление интереса к разным видам спорта.
- 6-7 лет
- Привлекать к участию в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):
- Содействовать самостоятельной организации знакомых подвижных игр, поощрять придумывание собственных игр
- Поддерживать проявление интереса к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;
- Поощрять проявление интереса к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).
1.2. Принципы организации содержания рабочей программы:
- принцип природосообразности – предусматривающий отношение к ребёнку как к части природы, его воспитание в единстве и согласии с природой, осуществление образования в соответствии с законами развития детского организма с учётом особенностей физического развития, состояния его здоровья;
- принцип воспитывающего обучения - отражает необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение — две стороны единого процесса формирования личности;
- принцип гуманизации педагогического процесса - определяющий приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни;
- принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.
- принцип развивающего обучения — не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т.е. развивается личность ребенка в целом.
Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно (по Л.С.Выготскому и Г.С.Костюку) сориентировано на «зону ближайшего развития». Как правило, знаниями в этом случае ребенок овладевает при незначительной помощи со стороны взрослого. Воспитатель должен помнить, что «зона ближайшего развития» зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей.
- принцип индивидуального подхода – ориентирует педагога на учет индивидуальных особенностей дошкольников, связанных с их темпами биологического созревания, уровнями физического развития и двигательной подготовленности;
Условно приняты следующие периоды детства:
Преддошкольный период - от 1 года до 3 лет. Рост несколько замедляется, двигательные навыки совершенствуются; формируется речь; ребенок приобретает некоторые гигиенические навыки.
Дошкольный период - от 3 до 7 лет. Так же, как и пред дошкольный, он характеризуется некоторым замедлением роста. Ребенок теряет избыточную округлость, у него крепнет мускулатура, сильно развивается скелет. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослых, становится более устойчивым к заболеваниям.
Развитие детей от 3 до 7 лет. В дошкольный период как бы закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Физическое развитие»
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
1.3. Характеристика возрастных особенностей воспитанников
- В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего развития ребенка.
- У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко и поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.
- Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.
- Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
- В этом возрасте быстро развиваются и совершенствуются такие движения, как бег, ходьба, прыжки, лазание, метание и др.
1.4. Промежуточные планируемые результаты
3 – 4 года:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- легко и быстро засыпает, спокойно спит, с аппетитом ест;
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (2 раза в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
- владеет навыками поведения во время еды, умывания, умеет пользоваться носовым платком, причёсываться, следит за своим внешним видом;
- охотно включается в выполнение режимных моментов и гигиенических процедур.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- имеет простейшее представление о полезной и вредной для здоровья пище;
- владеет элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна;
- умеет бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;
- умеет сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения;
- знает физические упражнения, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;
- соблюдает навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
- энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см;
- проявляет ловкость в челночном беге;
- умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
- сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;
- может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
- умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении;
- может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2–3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- принимает участие в совместных играх и физических упражнениях;
- проявляет интерес к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;
- проявляет положительные эмоции, активность в самостоятельной и двигательной деятельности;
- проявляет самостоятельность в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);
- проявляет самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой;
- имеет представление о полезной и вредной для здоровья пище;
- знает части тела и органы чувств человека и их функциональное назначение;
- сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает важность сна, гигиенических процедур для здоровья;
- умеет устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствия;
- имеет представление о составляющих здорового образа жизни.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
- прыгает в длину с места не менее 70 см;
- может пробежать по пересеченной местности в медленном темпе 200–240 м;
- бросает набивной мяч (0,5 кг), стоя из-за головы, на 1 м.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
- ходит свободно, держась прямо, не опуская головы;
- уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие;
- умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами;
- в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко приземляется, подпрыгивает на одной ноге;
- ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его;
- бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку;
- чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- активен, с интересом участвует в подвижных играх;
- инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях;
- умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь для подвижных игр.
5 – 6 лет:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
- знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;
- имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
- имеет представление о правилах ухода за больным.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
- может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
- умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
- умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
- умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
- выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
- умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
- умеет кататься на самокате;
участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;
- проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;
- умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
- проявляет интерес к разным видам спорта.
6 – 7 лет:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
– может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см);
– мягко приземляться;
– прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);
– с разбега (180 см);
– в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
– может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг);
– бросать предметы в цель из разных исходных положений;
– попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м;
– метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м;
– метать предметы в движущуюся цель;
– ходит на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;
– проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию движений при выполнении сложных упражнений.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
- выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;
- умеет перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу,
шеренги после расчета на первый-второй;
- соблюдать интервалы во время передвижения;
- выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
- следит за правильной осанкой.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):
- умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры;
- проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;
- проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).
2 . Содержательный раздел
2.1 Особенности организации образовательного процесса
Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:
непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);
образовательная деятельность в режимных моментах;
самостоятельная деятельность детей;
образовательная деятельность в семье.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, её интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).
Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.
2.2. Календарь тематических недель в образовательной деятельности (праздников, событий, проектов и т.д.)
2.3. Формы и приемы организации - образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие»
Оформление модели образовательного процесса:
По формам образовательного процесса с учётом темы недели
Месяц | Тема недели | Задачи | Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Проектирование образовательного процесса педагогический коллектив выстраивает на основе, выбранной оптимальной модели.
Комплексно-тематическая модель
Комплексно–тематический принцип образовательного процесса определяется Научной концепцией дошкольного образования (под ред. В. И. Слободчикова, 2005 год) как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников. Авторы поясняют, что «…тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме». Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя. Особо подчеркнём, что комплексно-тематическая модель образовательного процесса предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
Предметно-средовая модель. Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
Организационной основой реализации Программы является Календарь тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.)
Темообразующие факторы:
– реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)
– события, происходящие в жизни возрастной группы, увлекающие детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам. Эти интересы (например, увлечение динозаврами) поддерживаются средствами массовой коммуникации и игрушечной индустрией.
Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДО
Формы организации | Младший возраст | Старший возраст | ||
Младшие Группы | Средняя группа | Старшая группа | Подготовит. Группа | |
Организованная деятельность | 6 часов в неделю | 8 часов в неделю | ||
Утренняя гимнастика | 5 минут | 5 минут | 5-8 минут | 8-10 минут |
Дозированный бег | 2 минуты | 3 минут | 5-10 минут | |
Упражнения после дневного сна | 5 минут | 5 минут | 5 минут | 5 минут |
Подвижные игры | не менее 2-4 раз в день | |||
2-3 минут | 5 минут | 5 минут | 5 минут | |
Спортивные игры | Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю | |||
Спортивные упражнения | Целенаправленное обучение не реже 2 раза в неделю | |||
8 минут | 8 минут | 8-15 минут | ||
Физкультурные упражнения на прогулке | Ежедневно | |||
3 мин | 10 мин | 10 минут | 10 минут | |
Спортивные развлечения | 1-2 раза в месяц | |||
15 минут | 20 минут | 30 минут | 30- 40 минут | |
Спортивные праздники | 2 раза в год | |||
15 минут | 20 минут | 30 минут | 40 минут | |
Неделя здоровья | ||||
Не реже 2 раза в год | ||||
Самостоятельная двигательная деятельность | ежедневно | Ежедневно | ежедневно | Ежедневно |
МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОО
№ | Формы организации | Особенности организации |
Утренняя гимнастика | Ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность- 6- 15 минут | |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно с учетом уровней двигательной активности (ДА) детей, длительность 10-15 минут. | |
Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке | Ежедневно во время прогулки, длительность- 12- 15 мин | |
Оздоровительный бег | 2 раза в неделю, подгруппами по 5- 7 человек во время утренней прогулки, длительность - 3-7 мин. | |
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами | Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей, длительность – 5-7 мин. | |
НОД по физической культуре | 3 раза в неделю, из них 1занятие на свежем воздухе. Длительность- 10- 30 минут | |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей | |
Физкультурно- спортивные праздники | 2 раза в год (последняя неделя квартала) | |
Неделя здоровья | 2 раза в год на воздухе совместно со сверстниками одной - двух групп | |
Физкультурный досуг | 2- 3 раза в год | |
Физкультурно- спортивные праздники | 1- 2 раза в год на воздухе или в зале, длительность- не более 30 мин. | |
Спартакиады вне детского сада | Участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности | |
Совместная физкультурно- оздоровительная работа детского сада и семьи | По желанию родителей и детей не более 2 раза в неделю, длительность 25- 30 мин |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОУ
№ | Виды | Особенности организации | |
Физкультурно- оздоровительные | |||
1. | коррегирующие упражнения (улучшение осанки, плоскостопие) | Ежедневно | |
2. | пальчиковая гимнастика | Ежедневно | |
3. | дыхательная гимнастика | Ежедневно | |
4. | динамические паузы | ||
Образовательные | |||
1. | привитие культурно-гигиенических навыков | Ежедневно |
2.4. Формы и направления взаимодействия с коллегами, семьями воспитанников
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
2. 5. Система физкультурно-оздоровительных
и лечебно-профилактических мероприятий в ДОУ
На сегодняшний день одной из актуальных проблем дошкольного образовательного учреждения является создание здоровьесберегающей среды развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимо наличие в ДОУ системы физкультурно-оздоровительной работы, в которой осуществляется комплексный подход к физическому развитию детей.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа строится в следующих направлениях:
- создание условий для физического, психического и духовного развития ребенка;
- формирование, сохранение и укрепление здоровья детей;
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных и профилактических задач в контакте с медицинскими работниками;
- воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи;
- осуществление коррекционной работы;
- осуществление диагностической работы.
В работе по этим направлениям решаются следующие задачи:
- формирование жизненно-необходимых умений и навыков ребенка, развитие физических качеств;
- создание условий для реализации потребностей детей в двигательной активности;
- привлечение родителей к осуществлению профилактической и оздоровительной работы;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей, родителей и сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
Для решения задач в детском саду разработана и действует система физкультурно-оздоровительной и профилактической работы. Это комплекс активных форм профилактики здоровья детей, реабилитация детей в условиях дошкольного образовательного учреждения после перенесенных заболеваний. Реализация потребностей детей в двигательной активности, осуществление валеологического образования.
В детском саду уделяется особое внимание комплексному использованию всех средств физического воспитания и оздоровления детского организма, содружеству медицинских и педагогических работников, а также семей воспитанников.
Представленная в Рабочей программе система физкультурно-оздоровительной и профилактической работы содержит следующие разделы: создание условий, содержание оздоровительной и профилактической работы, формы образовательной деятельности, формы санитарно-просветительской работы с педагогами и родителями, виды закаливания, график двигательной активности.
Создание условий: создание развивающей среды для двигательной активности детей, оборудование спортивного и тренажёрного зала, спортивные уголки в группах и на участках, оборудование спортплощадки на улице.
Содержание профилактической работы: обязательный медосмотр ребёнка и контроль за его физическим здоровьем и развитием, вакцина профилактика, противоэпидемические мероприятия.
Содержание оздоровительной работы: система закаливающих мероприятий, организация рационального питания, утренняя гимнастика, физминутки, двигательные паузы, витаминотерапия.
Формы образовательной деятельности: физкультурные мероприятия в зале и на улице, игры подвижные и спортивные, спортивные праздники и развлечения, «неделя здоровья».
Формы санитарно-просветительской работы с педагогами и родителями: консультативная помощь участникам образовательного процесса, оформление информационных материалов.
Виды закаливания:
Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающая технология – это система мер, направленных на сохранение зпдоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды В Законе об образовании 2013 (федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии являются наиболее значимыми по степени влияния на здоровье детей среди образовательных технологий. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем детей. Здоровьесберегающие технологии можно распределить в три подгруппы:
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний
Учебно-воспитательные технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях по физическому воспитанию, а также в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;
- обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;
- мотивация детей к ведению здорового образа жизни,
- предупреждение вредных привычек;
- обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
- конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Психолого-педагогические технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
- обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;
- создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
- в данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Организационно-педагогические технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- определение структуры учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания, организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
К современным здоровьесберегающим технологиям можно отнести:
3. Организационный раздел:
3.1 Организация и содержание развивающей
предметно-пространственной среды
Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно
быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
Набор материалов и оборудования, необходимых
для организации физического развития
Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Разнообразие оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
набор физкультурного оборудования
для второй младшей группы
набор физкультурного оборудования
для средней группы
набор физкультурного оборудования
для старшей и подготовительной групп
набор оборудования для физкультурного зала
3.2. Национально-региональный компонент
Национально-региональный компонент реализуется в основной инвариантной части по трем направлениям: физкультурно-оздоровительная работа на воздухе, ознакомление детей с национальным культурным наследием России, Тывы; Ознакомление с окружающим миром.
Содержание работы по ознакомлению с историей, культурой, ремеслами родного края Тывы опирается на собранные материалы о родном крае, музея СОШ и проводится на занятиях по социальному миру.
Национально-региональный компонент предусматривает реализацию следующих задач:
- ознакомление с историей Республики Тыва, расширение знаний детей о своем родном крае, селе. Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Тыва.
-Обучение русскому языку.
- Развитие речи детей на родном языке.
- формирование основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)
Группы | Задачи | Национальные игры |
Младшая группа | Формирование культурно-гигиенических навыков через устное народное творчество. Расширение представлений у детей о себе и других детях, используя тувинский фольклор. Развит интереса к подвижным играм тувинского народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. | «Доос-кара», «Каттап чиир», «Селбер хава», «Ак булут, кара булут» «Кускелер болгаш дииспей», «Арбай-хоор» «Бомбук» |
Средняя группа | Формирование у детей привычек здорового образа жизни, привитие стойких культурно-гигиенических навыков, через устное народное творчество. Расширение представлений у детей о себе и других детях, используя тувинский фольклор. Развитие интереса к подвижным играм тувинского народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. | Национальные игры «Быштак, быштак», «Каттап чиир», «Селбер хава», «Ак булут, кара булут», «Доос-кара». Авторские игры «Шаашкак биле арылар» Игры «Ойнааракты машинага соортуулу», «Чараш хапчыгашта чуу барыл?», «Бистин Аттарывыс» |
Старшая группа | Воспитание интереса к движению, к совместным подвижным играм тувинского народа и национальной борьбе «Хуреш». Формирование положительного качества личности ребенка, применяя фонетические упражнения, физминутки, дыхательную гимнастику тувинского народа. Озна Ознакомление с тувинскими и русскими народными играми, развитие интереса к народным играм. Развитие творческих способности детей (придумывание разных вариантов игр), физические качества: быстроту, ловкость, выносливость во время подвижных игр; совершенствование двигательные умения и навыки детей. | «Анчы болгаш койгуннар», «Борбак харлар», «Баг кагар оюн» «Тукчугашка кым мурнай чедерил?», «Адыглар болгаш арылар» «Аргада дииннер», «Чанган куштар», «Бортчугеш биле мерге», «Угу», «Ужар-ушпас» «Дулгуурлер», «Тааннар», «Хулур-хулур» национальная борьба «Хуреш» Моге самы «Девиг» Авторские игры «Те - чунма», «Теве биле бору» |
Подготовительная к школе группа | Усовершенствование знаний детей об организме человека, через устное народное творчество. Формирование и расширение знаний детей о пользе лекарственных растений своего края в сохранении и укреплении собственного здоровья. Продолжение формирований умений и опыта здоровьесберегающих действий во время проведения досугов и национальных праздников. Ознакомление с национальными подвижными играми. Продолжение учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; находить, придумывать разные варианты подвижных игр. Воспитание нравственных и волевых качеств: выдержку, настойчивость, решительность, инициативность, смелость. | «Баг кагары», «Кара адары», «Аът чарыштырары», «Шыдыраа оюннары» «Даалы ойнаары» , «Кажыкты чыттырып кагары», «Кажык биле аът чарыштырары» «Тевектээри», «Чинчи чажырары» «Аржыыл какчып ойнаар оюн», «Сайзанактаары» «Адыр-бут деп оюн», национальная борьба «Хуреш» Моге самы «Девиг» Авторские игры «Те - чунма», «Теве биле бору» «Чылыгычылар» Развлечение |
3. 3. Мониторинг освоения программы образовательной области
«Физическое развитие»
Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей» [1]
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка
3.4. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» подготовительная к школе группа, издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва,2014
- Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» старшая группа, издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва,2014
- Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» средняя группа, издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва,2014
- Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» вторая младшая группа, издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва,2014
- Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва,2010
- Е. Ф. Желобкович «Физкультурные занятие в детском саду» средняя группа
- Е. Ф. Желобкович «Эстафеты»
- Е. А. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду» 2-7 лет
- Е. А. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр»
- О. Ф. Горбатенко, Т. А Кардаильская, Г.П. Попова «Физкультурно оздоровительная работа в ДОУ» Издательство «Учитель» Волгоград
- Л.. Горькова, Л.А. Обухова «Занятие физической культурой в ДОУ»
- Е. И. Подольская «Необычные физкультурные занятия для дошкольников»
- Научно- практический журнал Инструктор по физкультуре, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физическому развитию дошкольников 4-5 лет
Образовательная область "Физическая культура"...
Рабочая программа Направление «Физическое развитие» образовательная область «Физическая культура»
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое ра...
Рабочая программа по физическому развитию во второй младшей группе разработана на основе примерной основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработанна по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по физическому развитию в подготовительной к школе группе разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработана по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по физическому развитию в средней группе разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработанна на методических рекомендациях Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по физическому развитию в старшей группе разработана на основе примерной основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработана на основе методических рекомендаций Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....