Программно-методическое обеспечение преподавания «Физическая культура» в 2016-2017 учебном году
статья по физкультуре на тему

Понимаскин Яков Яковлевич

рабочая программа по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskaya_kultura.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

Программно-методическое обеспечение преподавания

«Физическая культура» в 2016-2017 учебном году

Литяйкина О.Г., канд.пед.наук, доцент

зав. кафедрой управления образованием, психологии и педагогики ГБУ ДПО «МРИО»

1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА»

В 2016 – 2017 учебном году в общеобразовательных организациях Республики Мордовия реализуются:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-6 классы и 7-9 классы (в пилотном режиме);
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (7 – 9, 10 – 11 классы).

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает требования к образовательным программам, стандартам, регламентирует права и ответственность участников образовательных отношений. Как непосредственным участникам образовательных отношений педагогам необходимо хорошо знать основные понятия, положения законодательных актов в сфере образования и руководствоваться ими в своей практической деятельности. Это требование к профессиональной компетентности отражено в квалификационных характеристиках должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н) и профессиональном стандарте педагога (приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н).

Преподавание предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Республики Мордовия  в 2016-2017 учебном году регламентируется следующими нормативными документами и методическими рекомендациями:

1.1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ). // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38 и от 21.04.2016 г. №459). // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81). // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях». // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 1394 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

1.2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Федеральный уровень

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1578) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

1.3. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта

Федеральный уровень

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/

Методические материалы

Федеральный уровень

  1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // http://fgosreestr.ru/

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры — главная цель развития отечественной системы школьного образования. В связи с этим, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели. Изучение предмета «Физическая культура» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.

Цель преподавания учебного предмета: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Задачи:

- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

- развитие двигательных способностей обучающихся в различных видах деятельности;

- подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории, профессиональному самоопределению в условиях рынка труда.

3. МЕСТО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс  и  в 10-11 классах из расчёта 3 ч в неделю: в каждом классе по 75 часов. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889 [«Третий час учебного предмета «Физическая культура использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания»].

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КЛЬТУРА», УЧЕБНЫХ КУРСОВ И КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Данные рекомендации разработаны для педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 г. № 1897 с изм.) и федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089).

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры,  рабочие программы должны быть направлены  на:

- реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями и т.п.;

- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности обучающихся;

- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

           4.1. Общая характеристика учебного предмета

      Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры, основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

    В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности рабочая учебная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

     Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

       Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

        Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».

         Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.

      Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.

         Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.

        Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

         Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).

       Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. Они физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом, уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).

    Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают обучающимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что обучающиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

            Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.

        Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).

      Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств обучающихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5-7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента.

        Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.

           В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5-7 мин.

          Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

       Данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.

            Отличительные особенности планирования этих уроков:

  • планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
  • планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
  • планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).

        Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки обучающихся.

       Такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.

       Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью обучающихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.

              Отличительные особенности целевых уроков:

  • обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
  • планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7-9 мин);
  • использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
  • обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются обучающимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

В целом, каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и, по возможности, должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые обучающимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются.

4.2. Структура и содержание рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности являются структурным компонентом основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, которая в свою очередь является локальным нормативным актом.

Целью рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочие программы учебных предметов, курсов определяют содержание, объём, порядок изучения учебного материала по отдельным учебным предметам, курсам с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности образовательной организации и контингента учащихся.

Структура рабочих программ учебных предметов, курсов определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Обращаем внимание на то обстоятельство, что вступили в действие изменения в ФГОС основного общего образования, касающиеся требований к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».

При определении содержания рабочих программ учебных предметов, курсов используются положения основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/) и при необходимости материалы примерных программ по учебным предметам, курсам, а также вариативные (авторские) программы учебных предметов, курсов. Рабочие программы учебных предметов, курсов разрабатываются учителем (разработчик), группой учителей (разработчики) образовательной организации для уровня образования (основного общего образования) в соответствии с положениями основной образовательной программы основного общего образования. Порядок разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом.

Структура рабочей программы учебных предметов, курсов является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала. Требования к структуре рабочих учебных программ, в соттветствии с изм. в п. 18.2.2 ФГОС основного общего образования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Структура рабочей программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (с изм. в п. 18.2.2 ФГОС основного общего образования от 31.12.2015 г.)

Структура рабочей программы учебных предметов, курсов в редакции ФГОС основного общего образования

Структура рабочих программ учебных предметов, курсов

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Структура рабочих программ курсов внеурочной деятельности

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование

Содержание рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности представлено в таблице 2.

Таблица 2

Рекомендации по формированию содержания рабочих программ учебных предметов, курсов

1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В данном разделе описываются:

а) достижение обучающимися личностных результатов на конец каждого года обучения. Следует обратить внимание на то, что внесены изменения в ФГОС основного общего образования (приказ № 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования для следующих категорий обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра.

б) достижение обучающимися метапредметных результатов на конец каждого года обучения. Следует обратить внимание на то, что внесены изменения в ФГОС основного общего образования (приказ № 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования для следующих категорий обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся, обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

в) достижение обучающимися предметных результатов на конец каждого года обучения. Предметные результаты представляются двумя блоками «Обучающийся / Выпускник научится» и «Обучающийся / Выпускник получит возможность научиться». Курсивом выделяются предметные результаты, расширяющие и углубляющие опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего развития обучающихся. Предметные результаты, составляющие указанную группу, приводятся в блоках «Обучающийся / Выпускник получит возможность научиться»

«Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования». Планируемые результаты учитываются с учётом изменений, внесённых ФГОС основного общего образования (приказ № 1577 в редакции от 31.12.2015 г.). Претерпели существенные изменения основные задачи содержания основного общего образования. * Возможно использование материалов примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса.

2) Содержание учебного предмета, курса

В данный раздел включается перечень изучаемого учебного материала путём описания основных содержательных линий на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/).

*Возможно использование материалов примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления содержания учебного предмета «Физическая культура», учебного курса.

3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование по учебному предмету «Физическая культура», учебному курсу разрабатывается для 5, 6, 7, 8 и 9 классов отдельно на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/). Тематическое планирование разрабатывается по следующей форме:

Тема раздела

Количество часов

*Возможно использование материалов примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления вариантов тематического планирования по учебному предмету, курсу.

В структуру рабочей программы учебного предмета «Физическая культура», учебных курсов локальным нормативным актом образовательной организации включаются дополнительные разделы (календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы и др.).

Титульный лист должен содержать полное наименование общеобразовательной организации в соответствии с уставом; наименование учебного предмета / курса; указания на принадлежность рабочей программы учебного предмета / курса к уровню общего образования; срок реализации данной рабочей программы учебного предмета / курса; сведения о разработчике (разработчиках) (Ф.И.О, должность); год утверждения рабочей программы учебного предмета / курса.

В пояснительной записке раскрывается статус документа, его структура, даётся общая характеристика учебного предмета / курса, его место в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется роли конкретного учебного предмета / курса в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности, ключевых компетенций учащихся. В пояснительной записке указывается, какая примерная (авторская) программа послужила основанием для разработки рабочей программы учебного предмета / курса, особенности представляемой программы. В пояснительной записке отражаются те изменения, которые вносит учитель с учётом особенностей контингента учащихся, целевых ориентиров учебного предмета / курса, особенностей образовательной организации, а также требования к уровню подготовки учащихся с учётом внесённых изменений.

Основное содержание раскрывает необходимый уровень знаний, который формируется у учащихся; перечисляются основные дидактические единицы по истории.

Календарно-тематическое планирование. В данный раздел включается календарно-тематическое планирование, структура может состоять из следующих блоков: тема (раздел) (количество часов); тема каждого урока; дата проведения урока, корректировка. В календарно-тематическое планирование с учётом особенностей учебного предмета / курса рекомендуется включать элементы содержательной и практической составляющих, которые позволят обеспечить функционально-прикладной характер обучения по учебному предмету / курсу.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения предмета / курса: учащиеся должны знать / понимать (даётся перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний); уметь (даётся перечень конкретных умений и навыков данного учебного предмета, курса, основанной на более сложной, чем воспроизведение, деятельности: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности (группа умений, которыми учащийся может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне образовательной деятельности).

При этом допускается внесение в рабочую программу учебного предмета, курса дополнительного материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся. Рекомендуется определять требования к уровню подготовки учащихся по итогам каждого года обучения.

Характеристика контрольно-измерительных материалов. В данном разделе описывается организация оценивания уровня подготовки учащихся по конкретному учебному предмету / курсу, даётся перечень и характеристика контрольно-измерительных материалов для организации текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации.

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для эффективного преподавания предмета «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС, Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендуется следующий перечень материально-технического обеспечения:

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечание

Основ-ная школа

Старшая школа

Базов уров.

Проф уров

1

2

3

4

5

6

1

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Д

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2

Стандарт среднего  (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень)

Д

1.3

Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень)

Д

1.4

Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре

Д

1.5

Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль)

Д

1.6

Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

Д

1.7

Авторские рабочие программы по физической культуре

Д

Д

Д

1.8

Учебник по физической культуре

К

К

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

1.9

Дидактические материалы по основам

Г

Г

Г

Комплекты разноуровневых

разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»

тематических заданий,  

дидактических карточек.

1.10

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движению

Д

Д

Д

В составе библиотечного фонда

1. 11

Методические издания по физической культуре для учителей

Д

Д

Методические пособия и рекомендации

Ж. «Физическая культура в школе»

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

Д

2.2

Плакаты методические

Д

Д

Д

Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям

2.3

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры спорта и Олимпийского движения

Д

3.

  1. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

3.1

Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»

Д

Д

Д

3.2

Аудиозаписи

Д

Д

Д

Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям;

проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников

4.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

4.1

Телевизор с универсальной подставкой

Д

Телевизор не менее 72 см по диагонали

4.2

Видеомагнитофон с комплектом видеокассет

Д

4.3

Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов и площадок

Д

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей

4.4.

Радиомикрофон (петличный)

Д

4.5.

Мегафон

4.6

Мультимедийный компьтер

Д

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

4.7

Сканер

Д

4.8.

Принтер лазерный

Д

4.9.

Копировальный аппарат

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

4.10

Цифровая видеокамера

Д

Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

4.11

Цифровая фотокамера

Д

4.12

Мультимедиапроек-тор

Д

4.13

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25х1,25

5.

  1. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Гимнастика

5.1.

Стенка гимнастическая

Г

Г

Г

5.2

Бревно гимнастическое напольное

Г

5.3

Бревно гимнастическое высокое

Г

Г

Г

5.4.

Козел гимнастический

Г

Г

Г

5.5.

Конь гимнастический

Г

5.6

Перекладина

Г

Г

Г

гимнастическая

5.7.

Брусья гимнастические, разновысокие

Г

Г

Г

5.7

Брусья гимнастические, параллельные

Г

Г

Г

5.8.

Кольца гимнастические, с механизмом крепления

Г

Г

5.9

Канат для лазания, с механизмом крепления

Г

Г

Г

5.10

Мост гимнастический подкидной

Г

Г

Г

5.11

Скамейка гимнастическая жесткая

Г

Г

Г

5.12

Скамейка гимнастическая мягкая

Г

Г

Г

5.13

Комплект навесного оборудования

Г

Г

Г

В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания

5.14

Контейнер с набором т/а гантелей

Г

5.15

Скамья атлетическая, вертикальная

Г

Г

5.16

Скамья атлетическая, наклонная

Г

Г

5.17

Стойка для штанги

Д

Д

5.18

Штанги тренировочные

Г

Г

5.19

Гантели наборные

Г

Г

5.20

Вибрационный тренажер М.Ф.Агашина

Г

Г

Г

5.21

Коврик гимнастический

К

К

К

5.22

Станок хореографический

Г

Г

Г

5.23

Акробатическая дорожка

Г

Г

Г

5.24

Покрытие для борцовского ковра

Д

Д

5.25

Маты борцовские

Г

Г

5.26

Маты гимнастические

5.27

Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг)

Г

Г

Г

5.28

Мяч малый (теннисный)

К

К

К

5.29

Скакалка гимнастическая

К

К

К

5.30

Мяч малый (мягкий)

К

К

К

5.31

Палка гимнастическая

К

К

К

5.32

Обруч гимнастический

К

К

К

5.33

Коврики массажные

Г

Г

5.34

Секундомер настенный с защитной сеткой

Д

5.35

Пылесос

Д

Д

Д

Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря

5.36

Сетка для переноса малых мячей

Д

Д

Д

  1. Легкая атлетика

5.37

Планка для прыжков в высоту

Д

Д

5.38

Стойки для прыжков в высоту

Д

Д

5.39

Барьеры л/а тренировочные

Г

Г

5.40

Флажки разметочные на опоре

Г

5.41

Лента финишная

Д

5.2

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

Г

5.43

Рулетка измерительная (10м; 50м)

Д

5.44

Номера нагрудные

Г

Г

Г

  1. Спортивные игры

5.45

  1. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

Д

5.46

  1. Шиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой

Г

5.47

  1. Мячи баскетбольные

Г

Г

Г

5.48

  1. Сетка для переноса и хранения мячей

Д

Д

Д

5.49

  1. Жилетки игровые с номерами

Г

Г

Г

5.50

  1. Стойки волейбольные универсальные

Д

5.51

  1. Сетка волейбольная

Д

5.52

  1. Мячи волейбольные

Г

Г

Г

5.53

  1. Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячей

Д

Д

Д

5.54

  1. Табло перекидное

Д

5.55

  1. Жилетки  игровые с номерами

Г

Г

Г

5.56

  1. Ворота для мини-футбола

Д

5.57

  1. Сетка для ворот мини-футбола

Д

5.58

  1. Мячи футбольные

Г

Г

Г

5.59

  1. Номера нагрудные

Г

Г

Г

5.60

  1. Компрессор для накачивания мячей

Д

  1. Туризм

5.61

  1. Палатки туристские (двух местные)

Г

5.62

  1. Рюкзаки туристские

Г

5.63

  1. Комплект туристский бивуачный

Д

  1. Измерительные приборы

5.64

  1. Пульсометр

Г

Г

5.65

  1. Шагомер электронный

Г

Г

5.66

  1. Комплект динамометров ручных

Д

5.67

  1. Динамометр становой

Д

5.68

  1. Ступенька универсальная (для степ-теста)

Г

5.69

  1. Тонометр автоматический

Д

5.70

  1. Весы медицинские с ростомером

Д

Д

  1. Средства до врачебной помощи

5.71

  1. Аптечка медицинская

Д

Д

  1. Дополнительный инвентарь

5.80

  1. Доска аудиторная с магнитной поверхностью

Д

Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу

6.

  1. СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ

6.1

  1. Спортивный зал игровой

С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.

6.2

  1. Спортивный зал гимнастический

С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.

6.3

  1. Зоны рекреации

Для проведения динамических пауз (перемен)

6.4

  1. Кабинет учителя

Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды

6.5

  1. Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

Включает в себя: стеллажи, контейнеры  

7.

  1. ПРИШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН (ПЛОЩАДКА)

7.1

  1. Легкоатлетическая дорожка

Д

7.2

  1. Сектор для прыжков в длину

Д

7.3

  1. Сектор для прыжков в высоту

Д

7.4

  1. Игровое поле для футбола (мини-футбола)

Д

7.5

  1. Площадка игровая баскетбольная

Д

7.6

  1. Площадка игровая волейбольная

Д

7.7

  1. Гимнастический городок

Д

Д

7.8

  1. Полоса препятствий

Д

Д

7.9

  1. Лыжная трасса

Д

Включающая, небольшие отлогие склоны

7.10

  1. Комплект шансовых инструментов для подготовки мест занятий на спортивном стадионе

Д

Условные обозначения:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
  • К – полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);
  • Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Перечень рекомендуемых учебников по предмету «Физическая культура» определен в соответствии приложением к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.04.2016 г. № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253» (См. Приложение 1 к данной статье).

На заседании Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2016 г. (протокол заседания № НТ-19/08ПР) было принято решение о подготовке приказа о внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников для обеспечения учебниками и учебно-методическими пособиями всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Отмечаем, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 38 от 26.01.2016 г. организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу выше указанного приказа и удаленные из федерального перечня на его основании, т.е., если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в действующий федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу настоящего приказа.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях наряду с печатными используются электронные учебные издания. Требования к электронным изданиям определены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047 (в ред. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 г. № 1559, от 14.08.2015 г. № 825) «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

 Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2016 г. № 450 определен порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Перечень организаций осуществляющих выпуск изданий учебных пособий, будет представлен на информационно-правовых порталах: «КонсультантПлюс», «ГАРАНТ».

7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На основании статей 12 и 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу образовательной организации, которая реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10 в редакции от 24 ноября 2015 г.).

В соответствии с п. 14 ФГОС основного общего образования, в основной образовательной программе основного общего образования в организационный раздел включается план внеурочной деятельности, который наряду с учебным планом, является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.

Как отмечается в п. 18.3.1.2. ФГОС основного общего образования, план внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности по направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательная организация.

ФГОС основного общего образования предусматривает объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении основного общего образования до 1750 часов за пять лет обучения. Следует обратить внимание, что СанПиН 2.4.2.2821-10 определяют гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки учащихся (п. 10.5). Так, максимально допустимый недельных объем нагрузки внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов, независимо от продолжительности учебной недели, составляет не более 10 часов. Также отмечается, что часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни и использованы для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

СанПиН 2.4.2.2821-10 в ред. от 24 ноября 2015 г. допускает перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

Порядок разработки рабочих программ курсов внеурочной деятельности, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

При проектировании программ внеурочной деятельности, полезным будет использование следующих пособий:

  1. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2014. – 177 с.
  2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П.В. Степанов, Д. В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.
  3. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
  4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
  5. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования: методическое пособие / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. – Москва: Русское слово, 2015. – 296 с.
  6. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М: Просвещение, 2013. – 96 с.
  7. Программы внеурочной деятельности (из опыта работы образовательных учреждений Челябинский области): сборник программ / под. ред. Ю.Ю. Барановой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2012. – 93 с.
  8. Сборник программ курсов внеурочной деятельности для специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV видов / сост.: И.А. Ширяева, Ю. В. Горбачев, Н.В. Столярчук. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 107 с.

В 2016/2017 учебном году муниципальным методическим службам, городским и районным методическим объединениям учителей обществознания рекомендуется:

  • в соответствии с письмом № 08-802 от 02.06.2015 г. Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России обеспечить повышение квалификации учителей обществознания и экономики по вопросам преподавания в школах основ финансовой грамотности;
  • провести экспертизу используемых в общеобразовательных учреждениях рабочих программ по учебному предмету «Физическая культура», в том числе учебно-методических комплектов, календарно-тематических планов на соответствие указанным в настоящем письме требованиям;
  • проанализировать результаты предметных олимпиад в 2016 г. и определить меры по улучшению качества физической подготовки учащихся.

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября  2009 г. №373,  в ред. Приказов от 22.09.2011 №2357).
  3. Федеральный государственный образовательный  стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897).
  4.  Федерального государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1578).
  5. Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
  6. Гузенко, Ю.В. Реализация программы формирования УУД в образовательном процессе // Методист. - 2011. - № 9. - С. 62-64.
  7. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 2014.
  8. Копотева, Г.Л. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 10. - С.8-12.
  9. Логинова, О.Б. Реализация требований стандартов // ИД "Первое сентября" Начальная школа. - 2012. - № 1. - С.4-12.
  10. Науменко, Ю.В. Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС начального общего образования // Методист. - 2011. - № 10. - С. 12-18.
  11. Настольная книга учителя физкультуры: справ.-метод. пособие / сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2014.
  12. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. - М.: Просвещение, 2010.
  13. Формирование  универсальных учебных действий  в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / ( А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010.
  14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011.
  15. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. – Ростов н/Д.: Учитель, 2014.
  16. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. – Ростов н/Д: Учитель, 2014.
  17. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ [Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации]
  18. http://mo.edurm.ru/  [Сайт Министерства образования Республики Мордовия]
  19. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта].
  20. http://www.fizkulturavshkole.ru/  [Портал «Физкультура в школе»].
  21. http://www.fismag.ru/ [Сайт журнала «Физкультура и спорт»].
  22. fizcultura.ucoz.ru [Сайт журнала «Физкультура в школе»].
  23. http://www.fizkult-ura [Сайт профессионального сообщества учителей физической культуры «ФизкультУра»].


Приложение 1

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса и дополнительная литература по предмету «Физическая культура»

Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (ред. от 21.04.2016 г. №459, в извлечении)

Порядковый номер учебника

Автор/авторский коллектив

Наименование учебника

Класс

Наименование издателя учебника

Адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательств)

Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы

1.2. Основное общее образование

1.2.7. Физическая культура и и основы безопасности жизнедеятельности  (предметная область)

1.2.7.1. Физическая культура (учебный предмет)

1.2.2.7.1.1

Гурьев С.В. / Под ред. Виленского М.Я.

Физическая культура

5

7

ОАО «Издательство «Русское слово»

http://xn---dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/cat

1.2.2.7.1.2

Гурьев С.В. / Под ред. Виленского М.Я.

Физическая культура

8

9

ОАО «Издательство «Русское слово»

http://xn---dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/cat

1.2.2.7.1.3

Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. / Под ред. Виленского М.Я.

Физическая культура

5

7

ОАО «Издательство «Просвещение»

www.prosv.ru/umk/5-9

1.2.7.1.2.2

Лях В.И.

Физическая культура

8

9

ОАО «Издательство «Просвещение»

www.prosv.ru/umk/5-9

1.2.2.7.3.1

Матвеев А.П.

Физическая культура

5

ОАО «Издательство «Просвещение»

www.prosv.ru/umk/5-9

1.2.2.7.3.2

Матвеев А.П.

Физическая культура

6

7

ОАО «Издательство «Просвещение»

www.prosv.ru/umk/5-9

1.2.2.7.3.3

Матвеев А.П.

Физическая культура

8

9

ОАО «Издательство «Просвещение»

www.prosv.ru/umk/5-9

1.2.7.1.4.1

Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С.

Физическая культура

5

7

ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»

http://www.vgf.ru/obshB 

1.2..7.2.4.2

Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С.

Физическая культура

8

9

ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»

http://www.vgf.ru/obshB 

1.2.7.1.5.1

Погадаев Г.И.

Физическая культура

5

6

ООО «ДРОФА»

http://www.drofa.ru/36/

1.2.7.1.5.2

Погадаев Г.И.

Физическая культура

7

9

ООО «ДРОФА»

http://www.drofa.ru/36/

1.3. Среднее общее образование

1.3.6. Физическая культура и и основы безопасности жизнедеятельности  (предметная область)

1.3.6.1. Физическая культура (базовый уровень) (учебный предмет)

1.3.6.1.1.1

Андрюхина Т.В., Третьякова Н.В. / Под ред. Виленского М Я.

Физическая культура

(базовый уровень)

10

11

ОАО «Издательство «Русское слово»

http://xn---dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/cat

1.3.6.1.2.1

Лях В.И.

Физическая культура

(базовый уровень)

10

11

ОАО «Издательство «Просвещение»

www.prosv.ru/umk/10-11

1.3.6.1.3.1

Матвеев А.П., Палехова Е.С

Физическая культура

(базовый уровень)

10

11

ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»

http://www.vgf.ru/obshB 

1.3.6.1.4.1

Погадаев Г.И.

Физическая культура

(базовый уровень)

10

11

ООО «ДРОФА»

http://www.drofa.ru/72/

Примечание. При разработке рабочих программ по учебному предмету «Физическая культура» учителю необходимо руководствоваться нормативными документами федерального и регионального уровней. При работе с нормативными документами, в которые вносились изменения целесообразно использовать официальный сайт компании «КонсультантПлюс» или информационно-правовой портал «Гарант.ру».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетка занятий по физической культуре на 2016-2017 учебный год.

Сетка занятий по физической культуре на 2016-2017 учебный год....

Рабочая учебная программа инструктора по физической культуре на 2016 – 2017 год.

Рабочая программа по физическому развитию детей разработана в соответствии собразовательной  программой ДОУ,которая разработана  в соответствии с Федеральными государственным образовательным...

Годовой план по физической культуре на 2016-2017 учебный год.

Годовой план по физической культуре на 2016-2017 учебный год. №Содержание работы, мероприятияСрок выполнения...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников инструктора по физической культуре на 2016-2017 учебный год

Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детски...