Использование фитбол-гимнастики для оздоровления дошкольников на физкультурных занятиях в ДОУ
методическая разработка по физкультуре на тему
Я особое внимание уделяю укреплению и сохранению здоровью В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Для нас стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности " как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_fitbol-gimnastiki_v_detsadu.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фитбол-гимнастики для оздоровления дошкольников на физкультурных занятиях в ДОУ
Я особое внимание уделяю укреплению и сохранению здоровью В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Для нас стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности " как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека".
Среди множества форм спортивного воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день особое место занимают упражнения с мячами – фитболами. Фитбол-гимнастика – это интересное, полезное и доступное занятие для детей дошкольного возраста. Имеет большое значение, как укрепляющее физическое, психическое здоровье и формирующее навыки ЗОЖ.
Изучив большое количество литературы, мониторинг развития детей, посещающих наш детский сад, я решила остановить свой выбор на оздоровительной методике В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления», и коррекционной оздоровительной работе А.А.Потапчук, Т.С. Овчинникова «Двигательный игротреннинг для дошкольников». На основе указанных методик я разработала новые формы физкультурные занятия с использованием фитбол - гимнастики для оздоровления дошкольников. Прежде чем приступить к внедрению новых форм физкультурных занятий, нашим детским садом было приобретено достаточное количество гимнастических мячей (фитболов). Организуя занятия по фитбол- гимнастике прежде всего я предоставила детям возможность познакомиться с новым оборудованием - поиграть с мячами. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество. Мяч развивает руки ребёнка, а развитие руки напрямую связано с развитием интеллекта.
За последнее время увеличилось число детей с нарушением речи, со скудным словарным запасом, с недостаточно развитой общей моторикой. У нас появился вопрос: какие эффективные формы работы можно использовать на физкультурных занятиях для коррекции речи детей? Мы решили, что необходимо включать в фитбол- гимнастику упражнения с элементами логоритмики, которые будут развивать как общую моторику детей, их физические качества, так и развивать речь и словарный запас детей. Каждое упражнение имеет название, сопроводительный текст в стихотворной форме, терапевтический эффект.
Занятие с фитболами эффективно влияет на растущий детский организм. На первом этапе – научить детей правильно сидеть на мяче, следить за осанкой, затем только разучивание упражнений.
На втором этапе идет отработка и закрепление знакомых упражнений, т.е. совершенствование.
На третьем этапе – самостоятельное выполнение упражнений, варьирование.
Четвертый этап – творческих заданий, учетом индивидуальных особенностей. В комплексы можно вносить различные изменения, давать детям возможность самостоятельно создавать образы, характеры, передавать свое настроение в упражнении на основе зрительного, тактильного восприятия.
Свою работу я строю на основе
Развивающий двигательно-игровой комплексе
Интерес! Движение! Игра! («И Д И»)
- Принципы организации двигательно-игрового комплекса «Интерес - Движение Игра»
Полная взаимосвязь между речевой функцией и двигательной системой (правое и левое полушарие, зоны мозга, отвечающие за речь и движения соседствуют).
Принцип игрового познания
В основе двигательно-игрового взаимодействия взрослого и детей лежит принцип трёх-ступенчатой мотивации: «хочу» - «надо» - «могу»
Разбудить любознательность ребёнка и поверить в происходящее действие
- Двигательно-игровой комплекс «И Д И» – это различные двигательные игры, моделирующие ситуации обучения.
- Различные образы стимулируют детей на обучение различным видам движений.
- Дети преодолевают разнообразные двигательные ситуации, связанные с решением какой-либо проблемы.
- Снарядам и предметам придаётся образ и игровой характер .
- Диагностика проводится в форме игровых упражнений (подгруппами и всей группой) с использованием образов, сюжетов сказок, а также в форме игровых соревнований и эстафет.
Таким образом, у детей развивается двигательное воображение, формируется осмысленная моторика и совершенствуются двигательно-коммуникативные навыки.
Принцип самоуправляемости через чувствительный образ, используя ортобиотические методы и приёмы (я вижу, я слышу, я чувствую, я творю)
Вариативность моделей
познавательной деятельности детей
Направлен на обогащение сенсорного опыта ребёнка:
- Наблюдения
- Беседы
- Чтение художественной литературы
- Впечатления
- Психофизические ощущения
- Опыты, эксперименты и др.
Познавательная деятельность основана на определённом содержании.
Принцип интегративного подхода через образовательные области
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое;
- Физическое развитие
Коротко расскажу о своей методике работы Двигательно-игрового комплекса, как я его называю - «ИДИ»
- (И) Интерес-Мотивация
ИС - Игровая ситуация в начале каждого занятия: мотивация детей на освоение предстоящей двигательно-игровой деятельности
через определённые виды деятельности:
- сюрпризный момент
- волшебный предмет
- загадка
- гость
- выполнение упражнений Чудесные ладошки (самомассаж).
Цель: углубление представлений ребёнка об объекте, поддержание интереса к нему, желание двигаться.
ПД - Предварительная деятельность:
эмоциональная настройка на объект двигательного освоения путём знакомства с познавательной информацией и наблюдениями по определённой теме.
II. (Д) Движение
Цель: Развитие двигательной активности. Совершенствование коммуникативных (игровых) и языковых навыков детей.
Содержание. Активизация двигательной и языковой активности: «оживление» в движении персонажей сказки и согласование движений с текстом (проговаривание рифмованных фраз и текстов, предлагаемых в описании упражнений).
Виды деятельности (могут варьироваться):
1 - Двигательная разминка: различные виды ходьбы, бега, подскоки, прыжки, несложные игровые упражнения на внимание и координацию движений, построения и перестроения, упражнения на осанку, на укрепление стопы, музыкально-ритмические движения. Может быть предложен простой комплекс упражнений на полосе препятствий.
ОРУ - Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.
ОВД - Основные виды движений с использованием мяча
. Пластические этюды – отображение двигательного образа в пластике
Танцевально-двигательные импровизации
Ритмопластика
III. (И) Игра
- А - Активная - «Играем»
Провожу такие игры:
А–подвижные, хороводные игры, эстафеты, соревнования, игры с использованием спортивного оборудования
3 часть занятия (заключительная) Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, приведение частоты сердечных сокращений ребенка к норме, введение в речь новых слов, выражений, закрепление нравственных уроков сказки.
-ПР - Пассивная релаксация – «Отдыхаем»
1. Дыхательные упражнения, 2. Движения-превращения 3 – Чудесные ладошки – игровой самомассаж
4-Пластические этюды – отображение двигательного образа в пластике
5– Спокойные танцевально-двигательные импровизации
6. Релаксационный отдых на «Волшебном коврике» (импровизация двигательных сказочных образов) 7.Игры малой подвижности и др.
Реализация двигательного творчества, опыта в самостоятельной деятельности детей
- Коллективные работы по теме.
- Описательные рассказы детей - рефлексия (записываем в «Волшебный журнал») и др.
Проводились мероприятия с родителями Цель: подвести итог всей работы по физкультуре с использованием фитбола. Показать родителям совершенство оздоровительной работы
«Со спортом дружить - здоровым быть!» По сказке «Теремок» на фитболах.(ср.гр.)
Занятие - сказка о Фитболике(ст. гр)
Мастер-класс по фитболу
практического занятия с педагогами Тема. Фитбол – весёлый мяч здоровья.
Физкультурного занятия с родителями и детьми подготовительной группы
«Фитбол-мяч приходит в нашу семью».
Мастер – класс с элементами аэробики на фитболе
/подготовительная логопедическая группа/
ВЫВОД:
Анализ проделанной работы показал, что оздоровительный эффект фитбола очевиден, он стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, снижает утомление и даёт положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу обучения двигательным умениям и навыкам.
Итогом реализации данной работы явилась положительная динамика состояния здоровья детей. Сравнительный анализ данных мониторинга показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования данной технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. У детей появился положительный отклик на физическую активность, спортивный интерес, азарт. Появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная работоспособность. Дети стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоционально-двигательная сфера у ребёнка. У детей можно видеть гордую осанку, в движениях - свобода и непринужденность, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах. Заметен двигательный запас и проявление творческих способностей в движениях, игре. Взгляд прямой, открытый, заинтересованный. Дети получают положительные эмоции и понимание того, что важно для их здоровья.
В результате проведенного мониторинга выявлено, что средний прирост показателей творческих способностей достоверно улучшился. Дети самостоятельно придумали сказки «Фитбол-сказку», «Приключения жирафика», «Современный колобок», «Приключения Фитболика-смайлика» и т.д., предварительно нарисовав героев сказки. Значительно улучшились двигательные способности: бег, на 4,5%, прыжки – 5%, лазанье -7,1%, равновесие – 4,2%.
Достижением результата работы являются спортивные развлечения и досуги между возрастными группами.
До и после мониторинга проводилось анкетирование родителей, с целью выявления эмоционального отклика детей. В результате было определено, что у детей значительно повысился интерес занятиями физической культурой. Также развитию у детей интереса к спорту через проведение спортивных праздников, развлечений и досугов («День спорта», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Зимние забавы» и др.). Проводятся они как в спортивном зале, также и на свежем воздухе. Яркие, красочные, эмоционально насыщенные, эти мероприятия оставляют неизгладимые впечатления у детей и родителей, воспитывают у них желание вести здоровый образ жизни как единственно верный и правильный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект «Использование фитбол - гимнастики в целях сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Здоровые дети – это основа жизни нации. Забота о здоровье и совершенствование физического воспитания подрастающего поколения Правительство РФ определило как одно из приоритетных направлений модернизац...
Использование фитбол - гимнастики на физкультурных занятиях в ДОО
Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длите...
ЗОЖ - Консультация для педагогов «Фитбол-гимнастика, как средство оздоровления и физического совершенствования»
laquo;Фитбол-гимнастика, как средство оздоровления и физического совершенствования»...
Мастер-класс с презентацией для педагогов ДОУ: «Фитбол-гимнастика как средство оздоровления дошкольников »
Цель: передать опыт использования и оптимизации работы с фитболами для развития двигательной активности и укрепления здоровья дошкольников....
Консультация для родителей «Фитбол-гимнастика как средство оздоровления ребенка.»
В консультации предоставлена информация о значении занятий фитбол-гимнастики, предлагаются упражнения для занятий дома....
Мастер-класс для воспитателей старших и подготовительных групп: «Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях» (для детей с нарушениями речи)
Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях.Приоритетным направлением нашего детского сада является оздоровление детей. Наши воспитанники имеют различные нарушения опорно-двигательного ...
Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях.
Актуальность обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Применение фитбол-гимнастики позволяет сделать процесс об...
- Мне нравится (4)