методическая разработика на тему "Организация и работа семейно-физкультурного клуба в ДОУ".
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему
В пояснительной записке представлены рекомендации, этапы, цели, задачи, ожидаемые результаты о работе семейно-физкультурного клуба в ДОУ. Разработано положение о создание клуба, планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
этапы создание семейно-физкультурного клуба в ДОУ | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Современная образовательная ситуация открывает новые возможности сотрудничества педагогов и родителей на принципах равенства, партнерства, равнозначности. Взаимодействие педагогов и родителей определяется главной и общей целью – воспитание здорового ребенка, развитие личности в целом. Этой цели подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении с семьей.
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания – эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. Ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Одна из эффективных форм психолого-педагогического сопровождения семей – организация в ДОУ клубов разной направленности. Среди основных направлений их деятельности – оказание медико-психолого-педагогической помощи, пропаганда семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.
Семейный клуб – это неотъемлемая часть воспитания и образования детей взрослыми.
Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, сознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и созданию условий для их разумного удовлетворения.
На протяжении нескольких лет коллектив нашего детского сада был в поиске новых эффективных форм в работе с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в детском саду, активизировать участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Приглашая родителей на срезовые занятия в школе мяча, на волейбол, различные соревнования, дни открытых дверей, вечера досуга, стали обращать внимание на активность родителей и их стремление принять участие в эстафетах, играх.
Далее провели анкетирование среди родителей. Проанализировав данные анкет, увидели, что хотя родители в большинстве своем имеют высшее и среднее образование, уровень знаний и умений в области воспитания здорового образа жизни у них невысок с одной стороны, а с другой у родителей есть стремление получить подобные знания, умения и практическую пмощь.
Так возникла идея создания нашего клуба. Мы считаем семейно-спортивный клуб наиболее эффективной формой, т.к. занятия позволяют осуществить индивидуальный подход к физическому развитию ребенка через взаимодействие родителя, который знает особенности своего ребенка, и педагога, который строит свою работу на основе профессиональных знаний педагогики и психологии.
Работу клуба строим на принципах: добровольности, современности, единства, преемственности, индивидуального подхода к каждому ребенку и каждой семье.
Цель создания:
- оказывать содействие участникам воспитательно-образовательного процесса (педагог – ребенок - родитель) в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования системы ценностей, которая включает здоровье, спорт, здоровый образ жизни;
- содействовать овладению ребенком на уровне самостоятельности разными видами физкультурной деятельности как средством самовоспитания, самообразования и саморазвития; привлекать родителей (законных представителей) к участию в воспитательно-образовательном процессе; повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.
Исходя их этого, были определены основные задачи работы:
- гармонизировать детско-родительские отношения средствами физической культуры;
- установить контакты между семьей и детским садом. Создать условия в ДОУ, которые помогут педагогу реализовать идеи формирования личности, заботы о каждом (педагог-ребенок-родитель), выстраивать доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивать взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья;
- содействовать овладению детьми и родителями «азбукой» движений, обогащению двигательного опыта;
- приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни, развитию физических качеств и навыков, способствовать самореализации детей и взрослых.
Реализация этих задач, идеи совместного воспитания и обучения возможна в такой форме, как семейный клуб.
В нашем детском саду создан семейно-физкультурный клуб «Играем вместе» для родителей и детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад. Работа клуба рассчитана на учебный год. Форма работы - совместные занятия детей с родителями. Они проводятся 1 раз в месяц в физкультурном зале, продолжительностью 35-40 минут, оптимальное количество участников – 6-8 семей.
Количество семей может меняться в течение года по объективным причинам.
В совместных физкультурно-оздоровительных занятиях используются: парные контактные физические упражнения взрослого и ребенка, подвижные игры, игровые и танцевальные упражнения, элементы массажа, дыхательной и пальчиковой гимнастики, элементы фитбол-гимнастики, степ-аэробики, соответствующие возрасту и интересам детей. Физические упражнения и игры доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком; разнообразны по своему физическому воздействию; обеспечивают тактильный контакт; направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей; решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.
Формы работы:
- анкетирование (в начале учебного года);
- консультация (индивидуально);
- круглый стол (в начале и в конце учебного года);
- совместные мероприятия родителей и детей;
- обсуждение и распространение семейного опыта.
Участники клуба:
Воспитанники ГБДОУ № 2 в возрасте с 5 до 7 лет, члены их семей (лица их заменяющие) независимо от возраста, социального статуса, национальной принадлежности, педагоги образовательного учреждения, социальные партнеры, сотрудничающие с учреждением.
Ожидаемые результаты
- повышение педагогической компетентности родителей;
- апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;
- осознание родителями собственного воспитательного опыта;
- снятие затруднений детско-родительских отношений;
- установление партнерских отношений ДОУ и семьи; повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
-повышение профессионального мастерства специалистов ДОУ в работе с семьей;
Предполагаемые риски при создании клуба:
- низкая мотивация родителей на сотрудничество с ДОУ;
- трудности в раскрытии внутренних резервов с самими родителями.
Документы для работы семейно-физкультурного клуба
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 274-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
3 Устав ДОУ;
4 Приказ о создании клуба;
5. Положение о семейно-физкультурном клубе.
6. Перспективное планирование.
7. Конспекты встреч
8. Листы регистрации
9. Протоколы встреч и заседаний.
Педагогическая работа в клубе разделена на три этапа:
Подготовительный этап: (начало учебного года)
Цель – выявить характер эмоциональных отношений родителей и ребенка, уровень заинтересованности в физкультурно-оздоровительном вопросе родителей, уровень физического развития детей.
Роль инструктора:
- разработка положения семейного клуба « Играем вместе»;
- разработка перспективного планирования;
- сбор информации о семьях воспитанников (анкетирование);
- круглый стол с участниками семейного клуба (выбор тем для практических встреч).
Основной этап: (октябрь-апрель)
Цель – организация и проведение совместных физкультурно-оздоровительных занятий с детьми и родителями, в ходе которых решаются следующие задачи:
1. Помочь приобрести родителям и детям целостный чувственный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательной деятельности.
2. Способствовать обогащению и углублению знаний друг о друге родителя и ребенка.
3. Расширить у родителей опыт действенного выражения своего отношения к ребенку.
4. Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, пополнению знаний о ЗОЖ и способах сохранения здоровья.
Заключительный этап: (конец учебного года)
Цель – осмысление, осознание, анализ того опыта, который получили все участники: дети, педагог и родители.
Результативность
Наш семейно-физкультурный клуб существует 4-й год. За это время наработано много практического материала, опробовано разных технологий, методов и приемов; проведено анкетирование родителей по результатам работы клуба.
Анализ анкет показал:
- у родителей появился устойчивый интерес к физическим упражнениям и желание играть в подвижные игры с ребенком-
- повысился уровень знаний педагогов, родителей и детей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;
- возникло тесное сотрудничество и обозначены единые требования ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей;
- у родителей сформированы теоретические знания о здоровом образе жизни.
- родители стали боле компетентны в вопросах здоровьясбережения и физического воспитания.
В нашем клубе у каждого ребенка есть и партнер, и тренер, и помощник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный физкультурный досуг для детей младшего дошкольного возраста "Колобок"
Физкультурный досуг для детей II младшей группы и родителей по русской народной сказке "Колобок". Дать детям знания о культуре здоровья, развитие положительных детско-родительских отношений, развитие ...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Методическая разработика конспект НОД "Кукла Маша заболела"
Данный материал познакомит педагогов с одним из современных методов обучения дошкольников речевому развитию - игровыми обучающими ситуациями....
Методическая разработика по теме: "Динамические логопедические игры на асфальте по автоматизации звука Р
В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Работа над звуком, от его постановки до употребления в сам...
Семейный физкультурно- оздоровительный клуб выходного дня "Здоровые дети в здоровой семье"
Рабочая программа...
Семейный физкультурно- оздоровительный клуб выходного дня "Здоровые дети в здоровой семье"
ПоложениеНастоящее положение регламентирует правовой статус семейного физкультурно-оздоровительного клуба выходного дня «Здоровые дети в здоровой семье» (дале...
Программа "Семейный физкультурно- оздоровительный клуб выходного дня "Здоровые дети в здоровой семье"
Формирование осознанного отношения родителей к организации здорового образа жизни ребёнка в семье, средствами физической культуры, через гармонизацию детско-родительских отношений и привлечение ...