физкульт минутки
картотека (старшая группа) на тему

Хмарская Ирина Владимировна

физкульт минутки для всех групп ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturnye_minutki.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты физкультурных минуток.

      Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.

Значение физминуток для дошкольников.

      Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

      Педагог должен предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физ.минутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

      Физ.минутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Больший эффект будет от сочетания физ.минуток различного вида. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять  на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

      Веселые физ.минутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Физ.минутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна,  это -  “минутка” активного и здорового отдыха.

Физ.минутка – это весело, интересно и полезно!

 Основные требования к организации и проведению физкультминуток:

- упражнения должны быть хорошо знакомы детям, простыми по структуре, интересными по содержанию и удобными для выполнения на ограниченной площади;

- комплекс обязательно должен включать упражнения, воздействующие на большие группы мышц и способствуют улучшению функциональной деятельности всех органов (упражнения для рук и плечевого пояса: потягивания-выпрямление позвоночника с обязательным подъемом головы вверх)

- упражнения для расширения грудной клетки - руки вверх, к плечам, перед собой, для туловища - наклоны или повороты, для ног - приседания, подпрыгивание (бег на месте).

Во время физкультминутки следует акцентировать внимание детей на качестве выполнения каждого движения для повышения его физического эффекта.

Не стоит надолго отрывать детей от работы, если они ею заинтересованы. Предложите лишь 1-2 упражнения на выпрямление осанки, которые малыши могут выполнить сидя на стуле.

Классификация физ.минуток.

1. Физ.минутки - разминки ( двигательно – речевые)

      Двигательно-речевые физ.минутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

 Первая младшая группа.

«Поросенок пятачок»

Поросенок пятачок отлежал себе бочок, Встал на ножки, потянулся,

потянулись

А потом присел, прогнулся,

имитируем движения

И на ножках  поскакал, и руками помахал

имитируем движения

А потом опять прилег но уже на левый бок.

сложили ручки, положили под подбородок

Вторая младшая группа.

«Гуси серые»

Гуси серые летели  

бег на месте, движения руками как крыльями

Да летели, да летели,

продолжение бега

И присели, посидели

выполнение приседаний

Да и снова полетели.

бег

Повторить 2-3 раза.

Средняя группа.

«Хомячок»

Хомка-хомка. Хомячок

Полосатенький бочок

Вместе с солнышком встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Старшая группа.

«Аист»

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой

После — левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

Подготовительная группа.

«Школьникам на память»

Если хочешь строить мост,          

(идут по кругу)

Наблюдать движенье звёзд,          

(останавливаются и поднимают руки вверх)

Управлять машиной в поле

(берут в руки воображаемый руль, бегут по группе)

Иль вести машину ввысь, -                            

(расставив руки в стороны «летают» по группе)

Хорошо работай в школе,                              

(руки складывают, как школьники, сидящие за партой)

Добросовестно учись!

2. Упражнения для глаз.

      Гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

      Очень интересны детям электронные физ.минутки для глаз (физ.минутки - офтальмотренажеры). Это -гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Например, вниманию дошкольников представляется на мониторе таблица с картинками. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одной картинки на другую. Дети следят за ней глазами и  называют картинки, на которые приземляется бабочка.

      Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения  будут сопровождаться стихотворным текстом.

Первая младшая группа.

 Глазкам нужно отдохнуть

(Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут

(Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все!

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Вторая младшая группа.

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

Средняя группа.

 «Теремок»

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

Старшая группа.

«Кошка»

Вот окошко распахнулось,

(Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх.

(Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.

(Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась.

(Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

(Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

(Смотрят прямо.)

И закрыла их в мурчаньи.

(Закрывают глаза руками.)

Подготовительная группа.

  «Пчела — оса».

      По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Оса расположена дальше от детей, чем пчела. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

Комплекс:

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Пальчиковая гимнастика.

      Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают  пальчики, считая, что чем крепче они  их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Лучшей физ.минуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика.

Первая младшая группа.

«Паучок»

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,

("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Вторая младшая группа.

«Рыбки»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.) Лежало большое бревно на песке,

(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко! "

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест) .)

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко. "

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: "Мне хочется спать! "

(Быстро качаем ладонями – дрожь.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил! "

Средняя группа.

 «Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды с базара пришла

Приседают, «шагают» пальцами по ковру.                                      

Хозяйка с базара домой принесла Картошку,

Загибают по одному пальцу на название на руках.

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе —

Хлопок.

Попеременно ударяют кулачками и

хлопают е ладоши.

Кто лучше, вкусней и нужней на земле

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

Загибают по одному пальцу на название на руках.

Хлопок.

Стучат ребром ладони.

И ножиком этим крошить начала

Загибают па одному пальцу на

название на руках.

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!

Хлопок.

Накрытые крышкою, в душном горшке

Складывают руки накрест.

Кипели, кипели в крутом кипятке

Загибают по одному пальцу на название на руках.

Картошка, Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!

И суп овощной оказался неплох!

Хлопок.

Показывают, как едят суп

Старшая группа.

«Если бы».

Ах, если бы слоны

По левой ладони выполняют по одному удару указательным и средним пальцами и два удара безымянным.

Носили бы штаны

По левой ладони выполняют по одному удару указательным, средним и безымянным пальцами.

Какие бы материи

По правой ладони выполняют по одному удару указательным и средним пальцами и два удара безымянным.

Были им нужны?

По левой ладони выполняют по одному удару указательным, средним и безымянным пальцами.

Никак не маркизет

Выполняют ритмичные хлопки ладонями.

И не батист, нет-нет!

Выполняют ритмичные удары кулачками.

Чертова кожа,

Чередуют ритмичные хлопки и удары кулачками.

Рогожа

И вельвет.

Подготовительная группа.

«Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Ритмичные  удары   пальцами  левой

руки, начиная с указательного, по ла-

дони правой руки.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю,    

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки?

сжать кулаки,

В ладошке вода,  

Разжать кулаки.

Куда же исчезли снежинки?

сжать кулаки,

Куда?  

разжать кулаки.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...    

Мелкие потряхивания

расслабленны ми ладонями.

Как видно, ладошки мои горячи,    

                

4. Релаксационные упражнения

      При эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсемРелаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

Первая младшая группа

“Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

Вторая младшая группа

 “Драгоценность”

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

Средняя группа

“Улыбка”

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Старшая группа

 «Воздушный шарик»(Дети сидят на стульчиках)

Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик.

А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. 
Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. 
Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом.
Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

Подготовительная группа

«Лифт»

Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.

Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»: Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота.

Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Вдохните и «поднимите лифт »еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность для детей первой младшей группы (окружающий мир + развитие речи + аппликация + физкульт минутка)

Цели, задачи:Учить детей ориентироваться в пространстве, учить различать длинные и короткие предметы, развитие мелкой моторики рук. Развивать внимание слушать музыку и умение двигаться под ...

физкульт - минутка

для отдыха и физического развития детей....

физкульт-минутка

Отдыхаем и проявляем физические способности....

тематические физкульт минутки

в данном материале представленны ряд физкульт.минуток по темам "осень", "грибы",,"лес","осень"...

Рекомендации по проведению физкульт минутки в младшей группе

Рекомендации по проведению физкульт минутки в младшей группе...

Картотека "Физкульт минутки"

"Физкульт минутки"...