Методическая разработка: "Веселая психогимнастика".
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ВЕСЁЛАЯ ПСИХОГИМНАСТИКА
Как мимика помогает выражать эмоции
Современный мир, в котором мы существуем, ежедневно дает много поводов для возникновения стрессов, которые негативно влияют не только на взрослых, но и на детей. Поэтому важно научить ребёнка действиям, которые помогли бы облегчить возникшее состояние временного напряжения, научив расслабляться от ощущения натянутости во всем теле.
Для этого следует вооружиться приемами регулирования самосознанием. Именно тренинг самосознания, приобретение детьми навыков по регулированию состояния собственной души призваны помочь ребенку преодолеть его собственные ощущения дискомфорта – неуверенность, растерянность, печаль, страх, боязнь ожидания чего-то.
Психогимнастика – одна из частей психотерапии. При этом используется воздействие какого-то из видов искусства (арт-терапия), которое поможет посильно скорректировать различные сферы психики детей. Например, перевозбужденный малыш благодаря правильно воспринятому стихотворному тексту может успокоиться, а чересчур нерешительный, также предприняв некие действия, продиктованные образно-эмоциональным характером конкретного произведения искусства, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. В целом художественная «подсказка», звучащая во время проведения того или иного упражнения психогимнастики, стимулирует навык постижения разных видов искусства, способствует развитию воображения, фантазии, возникновению добрых и положительных ассоциаций.
Умение управлять своими эмоциями является жизненно важным приобретением, пересекающим ряд заболеваний, тренируя самообладание, умение преобразовывать отрицательный очаг возбуждения в положительный. «Лучший способ уменьшить стресс, - утверждал известный психолог Г. Селье, - это отвлечься».
Данная статья содержит разработки мини-занятий по психогимнастике для детей дошкольного возраста. Здесь собраны виды занятий, которые помогают малышам успокоиться, расслабиться, сбросить напряжение. Этому способствует просьба произнести ласковое слово или вспомнить ласку мамы.
Все приведенные упражнения являются эксклюзивными авторскими разработками и базируются на привычных типах детских игр, в ходе которых включаются образы детской фантазии и воображения.
При использовании в своей работе данных упражнений по аутотренингу педагогу целесообразно наблюдать за правильностью не только пантомимики, но и мимики детей. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию, которое появляется у детей в процессе конкретного упражнения. Это также обеспечивает необходимую разрядку, которая и является целью занятия. Для понимания детьми требования педагога по выполнению того или иного мимического выражения удобно воспользоваться схемами-таблицами, выполненными графически (пиктограммами).
На этих схемах-пиктограммах внутри овалов, выполняющих роль человеческих лиц, несколькими штрихами рисуются:
равнодушие – можно изобразить в виде нейтральных глаз; линии бровей и рта – прямые, горизонтальные;
веселье – глаза растянуты, уголки рта приподняты;
удивление – брови высоко приподняты, рот вытянут в трубочку, округлен;
страх – глаза широко раскрыты, брови сведены, рот широко раскрыт;
гнев, злоба – брови сведены под углом, глаза сужены, углы рта опущены;
уныние, грусть – брови растянуты и опущены вниз, глаза закрыты, даже можно нарисовать, как из одного из них бежит слеза.
Такие схемы помогут детям точнее изобразить нужное состояние через собственную мимику. Со временем репродуктивные действия детей перейдут в новую фазу их личного развития, и в них станут проявляться элементы творчества.
Чтобы во время выполнения упражнений точнее воспроизводить нужные мимические особенности, можно рекомендовать проведение первых занятий в аудитории, которая располагает большим зеркалом. Дети усаживаются перед ним и работают с тренингами по команде педагога, наблюдая за соответствием своей пантомимики правильному выполнению задания. При освоении моментов релаксации детям лучше сидеть на своих стульчиках. Продолжительность для проведения занятий по психогимнастике – не более 5 минут. Если есть возможность, к подобным занятиям можно обращаться ежедневно, причем одно и то же упражнение реально повторять подряд 2-3 дня. При этом дети будут встречаться с уже известной эмоциональной ситуацией, но их «погружение» в нее произойдет гораздо оперативнее и с большей отдачей. В завершение каждого упражнения желательно спокойно посидеть 1-2 минуты, сохраняя при этом дыхание свободным.
Произнеси своё имя ласково
Во время занятия можно использовать куклу Петрушку или любую другую, которой педагог дает имя.
Педагог показывает детям хорошо известную куклу и просит назвать ее имя.
После того как дети вспоминают и называют имя куклы – Петрушка, взрослый говорит примерно следующий текст.
- Обращали ли вы внимание на то, что из каждого имени можно сделать несколько? Например, имя Иван можно произнести более ласково – Ваня, Ванечка, Ванюша, Ванюшенька, Иванушка. Вот сколько разных вариантов одного и того же имени!
Причем это свойственно только нашему русскому языку. Потому что в других языках нет такой возможности – назвать ребенка сразу несколькими ласковыми именами, которые будут все равно обозначать одно – его основное имя.
Сегодня мы должны потренироваться в том, как можно ласково позвать эту куклу. Вы знаете ее имя? (Дети дают ответ: «Это Петрушка».) Верно, это Петрушка – смешной и всеми любимый персонаж нашего русского кукольного театра. На ярмарочных представлениях, где обычно выступал Петрушка, к нему относились с таким почетом и уважением, что называли почтительно – Петр Иванович. Как мы можем еще назвать нашего уважаемого Петра Ивановича – Петрушку, какими именами? Подумайте и произнесите ваши варианты его имени вслух.
Дети выполняют задание, вспоминают и произносят вслух варианты имени куклы – Петя, Петенька, Петрушка, Петрушечка, Петрушенька и так далее.
После чего педагог просит всех детей произнести свое имя вслух. Дети поочередно выполняют это задание. И педагог им следующее:
- А как ваше имя можно произнести ласково? Каким именем вас называют дома ваши мамы и папы, добрые бабушки дедушки?
Пусть каждый из детей вспомнит и произнесет свой ласкательный вариант собственного имени. Если кто-то из детей затрудняется это сделать, то педагог ему помогает.
После чего педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, как каждого называют ласковыми словами самые близкие ему люди. Какое чувство вызывает у ребенка произнесенное вслух его ласковое имя? (Дети дают ответы: «Радость, удовольствие».)
- Таким и должно быть выражение вашего лица, - говорит педагог, - чтобы, увидев его, люди сразу могли узнать это чувство. (Идет разбор соответствующей карточки с нужным выражением чувства радости.) Посмотрите, каким должно быть выражение вашего лица. Оно передает вашу радость, удовольствие. При этом ваши черты лица не должны быть словно опущенными вниз. Напротив, уголки вашего рта приподняты вверх, глаза чуть-чуть сощурены, брови также приподняты. Попробуйте теперь произнести ласковые варианты своего имени в уме, про себя. Почувствуйте, как вас захватывает ощущение радости, удовольствия.
Чтобы детям было легче представить себе нужное чувство, педагог читает вслух стихи:
Имя ласковое мне мама подарила,
Словно солнышко, оно вокруг все озарило.
(М. Давыдова)
Ласка мамы
Педагог спрашивает детей:
- Подумайте и ответьте мне на такой вопрос: какой человек в жизни является для вас самым близким?
- Конечно, это мама, - сразу догадываются и дают свой верный ответ дети.
Педагог просит дать ответ на второй вопрос: в чем же заключена мамина доброта?
Дети высказывают свои варианты ответов. Например:
- мама с самого рождения находится рядом с ребенком, она оберегает его, охраняет от беды, помогает, если ему нужна помощь;
- мама читает книжки и рассказывает сказки, поет ласковые колыбельные, чтобы ребенок спокойно уснул. А если малыш заболеет, мама не спит ночами, охраняя его покой, стремясь, чтобы он поскорее выздоровел;
- мама развлекает ребенка, дарит ему подарки, смотрит, чтобы он всегда был веселым, радостно смеялся и был в хорошем настроении;
- мама всегда стремится угостить его чем-то вкусным, чтобы малышу было понятно – о нем заботятся, его любят.
- Вы все верно сказали, - подытоживает ответы детей педагог. – Вот как сказано о маминой заботе, о маминой ласке в одной доброй песне:
Ночью звезды за окошком
Рассыпаются горошком.
Мама наш покой хранит:
Мы уснем – она не спит.
(«Самая хорошая – Песня о маме» муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой.)
Педагог просит детей высказаться – как, по их мнению, может выражаться ласка мамы? (Дети дают ответ.)
Мама может ласково посмотреть на малыша, произнести какие-то ласковые слова, погладить ребенка по голове, похвалить его за какую-то проделанную работу, рассказать друзьям о том, какой хороший у нее ребенок, или сказать, как ей нравится, например, его рисунок. Наконец, мама может вообще ничего не говорить, а просто мягко, по-доброму, прижать его к себе и обнять.
При этом дети должны вспомнить, как у них самих рождается отклик на мамину доброту – становится на душе тепло, солнечно, рождается уверенность в том, что мама – лучший друг, с которым всегда в жизни все будет хорошо.
- Теперь пусть каждый из вас, - просит педагог, - представит себе, как, с какой лаской мама обращается к нему. Каким при этом должно быть ваше выражение лица?
Идет выбор рисунка-лица и его пояснение. Воспитатель произносит текст стихов, дети воспроизводят нужную мимику.
Назови свою маму ласковым словом
Взрослый просит вспомнить о том, что недавно на занятии дети все вместе учились находить ласковые слова, которые были бы производными от их собственных имен. Как, например, от имени куклы Петрушки – Петя, Петрушечка, Петенька.
- А можно так обратиться не только к кукле, но и к своему товарищу? Конечно. А кого еще мы можем назвать ласковыми словами? Конечно, маму – самого близкого человека на земле. Как еще можно обратиться к маме, какие слова можно придумать от основного слова «мама»? (Дети дают свои ответы.)
Как, с какой интонацией надо произносить это слово? (Ласково, негромко, добрым голосом.) Пусть дети несколько раз произнесут одно из производных вариантов слова все вместе с нужной интонацией. Каким при этом должно быть выражение лица у того, кто говорит? (Радостным от встречи с мамой, от того, что мама любит каждого из своих детей.)
- А кто может рассказать, какая у него мама? Какие добрые слова для того, чтобы нарисовать ее характер, вы можете вспомнить? Каким при этом должно быть выражение вашего лица?
Дети пытаются высказать свои определения, характеризующие мамину ласку и доброту, а также мимическое сопровождение этих определений.
Затем по просьбе педагога дети продолжают произносить ласковые слова для мамы уже про себя, стараясь закрепить на своих лицах нужное выражение.
Доброе воспоминание
- Какое недавнее событие в вашей жизни было добрым и хорошим? – С этим вопросом обращается педагог к детям.
Дети поочередно перечисляют: была хорошая погода, ходили с родителями в зоопарк, в гости, купили новую игрушку и т. д. Педагог задает второй вопрос:
- Теперь попытайтесь вспомнить: каким было у вас настроение, когда произошло это хорошее событие? Попробуйте это передать не только вашим рассказом, но и выражением лица.
Наверняка ответы детей будут такими: «Настроение было радостным, светлым, праздничным, оживленным». Педагог просит вспомнить и еще раз пережить это настроение. А для этого надо вновь вообразить себе его причину – в чем она выражалась? Надо еще раз пережить свое доброе воспоминание, припоминая нужное событие.
Для лучшего воспроизведения настроения пусть дети послушают стихи:
В гости мы с тобой ходили.
Нам игрушку подарили.
Мы нисколько не устали
И «спасибо» всем сказали.
(М. Давыдова)
Теперь пусть каждый вспомнит, каким было это доброе воспоминание. Каким при этом должно быть выражение лица? (Идет выбор рисунка-лица и его пояснение.)
Перед сном
Педагог спрашивает у детей: каким бывает настроение человека ночью?
- Ночью чаще всего человек спит, - отвечают дети.
Педагог предлагает вспомнить свое состояние в момент перехода ко сну. Пусть дети закроют глаза, сделают несколько ровных вдохов и выдохов. При этом они должны почувствовать, как у них расслабляются все мышцы лица, выражение которого становится спокойным, безмятежным.
Идет выбор рисунка-схемы с нужным изображением мимики. Педагог просит детей запомнить это спокойное выражение и попытаться передать его мышцами своего лица.
Иногда переходу ко сну способствуют напев плавной колыбельной песни или жесты, напоминающие о ней. Например, при повторении глубоких вдохов можно предложить детям плавно покачивать плечами из стороны в сторону, словно они находятся в лодочке, которая неторопливо вздымается и опускается на волнах.
Создать такое настроение могут строчки:
Глубоко сейчас вдохну,
А потом я и усну.
(М. Давыдова)
Ночь
- Сейчас, - предлагает педагог, - все мы перенесемся в сказку П. П. Ершова «Конек-Горбунок». Помните, как она начинается? На крестьянское поле повадился прибегать по ночам волшебный конь, чтобы там топтать посеянную пшеницу. Пришлось трем братьям каждую ночь отправляться в дозор – караулить поле с пшеницей. (Читает отрывок из произведения П. П. Ершова.)
Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.
Настала очередь караулить поле Иванушке. Идет Иванушка ночью по деревне – на небе шапкой облака разгоняет, звезды считает. Тишина кругом – ни звука не слышно. И темно кругом – ни одного огонька в окнах не видно, только звезды светятся на небе.
Какое настроение у героя сказки в тот момент, пока он шел караулить поле с пшеницей? (Ответы детей: «Спокойное, тихое, безмятежное».)
Сел Иванушка в мягкую копну сена, вытянулся, глаза закрыл и задремал.
Эту картину ночи и настроение Иванушки вы сейчас должны себе представить. Давайте для начала потянемся, как перед сном, даже можно зевнуть, широко раскрыв рот. Один раз потянулись, второй… Достаточно.
А потом устройтесь поудобнее на своих стульчиках и вообразите вокруг себя теплую летнюю ночь и тишину.
И выражение вашего лица должно быть точно таким, каким только что, как во сне – расслабленным, мягким. (Идет показ выражения лица на рисунке-пиктограмме.)
Попробуйте все вместе вообразить картину ночи, когда шел Иванушка по деревне, ночное темное поле и небо, усеянное звездами.
То есть во время вашего представления картины тихой ночи у нас будет одно настроение – безмятежное, как будто человек успокаивается и его даже клонит ко сну.
Пусть дети вообразят себе ночную тишину, послушав стихотворение:
Вышел в поле – тишина,
Даже птица не слышна.
Только в небе темно-синем
Тихо плавает луна.
(М. Давыдова)
Отдых у моря
Педагог произносит вступительное слово, погружающее детей в нужную художественно-образную атмосферу:
- Даже усталый человек, если он оказывается на берегу моря, сразу начинает ощущать, как его усталость куда-то уходит, наступают спокойствие, мир и тишина, представьте себе, что человек прошел долгую дорогу, утомился, ему кажется, что его путь никогда не закончится. Настроение у него было совсем подавленное. И вдруг с вершины горы, на которую он взобрался, он увидел морской простор, голубое небо, а под ним – синие волны моря. Сами волны – высокие, бурные, шаловливые, с пенистыми барашками наверху, которые называются бурунами. Ясное солнышко пронизывает своими лучами и небо, и море. И не понять – то ли небо в воде отражается, то ли, наоборот, море отражается в небе, как в зеркале. Волшебная картина! Человек замер, удивленный всей этой красотой, глубоко вздохнул и вдруг ощутил, что плохого настроения у него как не бывало. Он снова почувствовал себя бодрым, счастливым и спокойным.
Подумайте и расскажите, какие звуки при этом мог услышать человек, очутившийся на морском берегу? (Дети дают ответы – крики чаек, дуновение ветра, шум морских волн, набегающих на берег.)
- Все верно. А самое главное – что он слышит? Главный звук – это шум набегающих на берег волн и их же откат обратно в море. Какой звук лучше всего может передать шум набегающих на берег волн? Конечно, это звук «ш», протянутый долго-долго. Только ведь морские волны не шумят все время с одинаковой силой, их голос меняется – от сильного до слабого и наоборот. Давайте потренируемся в этом, как самим изобразить голоса морских волн – их шорох, когда они набегают на берег, а затем бегут обратно в море.
Пусть дети произнесут несколько раз звук «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш». Сначала с усилением динамики – словно это волна выбежала из моря и накатила на песок, а затем – с ослаблением, словно морская волна отхлынула обратно.
Месяц небо серебрит,
Все спокойно, море спит.
(М. Давыдова)
Теперь пусть каждый представит себе, как, с каким чувством мы слушаем шум морских волн. Каким при этом у человека должно быть выражение лица? (Спокойным, безмятежным.) Почему? (Потому что возле спокойного моря человек тоже успокаивается. Он слушает шум прибоя, и у него улучшается настроение, отступают все неприятные воспоминания). Идет выбор нужного рисунка-лица на пиктограмме и его пояснение.
Солнечный луч
- Бывает так, что плохое настроение возникает из-за ненастной погоды. Несколько дней кряду не показывается солнышко на небе, или идет дождь, или стоят жестокие морозы. Приходится сидеть дома, не дышать свежим воздухом. Потому что каждый знает – нельзя гулять под проливным дождем, а то можно промокнуть и заболеть. Но что делать, когда все книжки просмотрены, все рисунки нарисованы, а дождю, кажется, все нет конца?
Но вот, наконец, ненастье ушло, и сквозь тучи пробивается на землю первый теплый луч. Мы видим, как он проникает в комнату сквозь занавески, и в этом луче, словно кувыркаясь от радости, летают пылинки. Солнечный луч попадает на наши игрушки, освещая их, и кажется, будто добрые куклы и мишки тоже начинают улыбаться навстречу этому лучу.
Мы подставляем ему ладонь, и она сразу становится теплой. А как приятно, когда солнечный луч попадает на щеку!
Представьте, что мы поймали солнечный луч на ладошку и она постепенно становится все теплее, согревается.
(Педагог предлагает детям вытянуть ладошку вперед, словно навстречу солнечному лучу, и попытаться поймать на нее солнечный луч. Пусть дети подышат широко раскрытым ртом себе на ладонь, ощущая при этом тепло от собственного дыхания.)
Это к нам кусочек солнца
Залетел сейчас в оконце.
Луч в ладошку мы возьмем
И к своей груди прижмем.
(М. Давыдова)
Теперь пусть каждый представит себе, как, с каким чувством мы встретим долгожданный солнечный луч. Каким при этом должно быть выражение нашего лица? (Идет выбор рисунка-лица и его пояснение.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Веселые старты" (цикл подвижных игр и игровых упражнений для детей 3-7 лет)
Подвижные игры Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых — физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. К...
Методическая разработка "Веселое путешествие"
конспект ОД по ФЭМП...
Слайд шоу Методическая разработка "Веселые картинки"
Методическая разработка, направленная на привите детям здорового образа жизни, с использованием наглядного материала....
методическая разработка "Веселые гусеницы".
Цель: обучение детей буквам, составление слогов и слов....
Методическая разработка "Веселые человечки" с использованием бросового материала в подготовительной группе
Методическая разработка "Веселые человечки" с использованием бросового материала в подготовительной группе....
Методическая разработка "Веселые ладошки"
Данная публикация познакомит детей с нетрадиционными методами рисования....
Методическая разработка. Веселые старты.
Методическая разработка....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо за материал!
Спасибо за материал!
Очень интересная методическая
Очень интересная методическая разработка, спасибо за интересный материал.