Проект "С пеленок-здоровый ребенок"
проект по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Авторы
Байбулатова Оксана Анатольевна,
Габдрахманова Альфия Аюповна,
Попович Людмила Николаевна.
Popowi4.mila@yandex.ru, vel.kar14@mail.ru
420037, РТ, г. Казань, ул. Симонова д. 20а
Название работы
Проект по пропаганде здорового образа жизни «С пелёнок – здоровый ребёнок».
Краткая аннотация работы
Проект по пропаганде здорового образа жизни «С пелёнок – здоровый ребёнок» предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций, инструкторов по физической культуре.
Педагогический проект направлен на пропаганду здорового образа жизни, формирование у детей интереса, ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом через реализацию различных форм и методов работы с детьми, их родителями и педагогами ДОО.
Сроки реализации проекта 2 года (2016 -2017гг.)
Цель:
пропаганда здорового образа жизни, формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
- создание условий, способствующих здоровому образу жизни и отвечающих интересам и потребностям детей, ориентированных на пробу своих возможностей и обеспечивающих физическое развитие ребенка;
- обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни и формировании ценностного отношения детей к занятиям по физической культуре и спортом;
- реализация эффективных современных здоровьесберегающих технологий, способствующих здоровому образу жизни и развивающих интерес детей к занятиям физической культурой и спортом.
Содержание работы
Дошкольный возраст является важным этапом становления способностей человека. До семи лет у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача и родителей, и каждой дошкольной организации.
Болезненный, физически плохо развитый ребёнок обычно отстаёт от здоровых детей в учёбе: у него хуже память, внимание, он быстро утомляется. Физическая слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведёт к понижению способностей, но и расшатывает волю ребёнка.
Напротив, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. Важно обогащать физическое воспитание дошкольников новыми методами и приёмами, реализовывать эффективные здоровьесберегающие технологии, способствующие здоровому образу жизни и развивающие интерес детей к занятиям физической культурой и спортом.
В последние годы проблема физического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. К сожалению, приходится констатировать факт, что современные условия жизни (комфорт, автоматизация, компьютеризация) зачастую связаны с неоправданным уменьшением двигательной активности, увеличением заболеваемости и потерей интереса к занятиям физической культурой и спортом. Несмотря на то, что в образовательных учреждениях проводится целенаправленная работа по физическому развитию, надо признать, что современному обществу характерны гипокинезия, гиподинамия. Поэтому данный педагогический проект направлен на пропаганду здорового образа жизни и формирование у детей интереса, ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом через реализацию различных форм и методов работы с детьми, их родителями и педагогами ДОО.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребёнка, формирует навыки будущего поведения в обществе. При современных требованиях необходимо нацеливать педагогов, родителей на пропаганду здорового образа жизни, формирование широкой двигательной культуры дошкольников, воспитание интереса к двигательной деятельности и в ДОО, и в повседневной жизни. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых знаний. Именно поэтому правильно организованная работа с родителями способствует повышению их физической и валеологической грамотности. Мы считаем, что создание команды единомышленников является наиболее важной из поставленных задач.
На встречах, конференциях, семинарах, тренингах с родителями мы совместно разработали концепцию, план действий, определили сроки, ответственных, диагностику для определения эффективности взаимодействия, затронули следующие темы:
«Факторы, влияющие на здоровье»,
«Насколько развит физически ваш ребёнок?»,
«В поход со всей семьей»,
«Роль закаливания в жизни ребенка»
«Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ»,
«Формирование двигательных навыков и психофизических качеств»,
«Семейный досуг как средство укрепления здоровья»,
«Выходные с пользой для здоровья»,
«Охрана здоровья детей в России: страницы истории».
В современных условиях приобщение к здоровому образу жизни, полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции деятельности и тесного взаимодействия инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ через семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, педагогические советы на темы:
«Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников»,
«Закаливающие мероприятия в детском саду. Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями, босохождение с использованием ребристой дорожки и массажных ковриков»,
«Занятия по физической культуре на свежем воздухе»,
«Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики»,
«Игровые физические упражнения для детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»,
«Самостоятельная двигательная активность детей в условиях групповой комнаты»,
«Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка»,
«Физкультурные упражнения и игры вне занятия»,
«Комплекс ГТО – путь к здоровью».
Педагогический проект «С пеленок – здоровый ребенок» представляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, реализуемых с детьми системно и непрерывно в течение всего срока его действия:
- занятия по физической культуре;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
- спортивные развлечения;
- физкультурные праздники;
- соревнования, спартакиады;
- конкурсы.
Физкультурные занятия - это основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников. Наряду с классическими физкультурными занятиями, проводим интересные сюжетные мероприятия, где отсутствуют традиционные части, а используются ранее изученные упражнения из основного двигательного режима. Занятия построены по принципу воздействия на внутренние силы ребенка путем побуждения, активной заинтересованности в приобщении к здоровому образу жизни и занятиям спортом, а не слепого механического повторения изучаемого материала.
Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у детей в работе всех органов и физиологических систем. Для восполнения дефицита двигательной активности детей необходима рекреационная физическая деятельность, осуществляемая как в свободное, так и в специально отведенное время. Основная направленность данной деятельности не на результат, а на процесс, получение удовольствия от занятий.
Ежедневно проводятся оздоровительные закаливающие мероприятия:
- утренняя гимнастика,
- зрительная, дыхательная, пальчиковая, корригирующая гимнастика, элементы точечного массажа (Су-Джок),
- ортопедическая гимнастика,
- подвижные игры в помещении и на прогулке,
- гимнастика после сна.
Также в нашем детском саду для укрепления здоровья наших воспитанников мы проводим сеансы здоровья с использованием кислородного коктейля. Кислородный коктейль — насыщенный кислородом напиток, образующий пенную «шапку». Обогащение тканей дополнительным кислородом (оксигенотерапия) способствует нормализации функционирования иммунной системы, клеточного метаболизма, снижению усталости и т. д.
Физкультурные досуги, развлечения, праздники – это одна из форм активного отдыха детей со знакомыми детям физическими упражнениями, проводимыми в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. Эти мероприятия воспитывают у детей чувства товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, организованности. Участие в них оказывает комплексное влияние на формирование личности ребенка, улучшает взаимоотношения в семье, коллективе группы, дошкольного учреждения, повышает интерес детей и родителей к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом.
В нашем детском саду созданы условия, способствующие здоровому образу жизни, отвечающие интересам и потребностям детей, ориентированных на пробу своих возможностей и обеспечивающих физическое развитие ребенка:
- физкультурный зал, насыщенный материалами, нетрадиционным оборудованием и стандартным инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей;
- физкультурная площадка на участке, оснащенная спортивным и игровым оборудованием;
- спортивные уголки в групповых комнатах;
- игровые комплексы и детские тренажеры в холлах детского сада.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
• насыщенность;
• полифункциональность;
• трансформируемость;
• вариативность;
• доступность;
• безопасность.
Насыщенная материально-техническая база позволяет внедрять новые педагогические здоровьесберегающие технологии физического совершенствования дошкольников:
- игровой стретчинг,
- гимнастика с элементами хатха-йоги,
- фитбол-гимнастика,
- степ-аэробика,
- ритмопластика,
- черлидинг.
Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения, на растяжку мышц проводимые с детьми в игровой форме. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач:
- оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата;
- совершенствовать физические способности;
- развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;
- создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.
Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение и болевые ощущения, ведь напряженные мышцы хуже снабжаются кислородом и дольше восстанавливаются, что может привести к негативным последствиям.
Таким образом, игровой стретчинг является новым подходом к организации воспитательно-образовательного процесса, одним из средств физической культуры, с помощью которого педагог сможет решить оздоровительные и образовательные задачи.
Индийские йоги говорят: «До тех пор, пока позвоночник гибкий – человек молод, но как только исчезает гибкость – человек стареет». Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений. Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.
Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку. Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).
Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуют интересных, ярких по содержанию упражнений, способствующих совершенствованию детского организма и обеспечивающих всесторонний воспитательный эффект. Необходимо искать эффективные технологии, способствующие профилактике и коррекции психофизического развития детей. Одной из таких технологий является использование фитбол-гимнастики. Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач:
- формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему;
- развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания;
- развивать физические качества;
- стимулировать положительное влияние на физиологическое состояние детей;
- формировать устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой.
Систематическое использование фитболов на физкультурных занятиях с детьми 5-7 лет способствует улучшению координации движений, снижению нарушений опорно-двигательного аппарата и просодики, активизации дыхательной системы, предупреждению нейроортопедических нарушений.
Степ-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе.
Основными задачами степ-аэробики являются:
- укрепляя дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и нервную системы;
- развивать устойчивое чувство равновесия, координацию движений;
- развивать физические качества;
- создать положительный психологический настрой;
- развивать творческие способности.
Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, по интенсивности воздействия первое место, несомненно, занимают физическая культура и степень упорядоченности режима дня. А степ-аэробика, как один из видов двигательного режима ребенка обеспечивает активный отдых, удовлетворяет естественную потребность детей в движении, и может являться одним из условий правильного развития ребенка.
Ритмопластика – это одно из доступных, эффективных и эмоциональных направлений ритмической гимнастики. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копирований действий человека и животных. Ритмопластика предусматривает решение следующих задач:
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- совершенствовать психомоторные способности;
- развивать творческие и созидательные способности.
Черлидинг (Чирлидинг, Cheerleading) – система специально подобранных физических упражнений и методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития.
Черлидинг для детей – это образовательная деятельность по физическому развитию дошкольников, включающая в себя элементы спортивного танца, хореографии, выполняемая детьми с помпонами под ритмичное музыкальное сопровождение, по определенным правилам, с использованием « кричалок». Доступность черлидинга основывается на простых шагах, базовых положениях рук, прыжках и танцах; задействуются самые разные группы мышц, тем более, что танцевальные ритмы так же стремительны и неуловимы, как дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.
Задачи:
- развивать психофизические качества;
- развивать двигательные и творческие способности;
- развивать мелкую моторику и речь;
- формировать навык общения детей в коллективной деятельности;
- формировать интерес и потребность в занятиях физкультурой и спортом.
Результаты.
Среди целей физического воспитания в дошкольном возрасте, предполагающих сохранение и укрепление соматического и психического здоровья ребенка, выделяется линия развития у него двигательной активности. Отмечается важность активности ребенка для организации педагогического процесса в дошкольной организации.
Учитывая это, в детском саду в конце 2015 года был проведен мониторинг, который выявил тенденцию снижения двигательной активности и интереса у детей к занятиям физической культурой и спортом. Наблюдался низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о своем теле и своих физических возможностях. Минимальное количество воспитанников посещало дополнительные учреждения спортивной и физкультурной направленности.
Важным показателем необходимости реализации дополнительных мер по оздоровлению дошкольников была высокая заболеваемость среди воспитанников детского сада.
Было принято решение в 2016-2017 годах реализовать педагогический проект «С пелёнок – здоровый ребёнок», направленный на пропаганду здорового образа жизни, формирование у детей интереса, ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом через реализацию различных форм и методов работы с детьми, их родителями и педагогами ДОО.
На данный период (январь, 2017 год) промежуточные результаты мониторинга показателей достижений воспитанников показали положительную динамику. Для определения динамики эффективности работы с воспитанниками были выделены следующие критерии:
- соблюдение элементарных правил здорового образа жизни;
- потребность в двигательной активности;
- показатели заболеваемости.
Дети стали охотно выполнять
- оздоровительные и закаливающие мероприятия;
- сознательно соблюдают режим дня и чаще участвуют в мероприятиях по поддержанию здорового образа жизни без прямых указаний и косвенных напоминаний взрослого;
- выполняют элементарные правила поведения во время еды, умывания;
- выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры;
- используют элементы саморегуляции после напряженной деятельности (дыхательные, самомассажные, психофизические упражнения);
Начали активнее проявлять интерес
- к участию в двигательных играх, физических упражнениях, музыкально-ритмических движениях;
- повысился уровень владения основными движениями;
- осмысленно относятся к точности и правильности выполнения движений;
- выражают потребность пользоваться физкультурным оборудованием по собственной инициативе в свободной деятельности.
43% воспитанников детского сада стали посещать дополнительные кружки и секции спортивной направленности. Ожидаемый результат на дату окончания реализации проекта – до 80 % воспитанников, занимающихся физкультурой и спортом.
Условием оценки эффективности оздоровления является переход детей из одной группы здоровья в другую, а также наличие позитивной динамики индекса здоровья, который составил 31% за 2016 год.
Критерии оценивания результатов.
№ | Параметры качественных показателей | Начало года | Конец года | Динамика | ||||
Д | Б | Н | Д | Б | Н | |||
1. | Антропометрические показатели | |||||||
2. | Соответствие возрастным показателям нормативов двигательной активности за полный день пребывания в ДОУ | |||||||
3. | Соответствие возрастным показателям физической подготовленности | |||||||
4. | Владение в соответствии с возрастом основными движениями | |||||||
5. | Потребность в двигательной активности | |||||||
6. | Выполнение доступных возрасту гигиенических процедур | |||||||
7. | Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
"Секреты воспитания вежливого ребенка" "Научите малыша трудиться" "Черты характера вашего ребенка" "Злость и жестокость" "Активные дети" "Если появился второй ребенок" "Если дети балуются" "Стеснительные и замкнутые" "Если ребенок упрямится"
Советы родителям, что делать и как вести себя с детьми, когда они проявляют различные эмоции....