Проект "С пеленок-здоровый ребенок"
проект по физкультуре на тему

Донченко Людмила Николаевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bay.oa_gab.aa_pop.ln_proekt_po_propagande_zozh.docx38.82 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы

Байбулатова Оксана Анатольевна,

Габдрахманова Альфия Аюповна,

Попович Людмила Николаевна.

Popowi4.mila@yandex.ru, vel.kar14@mail.ru 

420037, РТ, г. Казань, ул. Симонова  д. 20а

Название работы

Проект по пропаганде здорового образа жизни «С пелёнок – здоровый ребёнок».

Краткая аннотация работы

          Проект по пропаганде здорового образа жизни «С пелёнок – здоровый ребёнок»  предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций, инструкторов  по физической культуре.

          Педагогический проект направлен на пропаганду здорового образа жизни, формирование у детей интереса, ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом через реализацию различных форм и методов работы с детьми, их родителями и педагогами ДОО.

          Сроки реализации проекта 2 года (2016 -2017гг.)

Цель:

пропаганда здорового образа жизни, формирование у детей интереса и  ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом.

Задачи:

  • создание условий, способствующих здоровому образу жизни и отвечающих интересам и потребностям детей, ориентированных на пробу своих возможностей и обеспечивающих физическое развитие ребенка;
  • обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни и  формировании ценностного отношения детей  к занятиям по физической культуре и спортом;
  • реализация эффективных современных здоровьесберегающих технологий, способствующих здоровому образу жизни и развивающих интерес детей к занятиям физической культурой и спортом.

Содержание работы

            Дошкольный возраст является важным этапом становления способностей человека. До семи лет у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача и родителей, и каждой дошкольной организации.

             Болезненный, физически плохо развитый ребёнок обычно отстаёт от здоровых детей в учёбе: у него хуже память, внимание, он быстро утомляется. Физическая слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведёт к понижению способностей, но и расшатывает волю ребёнка.

             Напротив, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. Важно обогащать физическое воспитание дошкольников новыми методами и приёмами, реализовывать эффективные здоровьесберегающие технологии, способствующие здоровому образу жизни и развивающие интерес детей к занятиям физической культурой и спортом.

             В последние годы проблема физического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. К сожалению, приходится констатировать факт, что современные условия жизни (комфорт, автоматизация, компьютеризация) зачастую связаны с неоправданным уменьшением двигательной активности, увеличением заболеваемости и потерей интереса к занятиям физической культурой и спортом. Несмотря на то, что в образовательных учреждениях проводится целенаправленная работа по физическому развитию, надо признать, что современному обществу характерны гипокинезия, гиподинамия. Поэтому данный педагогический проект направлен на пропаганду здорового образа жизни и формирование у детей интереса, ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом через реализацию различных форм и методов работы с детьми, их родителями и педагогами ДОО.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребёнка, формирует навыки будущего поведения в обществе. При современных требованиях необходимо нацеливать педагогов, родителей на пропаганду здорового образа жизни, формирование широкой двигательной культуры дошкольников, воспитание интереса к двигательной деятельности и в ДОО, и в повседневной жизни.          Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых знаний. Именно поэтому правильно организованная работа с родителями способствует повышению их физической и валеологической грамотности. Мы считаем, что создание команды единомышленников является наиболее важной из поставленных задач.

             На встречах, конференциях, семинарах, тренингах с родителями мы совместно разработали концепцию, план действий, определили сроки, ответственных, диагностику для определения эффективности взаимодействия, затронули следующие темы:

 «Факторы, влияющие на здоровье»,

«Насколько развит физически ваш ребёнок?»,

«В поход со всей семьей»,

«Роль закаливания в жизни ребенка»

«Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ»,

«Формирование двигательных навыков и психофизических качеств»,

«Семейный досуг как средство укрепления здоровья»,

«Выходные с пользой для здоровья»,

«Охрана здоровья детей в России: страницы истории».

                В современных условиях приобщение к здоровому образу жизни, полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции деятельности и тесного взаимодействия инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ через семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, педагогические советы на темы:

 «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников», 

«Закаливающие мероприятия в детском саду. Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями, босохождение с использованием ребристой дорожки и массажных ковриков»,

«Занятия по физической культуре на свежем воздухе»,

«Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики»,

«Игровые физические упражнения для детей раннего возраста в период  адаптации к ДОУ»,

«Самостоятельная двигательная активность детей в условиях групповой комнаты»,

«Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка»,

«Физкультурные упражнения и игры вне занятия»,

«Комплекс ГТО – путь к здоровью».

                Педагогический проект «С пеленок – здоровый ребенок» представляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, реализуемых с детьми системно и непрерывно в течение всего срока его действия:

  • занятия по физической культуре;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
  • спортивные развлечения;
  • физкультурные праздники;
  • соревнования, спартакиады;
  • конкурсы.

              Физкультурные занятия - это основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников.  Наряду с классическими физкультурными занятиями, проводим интересные сюжетные мероприятия, где отсутствуют традиционные части, а используются ранее изученные упражнения из основного двигательного режима. Занятия построены по принципу воздействия на внутренние силы ребенка путем побуждения, активной заинтересованности в приобщении к здоровому образу жизни и занятиям спортом, а не слепого механического повторения изучаемого материала.

              Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у детей в работе всех органов и физиологических систем. Для восполнения дефицита двигательной активности детей необходима рекреационная физическая деятельность, осуществляемая как в свободное, так и в специально отведенное время. Основная направленность данной деятельности не на результат, а на процесс, получение удовольствия от занятий.

               Ежедневно проводятся оздоровительные закаливающие мероприятия:

- утренняя гимнастика,

- зрительная, дыхательная, пальчиковая, корригирующая гимнастика, элементы точечного массажа (Су-Джок),

- ортопедическая гимнастика,

- подвижные игры в помещении и на прогулке,

- гимнастика после сна.

              Также в нашем детском саду для укрепления здоровья наших воспитанников мы проводим сеансы здоровья с использованием кислородного коктейля. Кислородный коктейль — насыщенный кислородом напиток, образующий пенную «шапку». Обогащение тканей дополнительным кислородом (оксигенотерапия) способствует нормализации функционирования иммунной системы, клеточного метаболизма, снижению усталости и т. д.

              Физкультурные досуги, развлечения, праздники – это одна из форм активного отдыха детей со знакомыми детям физическими упражнениями, проводимыми в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. Эти мероприятия воспитывают у детей чувства товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, организованности. Участие в них оказывает комплексное влияние на формирование личности ребенка, улучшает взаимоотношения в семье, коллективе группы, дошкольного учреждения, повышает интерес детей и родителей к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом.

               В нашем детском саду созданы условия, способствующие здоровому образу жизни, отвечающие интересам и потребностям детей, ориентированных на пробу своих возможностей и обеспечивающих физическое развитие ребенка:

- физкультурный зал, насыщенный материалами, нетрадиционным оборудованием и стандартным инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей;

- физкультурная площадка на участке, оснащенная спортивным и игровым оборудованием;

- спортивные уголки в групповых комнатах;

- игровые комплексы и детские тренажеры в холлах детского сада.

           Развивающая среда построена на следующих принципах:

•        насыщенность;

•        полифункциональность;

•        трансформируемость;        

•        вариативность;

•        доступность;         

•        безопасность.

             Насыщенная материально-техническая база позволяет внедрять новые педагогические здоровьесберегающие технологии физического совершенствования дошкольников:

- игровой стретчинг,

- гимнастика с элементами хатха-йоги,

- фитбол-гимнастика,

- степ-аэробика,

- ритмопластика,

- черлидинг.

              Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения, на растяжку мышц проводимые с детьми в игровой форме. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач:

- оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата;

- совершенствовать физические способности;

- развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;

- создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.

             Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение и болевые ощущения, ведь напряженные мышцы хуже снабжаются кислородом и дольше восстанавливаются, что может привести к негативным последствиям.

             Таким образом, игровой стретчинг является новым подходом к организации воспитательно-образовательного процесса, одним из средств физической культуры, с помощью которого педагог сможет решить оздоровительные и образовательные задачи.  

              Индийские йоги говорят: «До тех пор, пока позвоночник гибкий – человек молод, но как только исчезает гибкость – человек стареет». Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

            Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений. Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

            Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку. Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

             Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

             Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.

             Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуют интересных, ярких по содержанию упражнений, способствующих совершенствованию детского организма и обеспечивающих всесторонний воспитательный эффект. Необходимо искать эффективные технологии, способствующие профилактике и коррекции психофизического развития детей. Одной из таких технологий является использование фитбол-гимнастики. Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач:

- формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему;

- развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания;

- развивать физические качества;

- стимулировать положительное влияние на физиологическое состояние детей;

- формировать устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой.

               Систематическое использование фитболов на физкультурных занятиях с детьми 5-7 лет способствует улучшению координации движений, снижению нарушений опорно-двигательного аппарата и просодики, активизации дыхательной системы, предупреждению нейроортопедических нарушений.

               Степ-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе.

               Основными задачами степ-аэробики являются:

- укрепляя дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и нервную системы;

- развивать устойчивое чувство равновесия, координацию движений;

- развивать физические качества;

- создать положительный психологический настрой;

- развивать творческие способности.

               Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, по интенсивности воздействия первое место, несомненно, занимают физическая культура и степень упорядоченности режима дня. А степ-аэробика, как один из видов двигательного режима ребенка обеспечивает активный отдых, удовлетворяет естественную потребность детей в движении, и может являться одним из условий правильного развития ребенка.

             Ритмопластика – это одно из доступных, эффективных и эмоциональных направлений ритмической гимнастики. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копирований действий человека и животных.              Ритмопластика предусматривает решение следующих задач:

- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки;

- содействовать профилактике плоскостопия;

- совершенствовать психомоторные способности;

- развивать творческие и созидательные способности.

               Черлидинг (Чирлидинг, Cheerleading) – система специально подобранных физических упражнений и методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития.

               Черлидинг для детей – это образовательная деятельность по физическому развитию дошкольников, включающая в себя элементы спортивного танца, хореографии, выполняемая детьми с помпонами под ритмичное музыкальное сопровождение, по определенным правилам, с использованием « кричалок».  Доступность черлидинга основывается на простых шагах, базовых положениях рук, прыжках и танцах; задействуются самые разные группы мышц, тем более, что танцевальные ритмы так же стремительны и неуловимы, как дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.

Задачи:

- развивать психофизические качества;

- развивать двигательные и творческие способности;

- развивать мелкую моторику и речь;

- формировать навык общения детей в коллективной деятельности;

- формировать интерес и потребность в занятиях физкультурой и спортом.

Результаты.

              Среди целей физического воспитания в дошкольном возрасте, предполагающих сохранение и укрепление соматического и психического здоровья ребенка, выделяется линия развития у него двигательной активности. Отмечается важность активности ребенка для организации педагогического процесса в дошкольной организации.

              Учитывая это, в детском саду в конце 2015 года был проведен мониторинг, который выявил тенденцию снижения двигательной активности и интереса у детей к занятиям физической культурой и спортом. Наблюдался низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о своем теле и своих физических возможностях.  Минимальное количество воспитанников посещало дополнительные учреждения спортивной и физкультурной направленности.

                Важным показателем необходимости реализации дополнительных мер по оздоровлению дошкольников была высокая заболеваемость среди воспитанников детского сада.

               Было принято решение в 2016-2017 годах реализовать педагогический проект «С пелёнок – здоровый ребёнок»,  направленный на пропаганду здорового образа жизни, формирование у детей интереса, ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом через реализацию различных форм и методов работы с детьми, их родителями и педагогами ДОО.

               На данный период (январь, 2017 год) промежуточные результаты мониторинга показателей достижений воспитанников показали положительную динамику. Для определения динамики эффективности работы с воспитанниками были выделены следующие критерии:

- соблюдение элементарных правил здорового образа жизни;

- потребность в двигательной активности;

- показатели заболеваемости.

                Дети стали охотно выполнять

- оздоровительные и закаливающие мероприятия;

- сознательно соблюдают режим дня и чаще участвуют в мероприятиях по поддержанию здорового образа жизни без прямых указаний и косвенных напоминаний взрослого;

- выполняют элементарные правила поведения во время еды, умывания;

- выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры;

- используют элементы саморегуляции после напряженной деятельности (дыхательные, самомассажные, психофизические упражнения);  

                Начали активнее проявлять интерес

- к участию в двигательных играх, физических упражнениях, музыкально-ритмических движениях;

- повысился уровень владения основными движениями;

- осмысленно относятся к точности и правильности выполнения движений;

- выражают потребность пользоваться физкультурным оборудованием по собственной инициативе в свободной деятельности.

                43% воспитанников детского сада стали посещать дополнительные кружки и секции спортивной направленности. Ожидаемый результат на дату окончания реализации проекта – до 80 % воспитанников, занимающихся физкультурой и спортом.

            Условием оценки эффективности оздоровления является переход детей из одной группы здоровья в другую, а также наличие позитивной динамики индекса здоровья, который составил 31% за 2016 год.

Критерии оценивания результатов.

Параметры качественных показателей

Начало года

Конец года

Динамика

Д

Б

Н

Д

Б

Н

1.

Антропометрические показатели

2.

Соответствие возрастным показателям нормативов двигательной активности за полный день пребывания в ДОУ

3.

Соответствие возрастным показателям физической подготовленности

4.

Владение в соответствии с возрастом основными движениями

5.

Потребность в двигательной активности

6.

Выполнение доступных возрасту гигиенических процедур

7.

Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....