Программа "Фитбол"
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа) на тему
Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза.
Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Необходимо найти такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс решения соматических, интеллектуальных и физических проблем в развитии детей. Именно этим критериям отвечает методика работы с фитболами. Программа реализуется в течение двух лет, направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), продолжительность непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) 30 минут, по подгруппам 10 человек.
Таким образом, в своей работе мы стремились максимально помочь каждому ребенку, осуществляя комплексную работу по укреплению и сохранению здоровья детей. Уникальное сочетание физических упражнений с музыкой, элементов акробатики, сказкотерапией, проговариванием стихов в фитбол-гимнастике - развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fitbol.docx | 57.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Фитбол – гимнастика в детском саду».
Срок реализации программы: -2 года.
Возраст учащихся: 5 – 7 лет.
Автор: инструктор по физическому воспитанию высшей квалификационной категории: Черникова Е.В.
г. Москва
.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Пояснительная записка.
2. Направленность программы
3. Распределение времени на различные виды учебного материала
при двух занятиях в неделю.
4. Методическое обеспечение
5. Противопоказания, «золотые правила» фитбол – гимнастики, требования к ребенку.
6. Правила педагога проводящего фитбол – гимнастику
7. Методика проведения фитбол-гимнастики
8. Построение занятий с использованием фитболов (структура занятий).
9. Этапы освоения упражнений на фитболах
10. Критерии оценивания результатов
11. Результативность программы.
12. Список используемой литературы.
Приложение 1. Планирование работы по фитбол – гимнастике, в процессе освоения двигательных навыков в дошкольном возрасте.
Приложение 2.Тематическое планирование.
Приложение 3. Перспективное планирование по фитбол – гимнастике с элементами ритмопластики для детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза.
Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Необходимо найти такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс решения соматических, интеллектуальных и физических проблем в развитии детей. Именно этим критериям отвечает методика работы с фитболами. Программа реализуется в течение двух лет, направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), продолжительность непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) 30 минут, по подгруппам 10 человек.
Таким образом, в своей работе мы стремились максимально помочь каждому ребенку, осуществляя комплексную работу по укреплению и сохранению здоровья детей. Уникальное сочетание физических упражнений с музыкой, элементов акробатики, сказкотерапией, проговариванием стихов в фитбол-гимнастике - развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Цель программы:
Развивать физические качества и укреплять здоровье детей, используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики на развитие физических способностей детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
3. Совершенствовать функции организма детей, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям с помощью фитболов.
4. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.
5. Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.
Направленность программы:
1. Укрепление мышц рук и плечевого пояса.
2. Укрепление мышц брюшного пресса.
3. Укрепление мышц спины и таза.
4. Укрепление мышц ног и свода стопы.
5. Увеличение гибкости и подвижности суставов.
6. Развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата.
7. Формирование осанки.
8. Развитие ловкости и координации движений.
9. Развитие подвижности и музыкальности.
10 Расслабление и релаксация.
11. Профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов.
Основные принципы программы:
1. Принцип системности. Работа проводится системно, при гибком распределении
содержания работы в режиме дня. Подбор упражнений и их применение.
2. Принцип гумманизации. В процессе формирования личности ребёнка педагог
учитывает все его особенности, в том числе и пол.
3. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей. Педагог распределяет
нагрузку с учётом возраста и индивидуальных особенностей ребёнка.
4. Принцип интеграции. Содержание программы организационно реализуется в комплексно – тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса.
5. Принцип координации. Инструктор по физической культуре координирует работу
Подпишитесь на рассылку Pandia.ru!
с другими специалистами:
- педагогом-психологом,
- врачом,
- медицинской сестрой,
- учителем-логопедом,
- воспитателем,
- музыкальным руководителем.
6. Принцип преемственности с семьёй:
-Организация практических консультаций,
-Открытые просмотры.
- Спортивные праздники с родителями.
-Участие в конкурсах.
-Анкетирование.
Направленность программы.
Направления программы.
Формы работы с детьми.
Ответственные.
Физическое Физкультурно-оздоровительный кружок «Фитбол-гимнастика для детей дошкольного возраста».
Проводится 2 раза в неделю, по подгруппам.
всего 5 подгрупп: 2 подгруппы - старшая группа,
3 подгруппы - подготовительная группа.
НОД-зачёты с фитболом (1 раз в месяц). НОД-соревнования с фитболом (1 раз в месяц). НОД-сказки с фитболом (2-3 раза в месяц). Самостоятельные деятельность с фитболом (2 раза в месяц). НОД-тренировки с фитболом (1 раз в месяц). Фитбол-гимнастика с элементами ритмопластики (1 раз в неделю). Спортивные досуги с фитболом (2 раза в месяц). Подвижные игры с фитболом. Занятия с психологом. Закаливание. Спортивные праздники с родителями с фитболом. Физкультурные мероприятия с педагогами с фитболом.
Инструктор по физической культуре
Музыкальное
1. Фитбол-гимнастика с элементами ритмопластики (1 раз в неделю).
2. Ритмопластика для детей старшего дошкольного возраста.
-Музыкальный руководитель.
-Инструктор по физической культуре.
Валеологическое
1. Закаливание.
- Воспитатель.
- Врач.
- Медицинская сестра.
Нравственное
1. Двигательные фитбол – сказки.
2. Дыхательные, звуковые упражнения.
- Воспитатель.
- Учитель-логопед.
-Инструктор по физической культуре.
Психологическое
1. Занятия с психологом
способствуют
благоприятному эмоциональному состоянию детей на различных занятиях
- Психолог.
Учебно-тематический план.
Всего: 70 часов (30 минут).
№ п/п
Разделы программы.
Теоретические сведения.
Практические сведения.
Старшая группа.
Подготовительная группа.
Старшая группа.
Подготовительная группа.
1.
Построение.
1 час
1 час
2 часа
3 часов
2.
Общеразвивающие упражнения
с фитболом.
2 часа
2 часа
15 часов
10 часов
3.
Основные виды движений.
1 час
1 час
10 часов
7 часов
Ходьба
1 час
1 час
Бег
1 час
1 час
Прыжки
1 час
2 часа
Метание
2 час
1 час
Ползание
1 час
1 час
Равновесие
1 час
1 час
4.
Подвижные игры с фитболом.
1 часа
1 часа
10 часов
10 часов
5.
Ритмопластика с элементами
фитбол – гимнастики.
2 часа
2 часа
12 часов
20 часов
6.
Двигательная сказкотерапия.
Фитбол – сказки.
2 часа
5 часов
---
7.
Контрольные упражнения.
2 часа
2 часа
5 часов
4 часа
8.
Всего часов:
11 часов
9 часов
59 часов
61 час
Методическое обеспечение:
НОД (тематическая, тренировки, самостоятельная деятельность, эстафеты, зачеты) проводится с подгруппами 8-10 человек в игровой форме.
Используются:
1. Игровые ситуации.
2. Подвижные игры, игры – эстафеты, музыкально – подвижные игры с хоппом.
3. Ритмопластика с элементами фитбол - гимнастики.
4. Двигательные фитбол – сказки.
5. Звуко – дыхательная гимнастика О. Лобанова, М. Л. Лазарева.
6. Общеразвивающие упражнения с хоппом.
7. Основные виды движений с хоппом.
Оборудование:
1. Мячи хоппы диаметром 45 см, 55 см.
2. Магнитола.
3. CD диски.
4. Набивные мячи 1 кг.
5. Гимнастические скамейки.
6. Таблицы – схемы упражнений.
7. Гимнастические маты.
Противопоказания:
1. После травм.
2. Сотрясение мозга.
3. Порок сердца.
4. Заболевание почек (пиелонефрит).
«Золотые правила» фитбол-гимнастики:
1. Мяч подбирают по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол.
2. Удобная одежда, не мешающая движениям.
3. Упражнения не должны причинять боль.
4. При выполнении упражнений не задерживать дыхание.
5. Начинать с простых упражнений постепенно переходя к более сложным.
6. Физическая нагрузка строго дозируется. ( от 3-4 раз до 6-8 раз)
7. Избегать быстрых и резких движений.
8. Расстояние детей друг от друга 1,5 м.
Требования:
Ребёнок должен знать:
1. Форму, цвет, физические свойства мяча.
2. Правильную посадку на мяче.
3. Основные движения с фитболом.
4. Исходные положения Фитбол - гимнастики:
стоя с мячом,
присед с мячом,
сидя на мяче,
сидя на полу около мяча,
сидя на коленях около мяча,
лёжа на мяче (на спине, на животе)
лёжа на полу около мяча (на спине, на животе)
5. Общеразвивающие упражнения с фитболом.
6. «Золотые правила» фитбол-гимнастики.
7. Значение фитбол-гимнастики.
Получить полный текст
8. Подвижные игры с мячом.
9. Звукодыхательные упражнения с мячом.
10. Танцы на мяче.
Правила педагога проводящего фитбол-гимнастику:
1. Подбирать фитбол каждому ребёнку по росту так, чтобы обеспечивать при посадке угол 90 градусов между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.
2. Перед НОД убедиться, что по близости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.
3. Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
4. Начинать НОД с простых И. п. и упражнений, постепенно переходя к более сложным, решая задачи создания мышечного корсета и улучшения качества управления движениями.
5. Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
6. Исключить во время НОД быстрые и резкие движения, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивное напряжение мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, осевая нагрузка повреждают межпозвонковые диски, играющие роль амортизаторов. Чрезмерные движения (на уровне анатомического барьера подвижности) увеличивают нестабильность позвоночно-двигательных сегментов. Интенсивное напряжение мышц может вызвать вертебробазилярного кровообращения.
7. При выполнении упражнений в положении лёжа не задерживать дыхание. Не злоупотреблять статическими упражнениями в И. п. лёжа, на животе, так как длительное повышение внутрибрюшного давления ухудшает кровообращение.
8. При выполнении упражнений в положении лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускаются наклон и запрокидывание головы вперёд-назад, поскольку это приводит к усилению шейного лордоза и появлению симптомов нестабильности шейного отдела позвоночника, часто встречающего у детей. По этой же причине нельзя увлекаться прыжками на фитболе.
9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.
10. При выполнении упражнений в положении лёжа на животе с упором руками на пол, ладони должны быть параллельны и располагаются на уровне плечевых суставов.
11. Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту детей.
12. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке.
13. В каждой НОД стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Одним из эффективных средств для создания положительного настроения является музыкальное сопровождение. Кроме того, необходимо обращать внимание на эстетику выполнения упражнений, демонстрируя для примера детей, правильно выполняющих упражнения.
14. Использовать упругие свойства мяча в качестве сопротивления для развития силы; масса мяча позволяет применять его для отягощения. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на расслабление и на растягивание.
15. Каждое упражнение повторять, 3-4 раза постепенно увеличивая до 6-7 раз.
Упражнения выполняются последовательно, с чередованием нагрузки на разные группы мышц из различных И. п. В основной части НОД целесообразно использовать 5 минут для выполнения специальных корригирующих упражнений индивидуально. В заключительной части НОД целесообразно включить игры и упражнения на восстановление дыхания и расслабление.
16. С целью формирования коммуникативных умений у детей упражнения могут выполняться в парах, командных соревнованиях.
17. С детьми дошкольного возраста использовать упражнения для самопознания, уточнения представлений детей о строении своего тела.
18. Упражнения могут выполняться в течение целого НОД, в качестве фрагмента. Время упражнений с фитболами не должно превышать 40-60% общей длительности НОД. Нужно дать возможность детям не только упражняться с мячами, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, танцевать.
19. Желательно проводить НОД - 2 раза в неделю. Продолжительность НОД для детей 3-5 лет – от 15 до 20 минут., для детей 6-7 лет – от 25 до 30 минут.
20. Для правильного постепенного освоения упражнений рекомендуется организовать обучение детей по этапам, т. е. от облегчённых И. п. и простых упражнений на 1-м – 2-м этапах перейти к сложно-координационным заданиям на 3-м – 4-м этапах.
Методика проведения фитбол-гимнастики.
НОД с детьми четвертого года жизни не имеют строго очерченной трехчастной формы. Это НОД - сказки. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки. Как правило, эта деятельность не имеет большой мышечной нагрузки, в ней преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов, разные виды ритмичных хлопков, звукоподражание, а также различные игры с развернутым речевым содержанием).
Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей в этом возрасте.
Получить полный текст
Подпишитесь на рассылку сайта Pandia.ru!
Внимание детей крайне неустойчивое, повышена эмоциональная возбудимость, почти нет волевых усилий при выполнении упражнений, поэтому все задания целесообразно выполнять по подражанию, а не по словесной инструкции.
Основным видом деятельности в этом возрасте является игра. Дети получают удовольствие не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от перевоплощения в игровой образ и от самого процесса игры. Упражнения на мячах могут проводиться в течение НОД, но с детьми младшего дошкольного возраста более целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве фрагмента, так например, в основной части дать комплекс общеразвивающих упражнений, а в заключительной – подвижные игры с мячом.
Движения детей пятого года жизни более координированные и точные. Малыши уже выполняют равномерные ритмичные движения и регулируют произвольно напряжение и расслабление, охотно и многократно повторяя упражнения. Дети могут следить за своей осанкой, осваивают разнообразные виды ходьбы, шаг их становится более равномерным, но руки еще недостаточно энергичны, и выполнение ходьбы и бега с содружественными движениями вызывает множество трудностей. Если в младшей группе основное внимание уделялось работе над тонусом, статической координацией и сохранением заданной позы, то в средней главная задача – обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развития двигательной координации.
Дети шестого года жизни имеют более координированные движения, которые подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться собственному волевому приказу. Дети становятся, более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, данные педагогом, организованно и дисциплинированно. В этой возрастной группе дети уже хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому полезно вводить музыкальное сопровождение в серии упражнений.
На седьмом году жизни происходит переход от игровой деятельности к учебной. Ребенок больше занимается, получая повышенную нагрузку на позвоночник. Эту неизбежную нагрузку можно уменьшить упражнениями фитбол-гимнастики. У детей седьмого года жизни крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сильным размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, дифференцированными, требующими большой точности. В этом возрасте больше внимания следует уделять игровым упражнениям разминочной части, которая включает задания на развитие внимания, восприятия, самоконтроля и саморегуляции.
После сильного возбуждения с эмоциональной основной частью, с ее повышенной двигательной активностью в этом возрасте особенно необходима заключительная релаксационная часть. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Несмотря на то, что игровая деятельность переходит в учебную, игра для детей этого возраста продолжает занимать очень важное место. Большее значение приобретают коммуникативные, психокоррекционные и командные игры с элементами спорта.
Очень важно осуществлять контроль за физическим состоянием детей. Дети не способны сами регулировать свое состояние, и ответственность за их здоровье лежит на педагоге.
Упражнения на мяче используются для разных групп мышц и имеют свою классификацию:
1. КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ -
упражнения, включающие в работу наибольшее количество мышечных групп.
2. УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ -
упражнения на расслабление мышц рук и плечевого пояса, спины, мышц ног.
3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ И ТАЗОВОЙ ОБЛАСТИ -
упражнения ля стопы и голени, для увеличения подвижности в суставах, для мышц тазового дна. Силовые упражнения для мышц бедра.
4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА -
упражнения для мышц передней, задней, боковой поверхности туловища (силовые), для увеличения подвижности позвоночника, для мышц шеи.
упражнения для пальцев и кисти, для увеличения подвижности в суставах, для сгибатей и расгибателей, для увеличения подвижности в предплечье.
6. УПРАЖНЕНИЯ, СИДЯ НА ФИТБОЛЕ.
Функциональное использование фитбола:
1. ФИТБЛОЛ КАК АМОРТИЗАТОР, ТРЕНАЖЕР.
2. ФИТБЛОЛ КАК ОТЯГОЩЕНИЕ (в руках, ногах, на спине).
3. ФИТБЛОЛ КАК ОПОРА(под спину, руки, ноги, живот).
4. ФИТБЛОЛ КАК ПРЕДМЕТ (ОРУ в различных и. п., «школа мяча»).
5. ФИТБЛОЛ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ
(перешагивание, перепрыгивание, прокатывание в разных направлениях).
6. ФИТБЛОЛ КАК ОРИЕНТИР.
7. ФИТБЛОЛ КАК МАССАЖЕР.
Построение НОД с использованием фитболов.
1. Упражнения с фитболами в движении:
- ходьба с мячом в руках,
- ходьба с прокатом мяча перед собой;
- отбивы поочерёдно правой и левой руками мяча об пол,
- то же правой рукой,
- то же левой рукой;
- боковой галоп вправо и влево с фитболом в руках,
- поточное выполнение проката фитбола «змейкой» вокруг различных ориентиров, возвращение в исходное положение бегом, фитбол в руках.
2. Комплекс ОРУ с фитболами:
- различные движения руками, сидя на мяче (махи, сгибание-разгибание в лучезапястном и локтевом суставах);
- сидя на мяче наклоны вперёд и в стороны;
- И. п.: лёжа на полу, на спине, прямые ноги на мяче. Поочерёдные постукивания по мячу пятками правой и левой ног;
- И. п.: лёжа на полу, на спине, прямые ноги на мяче. Согнуть ноги и мяч зажать коленями. Сесть и мяч зажать коленями.
- стоя на коленях с опорой прямыми руками о мяч, прогибание в поясничном отделе с давлением руками о мяч.
- сед ноги врозь, мяч между ног, наклон вперёд с прокатом мяча вперёд;
- лёжа на спине, мяч зажат между ног, сделать перекат на живот;
- ползание на спине, мяч в руках, способом «гусеница»;
- ползание на животе мяч, мяч зажат между ног;
- броски фитбола из разных исходных положений: двумя руками из-за головы; назад, через голову; то же из И. п.: сидя.
3. Подвижная игра «убеги от мяча».
4. Элементы стретчинга с использованием мяча:
- стоя за мячом, пройти, ноги врозь над мячом и встать перед мячом.
5. Элементы расслабления:
- в положении лёжа на фитболе, на животе с небольшим покачиванием вперёд-назад.
Этапы освоения упражнений на фитболах.
1 этап.
Основные задачи:
1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
А) Прокатывание фитбола: по полу, по скамейке, змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров.
Б) Отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы.
В) Передача фитбола друг другу, броски фитбола.
Г) Игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч», «Толкай ладонями», «Толкай развёрнутой ступнёй».
2. Обучать правильной посадке на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
А) Сидя на фитболе у твёрдой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу).
Б) Сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса:
а) повороты головы вправо-влево,
б) поочерёдное поднимание рук вперёд - вверх - в сторону,
в) поднимание и опускание плеч,
г) скольжение руками по поверхности фитбола,
д) сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны,
е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.
3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лёжа, в приседе).
Рекомендуемые упражнения:
А) И. п.: стоя лицом к мячу.
1-2- присели, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая;
3-4- встали руки в стороны.
Б) По сигналу все разбегаются врассыпную и бегают между фитболами, по следующему сигналу подбегают к своим фитболам и приседают. Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.
В) И. п.: упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе.
1- присесть на пятки, Фитбол прижать к коленям,
2- вернуться в И. п.
Г) И. п.: лёжа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки.
Покачивать Фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.
Д) И. п.: лёжа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе.
Приподнять таз от пола.
Упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.
Е) И. п.: лёжа на спине, на полу, ступни ног на фитболе.
Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперёд-назад.
Ж) Переходы из положения упор, сидя, Фитбол на прямых ногах, прокатывая Фитбол к груди, лечь на спину. Вернуться в И. п.
З) И. п.: лёжа на спине, на полу, ногами обхватить Фитбол.
Согнуть колени и сжать фитбол.
И) И. п.: лёжа на спине, на полу, согнутые в коленях ноги – на фитболе, руки за головой.
Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоём.
Подпишитесь на рассылку Pandia.ru!
К) И. п.: лёжа на спине, на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.
Л) И. п.: стоя на коленях лицом к фитболу.
Разгибая ноги сделать перекат в положение на живот на фитбол. Ноги и руки упираются в пол.
М) И. п.: лёжа на спине, на полу, согнутые в коленях ноги на фитболе.
Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.
2 этап.
Основные задачи:
1. Научить детей сохранять правильную осанку при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на мяче.
Рекомендуемые упражнения:
А) Самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок позвоночник и фитбол как бы проходит стержень.
Б) В среднем темпе выполнять упражнения с руками: в стороны - вверх-вперёд-вниз. Выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Самостоятельное покачивание на мяче.
В) И. п.: сидя на фитболе.
Ходьба, на месте высоко поднимая колени,
Ходьба, на месте не отрывая носков.
2. Научить детей сохранять правильную осанку при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
Рекомендуемые упражнения:
А) Поочерёдно выставлять ноги на пятку вперёд, в сторону, руки на фитболе.
Б) Поочерёдно выставлять ноги на носок вперёд, в сторону, руки на фитболе.
В) То же упражнение с различными упражнениями рук.
3. Обучать ребёнка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
А) Наклоны вперёд, ноги врозь.
Б) Наклониться вперёд к выставленной ноге, с различными положениями рук.
В) И. п.: сидя на мяче. Наклоны вправо, влево, вперёд, назад, разнообразное положение рук.
Г) Сохранить правильную осанку и удержать равновесие в И. п.: сидя на мяче, руки в стороны, одна нога вперёд; поднять руки вверх, согнуть в локтях, выполнить круговые вращения руками.
Д) И. п.: сидя на мяче. В медленном темпе сделать несколько шагов вперёд и лечь спиной на фитбол, руки придерживают фитбол с боку. Переступая ногами вернуться в И. п.
Е) И. п.: лёжа на фитболе, на животе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов вперёд и назад. Затылок, шея, шея, спина, должны быть на прямой линии.
Ё) И. п.: лёжа на фитболе, на животе, ноги полусогнуты в стартовом положении на полу.
Согнуть руки в локтях, ладонями вперёд, голову не поднимать.
Ж) И. п.: лёжа на фитболе, на животе, руки, на полу, ноги в стартовом положении. Поочерёдно поднимать ноги до горизонтали, руки согнуты, плечи над кистями.
З) И. п.: лёжа на фитболе, на животе, руки, на полу, ноги в стартовом положении.
Поднимать поочерёдно ноги, сгибая в коленях.
И) И. п.: лёжа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочерёдные махи прямой ногой вверх.
Й) И. п.: лёжа на спине, на полу, ноги стопами упираются на мяч, руки вдоль туловища. Поочерёдные махи согнутой ногой.
К) Выполнить два предыдущих упражнения из И. п.: руки за головой.
4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
А) И. п.: сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу. Облокотиться на мяч, придерживая его руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол, лёгкие покачивания.
Б) И. п.: сидя на полу спиной к мячу, придерживая его сзади руками. Расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на мяч, лёгкие покачивания.
3 этап.
Основные задачи:
1. Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
А) стоя в упоре на одном колене боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступнёй. Медленные пружинистые покачивания.
Б) То же упражнение выполнить, сгибая руки.
В) И. п.: стоя на одном колене спиной к фитболу, другое колено на мяче, руки на полу. Пружинистые движения назад.
Г) И. п.: сидя, боком к мячу, дальняя от мяча нога согнута и упирается ступнёй в пол, локоть ближней к мячу руки лежит на поверхности мяча, кисть руки - на опорной ноге, разгибая её. Наклониться на мяч, удержать равновесие.
Д) И. п.: то же. При накате на мяч дальнюю руку поднять вверх,
Е) И. п.: то же. Выполнить одновременно одноимённо руками и ногами.
4 этап.
Основная задача:
1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
Рекомендуемые упражнения:
А) И. п.: в упоре лёжа на животе, на мяче. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.
Б) И. п.: в упоре лёжа на животе, на мяче. С опорой на мяч одной ногой.
В) И. п.: стоя на коленях лицом к мячу. Перейти в положение, лёжа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.
Г) Аналогичное упражнение с опорой на мяч, коленом согнутой ноги, другая нога выпрямлена вверх.
Д) И. п.: лёжа на животе, на мяче. Перевернуться на спину.
Е) И. п.: стоя правым боком к мячу. Шаг правой ногой через мяч, прокат на мяче, приставить левую ногу, встать левым боком к мячу.
Получить полный текст
Ё) И. п.: сидя на мяче, ноги вместе. Небольшой наклон влево, прокат вправо на мяче, встать мяч слева. То же влево.
Ж) И. п.: в упоре лёжа на животе, на мяче, руки в упоре на полу. Повороты в стороны. Точка контакта с мячом постепенно удаляется от опоры на пол.
З) То же упражнение с опорой на мяч одной ногой.
И) И. п.: лёжа на спине, на полу, ноги на мяче. Поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить мяч к ягодицам, вернуться в И. п.
К) То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.
Критерии оценивания результатов.
Высокий уровень – ребенок выполняет все предложенные задания на фитболе самостоятельно.
Средний уровень – ребенок выполняет все предложенные задания на фитболе с частичной помощью взрослого.
Низкий уровень – ребенок не может выполнить предложенные задания на фитболе, помощь взрослого не принимает.
НОД проводится 2 раза в неделю по 30 минут.
В конце учебного года проводится конечное тестирование.
Для контроля эффективности занятий были использованы тесты на статическую мышечную выносливость, предложенные И. Д.Ловейко
1 тест для мышц шеи:
И. П. - лежа на спине, руки вниз.
1 - приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.
2 тест для мышц живота:
И. П. - лежа на спине, руки вниз
1 - поднять ноги до угла 45градусов и зафиксировать положение.
3 тест для мышц спины:
И. П. - лежа на животе, руки вверх
1 - прогнувшись и зафиксировать положение
б) Для определения подвижности позвоночника используется методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г. И.Турнера (г. Санкт-Петербург) О. С.Байловой и К. Ф.Зенкевич:
* И. П. - стоя на скамейке, стопы параллельно.
1 - наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах - 0 от скамейки).
Результативность использования программы:
Практическая работа по применению фитбол-гимнастики
в МДОБУ « Детский сад комбинированного вида «Южный»
позволила сделать следующие выводы:
1. Высокая эффективность НОД может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами и заинтересованными организациями, а также при наличии программно - методической и материальной базы.
2. Обучение детей фитбол-гимнастике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:
· происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;
· совершенствуются сердечно - сосудистая и дыхательная системы;
· развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
· улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.
Безусловно, фитбол - гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.
Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
График заболеваемости за 2учебный год.
Детодни
10
9,9
6,0
3,5
9
8
7
6
5
4
3
2
1
месяц
сентябрь
январь
май
Таким образом, фитбол - гимнастика, является на данный момент инновационным направлением в физическом развитии и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для укрепления здоровья ребенка.
Список использованной литературы:
1. Бочарова Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176 с
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с
3. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Занятия физической культурой в ДОУ. – М.: 5 за знания, 2005. – 112 с
4. Доронова Т. Н. Из ДОУ в школу. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 232 с
5. Белкина В. Н., Елкина Н. В., Васильева Н. Н., Земляная С. И., Михайлова М. А. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития; Академия и Ко, 1998. – 256 с
6. Ефимов О. И. Школьные проблемы глазами врача. – СПб.: «ДИЛЯ», 2007. – 144 с
7. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 105 с
8. Каштанова Г. В., Мамаева Е. Г., Сливина О. В., Чуманова Т. А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с
9. Маханева М. Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004. – 261 с
Получить полный текст
Подпишитесь на рассылку сайта Pandia.ru!
10. Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж, 2007. – 85 с
11. Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – СПб.: КАРО, 2006. – 136 с
12. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: РЕЧЬ, 2002. – 176 с
13. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988. – 747 с
14. Петрова Н. Если ребенок плохо говорит. – СПб.: ДИЛЯ, 2005. – 128 с
15. Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь, 2007. – 99 с
16. Рунова М. А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96 с
17. Волосникова Т. В., Филиппова С. О., Москаленко В. И., Лебедева Н. В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе. -М.: Школьная пресса, 20 с
18. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 320 с
Приложение .
Перспективное планирование в процессе освоения двигательных навыков.
№ П/П
Программное содержание освоения движений
Возраст детей
5-6
6-7
Ходьба:
1.
Ходьба с содружественными движениями рук, ног
2.
Меняя направление с хоппом в руках
1
1
3.
Огибая предметы с хоппом в руках
1
1
4.
В колонне парами
5.
По кругу, взявшись за руки
6.
Приставными шагами вперёд с хоппом в руках
1
1
7.
Приставными шагами вправо-влево с хоппом в руках
1
1
8.
На носках с хоппом в руках
1
1
9.
Высоко поднимая колени с хоппом в руках.
1
1
10.
По кругу, не держась за руки
11.
С остановкой
12.
С поворотами с хоппом в руках
1
1
13.
На пятках с хоппом в руках
1
1
14.
На внешней стороне стопы с хоппом в руках
1
1
15.
«Змейкой» между расставленными предметами
16.
С разными положениями рук
1
17.
Приставными шагами назад
18.
Чередование ходьбы с бегом и прыжками
19.
В полуприсиде
2
20.
Перекатом с пятки на носок
3
21.
На носках, руки за головой
2
1
22.
3-4 метра с закрытыми глазами
2
23.
С перешагиванием предметов с хоппом в руках
2
2
24.
Приставными шагами в сторону на носках с хоппом в руках
2
1
25.
Приставными шагами в сторону на пятках с хоппом в руках
2
1
26.
Приставными шагами с приседанием с хоппом в руках
3
2
27.
Русским переменным шагом
3
3
28.
Вальсовым шагом в сторону с хоппом в руках
3
Бег:
1.
С хорошей координацией рук, ног при беге
1
2
2.
В разных направлениях с хоппом в руках
3
3
3.
За предметом или с ним
4.
В колонне небольшими группами
5.
По кругу с соблюдением дистанции с хоппом в руках
3
3
6.
Между двумя линиями
7.
В медленном темпе 30-40 секунд с хоппом в руках
2
2
8.
В колонне
9.
С одной стороны площадки на другую на расстоянии 10-20 метров
10.
По прямой и извилистой дорожке
11.
В чередовании с ходьбой с хоппом в руках
3
3
12.
С остановкой
13.
Со сменой направления с хоппом в руках
3
3
14.
С ловлей и увёртыванием
15.
На скорость 10 метров
16.
В медленном темпе 50-60 секунд с хоппом в руках
3
3
17.
Выраженный бег «с полётом»
18.
В колонне парами
19.
«Змейкой» обегая поставленные в ряд предметы
20.
С ускорением и замедлением темпа с хоппом в руках
3
3
21.
Со сменой ведущего с хоппом в руках
3
3
22.
По узкой дорожке
1
23.
Широким шагом с хоппом в руках
1
3
24.
На носках с хоппом в руках
1
3
25.
Широким и мелким шагом с хоппом в руках
2
26.
В сочетаниями с другими движениями
2
27.
Челночный бег
2
1
28.
С захлёстыванием голени с хоппом в руках
3
1
29.
Поднимая вперёд прямые ноги
3
2
30.
Бег прыжками с хоппом в руках
2
31.
В сочетании с другими движениями (мяч, скакалка, прыжки)
2
32.
Широким шагом через препятствия с хоппом в руках
2
33.
Из разных стартовых положений
3
34.
Семенящий с хоппом в руках
3
35.
Спиной вперёд с хоппом в руках
3
36.
С крестными шагами
3
Катание, бросание, ловля мяча:
1.
Катание хоппа с горки или ската и бег за ним
2.
Катание фитбола педагогу двумя руками в положении сидя и стоя
3
3
3.
Катание мяча друг другу с расстояния 1,0-1,5 метра
4.
Бросание фитбола руками снизу вперёд и вверх
3
3
5.
Бросание фитбола от груди двумя руками вперёд
3
3
6.
Бросание мяча педагогу
7.
Бросание и ловля фитбола от педагога с расстояния до 1 метра
2
3
8.
Бросание фитбола через верёвку
2
3
9.
Бросание обычного маленького мяча одной рукой через верёвку
10.
Бросание фитбола двумя руками снизу в горизонтальную цель
2
3
11.
Метание маленького мяча правой и левой рукой в горизонтальную цель на расстоянии 1,0-1,25 метра
12.
Метание мяча вверх одной рукой
13.
Метание маленького мяча с расстояния 1 метра в вертикальную цель
14.
Катание мяча в ворота с расстояния 1-1,5 метра
15.
Бросание фитбола двумя руками из-за головы
2
3
16.
Бросание фитбола вверх и попытка его поймать
2
3
17.
Отбивание фитбола о землю и попытка его поймать
2
3
18.
Бросание фитбола двумя руками через верёвку
3
3
19.
Катание фитбола с попаданием в предмет
3
3
20.
Катание фитбола между предметами
3
3
21.
Катание обруча в произвольном направлении
22.
Бросание фитбола друг другу
3
3
23.
Бросание фитбола двумя руками от груди через сетку
3
3
24.
Бросание фитбола двумя руками из-за головы в положении стоя и сидя
3
3
25.
Отбивание фитбола о землю двумя руками стоя на месте
2
2
26.
Отбивание фитбола одной рукой
2
3
27.
Бросание фитбола о стенку и ловля его
2
3
28.
Катание фитбола «змейкой» между предметами
1
1
29.
Бросание мяча вверх и ловля одной рукой
1
30.
Бросание фитбола друг другу с хлопками
2
2
31.
Бросание фитбола из положения сидя
2
1
32.
Бросание фитбола с поворотом
2
1
33.
Бросание фитбола с отскоком то земли
2
1
34.
Бросание фитбола и ловля его в движении
2
1
35.
Отбивание фитбола двумя руками с шагом в прямом направлении
2
1
36.
Отбивание фитбола одной рукой
3
2
37.
Отбивание фитбола о стенку с хлопком и поворотом
3
1
38.
Метание мяча в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой
3
1
39.
Броски двумя руками набивного мяча
3
1
40.
Бросание фитбола в разных положениях
2
41.
Катание фитбола друг другу
2
2
42.
Бросание фитбола вперёд снизу, от груди, через голову назад
2
2
43.
Бросание фитбола с отбиванием от земли поочерёдно правой и левой рукой
2
2
44.
Отбивание фитбола о землю двумя руками, продвигаясь бегом
2
2
45.
Отбивание мяча одной рукой, в прямом направлении, по кругу, «змейкой»
3
46.
Метание фитбола в движущую цель
3
47.
Метание фитбола вдаль с нескольких шагов
3
48.
Элементы волейбола
3
Прыжки:
1.
Ритмические приседания и выпрямления с хоппом в руках
2
3
2.
Подпрыгивание на двух ногах
3.
Прыжки, вверх сидя на фитболе
2
3
4.
Прыжки на двух ногах сидя на фитболе с продвижением вокруг себя
1
2
5.
В длину с места
6.
В глубину
7.
Вверх с касанием предмета над головой
8.
Ноги вместе - ноги врозь
9.
Через предмет
10.
С ноги на ногу
11.
Прямой галоп
12.
В обруч, лежащий на земле
13.
Одна нога вперёд, другая нога назад
14.
Подскоки на месте с поворотом направо и налево
15.
Подскоки вверх на месте, поворачиваясь вокруг себя
16.
Прыжки вверх на двух ногах с 3-4 шагов
17.
В длину последовательно через 4-6 линий
18.
Из круга в круг
19.
Сидя на фитболе на правой и на левой ноге
3
3
20.
Пытаться прыгать с короткой скакалкой
21.
Подскоки на месте, одна рука вперёд, другая назад, ноги скрестно, ноги врозь
22.
Подскоки на месте с хлопками над головой, перед собой, за спиной
1
23.
По узкой дорожке на двух ногах
1
24.
На двух ногах боком вперёд, назад
1
25.
Попеременно сидя на фитболе на одной и на другой ноге
1
3
26.
На одной ноге продвигаясь вперёд прямо
2
27.
На возвышение с места
2
28.
Боковой галоп
2
29.
Через длинную скакалку на двух ногах, с ноги на ногу, стоя к верёвке лицом
3
30.
Прыжки через вращающую скакалку
3
31.
Через короткую скакалку на двух ногах, на одной ноге, с продвижением вперёд
3
32.
В высоту с разбега
3
33.
В длину с разбега
1
34.
Прыжки вверх на двух сидя на фитболе, ногах на месте, с поворотом вокруг себя
1
1
35.
Сидя на фитболе, прыжки вверх, смещая ноги вправо, влево
1
36.
Вверх из глубокого приседа
1
37.
Вверх с разбега, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребёнка на 20-30 см
2
38.
Сидя на фитболе, с продвижением вперёд на 5-6 м
2
39.
Сидя на фитболе, прыжки боком с продвижением вперёд через линии
1
2
40.
Попеременно на одной и на другой ноге с взмахом рук
1
2
41.
Во время ходьбы, перепрыгивая фитболы
2
42.
Прыгать на одной, толкая другой «камушек»
2
43.
Через линию на одной ноге вперёд и назад, вправо и влево
2
44.
Вверх и вниз по наклонной доске
3
45.
С высоты 30-40 см
3
46.
С высоты за линию в круги
3
47.
С высоты с поворотом на 180 градусов
3
48.
С высоты из положения, стоя спиной вперёд
3
49.
На предмет до 40 см с нескольких шагов разбега
3
50.
С короткой скакалкой на двух ногах, с ноги на ногу
3
51.
Через короткую скакалку бегом
3
52.
Через длинную скакалку, вбегая под неё с разбегу
3
Ползание, лазание:
1.
Ползание, на четвереньках в разных направлениях толкая фитбол
2
3
2.
Ползание на четвереньках к фитболу
3.
По дорожке между двумя линиями
4.
Подползание под верёвку, дугу высотой 30-40 см
5.
Переползание через бревно
6.
Лазание по стремянке произвольно
7.
Ползание «змейкой» между хоппами
8.
На четвереньках по доске, положенной на пол
9.
Ползание по наклонной доске, закреплённой на второй перекладине гимнастической стенки
10.
Переползание через бревно, верхний край приподнят на высоту 40 см от пола
11.
Проползание между ножками стула в обруч
12.
Лазание по наклонной лестнице
13.
Влезание на гимнастическую стенку и слезание с неё
14.
Подлезание под верёвку не касаясь руками пола
15.
Пролезание в обруч, приподнятый от пола на 10 см
16.
Пролезание на животе под скамейкой
17.
Ползание под скамейкой на животе, подтягиваясь руками
18.
Ползание по бревну на четвереньках
19.
Лазание по наклонной лестнице
20.
Проползание между перекладинами лестницы, стоящей боком на полу
21.
По гимнастической стенке вверх и вниз, не пропуская перекладин, чередующим шагом
22.
При лазании переходить с пролёта на пролёт приставным шагом вправо и влево
23.
Проползание по скамейке на предплечьях и коленях
1
24.
Ползание по скамейке стоя на коленях, подтягиваясь руками
1
25.
Ползание на четвереньках в сочетании с пролезанием через скамейку или подлезание под ней
1
26.
Пролезание в обруч сверху, снизу, боком, прямо
2
27.
Влезание по наклонной лестнице, слезание по вертикальной
2
28.
Лазание чередующим шагом
2
29.
Лазание по гимнастической стенке, поднимаясь вверх по диагонали
3
1
30.
Лазание по гимнастической стенке в сочетании со спуском по наклонной
3
31.
Лазание по верёвочной лестнице
3
1
32.
Ползание на четвереньках по скамейке назад
3
1
33.
Ползание по скамейке на животе, спине, подтягиваясь руками
2
34.
Ползание по полу на животе, фитбол между ног
2
2
35.
Ползание, на четвереньках животом вверх с опорой на ступни и ладони толкая фитбол ногами
3
3
36.
Переползание через препятствия
3
37.
Лежа на спине, на полу, хопп между ног, сделать переворот на спину, на живот
2
3
38.
Прокаты на животе, на фитболе вперёд, назад
2
3
39.
Прокаты на спине, на фитболе вперёд, назад
2
3
40.
Прокаты на животе, на фитболе вперёд, с отжиманием
2
3
41.
Прокаты на спине, на фитболе влево, вправо
2
3
С учётом задач все требования базовой программы: Васильевой М А «Воспитание и обучение в детском саду» по освоению основных движений мы переработали, дополнили и свели, в единую таблицу это позволяет уточнить «зону ближайшего развития» движений конкретной группы. Для каждого возраста выделены три этапа коррекционной работы (в таблице обозначены 1, 2, 3) и соответствующие им базовые двигательные навыки.
Тематическое планирование.
Октябрь.
Тема занятий.
1 неделя.
«Фитбол гимнастика с элементами ритмопластики».
1. Ознакомить с комплексом ритмической гимнастики. Учить слушать музыку. Развивать гибкость и координацию движений.
2. Разучить комплекс ритмической гимнастики, сидя на фитболе.
3. Учить передаче мяча сверху, от себя, снизу.
4. Учить выполнять движения под музыку сидя на фитболе по показу педагога.
9. Повторить подвижную игру с фитболом: «Цепочка».
1 неделя.
«Фитбол гимнастика с элементами ритмопластики».
1. Повторить чередование разных видов ходьбы с бегом и прыжками с фитболом в руках.
Разучивание танца на фитболе ” Что я за птица?” слова – Э. Гладкова, музыка – Э. Гладкова, «Небылицы», «Песенка про жирафа» слова – Ю. Энтина, музыка – Ю. Чичкова.
2. Учить выполнять упражнения, сидя на фитболе под музыку по показу педагога.
3. Разучить общеразвивающие упражнения, сидя на фитболе
(комплекс № 3).
4. Повторить релаксацию на мяче.
2 неделя.
«Фитбол гимнастика с элементами ритмопластики».
1. Учить приставному шагу в сторону на носках с хоппом в руках, приставному шагу назад с хоппом в руках.
2. Повторить развивающие упражнения, сидя на фитболе
(комплекс № 3).
3. Разучивание танца на фитболе ” Песенка водяного” слова – Ю. Энтина, музыка – М. Дунаевского.
4. Учить выполнять движения под музыку по показу педагога.
4. Разучивание подвижной игры с фитболом «Карусель».
3 неделя.
«Фитбол гимнастика с элементами ритмопластики».
5. Повторение танца, сидя на фитболе «Чебурашка» слова – Э. Успенского, музыка – В. Шаинского.
6. Повторение танца сидя на фитболе «Облака» слова – С. Козлова, музыка - В. Шаинского, «Песенка про жирафа», «Небылицы».
7. Учить выполнять движения под музыку по показу педагога.
Разучивание подвижной игры с фитболом «Карусель».
4 неделя.
«Занятия-соревнования с фитболом».
1. Разучивание игр – эстафет с фитболом: «Кто быстрее прокатит мяч по скамейке», «Змейка», «Гребенка», «От ворот до ворот».
2. Творческое задание «Придумай движение под музыку с фитболом».
Подвижные игры с фитболом: «Карусель», «Хоп – стоп», «Цепочка», «Турки».
3. Повторить общеразвивающие упражнения, сидя на фитболе
(комплекс № 3).
Ноябрь.
Тема занятий.
1 неделя.
Сюжетное занятие «Школа больших мячей». Част 1.
1. Учить приставной шаг вправо-влево с хоппом в руках прижатым к груди, ходьбе на носках с хоппом в руках над головой, высоко поднимать колени, сидя на мяче.
2. Учить бегу в медленном темпе 30-40 секунд с хоппом в руках прижатым к груди.
3. Разучивание общеразвивающих упражнений сидя на фитболе
(комплекс № 4).
4. Повторить метание фитбола из-за головы.
5. Разучивание массажа в парах с фитболом.
2 неделя.
Сюжетное занятие «Школа больших мячей». Част 2.
1. Повторить приставной шаг вправо-влево с хоппом в руках прижатым к груди, ходьбе на носках с хоппом в руках над головой, высоко поднимать колени, сидя на мяче.
2. Повторить бег в медленном темпе 30-40 секунд с хоппом в руках прижатым к груди.
3. Повторить общеразвивающие упражнения, сидя на фитболе
(комплекс № 3).
5. Учить метать хопп снизу - вперед.
6. Повторить массаж в парах с фитболом.
3 неделя.
Двигательные фитбол – сказки.
1. Учить детей по мнемотаблицам делать общеразвивающие упражнения с фитболом.
2. Учить детей по мнемотаблицам выполнять пройденные основные виды движений.
3. Учить детей внимательно слушать сказку и с педагогом одновременно выполнять движения с фитболом соответствующие мнемотаблице и тексту.
4. Разучивание танца на фитболе ” Песенка мамонтенка” слова-Д. Непомнящая, музыка – В. Шаинского.
5. Подвижная игра с фитболом «Карусель».
4 неделя.
Занятие – тренировка.
1 станция – общеразвивающие упражнения. Комплекс № 4.
2 станция - метание мяча из – за головы, снизу – вперед.
3 станция - танец на фитболе ” Песенка водяного”.
4 станция – подвижные игры: «Хоп – стоп», «Цепочка», «Турки».
5 станция - игры – эстафеты с фитболом: «Кто быстрее прокатит мяч по скамейке», «Змейка», «Гребенка», «От ворот до ворот».
6 станция - релаксация.
Декабрь
Тема занятий.
1 неделя.
Сюжетное занятие «Движение в музыке».
1. Прослушивание музыкальных произведений.
2. Придумывание движений под музыку.
3. Совместное творчество детей и педагога.
4. Закрепление танца сидя на фитболе «Что я за птица?», «Мамонтенка».
5. Разучивание подвижной игры «Высота».
6. Разучивание общеразвивающих упражнений сидя на фитболе
(комплекс № 5).
7. Повторить массаж в парах с фитболом.
2 неделя.
1. Учить детей ходьбе с содружественными движениями рук, ног.
2. Учить детей чередовать бег с ходьбой с хоппом в руках.
3. Разучивание общеразвивающих упражнений сидя на фитболе
(комплекс № 6).
4.Повторение подвижной игры «Высота».
5. Разучить подвижную игру с фитболом «Выбивало».
3 неделя.
Двигательные фитбол – сказки.
1. Учить детей по мнемотаблицам выполнять пройденные основные виды движений.
2. Учить детей внимательно слушать сказку и с педагогом одновременно выполнять движения с фитболом соответствующие мнемотаблице и тексту.
3. Разучивание общеразвивающих упражнений сидя на фитболе
(комплекс № 3).
4.Учить бросать и ловить фитбол снизу - вперед к педагогу с расстояния до 1 метра.
5. Повторить подвижную игру с фитболом «Карусель».
4 неделя.
«Фитбол гимнастика с элементами ритмопластики».
1. Учить выполнять движения под музыку по показу педагога.
2. Разучивание танца сидя на фитболе «Песенка львенка и черепахи» слова - С. Козлова, музыка – Г. Гладкова.
3. Разучивание подвижной игры «Горячий мяч».
Повторить массаж в парах с фитболом.
4 неделя.
«Фитбол гимнастика с элементами ритмопластики».
1. Ознакомить с хореографическими упражнениями, позициями рук и ног. Развивать плавность и мягкость.
2. Выполнять движения строго под музыку.
3. Повторение танца сидя на фитболе «Песенка львенка и черепахи».
4. Ералаш.
Январь.
Тема занятий.
2 неделя.
Сюжетное занятие «Королевство волшебных мячей». Часть 1.
1. Учить вальсовому шагу в сторону с хоппом в руках, ходьбе с перекатом с пятки на носок.
2. Учить бегу с ловлей и увертыванием, «змейкой» с мячом в руках, обегая поставленные в ряд предметы.
3. Разучивание общеразвивающих упражнений сидя на хоппе и 1 кг мячом. (Комплекс № 6).
4. Разучивание танца сидя на фитболе «Песенка о волшебном цветке» слова - М. Поляцковского, музыка – Ю. Чичкова.
5. Учить запрыгивать на мяч с разводом ног в стороны, с приземлением на мат на согнутые ноги (с разбега).
6. Разучивание подвижной игры с хоппом «Фитбол – пятнашки».
2 неделя.
Сюжетное занятие «Королевство волшебных мячей». Часть 2.
1. Закреплять вальсовый шаг в сторону с хоппом в руках, ходьбу с перекатом с пятки на носок, бегу с ловлей и увертыванием, «змейкой» с мячом в руках, обегая поставленные в ряд предметы.
2. Разучивание общеразвивающих упражнений сидя на хоппе. (Комплекс № 7).
3. Учить детей метанию хоппа из-за головы.
4. Разучивание подвижной игры с хоппом «Быстрая гусеница».
3 неделя.
«Фитбол гимнастика с элементами ритмопластики».
1. Учить выполнять движения под музыку по показу педагога.
2. Повторить танец, сидя на фитболе «Облака».
3. Повторение танца сидя на фитболе “Песня водяного” на осеннем празднике.
Повторение подвижной игры «Горячий мяч».
4 неделя.
Открытое занятие:
Задачи:
1. Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием колен, на внешней стороне стоп, скрестным шагом; в беге со сменой направления.
2. Учить сохранять правильную осанку сидя на мяче при уменьшении площади опоры;
3. Учить детей согласовывать движения с музыкой и текстом песни.
4. Развивать навык выполнения основных видов движения:
- ходьба, по гимнастической скамейке прокатывая мяч перед собой;
- прокатывание на мяче, на животе;
-ползание на животе с мячом между согнутых ног.
5. Активизировать развитие у детей, потребности в движениях под музыку играя в подвижные игры, способствуя художественно - эмоциональному восприятию.
6. Развивать равновесие, ловкость, выносливость, быстроту, координацию движений.
7. Воспитывать желание у детей заниматься физкультурой, создавая бодрое, радостное настроение.
Февраль
Тема занятий.
1 неделя.
Занятие – тренировка.
1 станция – общеразвивающие упражнения. Комплекс № 6, №7.
2 станция - бросать и ловить фитбол снизу - вперед к педагогу с расстояния до 1 метра.
3 станция – танец «Песня водяного» слова – Ю. Энтина, музыка – М. Дунаевского, «Песня о волшебном цветке».
4 станция – подвижные игры: «Цепочка», «Турки».
5 станция - игры – эстафеты с фитболом: «Кто быстрее прокатит мяч по скамейке», «Змейка», «Гребенка», «От ворот до ворот».
6 станция - релаксация.
2 неделя.
Сюжетное занятие «Движение в музыке».
1. Прослушивание музыкальных произведений.
2. Придумывание движений под музыку.
3. Совместное творчество детей и педагога.
4. Творческое задание “Что я за птица?”- придумать движения под музыку и слова - Г. Гладкова.
5. Разучивание подвижной игры «Высота».
3 неделя.
«Занятия-соревнования с фитболом».
1. Повторение игр – эстафет с фитболом: «Кто быстрее прокатит мяч по скамейке», «Змейка», «Гребенка», «От ворот до ворот».
2. Творческое задание «Придумай движение под музыку с фитболом».
3. Подвижные игры с фитболом: «Карусель», «Хоп – стоп», «Цепочка», «Турки».
4 неделя.
«Фитбол гимнастика с элементами ритмопластики».
1. Повторение ритмопластики на фитболе «Песенка водяного», «Облака», «Песенка львенка и черепахи».
2. Разучивание ритмопластики на фитболе «Лесной олень» музыка - В. Шаинского, слова – А. Тимофеевского.
3. Повторение подвижной игры с хоппом «Быстрая гусеница».
4. Повторить массаж в парах с фитболом.
Март.
Тема занятий.
1 неделя.
«Занятие – сказка с фитболом».
1. Повторить танец, сидя на фитболе «Что я за птица» музыка Г. Глакова.
2. Повторить танец, сидя на фитболе «Облака» слова – С. Козлова, музыка - В. Шаинского, «Чебурашка» слова – Э. Успенского, музыка – В. Шаинского.
3. Двигательная сказкотерапия с фитболом.
1 неделя.
1. Разучить ходьбу приставным шагом с хоппом в руках, вперед-назад, вправо-влево, огибая предметы.
2. Разучить бег в разных направлениях с хоппом в руках.
3. Разучивание общеразвивающих упражнений сидя на фитболе
(комплекс № 8).
4. Разучить передачу мяча сверху, от себя, снизу.
5. Разучить подвижную игру «Хоп – стоп».
2 неделя.
Сюжетное занятие «Движение в музыке».
1. Прослушивание музыкальных произведений.
2. Придумывание движений под музыку.
3. Совместное творчество детей и педагога.
4. Разучивание танца сидя на фитболе «Разноцветная игра».
5. Закрепление танцев сидя на фитболе «Чебурашка» музыка – Е. Крылатова, слова – Ю. Энтина, «Что я за птица?» музыка - Г. Гладкова,
«Песня водяного», «Облака».
6. Подвижные игры: «Быстрая гусеница», «Фитбол – пятнашки», «Горячий мяч».
3 неделя.
Сюжетное Занятие.
1. Учить приставной шаг вправо-влево с хоппом в руках прижатым к груди, ходьбе на носках с хоппом в руках над головой, высоко поднимать колени, сидя на мяче.
2. Учить бегу в медленном темпе 30-40 секунд с хоппом в руках прижатым к груди.
3. Разучивание общеразвивающих упражнений сидя на фитболе
(комплекс № 3).
4. Повторить метание фитбола из-за головы.
5. Разучивание массажа в парах с фитболом.
4 неделя.
Занятие – тренировка.
1 станция – общеразвивающие упражнения. Комплекс № 8.
2 станция - метание мяча из – за головы, снизу – вперед.
3 станция - танец на фитболе «Что я за птица?» музыка - Г. Гладкова, «Лесной олень».
4 станция – подвижные игры: «Быстрая гусеница», «Фитбол – пятнашки».
5 станция - игры – эстафеты с фитболом: «Кто быстрее прокатит мяч по скамейке», «Змейка», «Гребенка», «От ворот до ворот».
6 станция - релаксация.
Апрель.
Тема занятий.
1 неделя.
Сюжетное занятие «Помоги младшему товарищу выполнить задание».
Занятие в парах с детьми старшей группы.
1. Повторить разные виды ходьбы, меняя направление с фитболом в руках, приставной шаг с приседанием с хоппом в руках, чередование разных видов ходьбы с бегом с мячом в руках.
2. Повторение общеразвивающих упражнений сидя на фитболе
(комплекс № 8).
3. Повторить передачу мяча сверху, от себя, снизу.
4. Повторить подвижную игру «Хоп – стоп».
2 неделя.
Сюжетное занятие «Движение в музыке».
1. Прослушивание музыкальных произведений.
2. Придумывание движений под музыку.
3. Совместное творчество детей и педагога.
4. Разучивание танца сидя на фитболе «Буратино» музыка –А. Рыбникова, слова – Ю. Энтина, «Заводные игрушки» слова - Ю. Энтина, музыка - Е. Крылатого.
5. Подвижные игры: «Быстрая гусеница», «Фитбол – пятнашки», «Горячий мяч».
3 неделя.
Занятие – тренировка.
1 станция – общеразвивающие упражнения. Комплекс № 9.
2 станция - метание мяча из – за головы, снизу – вперед.
3 станция - танец на фитболе « Буратино», «Лесной олень».
4 станция – подвижные игры: «Быстрая гусеница», «Фитбол – пятнашки».
4 неделя.
Сюжетное занятие № 1, № 2.
Май.
Тема занятий.
1 неделя.
«Фитбол гимнастика с элементами ритмопластики».
1.Повторить чередование разных видов ходьбы с бегом и прыжками с фитболом в руках.
2. Повторение танца на фитболе ” Буратино”.
3. Учить выполнять упражнения, сидя на фитболе под музыку по показу педагога.
4. Повторить релаксацию на мяче.
2 неделя.
Сюжетное занятие «Мир подвижных игр с мячом».
3 неделя.
Занятие – тренировка.
1 станция – общеразвивающие упражнения. Комплекс № 5.
2 станция - передача мяча сверху, от себя, снизу.
3 станция – танец «Что я за птица?» музыка Г. Глакова.
4 станция – подвижные игры: «Цепочка», «Турки».
5 станция - игры – эстафеты с фитболом: «Кто быстрее прокатит мяч по скамейке», «Змейка», «Гребенка», «От ворот до ворот».
6 станция - релаксация.
4 неделя.
Самостоятельное занятие с фитболом.
Занятие проводит ребенок под руководством педагога.
Приложение .
Подпишитесь на рассылку Pandia.ru!
Перспективное планирование по фитбол-гимнастике с элементами ритмопластики для детей 5-6 лет.
№
Задачи
Дата
1
Рассказать о правильной осанке и умении сохранять ее в движении сидя на фитболе.
Сентябрь
2
Ознакомить с комплексом ритмической гимнастики. Учить слушать музыку. Развивать гибкость и координацию движений.
Сентябрь
3
Разучить комплекс ритмической гимнастики, сидя на фитболе.
Сентябрь
4
Совершенствовать упражнения ритмической гимнастики с элементами фитбол – гимнастики. Закреплять навык выполнения движений четко под музыку.
Сентябрь
5
Выполнение движений под музыку сидя на фитболе по показу педагога.
Сентябрь
6
Разучивание танца сидя на фитболе «Чебурашка» слова – Э. Успенского, музыка – В. Шаинского.
Сентябрь
7
Разучивание танца сидя на фитболе «Облака» слова – С. Козлова, музыка - В. Шаинского.
Сентябрь
8
Продолжить осваивать упражнения для формирования правильной осанки. Увеличивать подвижность суставов, улучшать координацию движений.
Октябрь
9
Ознакомить с хореографическими упражнениями, позициями рук и ног. Развивать плавность и мягкость.
Октябрь
10
Творческое задание “Что я за птица?”- придумать движения под музыку и слова - Г. Гладкова.
Октябрь
11
Выполнять движения строго под музыку.
Октябрь
12
Разучивание танца сидя на фитболе «Песня водяного» слова – Ю. Энтина, музыка – М. Дунаевского.
Октябрь
13.
Освоить подготовительные упражнения к высокому шагу. Формировать правильную осанку.
Ноябрь
14
Изучить высокий шаг в сочетании сработай рук сидя на фитболе. Развивать координацию движений и чувство равновесия.
Ноябрь
15
Изучать приставной шаг, вперед сидя на мяче с перекатом на спину. Развивать координацию движений и чувство равновесия.
Ноябрь
16
Разучивание танца сидя на фитболе «Песенка мамонтенка» слова-Д. Непомнящая, музыка – В. Шаинского.
Ноябрь
17
Тренировать умение ускорять движение приставного шага вдвое в сочетании с переменой направления, сидя на фитболе.
Декабрь
18
Ознакомить с простейшими упражнениями с мячом. Развивать гибкость и равновесие.
Декабрь
19
Работать над осанкой с помощью фитбола. Развивать гибкость и равновесие.
Декабрь
20
Освоить ОРУ с использованием фитбола. Развивать плавность и мягкость.
Декабрь
21
Разучивание танца сидя на фитболе «Песенка львенка и черепахи» слова-С. Козлова, музыка – Г. Гладкова.
Декабрь
22
Ознакомить с комбинацией упражнений с фитболом. Развивать координацию движений и гибкость
Январь
23
Разучивать комбинацию упражнений с фитболом. Выполнять движения под музыку
Январь
24
Совершенствовать связки в комбинации упражнений с фитболом.
Январь
25
Повторить в целом комбинацию упражнений с фитболом. Развивать плавность и мягкость.
Январь
26
Разучивание танца сидя на фитболе «Лесной олень» слова - А. Тимофеевского, музыка – В. Шаинского.
Февраль
27
Разучить прыжок выпрямившись. Формировать осанку.
Февраль
28
Работать над формированием осанки с помощью фитбола.
Февраль
29
Освоить круговые движения с фитболом в руках в боковой плоскости. Воспитывать уверенность и выдержку.
Февраль
29
Освоить ОРУ с использованием фитбола. Развивать гибкость и плавность.
Март
30
Изучить технику переводов фитболов назад из положения вперед и обратно.
Март
31
Повторить упражнения с фитболом в сочетании с музыкой. Развивать координацию.
Март
32
Разучить связки из упражнения(комбинация с фитболом).
Март
33
Разучивание танца сидя на фитболе «Буратино» слова – Ю. Энтина, музыка – А. Рыбникова.
Апрель
34
Работать над формированием осанки с помощью фитболов. Развивать чувство ритма.
Апрель
35
Разучить упражнения с фитболом в сочетании с музыкой. Развивать плавность, мягкость, грациозность.
Апрель
36
Совершенствовать комплекс упражнений с фитболом. Развивать чувство равновесия.
Апрель
37
Познакомить с комплексом упражнений с фитболом стоя на полу фитбол в руках. Развивать координацию движений.
Май
36
Совершенствовать упражнения с фитболом и хореографические упражнения. Развивать пластику, плавность, грациозность.
Май
37
Напомнить о правильной осанке, об умении сохранять ее в движении. Вспомнить любимые упражнения в сочетании с музыкой. Развивать мягкость, плавность и координацию движений
Май
Перспективное планирование по фитбол-гимнастике с элементами ритмопластики для детей 6-7 лет.
№
Содержание
Дата
1
Выполнение движений под музыку по показу педагога.
Сентябрь
2
Творческое задание «Придумай движение под музыку с фитболом».
Сентябрь
3
Разучивание танца на фитболе ” Песенка про жирафа” слова – Ю. Энтина, музыка – Ю. Чичков.
Сентябрь
4
Разучивание танца сидя на фитболе «Небылицы».
Октябрь
5
Исполнение танца сидя на фитболе “Облака” слова – С. Козлова, музыка – В. Шаинского на осеннем празднике.
Октябрь
6
Закрепление танца сидя на фитболе «Песнка про жирафа».
Октябрь
7
Закрепление танца сидя на фитболе «Небылицы».
Ноябрь
8
Творческое задание «Что я за птица?» музыка и слова – Г. Гладкова, (придумать движения под музыку сидя на фитболе).
Ноябрь
9
Закрепление танца сидя на фитболе «Что я за птица?» музыка и слова – Г. Гладкова.
Декабрь
10
Выполнение танцевальных движений по показу педагога.
Декабрь
11
Включение танца сидя на мяче «Что я за птица?» музыка и слова – Г. Гладкова в сценарий новогоднего праздника.
Декабрь
12.
Выполнение танцевальных движений по показу педагога.
Январь
13
Творческое задание «Песня о волшебном цветке» слова – М. Пляцковского, музыка - Ю. Чичков (придумать движения под музыку сидя на мяче).
Январь
14
Закрепление танца сидя на фитболе «Песня о волшебном цветке» слова – М. Пляцковского, музыка - Ю. Чичков.
Февраль
15
Закрепление рисунка танца и последовательности движений.
Февраль
16
Включение в концерт для мам танца сидя на фитболе «Песня о волшебном цветке» слова – М. Пляцковского, музыка - Ю. Чичков.
Март
17
Разучивание танца сидя на мяче “Разноцветная игра”.
Март
18
Выполнение танцевальных движений по показу ребенка.
Апрель
19
Разучивание танца на фитболе ” Заводные игрушки” слова – Ю. Энтина, музыка – Е. Крылатова.
Апрель
20
Закрепление танца сидя на фитболе ” Заводные игрушки” слова – Ю. Энтина, музыка – Е. Крылатова.
Май
21
Закрепление рисунка танца и последовательности движений.
Май
22
Включение танца сидя на фитболе ” Заводные игрушки” слова – Ю. Энтина, музыка – Е. Крылатова. в сценарий выпускного утренника.
Май