Игровые упражнения и игры с мячом для детей второй младшей группы (3-4 года)
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) на тему

Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые упражнения и игры с мячом для детей второй младшей группы (3-4 года)

Для детей 3-4 лет упражнения с мячом являются самыми интересными, веселыми и активными. Дети с удовольствием играют с мячом, если упражнения не требуют сложных действий. К наиболее простым и доступным упражнениям с мячом для детей 3-4 лет является прокатывание мяча. Дети учатся прокатывать мяч в прямом направлении, друг другу, в ворота. Прокатывание из различных исходных положений сидя ноги врозь, сидя на пятках, стоя ноги врозь. Однако, не смотря на простоту прокатывания мяча в прямом направлении, у ребенка возникают трудности в энергичном отталкивании мяча от себя, а также выполнения отталкивания в нужном направлении – прямо.

Упражнения  для обучения прокатыванию мяча в прямом направлении.

  1. Прокатывание мяча прямо от ориентира.
  2. Прокатывание мяча, по скамейке придерживая его рукой.
  3. Скатывание мяча по наклонной скамейке.
  4. Прокатывание мяча в ворота.
  5. Прокатывание мяча между предметами, поставленными на ширине 60 см.
  6. Прокатывание мяча в цель (боулинг).

Наиболее сложные упражнения для детей 3-4 лет являются бросание мяча вверх. Бросание мяча воспитателю, бросание мяча о землю (в пол). Самыми сложными будут упражнения в метании мячей в цель и на дальность. При выполнении броска мяча воспитателю дети допускают следующие ошибки: слабый бросок, нерешительность выполнить бросок, нередко воспитателю приходится несколько раз сказать ребенку «Бросай!» При ловле мяча дети как правильно выставляют руки вперед, а поймав мяч, крепко прижимают его к себе. В результате постоянных и регулярных повторений упражнений, бросок мяча у детей 3-4 лет становится заметнее увереннее, достаточно сильный, выдержанный по направлению. Однако, навык еще не крепко сформирован, поэтому необходимо постоянно уделять внимание этому виду двигательной деятельности.

Броски мяча вверх и ловля, так же являются сложными в выполнении для детей 3-4 лет. Ребятам не всегда удается подбросить мяч на нужную высоту, мяч, как правило, летит высоко, в результате поймать его не всегда удается. При бросании мяча о землю детям так же не удается скоординировать свои действия, а слабо развитый глазомер не позволяет им выполнить бросок около ног (у носков). Во время выполнения бросков мяча в пол воспитатели как правило, прибегают к помощи зрительных ориентиров- цветные квадратики, плоские разноцветные обручи и т.д.

Упражнения для обучения броскам и ловле мяча.

В упражнениях с бросками и ловлей можно использовать мячи разного размера и диаметра, а так же мячи из разных материалов.

  1. Бросок мяча вверх.
  2. Бросок мяча вверх до ориентира. (Ориентиром может служить ладонь воспитателя)
  3. Бросок мяча вперед-вверх.
  4. Бросок мяча воспитателю.
  5. Бросок мяча в пол.
  6. Бросок мяча в ориентир.
  7. Бросок и ловля мяча в паре с воспитателем.
  8. Бросок мяча в стену и ловля после отскока от пола.

Подвижные игры с мячом.

 «Догони мяч».

Воспитатель катит мяч вдоль зала и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2—3 раза. Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.

В данной игре, воспитывается умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении.

«Оттолкни и догони».

Дети стоят на одной стороне площадки, на полу перед каждым мяч. Присев или наклонившись, дети толкают мяч и бегут за ним, догоняют и поднимают мяч.

«Сбей кеглю».

Дети стоят на оной стороне площадки, у каждого в руках мяч. Напротив каждого ребенка  на расстоянии 1,5-2 метров установлены 3 кегли. По команде воспитателя дети катят мяч, стараясь сбить кегли.

«Лови мяч»

Дети становятся в круг. Воспитатель с большим мячом стоит в центре круга и по очереди бросает мяч, называя имя ребенка: «Вова, лови мяч!». Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его воспитателю.

"Мячик кверху"

Считалкой выбирается водящий. Дети встают в круг близко друг к другу, водящий идет в его середину в очерченном для него кругу, и бросает мяч вверх после слов: «Мячик кверху!» Игроки в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все игроки должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный игрок становиться водящим. Если же водящий промахнулся, то остается и проводит еще раз игру. 
Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов: «Мячик кверху!» Водящему разрешается ловить мяч и после отскока от земли. Если водящий роняет мяч или мяч уходит, то прежде, чем крикнуть «Спой!», ему нужно поймать мяч и вернуться на свое место. Если кто – то из игроков после слова «Стой!» продолжает двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Вначале водящим может быть воспитатель.

«Мяч в кругу»

Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.                                                                   

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе педагога  («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т.д.

Мяч нужно отталкивать посильнее, что бы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

«Прокати и догони»

Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко             (смотрит, куда он покатился),

А теперь его догоним.            (бежит за мячом, догоняет его.)

Это сделать нам легко!          (поднимает мяч над головой: «Поймал!»)

В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см).

Ребёнок смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу, а дожидается речевого сигнала.

«Сбей кеглю»

Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка,  дает ему большой мяч.

Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Педагог (взрослый)сопровождает свой показ такими словами:

Посмотри, какие кегли.          (педагог указывает на кегли)

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело  (толкает мяч двумя руками)

И они уже лежат!                 (обращает внимание на сбитые кегли)

«Салют»

Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с детьми произносит:

Это не хлопушки:

Выстрелили пушки.

Люди пляшут и поют.

В небе - праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).

По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

Подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».

«Веселые мячи»

 Дети с мячами в руках выстраиваются  на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:

Раскатились все мячи, покатились.  Дети бросают мячи из-за  головы    и бегут за ними. Вот распрыгались мячи, разыгрались.  Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.

Наши яркие мячи, разноцветные мячи.

В уголок бегут мячи, убегают.                   Дети бегут на исходную линию.

Там попрятались мячи, отдыхают.              Присаживаются на корточки.

Действовать согласно тексту стихотворения.

«Найди и промолчи»

Дети стоят на одном конце зала лицом к воспитателю. Педагог показывает мячик и говорит, что они должны найти его. Тот кто найдет, должен подойти к педагогу, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти  на свое место, а игра будет продолжаться до тех пор, пока все дети не найдут мячик.

Затем педагог предлагает всем  повернуться лицом к стене и закрыть глаза, а сам в это время прячет мячик. По сигналу «Готово!» дети открывают глаза и расходятся по комнате в поисках мячика. В конце игры отмечается тот, кто первый увидел мячик, а также те дети, которые проявили наибольшую выдержку, наблюдательность, сообразительность.

Вариант: кто первый найдет  мячик вместе с воспитателем, прячет его, а дети ищут.

Тот, кто найдет, должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти  на свое место.

 «Игра в мяч»

Взрослый  произносит слова:

Кач, кач, кач.                          Дети берут мячи и встают в круг.

Поиграть хотим мы в мяч

Из корзины, где игрушки,

Поскорей его достань

И играть со всеми встань

Кач, кач, кач.                         Дети бросают мяч двумя руками

Высоко подбросим мяч!           вверх и ловят его.

А потом его поймаем

И подбросим снова ввысь.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач.                         Бросают мяч двумя руками о пол 

Мы о пол ударим мяч!                      и ловят его.

А потом его поймаем

И ударим снова в низ.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач.

Утомился бедный мяч.             Дети кладут мячи  в корзину.

Закатился в уголок.

И тихонечко умолк.

Выполнять движения согласно тексту.

«Лови, бросай»

Дети стоят в кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий физкультурного праздника для детей второй младшей группы (3-4 года) "Играем с героями сказок"

Приведен сценарий физкультурного праздника для детей второй младшей группы (3-4 года) "Играем с героями сказок". Праздник проводится в музыкальном сопровождении (аккомпанемент на фортепиано). Присутст...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей второй младшей группы

Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей...

Конспекты игровых занятий по лепке на учебный год во второй младшей группе(3 -4 года)

Конспекты игровых занятийпо лепке на учебный год во второй младшей группе(3 -4 года)детского сада по «Программе коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе ...

Конспекты игровых занятий по лепке на учебный год во второй младшей группе(3 -4 года)

Конспекты игровых занятий по лепке на учебный год во второй младшей группе(3 -4 года)...

Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей второй младшей группы

Игры направлены на  снятие эмоционального  напряжения...