Доклад "Повышение двигательного статуса воспитанников путем использования фитбол-гимнастики"
статья по физкультуре (подготовительная группа) на тему
Новая парадигма педагогики смещает центр проблем в образовательном процессе с формированием у детей знаний, умений и навыков на гармоническое разностороннее развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость здоровья. При поступлении в ДОУ 20-50% детей имеют низкие и ниже средних показатели основных физических качеств: двигательной активности, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечнососудистой системы на дозированную физическую нагрузку.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_dvigatelnogo_statusa_vospitannikov_dou_putem_ispolzovaniya_fitbol-gimnastiki.docx | 42.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Повышение двигательного статуса воспитанников ДОУ путем использования фитбол-гимнастики».
Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории
Долотова Ольга Николаевна.
МБОУ «Новоталицкая СШ»
Оглавление
Введение.
- Актуальность исследования.
- Основные принципы и направления работы по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ.
- Условия для повышения двигательной активности детей.
- Программа реализации работы по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ.
- Задачи использования фитбол-гимнастики.
- Этапы обучения технике упражнений с фитболами.
- Структура занятий по фитбол-гимнастике.
- Результативность работы по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ путём использования фитбол-гимнастики.
- Заключение.
Введение.
Новая парадигма педагогики смещает центр проблем в образовательном процессе с формированием у детей знаний, умений и навыков на гармоническое разностороннее развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость здоровья.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста с хронической патологией увеличилось в два раза, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза.
При поступлении в ДОУ 20-50% детей имеют низкие и ниже средних показатели основных физических качеств: двигательной активности, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечнососудистой системы на дозированную физическую нагрузку.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
Исходя из вышесказанного, нет необходимости убеждать в актуальности проблемы здоровья, снижения уровня двигательной активности.
Гипотеза: педагогический опыт предполагает, что использование фитбол-гимнастики, направленной на повышение двигательного статуса воспитанников ДОУ, позволит повысить уровень физического развития дошкольников, укрепит их здоровье.
Цель моего педагогического опыта: сохранение и укрепление здоровья детей, повышение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
Объект педагогического опыта: процесс повышения двигательного статуса воспитанников ДОУ.
Предмет педагогического опыта: методика проведения фитбол-гимнастики, направленная на повышение двигательного статуса воспитанников ДОУ.
В процессе работы по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Оздоровительные:
• укреплять здоровье детей с помощью фитболов;
• развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку;
• совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям с помощью фитболов.
2. Образовательные:
• развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.
3. Воспитательные:
• воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.
В работе по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ я использую основные направления:
1. Профилактическое: проведение обследования, предупреждение развития сколиоза и плоскостопия.
2. Организационное: организация здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, подбор и внедрение инновационных технологий и методик, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления среди родителей.
В работе по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ я применяю следующие принципы:
1. Принцип природосообразности, т.е. организуя образовательный процесс, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и способности.
2. Принцип оздоровительной направленности, который предусматривает доминанту здоровья во всех формах образовательной работы с детьми.
3. Принцип тесного сотрудничества ДОУ с семьёй, направленного на создание условий здорового образа жизни ребёнка, объединение усилий педагогического коллектива ДОУ и семьи в сохранении укреплении здоровья детей.
В процессе работы по данной теме я систематизировала и подготовила следующий методический материал:
1. Перспективные планы обучения упражнениям на фитболе (для каждой возрастной группы).
2. Конспекты досугов, развлечений.
3. Подвижные игры.
4. Дыхательные и релаксационные упражнения.
5. Цикл совместных физкультурных мероприятий с родителями.
6. Цикл консультаций для родителей.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. В нашем детском саду созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, расслабления и отдыха:
• физкультурный зал с разнообразным физкультурным оборудованием;
• спортивная площадка для физкультурных занятий на свежем воздухе (беговая дорожка, полоса препятствий, яма с песком для прыжков и т.д.);
• уголок движения в группе (гимнастическая стенка, спортивное оборудование и т.д.);
• пособия и оборудование для профилактики плоскостопия и сколиоза;
• уголок уединения в группе, где ребёнок может отдохнуть на мягких подушках-цветах.
Ожидаемый результат педагогического опыта:
• повышение двигательного статуса воспитанников ДОУ;
• осознание взрослыми и детьми важности влияния здорового образа жизни на физическую подготовленность и состояние здоровья;
• овладение навыками самооздоровления;
• снижение уровня заболеваемости.
Стратегия реализации педагогического опыта.
Целеполагающим в стратегии организации работы по повышению двигательного статуса воспитанников является:
1. Исследование состояния здоровья детей.
2. Оценка физического развития и физической подготовленности.
Диагностические тесты проводились в виде контрольных двигательных заданий в игровой и соревновательной форме. Результаты заносились в индивидуальную карту физической подготовленности.
Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного состояния здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с первой группой здоровья и высоким уровнем двигательной активности, что и определило необходимость организации индивидуального оздоровительного маршрута ребёнка.
3. Модель стратегии и тактики работы с семьёй.
1 этап. Ознакомительный.
• сбор информации (анкетирование, собеседование);
• выделение группы риска (по результатам исследований).
2 этап. Общеукрепляющий.
• Наглядная агитация (стенды, памятки и т.д.);
• Встречи со специалистами.
3 этап. Индивидуальная работа.
4 этап. Интегративный:
• совместные мероприятия;
• дискуссии (совместные обсуждения проблем).
5 этап. Перспективный (совместные обсуждения планов на будущее).
Программа реализации работы по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ.
Особую значимость для повышения двигательного статуса дошкольников я вижу в занятиях фитбол-гимнастикой, которая является современным направлением оздоровительной работы.
Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах (фитболах) диаметром 45-75 см. Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.
Систематическое использование фитболов на физкультурных занятиях с детьми способствовало улучшению координации движений, снижению нарушений опорно-двигательного аппарата, активизации дыхательной системы. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
1. Формировать навык правильной посадки, развивать мышечную систему через упражнения на фитболах.
2. Развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания.
3. Развивать физические качества (координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата).
4. Формировать устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой в детском саду и семье.
Мяч по своим свойствам многофункционален и может использоваться как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений в зависимости от поставленных задач и подбора средств имеют различную направленность:
• для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
• укрепления мышц брюшного пресса;
• укрепление мышц спины и таза;
• укрепление мышц стоп и свода стопы;
• увеличение гибкости и подвижности в суставах;
• развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;
• формирование осанки;
• развитие ловкости и координации движений;
• развитие танцевальности и музыкальности;
• расслабление и релаксация как профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Работа строилась на основе поэтапного обучения технике упражнений с фитболами.
На первом этапе я дала детям возможность познакомиться с новым оборудованием, поиграть с мячом.
На втором этапе я научила детей правильно сидеть на мяче и удерживать равновесие.
На третьем этапе я научила детей выполнять комплекс упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе, выполнять упражнения на растягивание.
На четвёртом этапе я совершенствовала качество выполнения упражнений в равновесии.
Продолжительность занятий постепенно увеличивалась от 15-20 минут до 25-30 минут - в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Количество занятий в неделю – одно.
Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не должна превышать 2-4 минут, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины.
Структура занятий по фитбол-гимнастике.
1. Подготовительная часть. Разогревание организма создание и создание положительного эмоционального настроя. Продолжительность - 3-10 минут.
2. Основная часть. В эту часть входят упражнения для коррекции различных видов нарушений осанки, для укрепления мышц плечевого пояса и рук, для укрепления мышц брюшного пресса, мышц спины и тазового дна, для увеличения подвижности позвоночника и суставов. Продолжительность – 8-15 минут.
3. Заключительная часть. Выполняются упражнения на расслабление и рефлексию, дыхательные упражнения, стоя, а также подвижные игры с фитболами. Продолжительность – 3-5 минут.
Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения (показ с пояснением, использование наглядных пособий, имитации, зрительных ориентиров, звуковых сигналов, индивидуальной помощи).
В младше дошкольном возрасте в большей мере использовала показ, имитацию, зрительные и звуковые ориентиры. В среднем и старшем возрасте увеличивается роль словесных приемов без сопровождения командами. Показ применяется, когда дети знакомятся с новыми упражнениями.
Индивидуальная помощь используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности и успеха.
Закрепление двигательных навыков упражнений на фитболе провожу в игровой или соревновательной формах. При этом предъявляются более высокие требования физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность и т.д.).
Результативность работы по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ путём использования фитбол-гимнастики.
Результаты педагогического опыта убедительно свидетельствуют об эффективности использования фитбол-гимнастики на показатели уровня двигательной активности и физической подготовленности дошкольников.
Уровень физической подготовленности.
Год Высокий. Средний. Низкий.
2013-2014г. 2,2% 55,9 41,9%
2014-2015г. 17,5 65% 17,5%
2015-2016г. 19,4 78,9% 1,7%
За время эксперимента выявлены позитивные изменения по всем трём параметрам двигательной активности у детей.
Уровень двигательной активности
Год. Высокий. Средний. Низкий.
2013-2014г. 19,7% 44,8% 35,5%
2014-2015г. 18,7% 60,8% 20,5%
2015-2016г. 9,5% 82,6% 7,9%
Значительное увеличение двигательной активности малоподвижных детей было достигнуто за счёт более интенсивной ежедневной физической нагрузки в организованных подвижных играх и упражнениях, занятиях фитбол-гимнастикой.
Некоторое уменьшение интенсивности двигательной активности у гиперактивных детей пошло только на пользу. У них снизилась интенсивность движений за счёт уменьшения хаотичных, ненужных движений.
В процессе работы были выявлены значительные изменения в содержании самостоятельной деятельности детей. Умения и навыки, приобретённые в организованных видах деятельности, были перенесены в их самостоятельную деятельность.
У всех детей появился устойчивый интерес к спортивным упражнениям и играм. Они овладели элементами техники всех видов движений.
Положительная динамика работы отражена в диаграмме. Как видно, двигательная активность увеличилась от 58% до 85%. Показатели физической подготовленности так же изменились: возрастание от 56% до 83%.
Родители стали принимать активное участие в работе по повышению двигательного статуса дошкольников, с удовольствием посещают совместные занятия по фитбол-гимнастике. Убедились, что совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные праздники влияют на повышение ДС детей, воспитывают физически и психологически здоровую личность. И это видно из следующей диаграммы.
У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью, стремление к расширению двигательного опыта. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств.
Перспективу своей работы я вижу в преемственности ДОУ со школой в процессе повышения ДА дошкольников. В данном вопросе я опираюсь на Приказ Министерства Образования и науки России от 6.10.2009 г. № 373 «…для решения задач преемственности дошкольного и начального общего образования».
Я считаю, что созданная система работы по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ, позволяет качественно решать задачу воспитания физически развитой, социально-активной, творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес – всё это даёт положительный эффект в моей работе.
«Спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие каждого».
Сухомлинский В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фитбол-гимнастики в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Новая форма непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию, коррекции осанки у детей с нарушенем опорно-двигательного аппарата - фитбол-гимнастика....
Использование фитбол-гимнастики в логопедической работе с детьми.
Часто для достижения оптимальных результатов работы с детьми с речевыми нарушениями бывает недостаточно традиционных форм и методов логопедического воздействия. Поэтому опытные педагоги, как правило, ...
Мастер-класс «Педагогическая технология использования фитбол-гимнастики при работе с детьми ОНР»
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и п...
Использование фитбол-гимнастики в развитии функции равновесия у детей 6-7 лет.
В данной статье приводятся некоторые данные о использовании фитбол- гимнастики в системе физического воспитания.Специальное оборудование (мяч фитбол).Классификация упражненияна фитболах.Особенности пр...
Конспект нод по физической культуре с использованием фитбол гимнастики
Формировать элементарные представления детей об организме человека, об органах чувств. Формировать привычку сохранять правильную осанку. Развивать и укреплять крупные группы мышц и координац...
«Использование фитбол - гимнастики для коррекции нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Опыт работы...
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами фитбол-гимнастики
Материал для педагогов ДОУ...