Доклад "Повышение двигательного статуса воспитанников путем использования фитбол-гимнастики"
статья по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Долотова Ольга Николаевна

  Новая парадигма педагогики смещает центр проблем в образовательном процессе с формированием у детей знаний, умений и навыков на гармоническое разностороннее развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость здоровья.   При поступлении в ДОУ 20-50% детей имеют низкие и ниже средних показатели основных физических качеств: двигательной активности, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечнососудистой системы на дозированную физическую нагрузку.

   Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.  Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Повышение двигательного статуса воспитанников ДОУ путем использования фитбол-гимнастики».

Составитель: воспитатель   высшей квалификационной категории

Долотова Ольга Николаевна.

МБОУ «Новоталицкая СШ»

 

Оглавление

Введение.

  1. Актуальность исследования.
  2. Основные принципы и направления работы по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ.
  3. Условия для повышения двигательной активности детей.
  4. Программа реализации работы по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ.
  1.  Задачи использования фитбол-гимнастики.
  2. Этапы обучения технике упражнений с фитболами.
  3. Структура занятий по фитбол-гимнастике.
  4. Результативность работы по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ путём использования фитбол-гимнастики.
  1. Заключение.

                                                                     

Введение.

  Новая парадигма педагогики смещает центр проблем в образовательном процессе с формированием у детей знаний, умений и навыков на гармоническое разностороннее развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость здоровья.

    По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста с хронической патологией увеличилось в два раза, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза.

   При поступлении в ДОУ 20-50% детей имеют низкие и ниже средних показатели основных физических качеств: двигательной активности, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечнососудистой системы на дозированную физическую нагрузку.

   Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.  Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

   Исходя из вышесказанного, нет необходимости убеждать в актуальности проблемы здоровья, снижения уровня двигательной активности.

   Гипотеза: педагогический опыт предполагает, что использование фитбол-гимнастики, направленной на повышение двигательного статуса воспитанников ДОУ, позволит повысить уровень физического развития дошкольников, укрепит их здоровье.

    Цель моего педагогического опыта: сохранение и укрепление здоровья детей, повышение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей.

   Объект педагогического опыта: процесс повышения двигательного статуса  воспитанников ДОУ.

   Предмет педагогического опыта: методика проведения фитбол-гимнастики, направленная на повышение двигательного статуса воспитанников ДОУ.

    В процессе работы по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Оздоровительные:

•        укреплять здоровье детей с помощью фитболов;

•        развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку;

•        совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям с помощью фитболов.

2. Образовательные:

•        развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.

      3. Воспитательные:

•        воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.

   В работе по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ я использую основные направления:

1.        Профилактическое: проведение обследования, предупреждение развития сколиоза и плоскостопия.

2.        Организационное: организация здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, подбор и внедрение инновационных технологий и методик, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления среди родителей.

    В работе по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ я применяю следующие принципы:

1.        Принцип природосообразности, т.е. организуя образовательный процесс, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и способности.

2.        Принцип оздоровительной направленности, который предусматривает доминанту здоровья во всех формах образовательной работы  с детьми.

3.        Принцип тесного сотрудничества ДОУ с семьёй, направленного на создание условий здорового образа жизни ребёнка, объединение усилий педагогического коллектива ДОУ и семьи в сохранении укреплении здоровья детей.

   В процессе работы по данной теме я систематизировала и подготовила следующий методический  материал:

1.        Перспективные планы обучения упражнениям на фитболе (для каждой возрастной группы).

2.        Конспекты  досугов, развлечений.

3.        Подвижные игры.

4.        Дыхательные и релаксационные упражнения.

5.        Цикл совместных физкультурных  мероприятий с родителями.

6.        Цикл консультаций для родителей.

   Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. В нашем детском саду  созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, расслабления и отдыха:

•        физкультурный зал с разнообразным физкультурным оборудованием;

•        спортивная площадка для физкультурных занятий на свежем воздухе (беговая дорожка, полоса препятствий,  яма с песком для прыжков и т.д.);

•        уголок движения в группе (гимнастическая стенка, спортивное оборудование и т.д.);

•        пособия и оборудование для профилактики плоскостопия и сколиоза;

•        уголок уединения в группе, где ребёнок может отдохнуть на мягких подушках-цветах.

     Ожидаемый результат педагогического опыта:

•        повышение двигательного статуса воспитанников ДОУ;

•        осознание взрослыми и детьми важности влияния здорового образа  жизни на физическую подготовленность и состояние здоровья;

•        овладение навыками самооздоровления;

•        снижение  уровня заболеваемости.

       

Стратегия реализации педагогического опыта.

  Целеполагающим в стратегии организации работы по повышению двигательного статуса воспитанников является:

1. Исследование состояния здоровья детей.

2. Оценка физического развития и физической подготовленности.

     Диагностические тесты проводились в виде контрольных двигательных заданий в игровой и соревновательной форме. Результаты заносились в индивидуальную карту физической подготовленности.

   Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного состояния здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с первой группой здоровья и высоким уровнем двигательной активности, что и определило необходимость организации индивидуального оздоровительного маршрута ребёнка.

   3. Модель стратегии и тактики работы  с семьёй.

  1 этап. Ознакомительный.

•        сбор информации (анкетирование, собеседование);

•        выделение группы риска (по результатам исследований).

2 этап. Общеукрепляющий.

•        Наглядная агитация (стенды, памятки и т.д.);

•        Встречи со специалистами.

3 этап. Индивидуальная работа.

4 этап. Интегративный:

•        совместные мероприятия;

•        дискуссии (совместные обсуждения проблем).

5 этап. Перспективный (совместные обсуждения планов на будущее).

Программа реализации работы по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ.

  Особую значимость для повышения двигательного статуса дошкольников я вижу в занятиях фитбол-гимнастикой, которая является современным направлением оздоровительной работы.

   Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах (фитболах) диаметром 45-75 см. Фитбол является многофункциональным  оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.

   Систематическое использование фитболов на физкультурных занятиях с детьми способствовало улучшению координации движений, снижению нарушений опорно-двигательного аппарата, активизации дыхательной системы. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

1.        Формировать навык правильной посадки, развивать мышечную систему через упражнения на фитболах.

2.        Развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания.

3.        Развивать физические качества (координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата).

4.        Формировать устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой в детском саду и семье.

   Мяч по своим свойствам многофункционален и может использоваться как предмет, снаряд или опора.  Комплексы упражнений в зависимости от поставленных задач и подбора средств  имеют различную направленность:

•        для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

•        укрепления мышц брюшного пресса;

•        укрепление мышц спины и таза;

•        укрепление мышц стоп и свода стопы;

•        увеличение гибкости и подвижности в суставах;

•        развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;

•        формирование осанки;

•        развитие ловкости и координации движений;

•        развитие танцевальности и музыкальности;

•        расслабление и релаксация как профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата.

   Работа строилась на основе поэтапного обучения технике упражнений с фитболами.

   На первом этапе я дала детям возможность познакомиться с новым оборудованием, поиграть с мячом.

   На втором этапе я научила детей правильно сидеть на мяче и удерживать равновесие.

   На третьем этапе я научила детей выполнять комплекс упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе, выполнять упражнения на растягивание.

   На четвёртом этапе я совершенствовала качество выполнения упражнений в равновесии.

   Продолжительность занятий постепенно увеличивалась от 15-20 минут до 25-30 минут - в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Количество занятий в неделю – одно.

   Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не должна превышать 2-4 минут, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины.

Структура занятий по фитбол-гимнастике.

1.        Подготовительная часть. Разогревание организма создание и создание положительного эмоционального настроя. Продолжительность - 3-10 минут.

2.        Основная часть. В эту часть входят упражнения для коррекции различных видов нарушений осанки, для укрепления мышц плечевого пояса и рук, для укрепления мышц брюшного пресса, мышц спины и тазового дна, для увеличения подвижности позвоночника и суставов. Продолжительность – 8-15 минут.

3.        Заключительная часть. Выполняются упражнения на расслабление и рефлексию, дыхательные упражнения, стоя, а также подвижные игры с фитболами. Продолжительность –  3-5 минут.

   Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения (показ с пояснением, использование наглядных пособий, имитации, зрительных ориентиров, звуковых сигналов, индивидуальной помощи).

   В младше дошкольном возрасте в большей мере использовала показ, имитацию, зрительные и звуковые ориентиры. В среднем и старшем возрасте увеличивается роль словесных приемов без сопровождения командами. Показ применяется, когда дети знакомятся с новыми упражнениями.

    Индивидуальная помощь используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности и успеха.

    Закрепление двигательных навыков упражнений на фитболе провожу в игровой или соревновательной формах. При этом предъявляются более высокие требования физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность и т.д.).

Результативность работы по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ путём использования фитбол-гимнастики.

  Результаты педагогического опыта убедительно свидетельствуют об эффективности использования фитбол-гимнастики на показатели уровня двигательной активности и физической подготовленности дошкольников.    

Уровень физической подготовленности.

Год                            Высокий.        Средний.        Низкий.

2013-2014г.                   2,2%                   55,9            41,9%

2014-2015г.                  17,5              65%                  17,5%

2015-2016г.                  19,4              78,9%          1,7%

За время эксперимента выявлены позитивные изменения по всем трём параметрам двигательной активности у детей.        

Уровень двигательной активности

Год.                      Высокий.        Средний.         Низкий.

2013-2014г.                   19,7%        44,8%        35,5%

2014-2015г.                  18,7%        60,8%        20,5%

2015-2016г.                   9,5%         82,6%        7,9%

   Значительное увеличение двигательной активности  малоподвижных детей было достигнуто за счёт более интенсивной ежедневной физической нагрузки в организованных подвижных играх и упражнениях, занятиях фитбол-гимнастикой.

Некоторое уменьшение интенсивности двигательной активности у гиперактивных детей пошло только на пользу. У них снизилась интенсивность движений за счёт уменьшения хаотичных, ненужных движений.

   В процессе работы были выявлены значительные изменения в содержании самостоятельной деятельности детей. Умения и навыки, приобретённые в организованных видах деятельности, были перенесены в их самостоятельную деятельность.

   У всех детей появился устойчивый интерес к спортивным упражнениям и играм. Они овладели элементами техники всех видов движений.

   Положительная динамика работы отражена в диаграмме.  Как видно, двигательная активность увеличилась от 58% до 85%. Показатели физической подготовленности так же изменились: возрастание от 56% до 83%.

 

 

 Родители стали принимать активное участие в работе по повышению двигательного статуса дошкольников, с удовольствием посещают совместные занятия по фитбол-гимнастике. Убедились, что совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные праздники влияют на повышение ДС детей, воспитывают физически и психологически здоровую личность. И это видно из следующей диаграммы.

    У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью, стремление к расширению двигательного опыта. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств.  

   Перспективу своей работы я вижу в преемственности ДОУ со школой в процессе повышения ДА дошкольников. В данном вопросе я опираюсь на Приказ Министерства Образования и науки России от 6.10.2009 г. № 373 «…для решения задач преемственности дошкольного и начального общего образования».

   Я считаю, что созданная система работы по повышению двигательного статуса воспитанников ДОУ, позволяет качественно решать задачу воспитания физически развитой, социально-активной, творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес – всё это даёт положительный эффект в моей работе.

   

     «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие каждого».

                                                             Сухомлинский В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фитбол-гимнастики в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Новая форма непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию, коррекции осанки у детей с нарушенем опорно-двигательного аппарата  -  фитбол-гимнастика....

Использование фитбол-гимнастики в логопедической работе с детьми.

Часто для достижения оптимальных результатов работы с детьми с речевыми нарушениями бывает недостаточно традиционных форм и методов логопедического воздействия. Поэтому опытные педагоги, как правило, ...

Мастер-класс «Педагогическая технология использования фитбол-гимнастики при работе с детьми ОНР»

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и п...

Использование фитбол-гимнастики в развитии функции равновесия у детей 6-7 лет.

В данной статье приводятся некоторые данные о использовании фитбол- гимнастики в системе физического воспитания.Специальное оборудование (мяч фитбол).Классификация упражненияна фитболах.Особенности пр...

Конспект нод по физической культуре с использованием фитбол гимнастики

Формировать элементарные представления детей об организме человека, об органах чувств. Формировать привычку сохранять правильную осанку. Развивать и укреплять крупные группы мышц и координац...