Мнемотехника, как приём обучения детей.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Никитина Вера Викторовна

Методические рекомендации для родителей о приёме обучения развития речи детей с помощью мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika_kak_priyom_obucheniya_detey.doc647 КБ

Предварительный просмотр:

Составьте сказку по мнемотаблице: 

Наш адрес: Саратовская область,

г. Ершов, ул. Мелиоративная 39

тел.: 5-70-85

Воспитатель: Никитина В. В.

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков  с ограниченными возможностями»

Методические рекомендации для родителей.

Мнемотехника как прием обучения детей.

Ершов, 2017 г.

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.

Приемы мнемотехники осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы. 

Использование мнемотаблиц способствует формированию связной речи детей. В процессе разрешения специально моделируемых ситуаций дети учатся определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций.

Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности.

  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово-человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово-фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово-цветок – подснежник.
  • Есть слово-птица  –  снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Детям предлагается собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу)

Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.

Используя мнемотаблицы детей учат запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра.

Мнемотехника для произношения звуков

Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.

Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:

  • Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
  • Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
  • Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.

Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.

Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка.

В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.

Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.

Игра “Снежная куча” 

Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические и практические приёмы обучения детей дошкольного возраста аппликации

методы иприёмы обучения детей аппликации советы воспитателям...

Методы и приёмы обучения детей младшего возроста.

Обучение детей младшей группы носит наглядно – действенный характер. Новые знания ребёнка усваевает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его поясне...

«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подх...

Картотека. Приёмы обучения детей игре на музыкальных инструментах.

Подборка игр для обучения детей  игре на музыкальных инструментах....

Презентация "Приёмы обучения детей игре в шахматы"

приёмы обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы....

"Дидактические средства, методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста элементам математики"

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.К т...