Статья - интеграция
статья по физкультуре на тему
Интеграция дает возможность при меньшей затрате времени процесс обучения сделать более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на математику, рисование, развитие речи, пение, физическую культуру. Переключение на разнообразные виды деятельности, объединенных общей темой в игровой форме, помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_integratsiya.docx | 496.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование принципа интеграции для формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста.
Инструктор по плаванию Акулина Наталья Николаевна,
ГБОУ детский сад №1504 ЮВОУО
Во многих публикациях последних лет отмечается прогрессивное снижение уровня здоровья детей, особенно дошкольного возраста. Одной из основных причин является неправомерное увеличение умственной нагрузки и сокращение двигательной активности детей.
Одним из реальных подходов к решению данной проблемы является принцип интеграции различных видов деятельности детей дошкольного возраста.
Интеграция дает возможность при меньшей затрате времени процесс обучения сделать более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на математику, рисование, развитие речи, пение, физическую культуру.
Переключение на разнообразные виды деятельности, объединенных общей темой в игровой форме, помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение.
Внедрение интеграции на занятиях плаванием в ДОУ позволяет сочетать задачи на развитие памяти, внимания, мышления с активными движениями самого ребенка. Разнообразные упражнения, имитационные движения и игры, являются естественной формой передачи детям необходимого объема знаний из разных областей: познания, здоровья, безопасности и др.
Особая роль отводится интеграции плавания и познания окружающего мира и явлений, где в работе с детьми широко используются методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование). Дети знакомятся:
- со свойствами воды;
- строением тела человека;
- способами передвижения в воде: рыб, животных, человека;
- выполнением плавательных движений и действий;
- со свойствами предметов и явлений и отношением к ним человека;
- элементами техники прикладного плавания.
Во время организации культурно – досуговой деятельности и праздников в бассейне, широко используются разные формы работы с музыкой: двигательная импровизация под музыку, подвижные игры с музыкальным сопровождением, музыкальное сопровождение отдельных этапов или всего занятия, всевозможные релаксации.
Нет необходимости доказывать, что здоровье и плавание неразрывно связаны друг с другом. Основная задача – сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье.
В ГБОУ детский сад № 1504 компенсирующего вида организация оздоровительной работы направлена на коррекцию дефектов развития и реабилитацию отклонений в состоянии здоровья детей с учетом особенностей их физического и психического развития. Причем для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА), имеющих искривления в позвоночнике, а также плоскостопие эффективным профилактическим средством являются занятия плаванием. Обучение плаванию проходит по программе «Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет», основанной на одновременном обучении всем спортивным способам.
Активно используя принцип интеграции образовательных областей на занятиях в бассейне с 2010 года, несмотря на увеличение количества диагнозов, была замечена четкая тенденция (более чем у 70 % детей) к снижению патологии ОДА и удалось стабилизировать состояние здоровья, скорректировать речевое развитие, решить многие психологические проблемы.
Плавательная подготовленность детей подготовительных групп, перед поступлением в школу, выполняющих требования программы (15-25 и более метров при владении всеми спортивными способами) имеют положительную динамику. Это видно по показателям проведения мониторинга в начале (октябрь) и конце (май) учебного года:
Выполнение нормативных требований программы воспитанниками подготовительных групп
ГБОУ д/с № 1504 ЮВОУО в 2011-2013гг.
год | месяцы | |
октябрь | май | |
2011 | 64% | 85% |
2012 | 37% | 87% |
2013 | 26% | 88% |
Результаты диагностики по всем видам деятельности стабильны. Наиболее связанные с плаванием физическая культура, здоровье, познание и безопасность имеют показатели 85% - 89%. Можно сказать, что интегрированные занятия способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и обеспечивают разностороннее развитие личности.
И в заключении хотелось бы отметить, совершенно очевидно, что большое количество плавательных упражнений, игровых ситуаций и заданий разносторонне укрепляют организм и приносят громадную пользу физическому и психическому здоровью детей. Поэтому очень важно, чтобы они стали доступными детям как можно раньше. И как можно раньше получили их благотворное влияние на организм.
Конспект интегрированного занятия по плаванию с элементами образовательной области «познание» с воспитанниками подготовительной группы.
Н. Н. Акулина, ГБОУ детский сад №1504 ЮВОУО
Тема: «Путешествие в прошлое кораблей»
Продолжительность занятия: 30 мин.
Оборудование и инвентарь: иллюстрации каждой ступени развития корабля (бревно, плот, лодка, парусник, пароход, подводная лодка, современный корабль), плоскостные геометрические фигуры, схематические изображения парусников, плоты из 6 нудлсов, бревна, куклы, тонущие предметы с цифрами, музыка.
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», « Здоровье», «Познание», «Коммуникация».
Задачи:
- Совершенствовать выдохи в воду.
- Совершенствовать плавание спортивными способами
(брасс, дельфин, кроль на спине, кроль на груди)
- Закрепить умение определять некоторые особенности предметов (форму, части), состав числа 6.
- Развивать ретроспективный взгляд на корабль.
Подготовительная часть 2мин.
Спуск в воду из положения, сидя на борту, руки вверху за головой, спад в воду с выполнением скольжения до противоположного бортика (0,5 мин.).
Скольжение на спине в противоположную сторону, руки вверху (3,0 м).
Выдохи в воду в наклоне вперед лицом к борту, держась руками за поручень (7 раз) и переход к короткому борту (0.5 мин.).
Основная часть 25 мин.
Инструктор:
«Ребята, сегодня мы отправляемся в интересное путешествие «в прошлое корабля». Очень давно, когда люди жили в пещерах, они заметили, что бревно, упавшее в воду, не тонет, и стали переправляться на нем с одного берега на другой. (Иллюстрация) Сейчас мы это попробуем». Бревна лежат на борту. Дети берут его в одну в руку, плывут, работая ногами кролем на груди с выдохом в воду (2 х 6,0 м). Указывать и исправлять ошибки.
Выдохи в воду, стоя спиной к борту, в наклоне вперед, отвести руки прямые назад и взяться за поручни, плечи и подбородок в воде (7 раз).
Инструктор:
«Но не умеющего плавать человека перевезти на одном бревне невозможно. Тогда люди соединили несколько бревен, перевязали травой, и получился …? (Плот) (Иллюстрация) Задача: посмотрите на свои плоты. Посчитайте сколько бревен в каждом? (6) Бревна разного цвета. Какого цвета и сколько бревен в первом? Втором? Третьем? Какой вывод можно сделать? (Число 6 состоит из двух частей: 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3)
А теперь, попробуйте с помощью своего плота перевести куклу на противоположную сторону». Дети плывут с опорой одной рукой на плот, поочередно работая руками кролем на груди (2 х 6,0 м).
Выдохи в воду, стоя спиной к борту, в наклоне вперед, отвести руки прямые назад и взяться за поручни, плечи и подбородок в воде (7 раз).
Инструктор:
«Позже у людей появилась необходимость в более быстром средстве передвижения по воде, и тогда появилась лодка с веслами. (Иллюстрация) Скажите, какой способ плавания похож на движения веслами? (Кроль на груди) Сейчас, как лодки с веслами надо проплыть по прямой и вернуться назад. Плыть кролем на груди в полной координации, но руки фиксировать вверху с продолжительной паузой» (2 х 6,0 м). Следить за техникой плавания, исправлять ошибки. Отмечать, у кого лучше получается.
Выдохи в воду, Приседая, руки на поручнях (7 раз).
Инструктор:
«Прошло много времени, пока люди стали использовать силу ветра. Появились парусники и большие парусные корабли». (Иллюстрация)
Задание: перевести с противоположной стороны бассейна плоскостные геометрические фигуры и собрать по схеме парусник. Плыть на спине, работая ногами кролем и помогая одной рукой. (2 х 6,0 м)
Выдохи в воду, приседая, руки на поручнях (7 раз).
Инструктор:
«Но не всегда дул попутный ветер. Моряки говорят: «полный штиль». К тому времени ученые изобрели паровой двигатель, который с помощью большого вращающегося колеса приводил корабль в движение. (Иллюстрация) Давайте покажем руками, как вращалось колесо. На какой способ похоже это движение? (Дельфин)
Скажите пожалуйста, что такое диагональ? Проплывите по диагонали способом дельфин». (2 х 8,0 м) Следить за правильностью выполнения движений рук и ног, дыхания.
Выдохи в воду, в приседании с выпрыгиванием вверх на месте (7 раз).
Инструктор:
«Ученые продолжали усовершенствовать двигатели, и построили подводные атомные лодки, которые опускаются очень глубоко под воду. (Иллюстрация)
Сейчас, нам придется стать настоящими ныряльщиками. Как вы думаете, каким способом лучше нырнуть? (Брассом)
Задание: вам предстоит плыть по кругу (15 м) брассом, по левому борту бассейна – поднырнуть, достать утонувшее кольцо с цифрой, соответствующей вашему порядковому номеру. Внимание! По порядку рассчитайсь!» Дети поочередно выполняют задание. Обратить внимание на согласованность движений рук и ног способом брасс, дыхания, исправлять ошибки.
Выдохи в воду, стоя спиной к борту, в наклоне вперед, отвести руки прямые назад и взяться за поручни, плечи и подбородок в воде (7 раз).
Инструктор:
«Посмотрите на последнюю иллюстрацию. Здесь современный быстроходный корабль. И сейчас, мы разделимся на две команды и посоревнуемся в быстроте плавания. Так как тема сегодня «Корабли», то придумайте название своим командам – кораблям».
Встречная эстафета (3 х 6,0 м): первые участники плывут брассом, вторые обратно дельфином, третьи – кролем на груди, все участники предают эстафету касанием бортика. Победившая команда получает флаг.
Заключительная часть 3 мин.
Релаксация под музыку и отдых на воде на спине «Звездочка» (1 мин.)
Выход из воды, построение, подведение итогов. (2 мин.)
Инструктор:
«Ребята, вот и подошло к концу увлекательное путешествие в прошлое кораблей. Вам понравилось? Что больше всего запомнилось? Вы молодцы, справились с очень непростыми заданиями»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ПЕТЕРГОФА"
В основной образовательной программе дошкольного образования определен региональный компонент образовательной деятельности, который реализуется через авторскую систему работы по ознакомлению дош...
Статья "Интеграция риторического образования и физкультуры"
Статья о связи умственной деятельности с физической активностью....
Статья Интеграция и социализация детей после КИ в условиях детского сада
Поддержка и помощь психолога необходима не только детям после кохлеарной имплантации, но в том числе и их родителям, так как детям очень важно интегрироваться и адаптироваться в ДОУ. Родителям требует...
Статья "Интеграция"
Интеграция Вопросы интеграции ДОУ и экологического образования обсуждаются довольно широко. При этом рассматриваются разные аспекты проблемы, в том числе и связанные с объединен...
Статья "Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников средствами сюжетно - ролевой ритмической гимнастики".
Статья "Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников средствами сюжетно - ролевой ритмической гимнастики"....
Статья "Интеграция экологии и художественно-эстетического развития"
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни развитие их социальных, н...
статья Интеграция видов художественной деятельности
Статья Интеграция видов художественной деятельности Федотова Марина Васильевна Воспитатель ГБДОУ № 18 Красногвардейского района Санкт- Петербурга В конце 20 века повышается интерес к использованию нет...