Советы инструктора по физической культуре по формированию правильной осанки.
консультация по физкультуре (старшая группа) на тему
Предлагаются игры , игровые упражнения, гимнастика по профилактике плоскостопия и сколиоза у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПРОТАСОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
СОВЕТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Следить за своей осанкой нужно с самого раннего возраста. Родители обязательно должны контролировать, как сидит их ребенок, как ходит и на чем спит. Взрослому человеку также нужно обращать внимание на свою спину, не давать ей сутулиться и обязательно уделять время спорту. И так, какова методика формирования правильной осанки?
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ: УПРАЖНЕНИЯ
Для начала следует усвоить несколько правил:
- Сидеть за столом нужно прямо;
- Плечи должны быть расправлены;
- Живот подтянут;
- А стопы ровно стоять на полу.
Проверьте себя, не сгорбились ли вы за компьютером, подперев лицо правой рукой? Обратите внимание на свое спальное место. Ваш позвоночник должен отдыхать, а для этого необходимо спать на жестком матрасе. И, конечно, нужно заниматься спортом. Лучше всего для формирования правильной осанки подойдут плавание и упражнения с гантелями. Кстати, вы знали, что высокие каблуки нарушают равновесие, сильно нагружая позвоночник? Так что девушкам лучше отказаться носить такую обувь каждый день. Если у вас нет времени, чтобы посещать фитнес-клуб, вы можете заниматься дома самостоятельно. Приведем вам пример самых эффективных упражнений для осанки.
- Встаньте на носочки, положите толстую книгу на голову и начинайте шагать по комнате. Представьте себя балериной или моделью! Так вы привыкните держать спинку ровно.
- Следующее упражнение называется «кошечка». Встаньте на четвереньки. Прогните спинку, а затем ссутультесь. Повторите так несколько раз и представьте, что вам надо пролезть через забор. А для этого необходимо выгнуться.
- Встаньте прямо, руки отведите назад и сцепите в замок за спиной. Прогнитесь в спине. Повторите так 10 раз.
- Лягте на пол, затем встаньте на руки, чтобы от пола не отрывался низ живота. Голову закиньте наверх. Затем руки поместите сзади себя. Приподнимите таз вверх, опираясь на руки. Несколько секунд задержитесь в таком положении.
- Сделайте «мостик». Лежа на спине, согните ноги в коленях и с помощью рук поднимите таз. Если у вас есть большой мяч, подложите его под спину и повисите на нем, качаясь взад и вперед.
- Лягте на живот. Лопатки сложите в крылышки утенка, поднимите голову, плечи и согнутые в коленях ноги.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ
В дошкольном возрасте скелет ребенка состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие. Поэтому осанка дошкольников очень слабая и легко нарушаемая. Очень часто врачи ставят малышам такие диагнозы, как сколиоз, сутуловатость, плоскостопие.
И так, чтобы избежать этих болезней, надо уделять время физическим упражнениям. Дошкольнику будет полезно походить по комнате с книгой на голове, плавать в бассейне, бегать. Введите правило, чтобы каждый день ребенок вставал к стене спиной так, чтобы пятки, лопатки и затылок касались стены.
Дети школьного возраста тоже подвержены сколиозу. Зачастую учителя не проверяют, как сидят ребята за партой на уроках. О том, что нужно сидеть прямо, а ноги должны стоять на полу, мы уже говорили. Край стула должен заходить под крышку стола на три сантиметра. На фото приведена схема правильного выбора парты.
Никогда не позволяйте ребенку носить портфель в одной руке или на одном плече. И регулярно посещайте доктора.
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Детишек очень трудно заставить выполнять скучные физические упражнения. Другое дело – подвижные игры! Пусть ребята бегают по комнате. По команде: «Встань, как солдатик» все должны остановиться и принять правильную осанку.
Полезен будет мячик. Положите малыша спиной на мяч и катайте. Чтобы было интересней, разбросайте рядом с мечом игрушки. Пусть ребенок с каждый наклоном собирает по одной из них и отдает вам.
Игры и упражнения для формирования правильной осанки
Начнем с того, что осанка — это привычное бессознательное положение тела человека, обусловленное скелетным равновесием и мышечным балансом. Нарушение осанки может привести к искривлению позвоночника и сутулости. Кроме того, что это не красиво, это еще и опасно – при сутулости возрастает нагрузка на сердце и легкие ребенка.
Как же предотвратить развитие искривления позвоночника, появление сутулости у детей − заботимся об осанке.
Занимательные веселые игры для укрепления осанки.
Самая простая игра, и в то же время самая интересная, это носить предметы на голове. Можно постараться выполнять обычные поручения: принеси куклу, садись на диван, посмотри в окно, но делать все это с книгой на голове. Посоревнуйтесь с ребенком, положите книгу и себе на голову, или папе, когда он смотрит футбол. Посмотрите, у кого книга с головы упадет быстрее.
Зарядка для малышей
Играем в котенка
- Исходное положение: Ребенок стоит на четвереньках.
- Котенок потягивается: сесть на пятки, руки прямые, прогнуть спину и запрокинуть голову.
- Котенок шипит: выгнуть, округлить спину, пытаясь коснуться подбородком груди − показывает хохолок на спине и шипит на собаку.
- Котенок мурлыкает: прогнуть спину и поднять высоко подбородок − мурлыкает и хочет, чтоб ее погладили, можно пошевелить хвостиком.
- Котенок достает фрукты с дерева: Поднять правую руку вверх, высоко-высоко − стараясь дотянуться до яблока, поднять левую руку − дотягивается до груши. Можно поэкспериментировать таким же образом с ногами.
- Котенок учится плавать: лечь на живот. Приподнять голову и делать круговые движения руками, имитируя плавание брассом.
- Котенок едет на велосипеде: лечь на спину, согнуть колени и имитировать кручение педалей.
Если принцип упражнений понятен, мы уверены вы найдете еще массу интересных поз и игровых сценок для укрепления мышц спины.
Чтобы воспитать привычку держаться прямо – напоминайте ребенку в течение дня про ровную спинку. Ребенок может сам проверить свою осанку, прислонившись спиной к стене и прижавшись к ней затылком, плечами, пятками и попой. Выполняйте эти или другие упражнения на укрепление мышц спины и ваш ребенок не будет сутулиться.
Игры на мяче.
Если у вас есть большой мяч, то можно катать ребенка, укладывая его спиной на мяч. Если ребенок постарше, можно разложить около мяча игрушки (грибы) и придерживая его за ноги направлять в сторону грибов. Каждый собранный гриб укладываем в лукошко, или приподнимаясь на мяче – отдаем маме.
Чтобы воспитать привычку держаться прямо – напоминайте ребенку в течение дня про ровную спинку. Ребенок может сам проверить свою осанку, прислонившись спиной к стене и прижавшись к ней затылком, плечами, пятками и попой. Выполняйте эти или другие упражнения на укрепление мышц спины и ваш ребенок не будет сутулиться.
«Формирование у детей правильной осанки»
В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный вешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.
Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка.
Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.
При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.
Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.
В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.
Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка. Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку. Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.
Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание) .
Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей.
Главные причины нарушения осанки недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Многие дошкольные учреждения не имеют спортивных залов, оборудованных спортивных площадок для проведения физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.
Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.
В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.
Упражнения для малышей чаще носят игровой характер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное – вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; тянется вверх, изображая «великана».
Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.
Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.
Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения : прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.
Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме, например: «лыжник» – приседание с отведением рук назад; «кошка» – ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины; «Кто лучше и точнее выполнит упражнение»; «Делай как я» и др.
Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки, и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела.
Волшебная палочка
Исходное положение – ноги на ширине плеч, опущенные руки держат палку за концы. Поднять руки вверх, завести палку за спину. Сделать наклон влево, затем вправо. Вернуться в исходное положение.
Маленький силач
На любой детской площадке есть турник, но лучше всего выполнять это упражнение на шведской стенке. Крепко держась руками за перекладину, согнуть ноги под прямым углом и пробыть в таком положении несколько секунд. Кто сможет дольше?
Ласточка
Это упражнение на растяжку полезно для укрепления позвоночника и тренировки вестибулярного аппарата. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены. Отвести правую ногу назад, руки в стороны и замереть.
Повторить упражнение с левой ноги.
Велосипед
Исходное положение – лежа на спине. Ребенок должен «покрутить педали велосипеда» или показать ножками «ножницы». Упражнения, укрепляя брюшной пресс, формируют правильную осанку.
Кошка сердится
Исходное положение – стоя на четвереньках. Пусть ребенок представит себя кошкой: «Вот она сердится, фырчит, выгибает спинку. Прогнулась, потянулась. Успокоилась, расслабилась, снова стала доброй! »
Лодочка
Исходное положение – лежа на животе. Малыш должен приподнять согнутые в коленях ножки, обхватить лодыжки руками и начать покачиваться, как лодочка на волнах. Упражнение очень полезно для растяжки.
Лягушка на берегу
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, – на талии. Присесть, опираясь на всю стопу, затем занять исходное положение. Присесть, опираясь на боковую часть стопы. Подняться. Повторить упражнение несколько раз.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы инструктора по физической культуре
Здесь вы можете найти советы по профилактике плоскостопия, нарушения осанки, оздоровительные мероприятия для детей часто болеющих ОРЗ. А также некоторые рекомендации по развитию двигательной активност...
Советы инструктора по физической культуре
Консультация для родителей детей дошкольного возраста, советы , как заинтересовать занятиями дома, поиграть с детьми....
Советы инструктора по физической культуре
информация в уголок для родителей...
Советы инструктора по физической культуре
Материал содержит советы по подбору лыж и санок для дошкольника. Упражнения, подготавливающие ребенка к ходьбе на лыжах и катанию на санках....
Советы инструктора по физической культуре "Предупреждение плоскостопия"
Советы инструктора по физической культуре помогут сохранить и предупредить плоскостопие....
Советы инструктора по физической культуре
Данный материал посвящён тому, чему же учатся наши дети от 3-х до 7 лет на занятиях по физической культуре в ДОУ.Как же привлечь наших детей к играм дома?...
мастер класс ГМО по физической культуре Тема: Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушения" с детьми средней группы
Дошкольный возраст — период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепк...