методическое пособие "Подвижные игры народов мира для детей дошкольного возраста"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Потапова Тамара Христофоровна

Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни этноса. В национальных подвижных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа, видами традиционного хозяйствования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры народов мира для детей дошкольного возраста

(игротека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста)

Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни этноса. В  национальных подвижных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы.

Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа, видами традиционного хозяйствования.

Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.

Через игру  ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

Игра «Ручейки и озера» - подвижная игра народа тубалар

Играющие стоят в пяти-семи колоннах по одному, с одинаковым количеством участников, в разных частях спортивного зала. Это – ручейки

 На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).   На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрываются те дети, которые быстрее построят круг. Правила игры: бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Тебек (игра в волан)

Соревнования личные. Набивание тебека ногами, подбрасывая вверх тебек. Изготовление тебека – отрезать с овчинной или козлиной шкуры отрезок, размером в диаметре до 5 см. не острегая при этом шесть. К меховой части кожи пришивается круглый сплющенный свинец. Обувь произвольная.

Первое упражнение: набивание тебека одной ногой (левой или правой) подбрасывать вверх внутренней стороной стопы, не давая тебеку опуститься на пол. При этом бьющей ногой объязательно ступать на пол.

Второе упражнение: набивание тебека одной ногой при этом бьющей ногой ступать на пол нельзя.

Третье упражнение: набивание тебека обеими ногами попеременно

Победитель определяется по наибольшему количеству очков, набитых в упражнениях.

 Каждый участник соревнуется своим тебеком. На каждое упражнение дается две попытки. В зачет принимается лучшая попытка.

Хакаская подвижная игра «окрас» (петух)

При игре «окрас» (петух) собирались только мальчишки. Все участники разделялись на две команды. Согласно правилам, надо было прыгая на одной ноге сбить противника с ног ударом плеча. Выигрывала команда, сбившая большое количество врагов.

Тувинская народная игра «Платочек»

Играющие садятся вокруг очага так, чтобы внутри круга двое могли свободно бегать. Игру начинает один (одна) из играющих. Начинающий ходит вокруг – посматривает, кому бы подкинуть «свою любовь», и незаметно «приглянувшейся» (шемуся) подбросит платочек. «Пораженный», соскочив с места, старается догнать и задеть платком бежавшего. А бежавший, сделав круг, старается занять место «пораженного». Если это не удалось ему (ей) грозит «суд». Он (она) должны исполнять песню, играть на музыкальных инструментах.

«Поймай за хвост дракона» – подвижная игра корейского народа

В игре принимают участие не меньше десяти человек. Они строятся друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо впереди стоящего. Тот, кто стоит впереди, - голова дракона, последний – его хвост.

Голова дракона пытается поймать свой хвост. Шеренга находиться в постоянном движении, тело послушно следует за головой, а голова старается схватить последнего игрока. Шеренга никогда не разрывается. Игроки на стороне хвоста не дают ухватить хвост. Если все же голова ухватит себя за хвост, последней в шеренге игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом – игрок, бывший в шеренге предпоследним

Филиппинская народная игра подвижная игра «Через тернии»

Традиционная филиппинская игра — Luksong-tinik, переводится как «перепрыгнуть через тернии растения».

Цель: развивать ловкость; упражнять в прыжках.

Ход игры: двое участников садятся на пол друг напротив друга, соединяют ступни ног и изображают тернии, остальные должны перепрыгнуть, не задев преграды. Игра проводится несколько раз, выигрывает, тот, кто ни разу не задел «тернии»

 Подвижная  игра  «Орел поймал курицу» - китайского народа

У этой игры несколько названий:  «Желтый ястреб ест курицу», «ласка ест курицу», в кантонском языке она носит название «орел хватает цыплят». Точного времени появления игры не известно, ориентировочно при Династии Мин. Это веселая групповая игра, предполагающая большое количество участников. Всегда проходит на открытом воздухе, потому что требует большого пространства.

Один игрок становится орлом,  его задача схватить и вытащить курицу. Остальные игроки крепятся друг к другу  в ряд. Первый человек в ряду – это курица, остальные цыплята. Задача курицы защищать цыплят от орла. Цыпленок, которого вытащили, не участвует в дальнейшей игре. Только в следующем круге он сможет участвовать. В игре участвовали дети почти всех возрастов. Она была любимой игрой всех детей. В игре отлично развивалось физическое здоровье и выносливость, ведь приходилось постоянно бегать.

Источник:  http://redpion.ru/1207_narodnye-igry-i-razvlechenija-drevnego-kitaja/

Японская подвижная игра - «Дзянкэн»

Игра с выбрасыванием пальцев. Существует несколько модификаций. Наиболее распространенная известна у нас под названием «Камень — ножницы — бумага». Фигура «камень» — выбрасывается сжатый кулак, фигура «ножницы» — растопыриваются два пальца — указательный и безымянный в виде латинского V, остальные поджимаются, «бумага» — ровная ладошка. Играют вдвоем, выбрасывая руки синхронно (обычно на счет «раз, два, три») до победы одного из играющего. Если выпадут одинаковые фигуры — ничья, если разные, то «бумага» побеждает «камень», но «камень» побеждает «ножницы», но «ножницы» побеждают «бумагу».

Источник:  http://asiankids.ru/igry/igry/traditsionnye-detskie-igry-v-yaponii 

Австрийская подвижная игра «Найди платок»

Играют четверо и более человек. Нужен платок.
Ход игры: игроки выбирают водящего, который прячет платок, а остальные в это время зажмуриваются. Платок прячут на небольшой территории, которую заранее отмечают. Спрятав платок, игрок говорит: «Платок отдыхает». Все начинают искать, поиски направляет спрятавший. Если говорит «тепло», идущий знает, что он близко от места, где находится платок, «горячо» - в непосредственной близости от него, «огонь» - тогда надо брать платок. Когда ищущий удаляется от того места, где спрятан платок, то водящий предупреждает его словами «прохладно», «холодно». Тот, кто найдет платок, не говорит об этом, а незаметно подкрадывается к игроку, который к нему ближе всего, и ударяет его платком. В следующем туре он и будет прятать платок.

Источник: http://www.i-gnom.ru/interesnoe/play/igry_narodov_myra.html

Якутские подвижные игры

Былаат охсуhуу (Игра с платком)

Играет много детей. Выбирается один игрок, который должен передать платок.   Все   остальные,   взявшись   руками   за   спину,   образуют   круг. Передающий  платок,  обходит  вокруг  круга,  затем  незаметно передает платок   кому-нибудь   и  отходит  в  сторону.  Взявший  платок,  бежит  за стоящим   справа  вокруг  круга  и  задевает  его  платком.  Чтобы  меньше попалось   ударов   от   платка,   убегающий   должен  бежать  изо  всех  сил вокруг круга,  и встать  на  свое место.

Передавший платок в это время должен встать на место взявшего платок. Играющие  не  должны  смотреть  назад.  Если  убегающий  пробежит  мимо своего  места  и  взявший  платок  займет  свое  место  раньше, убегающий

Мас тардыhыыта (Перетягивание палки)

Цель игры: развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища.

Два игрока садятся на пол друг против друга,  упираясь  ступнями.  В руки они берут палку (можно веревку, ремешок, или просто держаться за руки). При этом одна рука находится в середине палки, другая с краю. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять соперника па ноги.

Правила   игры:   выигрывает   тот   игрок,  которому  удается  поднять противника   на   ноги.   Выигравший   имеет   право   продолжить  игру  со следующим игроком.

Мунгха (Невод)

      В «Невод» играют дети младшего и среднего школьного возраста (в прошлом играли и взрослые - на свадьбах, календарных праздниках). Игра проводится на воздухе или в просторном помещении. Количество участников - от 5 до 40 человек. 

      Описание. Очерчивают площадку  примерно  следующего  размера:  длина  20-30 м, ширина 10-15 м. На левой и правой сторонах   площадки   выделяются   места   для  спасания   «рыб»   («кэнэни»),  ограниченные  линиями  по  ширине площадки. Остальная площадь - «вода», по которой плывут «рыбы» («туона»).

      В начале игры все участники делятся на «рыб» (2/3 играющих) и на «невод» (1/3). «Рыбы» находятся в «кэнэни» на  одной  стороне; играющие, изображающие невод, берутся за руки, образуя цепь. По сигналу «рыбы» начинают заходить  в  «туона»,  перебегать  на  другую сторону или бегать по «туона». Изображающие невод бегут к ним, сохраняя  цепь,  стараются  окружить  любую «рыбу» или несколько «рыб». Когда руки двух крайних игроков в цепи «невода»  сомкнутся,  образуя кольцо, все «рыбы», оказавшиеся в нем, считаются пойманными и выходят из игры. Так  играют  до  тех  пор, пока не останется 2-3 «рыбы». Они становятся «неводом», и игра начинается сначала. 

      Правила. Игроки,  изображающие  невод,  не  имеют  права  выходить  за линию «туона» и ловить там «рыб».

Ловля  «рыб»  «неводом» разрешается и в том случае, если какая-либо «рыба» упадет. Но все действия «невода», вызывающие падение «рыбы», запрещаются.

      «Рыбы» не имеют права находиться (больше 10 с) долго в «кэнэни».

       Разрывать   цепь   игрокам,  изображающим  невод,  при  ловле  «рыб»  не  разрешается.  В  противном  случае пойманные «рыбы» отпускаются на волю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Подвижные игры народов Урала" для детей дошкольного возраста.

"Подвижные игры народов Урала для дошкольного возраста" составитель Крыжановская Л.А. (воспитатель МДОУ 9 г. Первоуральск.)Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разде...

Методическая разработка - Игра "Разноцветные платочки" для детей дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей, в процессе двигательно-игровой деятельности....

Презентация по теме: "Игры народов Мира" для старшего дошкольного возраста ДОО

Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. Все люди выглядят по-разному: у них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они по-разному...