кружок Школа мяча
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) на тему
Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений занижена. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Для реализации потребности детей в движении организован кружок «Школа мяча».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_shkola_myacha.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений занижена. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Для реализации потребности детей в движении организован кружок «Школа мяча».
Отличительной особенностью данной программы предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. На занятиях создаются условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дается возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Рационально распределяется двигательная нагрузка дошкольников: с учетом физиологической реакции детей, соответствие нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям, уровнем подготовленности. Бросание и ловля мяча, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность, координацию и точность движений. Разнообразие движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость.
Новизна данной программы - наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются детьми в самостоятельных играх и упражнениях. С удовольствием дети катают мячи, забрасывают их в ящик, корзину. Эти движения нравятся ребенку своей доступностью. Бросать, катать, метать можно мячи большие и маленькие, резиновые и надувные. Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа и в разных направлениях. Таким образом, спортивная секция предусматривает разнообразную деятельность детей, дает возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развить его интересы, а также способствует эмоциональной смене деятельности. После многочисленных упражнений и игр появляется своеобразное «чувство мяча».
Интегрированные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы:
-физически развитый,
-у ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности,
-самостоятельно выполняет доступные возрасту физические упражнения,
-способен управлять своим поведением, планировать свои действия, соблюдать элементарные правила и нормы поведения.
Цель: Сформировать потребность в движении, развивать и совершенствовать движения, развивать двигательные способности и самостоятельность.
Задачи:
1.Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в процессе игр и упражнений с мячами в соответствии с его индивидуальными особенностями.
2.Развитие физических качеств, нравственно- волевых качеств личности.
3.Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
4.Расширить диапазон двигательных способностей детей.
5.Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
6. Обеспечение физического и психического благополучия.
Занятие состоит из трех частей:
- Вводная (виды ходьбы и бега, комплекс ОРУ с мячом).
- Основная (решается поставленная задача.)
- Заключительная (п\и и м\п с мячом).
Формы занятий - групповая совместная деятельность.
Способы организации детей: фронтальный, поточный и индивидуальный.
Организация условий:
- спортивный зал: пособия и игрушки соответствуют по устройству, размерам и весу возрасту детей, их подготовленности, обеспечивается безопасность;
- дети в спортивной одежде;
- воспитатель в спортивной форме.
Спортивное оборудование: мячи резиновые разного диаметра, , мячи надувные, набивные; дополнительное: мишени, дуги, кегли, палки гимнастические.
Дидактические принципы: сознательность, активность, систематичность и последовательность, доступность и прочность, наглядность.
Методы, используемые на занятиях:
-словесные (объяснение упражнения, указание, распоряжение и команда, рассказ, беседа);
-наглядные (показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры, использование наглядных пособий);
-практические (упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь, соревнования).
Методы обучения детей упражнениям и играм с мячом.
* показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей (младший дошкольный возраст)
* пояснение и показ упражнений
* повторение упражнения
* использование схематичных изображений – алгоритмов выполнения упражнений
* творческие задания
* игровые задания
Обучение в «Школе мяча» строится по иерархической лестнице: от простого к сложному, от контролируемого к самостоятельному. Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов:
1. Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча, выработки быстрой ответной реакции на летящий мяча. На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом.
2. Этап углубленного разучивания. Главная его задача – сделать действия детей направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с подвижными играми с мячом.
3. Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети закрепляют полученные знания и навыки владения мячом.
Ожидаемые результаты:
В результате дети:
-научатся двигаться быстро, уверенно, энергично;
-усвоят навыки движений, овладеют правильными способами их выполнения;
-научатся самостоятельно действовать с мячом, обогатится двигательный опыт;
-появится творческая инициатива, умение придумывать новые игры и упражнения;
-улучшат свои коммуникативные способности в коллективной деятельности.
Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.
Уровни усвоения двигательных умений и навыков.
Низкий уровень. Движения ребёнка с мячом напряженные, скованные, плохо скоординированы, реакция на ловлю мяча замедленная.
Средний уровень. Действия с мячом приобретают согласованность, менее скованы и напряжены. Ребёнок реагирует на ловлю мяча. В играх активен.
Высокий уровень. Движения с мячом активны, хорошо реагирует на ловлю мяча и действует в соответствии с ним, проявляет положительное отношение к играм.
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня с детьми 3-4 лет. Всего 36 занятий год. Длительность занятий 15 мин.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
-проведение спортивного праздника,
-оформление фото - стенда.
Учебно- тематический план.
№ | Тема занятий | Общее количество часов | В том числе | |
теоритические | практические | |||
1. | Вводное занятие. Правила поведения на занятиях. Катание мяча. | 4 | 1 | 3 |
2. | Прокатывание мяча. | 4 | 4 | |
3. | Скатывание мяча. | 4 | 4 | |
4. | Бросание мяча в верх и ловля двумя руками. | 4 | 4 | |
5. | Бросание мяча вниз о пол и ловля его. | 4 | 4 | |
6. | Бросание мяча в стену. | 4 | 4 | |
7. | Метание на дальность и в цель. | 4 | 4 | |
8. | Метание "снизу" , " от груди". | 4 | 4 | |
9. | Метание "от плеча", "сбоку", "из-за головы". | 4 | 4 | |
Итого часов: | 36 | 1 | 35 |
Содержание программы.
Месяц | № п/п | Тема занятия | Цель |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 | Вводное. Катание мяча сидя на полу. Катание мяча сидя на стуле. Катание мяча из положения стоя. Игра "Колобок" Прокатывание мяча. Прокатывание мяча. Прокатывание мяча с заданиями. Игра "Акула" Скатывание мяча с доски. Скатывание мяча с доски. Скатывание мяча с доски. Игра "Мой веселый звонкий мяч" Бросание мяча вверх. Бросание мяча вверх и ловля его. Бросание мяча вверх и ловля его с заданием. Игра "Горячая картошка" Бросание мяча в низ. Бросание мяча в низ и ловля его. Бросание мяча в низ и ловля его с усложнением. Отбивание мяча одной рукой. Бросание мяча в стенку. Бросание мяча в стенку и ловля его. Бросание мяча в стенку и ловля его с заданием. Игра " Попади в круг" Метание мяча на дальность. Метение на дальность. Игра" Перебрось через веревку" Метание в цель. Метание в цель. Метание "снизу". Игра "Верёвочка" Метание от груди. Игра "Озорной мячик". Метание способом "из- за головы". Метание способом от плеча. Игра "Детский баскетбол" Развлечение "Непослушные мячи". |
Учить детей катать мяч друг другу. Учить детей, кистями рук толкать мяч, находящийся между ног. Учить детей присаживаться на корточки или наклоняться вперед, кистями рук толкать мяч и тут же вставать. Учить детей катать и ловить мяч. Учить детей катать мяч двумя руками. Учить детей катать мяч с начало правой рукой ,затем левой. Учить детей попадать в кегли. Учить детей катать мяч в заданном направлении и ловко от него увертываться. Учить скатывать мяч двумя руками. Учить скатывать мяч одной рукой. Учить детей толкать мяч так , что бы он катился до конца доски. Закрепить умения детей подпрыгивать на двух ногах, подражая мячу. Учить детей выполнять бросок двумя руками снизу вверх перед собой и следить глазами за его полётом. Учить детей ловить мяч двумя руками не прижимая его к туловищу. Учить детей подбросить мяч, хлопнуть в ладоши и поймать. Учит детей ловить и передавать мяч друг другу с небольшого расстояния. Учить детей при броске руки поднимать вверх, затем с силой ударить мяч о пол. Учит ловить мяч двумя реками. Учить детей ударить о пол и поймать мяч после хлопка в ладоши. Учить детей отбивать мяч на месте одной рукой. Учит детей бросать мяч снизу. Учит детей бросать мяч снизу и ловить двумя руками. Учить бросать и ловит мяч с хлопком. Учить детей бросать мяч в цель, и ловить его Учить детей техники метания. Закрепление техники метания. Учить детей метать в цель. Закрепить умения детей метать в цель. Учить детей двумя руками снизу бросать мяч через сетку. Учить ребенка бросать мяч двумя руками вперед-вверх способами снизу. Учить детей технике метания от груди. Упражнять детей в бросании мяча друг другу. Учить детей техники метания из-за головы. Учить детей техники метания от плеча. Развивать у детей зрительно-двигательную координацию, общую моторику, социальные навыки. Закрепить все умения у навыки детей. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. – Режим для младшего школьника. – М.: Вентана – Графф, 2003. – 24 с.
- Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 160 с.
- Глазырина Л.Д. – Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 272 с.
- Картушина М.Ю. – Сценарии досугов для детей 3-4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
- Литвинова М.Ф. – Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2005. – 92 с.
- Пензулаева Л.И. – физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.
- Пензулаева Л.И. – Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.
- Полтавцева Н.В. – Физическая культура в дошкольном детстве: Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2004. – 272 с.
- Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
- Физкультурно-оздоровительная работа: комплексное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. гербовой, Т.С. Комаровой. Младший, средний,старший дошкольный возраст / авт. – сост. О.В. Музыка. – Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"
"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...
Конспект физкультурного занятия "В стране веселых мячей" в рамках проекта "Для чего нужны мячи?"
Интересное занятие с использоаанием разнообразных методов и приемов....
Статья "Из истории мяча, игры с мячом"
Игры с мячом очень распространённые и встречаются почти у всех народов мира....
Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"
В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...
Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом"
Презентация на тему: Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом". Цели, задачи проекта; непосредственная образоватедьная деятельность с детьми на тему: "Музей мяча. История, разнови...
Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны" (о видах мячей и видах спорта с мячами).
Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны"(о видах мячей и спорта с мячами) подготовлена для беседы с детьми о наиболее популярных видах спорта с мячами в рамках проекта «...