кружок Школа мяча
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) на тему

Дёмина Юлия Михайловна

Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений занижена. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Для реализации потребности детей в движении организован кружок  «Школа мяча».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_shkola_myacha.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений занижена. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Для реализации потребности детей в движении организован кружок  «Школа мяча».

         Отличительной особенностью данной программы  предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. На занятиях создаются условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дается возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Рационально распределяется двигательная нагрузка дошкольников: с учетом физиологической реакции детей, соответствие нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям, уровнем подготовленности. Бросание и ловля мяча, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность, координацию и точность движений. Разнообразие движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость.

       Новизна данной программы - наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются детьми в самостоятельных играх и упражнениях. С удовольствием дети катают мячи, забрасывают их в ящик, корзину. Эти движения нравятся ребенку своей доступностью. Бросать, катать, метать можно мячи большие и маленькие, резиновые и надувные. Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа и в разных направлениях. Таким образом, спортивная секция предусматривает разнообразную деятельность детей, дает возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развить его интересы, а также способствует эмоциональной смене деятельности. После многочисленных упражнений и игр появляется своеобразное «чувство мяча».

      Интегрированные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы:

-физически развитый,

-у ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности,

-самостоятельно выполняет доступные возрасту физические упражнения,

-способен управлять своим поведением, планировать свои действия, соблюдать элементарные правила и нормы поведения.

     Цель: Сформировать потребность в движении, развивать и совершенствовать движения, развивать двигательные способности и самостоятельность.  

    Задачи:

1.Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в процессе игр и упражнений с мячами в соответствии с его индивидуальными особенностями.

2.Развитие физических качеств, нравственно- волевых качеств личности.

3.Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

4.Расширить диапазон двигательных способностей детей.

5.Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

6. Обеспечение физического и психического благополучия.

Занятие состоит из трех частей:

  • Вводная (виды ходьбы и бега, комплекс ОРУ с мячом).
  • Основная (решается поставленная задача.)
  • Заключительная (п\и и м\п с мячом).

Формы занятий - групповая совместная деятельность.

Способы организации детей: фронтальный, поточный  и индивидуальный.

Организация условий:

- спортивный зал: пособия и игрушки соответствуют по устройству, размерам и весу возрасту детей, их подготовленности, обеспечивается безопасность;

- дети в спортивной одежде;

- воспитатель в спортивной форме.

Спортивное оборудование: мячи резиновые разного диаметра, , мячи надувные, набивные; дополнительное: мишени, дуги, кегли, палки гимнастические.

Дидактические принципы: сознательность, активность, систематичность и последовательность, доступность и прочность, наглядность.

Методы, используемые на занятиях:

-словесные (объяснение упражнения, указание, распоряжение и команда, рассказ, беседа);

-наглядные (показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры, использование наглядных пособий);

-практические (упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь, соревнования).

Методы обучения детей упражнениям и играм с мячом.

* показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей (младший дошкольный возраст)

* пояснение и показ упражнений

* повторение упражнения

* использование схематичных изображений – алгоритмов выполнения упражнений

* творческие задания

* игровые задания

     Обучение в «Школе мяча» строится по иерархической лестнице: от простого к сложному, от контролируемого к самостоятельному. Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов:

1. Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча, выработки быстрой ответной реакции на летящий мяча. На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом.

2. Этап углубленного разучивания. Главная его задача – сделать действия детей направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с подвижными играми с мячом.

3. Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети закрепляют полученные знания и навыки владения мячом.

Ожидаемые результаты:

 В результате дети:

-научатся двигаться быстро, уверенно, энергично;

-усвоят навыки движений, овладеют правильными способами их выполнения;

-научатся самостоятельно действовать с мячом, обогатится двигательный опыт;

-появится творческая инициатива, умение придумывать новые игры и упражнения;

-улучшат свои коммуникативные способности в коллективной деятельности.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

 Уровни усвоения двигательных умений и навыков.

       Низкий уровень. Движения ребёнка с мячом напряженные, скованные, плохо скоординированы, реакция на ловлю мяча замедленная.

       Средний уровень. Действия с мячом приобретают согласованность, менее скованы и напряжены. Ребёнок реагирует на ловлю мяча. В играх активен.

      Высокий уровень. Движения с мячом активны, хорошо реагирует на ловлю мяча и действует в соответствии с ним, проявляет положительное отношение к играм.

       Занятия  проводятся один раз в неделю во второй половине дня с детьми 3-4 лет. Всего 36 занятий год. Длительность занятий 15 мин.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:

-проведение спортивного праздника,

-оформление фото - стенда.

Учебно- тематический план.

Тема занятий

Общее

количество                                 часов

В том числе

теоритические

практические

1.

Вводное занятие. Правила поведения на занятиях.

Катание мяча.

4

1

3

2.

Прокатывание мяча.

4

4

3.

Скатывание мяча.

4

4

4.

Бросание мяча в верх и ловля

двумя руками.

4

4

5.

Бросание мяча вниз о пол и ловля его.

4

4

6.

Бросание мяча в стену.

4

4

7.

Метание на дальность и в цель.

4

4

8.

Метание "снизу" , " от груди".

4

4

9.

Метание "от плеча", "сбоку",

"из-за головы".

4

4

Итого часов:

36

1

35

Содержание программы.

Месяц

п/п

Тема занятия

Цель

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Вводное.

 Катание мяча сидя на полу.

Катание мяча сидя на стуле.

Катание мяча из положения

стоя.

Игра "Колобок"

Прокатывание мяча.

Прокатывание мяча.

Прокатывание мяча с заданиями.

Игра "Акула"

Скатывание мяча с доски.

Скатывание мяча с доски.

Скатывание мяча с доски.

Игра "Мой веселый звонкий мяч"

Бросание мяча вверх.

Бросание мяча вверх и ловля

его.

Бросание мяча вверх и ловля

его с заданием.

Игра "Горячая картошка"

Бросание мяча в низ.

 Бросание мяча в низ и ловля его.

Бросание мяча в низ и ловля его с усложнением.

Отбивание мяча одной

рукой.

Бросание мяча в стенку.

Бросание мяча в стенку и

ловля его.

 Бросание мяча в стенку и

ловля его с заданием.

Игра " Попади в круг"

Метание мяча на дальность.

Метение на дальность.

   Игра" Перебрось через веревку"

Метание в цель.

Метание в цель.

Метание "снизу".

Игра "Верёвочка"

Метание от груди.

Игра "Озорной мячик".

Метание способом "из- за головы".

Метание способом от плеча.

Игра "Детский баскетбол"

Развлечение "Непослушные мячи".

 

  Учить детей катать мяч друг другу.

  Учить детей, кистями рук толкать мяч,

находящийся между ног.

  Учить детей присаживаться на корточки

 или наклоняться вперед, кистями рук

 толкать мяч и тут же вставать.

  Учить детей катать и ловить мяч.

Учить детей катать мяч двумя руками.

  Учить детей катать мяч с начало правой рукой ,затем левой.

  Учить детей попадать в кегли.

Учить детей катать мяч в заданном направлении и ловко от него увертываться.

Учить скатывать мяч двумя руками.

Учить скатывать мяч одной рукой.

   Учить детей толкать мяч так , что бы он катился до конца доски.

   Закрепить умения детей подпрыгивать на

двух ногах, подражая мячу.

    Учить детей выполнять бросок двумя руками снизу вверх перед собой и следить глазами  за его полётом.

    Учить детей ловить мяч двумя руками не прижимая его к туловищу.

Учить детей подбросить мяч, хлопнуть в ладоши и поймать.

Учит детей ловить  и передавать мяч друг другу с небольшого расстояния.

  Учить детей при броске руки поднимать вверх, затем с силой ударить мяч о пол.

Учит ловить мяч двумя реками.

  Учить детей  ударить о пол и поймать мяч после хлопка в ладоши.

Учить детей отбивать мяч на месте одной рукой.

Учит детей бросать мяч снизу.

  Учит детей бросать мяч снизу  и ловить

двумя руками.

Учить бросать и ловит мяч с хлопком.

Учить детей бросать мяч в цель, и ловить его

Учить детей техники метания.

Закрепление техники метания.

Учить детей метать в цель.

Закрепить умения детей метать в цель.

    Учить детей двумя руками снизу бросать мяч  через сетку.

  Учить ребенка бросать мяч двумя руками вперед-вверх способами снизу.

Учить детей технике метания от груди.

  Упражнять детей  в бросании мяча друг

другу.

Учить детей техники метания из-за головы.

Учить детей техники метания от плеча.

  Развивать у детей зрительно-двигательную координацию, общую моторику, социальные навыки.

Закрепить все умения у навыки детей.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. – Режим для младшего школьника. – М.: Вентана – Графф, 2003. – 24 с.
  2. Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 160 с.
  3. Глазырина Л.Д. – Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 1999. – 272 с.
  4. Картушина М.Ю. – Сценарии досугов для детей 3-4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  5. Литвинова М.Ф. – Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2005. – 92 с.
  6. Пензулаева Л.И. – физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.
  7. Пензулаева Л.И. – Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.
  8. Полтавцева Н.В. – Физическая культура в дошкольном детстве: Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2004. – 272 с.
  9. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
  10. Физкультурно-оздоровительная работа: комплексное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. гербовой, Т.С. Комаровой. Младший, средний,старший дошкольный возраст / авт. – сост. О.В. Музыка. – Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...

Конспект физкультурного занятия "В стране веселых мячей" в рамках проекта "Для чего нужны мячи?"

Интересное занятие с использоаанием разнообразных методов и приемов....

Статья "Из истории мяча, игры с мячом"

Игры с мячом очень распространённые и встречаются почти у всех народов мира....

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом"

Презентация на тему: Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом". Цели, задачи проекта; непосредственная образоватедьная деятельность с детьми на тему: "Музей мяча. История, разнови...

Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны" (о видах мячей и видах спорта с мячами).

Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны"(о видах мячей и спорта с мячами) подготовлена для беседы с детьми о наиболее популярных  видах спорта с мячами в рамках проекта «...