«Использование игровых упражнений для предупреждения дефектов нарушения осанки»
статья по теме

Неклюдова Оксана Сергеевна

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в психофизическом состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии. Такие дети с усилиями по сравнению со здоровыми детьми преодолевают трудности в усвоении знаний, умений и навыков, предусмотренными требованиям и  условиям жизни и воспитания ДОУ. Осанка является также отражением психофизического состояния ребенка, характеризующим общий уровень его здоровья и развития.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникали проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

В своей практике работы особое внимание уделяю на положение осанки во всех видах деятельности у детей дошкольного возраста.

Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки являются игровые специальные комплексы упражнений из различных исходных положений; подвижные игры; нестандартное оборудование для коррекции осанки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых упражнений для предупреждения дефектов нарушения осанки»

Неклюдова О. С.

МАДОУ № 58 г. Нижнекамск.

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в психофизическом состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии. Такие дети с усилиями по сравнению со здоровыми детьми преодолевают трудности в усвоении знаний, умений и навыков, предусмотренными требованиям и  условиям жизни и воспитания ДОУ. Осанка является также отражением психофизического состояния ребенка, характеризующим общий уровень его здоровья и развития.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникали проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

В своей практике работы особое внимание уделяю на положение осанки во всех видах деятельности у детей дошкольного возраста.

Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки являются игровые специальные комплексы упражнений из различных исходных положений; подвижные игры; нестандартное оборудование для коррекции осанки.

Проверочка осаночки

Хватит спинушку качать,

Надо лечь и отдыхать.

Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая.

Игровые упражнения для формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста из различных исходных положений.

  1. Упражнения в исходном положении стоя.

«Растягивание пружинки».

Согните наши руки

Их в кулачки сожмите

Пружинку растяните

 и лопатки соедините

Согнуть руки перед грудью, сжав пальцы в кулак и подняв локотки в стороны; имитируя растягивание пружинки, энергично отводить плечи назад, сводя локти.

  1. Упражнения в исходном положении сидя.

«Зайчик»

Низко зайчики присели,

Показали лапки

Все у них в порядке!

Низко присесть на всей ступне, сгибая руки к плечам, ладонями вперед, прижимая локти к туловищу и сводя лопатки.

«Конькобежец»

Вот спортсмен стоит на старте,

Широко расставив ноги,
К состязаниям готов!

Широко расставив ноги и заложив руки за спиной, попеременно сгибать ноги с полуоборотом и наклоном туловища, подражая движениями конькобежца.

  1. Упражнения в исходном положении сидя.

«Гибкая, ласковая, сердитая кошечка»

Спинка гибкая у нас

Как у кошечки как раз!

«Мяу!»  - спинку мы прогнем

«Фрр!» - сердиться все начнем

Стоя на четвереньках, сильно сгибать и прогибать, подтягивать вперед спину, подражая движениями кошки.

  1. Упражнения в исходном положении лежа на спине.

«Пляска».

Если вам с утра не спится,
Сон куда-то убежал,

Руки за голову согните

Так и тянет ног в пляс!

Лежа на спине, руки за головой, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в исходное положение. Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

  1. Упражнения в исходном положении лежа на животе.

«Воробышек».

Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки.

У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?

Лежа на животе, руки прижаты к подбородку в согнутом положении. Круговые вращения назад согнутых рук назад (5-8 раз). Туловища приподнять с пола, нижняя часть тела лежит на полу, ноги вместе.

Подвижные игры для формирования правильной осанки.

«Тише едешь дальше будешь»

После этих слов, когда водящий поворачивается, нужно остановиться, держа руки в положении «крылышек» - вдоль туловища.

«Горячий мяч»

Лежа на животе в кругу, руки в «крылышки» - согнуты в локтях, прижаты к подбородку, прогнув верхнюю часть спины, не касаясь локтями пола, передать мяч двумя руками, подбрасыванием его любому из играющих и возвращаясь в исходное положение.

«Море волнуется»

Дети свободно передвигаются по залу, произнося: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри», после чего каждый из играющих принимает любую позу в исходном положении стоя, сидя, лежа с правильной осанкой.

«Слепые котята»

Двое детей (котята) стоят рядом, закрыв глаза на расстоянии вытянутой руки от друга. Остальные дети (мышки) по сигналу на четвереньках проползают между котят. Стоящие котята, не открывая глаз, стараются запятнать мышек. Пойманные мышки становятся слепым котенком. Игра продолжается до тех пор, пока большое количество мышек будут пойманными. Игра повторяется.

«Фитбол-задорная игра»

Дети делятся на две команды. Сидя на фитболах, передвигаются по залу, выполняют введения малого мяча ногой, стараясь забить гол в ворота.

 «Дети и обезьяны»

Дети выстраиваются в две шеренги на расстоянии вытянутой руки одна шеренга от другой. Первая шеренга выполняет роль «детей», вторая  - «обезьян». По команде «дети» выполняют  корригирующие упражнения, а «обезьянки» повторяют за ними, затем шеренги меняются ролями.

«Малютка»

Лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги плотно прижаты друг к другу. Детям предлагается представить себя малышами и изобразить его настроение и движения.

Подъем ног, согнутых в коленях, подтягивание стоп к лицу, непроизвольные движения руками и ногами в воздухе, гуление, поднятие головы (не отрывая плеч от пола), повороты ее в стороны, проявление эмоций радости, импровизация плача со звуком «уа-уа».

В практике своей работы я использую также различное нетрадиционное оборудование, предназначенное для профилактики нарушения осанки. Главной целью использования нестандартного оборудования является развитие у детей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, корректировки осанки и интерес к организационной деятельности.

Материал: коврик,  цветная клеящаяся пленка (желтая, синяя, зеленая).

Цель: развитие координации; укрепление мышечного корсета, формирование знаний о геометрической фигуре, цветовой гаммы.

Содержание упражнений: прыжки с фигуры на фигурку на одной, двух ногах; выполнение поз по заданию. Например: исходное положение, стоя у коврика, правую руку поставить на желтый круг, левую руку на зеленый квадрат, наклон вниз – колени выпрямить; задержаться в позе. Упражнения можно выполнять из положения, сидя и стоя на четвереньках.

        Исправление нарушений осанки процесс длительный. Поэтому работа должна проводиться систематически и обязательно подключать в практику своей работы  родителей для выполнения физических упражнений в домашних условиях совместно с ребенком и следить за правильность выполнения данного задания.

        Данная работа обеспечивает сохранение и укрепление психофизического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально положительного тонуса воспитанников дошкольных учреждений.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимайтесь на здоровье. Комплекс упражнении направленных на профилактику нарушений осанки.

Комплекс упражнении направленных на профилактику нарушений осанки....

Статья «Использование игровых упражнений для предупреждения дефектов нарушения осанки»

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в психофизическом состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии. Такие дети с усилиями п...

Консультация для родителей "Игровые упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей." Вместе с мамой, вместе с папой. Плоскостопие.

Игровые упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей. Вместе с мамой, вместе с папой.Плоскостопие....

Методические рекомендации для воспитателей «Правильная осанка. Просто и весело» по использованию общеразвивающих упражнений с целью формирования правильной осанки у старших дошкольников.

Содержание Методических рекомендаций:Введение1. Общая характеристика формирования правильной осанки у старших дошкольников2. Подбор оборудования для проведения комплексов общеразвивающих упражнений по...

«Использование игровых упражнений для развития речи дошкольников, имеющих речевые нарушения»

laquo;Использование игровых упражнений для развития речи дошкольников, имеющих речевые нарушения»...

Выпускная квалификационная работа. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   Проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. В России у 50% детей дошкольного и школьного возраста от...