Для воспитателей
картотека по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Игра с ходьбой и бегом
Пройди – не задень
На полу расставляется кегли в два ряда. Расстояние между рядами – 35 – 40 см, а между кеглями одного ряда – 15 – 20 см. Дети должны пройти или пробежать по коридорчику не задев кегли.
Рекомендации. Дети проходят по коридорчику сначала по одному, а затем по несколько друг за другом. Можно дать задание одному ребенку пройти по коридорчику туда и обратно.
Пройди – не упади
Воспитатель кладет на пол доску шириной 25 – 30см, а за ней раскладывает кубы, бруски на расстоянии 25 – 30см один от другого. Предлагает детям пройти по трудной дорожке, сначала по доске, стараясь не оступиться, затем перешагивая через кубики, бруски, не задевая их.
Рекомендации. Воспитатель помогает детям, испытывающим затруднение при выполнении задания, подбадривает их, некоторых поддерживают за руку; следит за тем, чтобы малыши шли спокойно, не спешили.
Бегите к флажку
Дети сидят или стоят на одной стороне комнаты (площадки). На противоположной стороне, на расстоянии 6 – 8м от них, на стульях или на скамейке разложены флажки (кубики). Дети по предложению воспитателя идут к флажкам, берут их и направляются к воспитателю. Затем по его сигналу бегут к стульям, кладут флажки (кубики) и возвращаются обратно.
Рекомендации. Флажки нужно раскладывать на расстоянии 30 см, один от другого, чтобы малышам было удобно их брать. Воспитатель следит, чтобы дети шли в определенном направлении, организованно, не наталкиваясь друг на друга, поощряет тех, которые идут с флажком красиво, ровно. После нескольких повторений игры можно усложнить задание – предложить детям бежать за флажком.
Кот и мыши
Дети сидят на скамейке или стульчиках – это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивает, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши прячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.
Рекомендации. Воспитатель следит, чтобы все мыши разбегались как можно дальше от норок.
Птички в гнездышках
Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты, - это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками – крыльями. По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» возвращаются на свои места.
Рекомендации. Воспитатель следит, чтобы дети – птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались только в свое гнездышко.
Воробышки и автомобиль
Дети садятся на стульчики или скамейку на одной стороне площадки или комнаты – это воробышки в гнездышках. На противоположной стороне встает воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя: «Полетели воробышки на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками – крылышками.
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробышки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнезда (садятся на места). Автомобиль возвращается в гараж – воробышки полетели.
Рекомендации. Необходимо показать детям, как летают воробышки, как они клюют зернышки, проделать эти движение вместе с детьми.
Найди свой домик
Взрослый предлагает детям выбрать домики. Это могут быть стулья, скамейки, кубы, обручи, начерченные на земле кружки. У каждого отдельный домик. По сигналу взрослого дети выбегают из домиков, расходятся по комнате (площадке) и резвятся до тех пор, пока взрослый не скажет «Найди свой домик!». По этому сигналу дети бегут в свои домики.
Рекомендации. Воспитатель следит чтобы дети бегали легко, не наталкивались друг на друга. При повторении игры можно устроить коллективные домики. Если дети путают домики, им надо помочь.
Пройди и не сбей
На полу в один ряд расставляются несколько кеглей или кладут кубики на расстоянии не менее одного метра один от другого. Дети должны пройти на другую сторону комнаты, огибая кегли и не задевать их.
Рекомендации. Воспитатель ставит сначала три кегли, показывает, как надо проходить, при повторении можно увеличить количество кеглей.
Игры с прыжками
По ровненькой дорожке
Дети вместе с воспитателем на одной стороне площадки намечают место, где у них будет дом, и отправляются в путь. Воспитатель произносит текст, в соответствии с которым дети выполняют разные движения: идут, прыгают, приседают.
По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке
По ровненькой дорожке Устали наши ножки,
Шагают наши ножки, Устали наши ножки.
Раз-два, раз-два! (Идут.) (Дети идут, а затем приседают
По камешкам, по камешкам, на корточки.)
По камешкам, по камешкам Вот наш дом,
В ямку – бух! (Прыгают.) Здесь мы живем.
По ровненькой дорожке (Все бегут в дом.)
Рекомендации. Воспитатель может произносить слова в более быстром темпе.
Лягушки
По середине площадки, комнаты чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга – это болотце. Дети – лягушки располагаются по краю болотца, а другие дети садятся на стулья, расставленные вдали от болотца. Воспитатель вместе с детьми, сидящими на стульях, говорит следующие слова:
Вот лягушки по дорожке
Скачут вытянувши ножки,
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки.
Дети, стоящие по кругу, прыгают, продвигаясь вперед, изображают лягушек. По окончании текста дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши – пугают лягушек; дети – лягушки прыгают через черту – в болотце и садятся на корточки. Затем игра повторяется.
Через ручеек
На площадке чертятся две линии на расстоянии 15 – 20 см – это ручеек. В помещении можно положить на пол два шнура на таком же расстоянии один от другого. Нескольким детям предлагают подойти поближе к ручейку и перепрыгнуть через него, оттолкнувшись двумя ногами одновременно.
Рекомендации. Воспитатель может сказать, что ручеек глубокий и надо прыгнуть как можно дальше.
С кочки на кочку
На площадке воспитатель чертит круги диаметром 30 – 35 см. Расстояние между ними 25 – 30 см. Это кочки по которым нужно перебраться на другую сторону болота. По кочкам можно перешагивать, переплывать перепрыгивать.
Рекомендации. Кочками могут бать круг. Задание двумя и на одной ноге перепрыгивать.
Поймай комара
Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут длиной 15 – 20 см., к которому шнуром привязана фигура комара (из бумаги или материи). Воспитатель кружит шнур немного выше головы окружающих – комар пролетает головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Поймавший комара говорит: «Я поймал».
Кролики
В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сиденьями внутрь полукруга, - это клетки кроликов. На противоположной стороне – дом сторожа. Посередине – лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Два-три ребенка встают сзади стульев, по указанию воспитателя присаживаются на корточки – кролики сидят в клетках. Воспитатель-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки!» возвращаются на свои места снова проползая под стульями.
Рекомендации: Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, проползая по стулом, не задевали его спиной.
Игры с ползанием и лазаньем
Проползи – не задень
Дети располагаются в одной стороне комнаты. На расстоянии 3 – 4 м. от них ставятся стулья, на их сиденьях – гимнастические палки или длинные рейки. Двое или трое детей должны проползти под палками, стараясь не задеть их, доползти до скамейки, на которой лежат флажки, встать, взять флажки и помахать ими, затем бегом возвратиться обратно.
Пробеги, как мышка, пройди, как мишка
Дети располагаются у одной стены комнаты. Воспитатель ставит перед ними две дуги: первая дуга высотой 50 см., за нею на расстоянии 2 – 3м, вторая, высотой 30 – 35 см. Воспитатель вызывает одного ребенка и предлагает ему пройти под первой дугой на четвереньках, как мишка, т.е. опираясь на ступни ног и ладони. Под второй дугой – пробежать, как мышка (на ладонях и коленях), затем вернуться на свое место.
Рекомендации. Можно использовать рейки, положенные на кубы или сиденья (спинки) стульев.
Наседка и цыплята
Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35 – 40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки сидит большая птица. Наседка зовет цыплят: «Ко – ко – ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм, приседают, наклоняются, перебегают с места на место. По сигналу воспитателя «Большая птица летит!» птица ловит цыплят, а те убегают от нее и прячутся в доме.
Мыши в кладовой
Дети стоят за стульями (скамейками) или сидят на них на одной стороне площадки – это мышки в норках. На противоположной стороне на высоте 40 – 50 см., натянута веревка, за ней кладовая. В стороне от играющих сидит воспитатель, исполняющий роль кошки. Когда кошка засыпает, мышки пробираются в кладовую, подлезая под веревку. В кладовой они находят себе лакомства, приседают, грызут сухари, перебегают с места на место, чтобы найти что-нибудь вкусное. Кошка просыпается и бежит за мышками. Мыши убегают из кладовой и прячутся в норки. Не поймав никого, кошка возвращается на место и засыпает. Игра продолжается.
Игры с бросанием и ловлей
Подбрось – поймай
Один ребенок или несколько детей берут по мячу и встают на свободное место в комнате на площадке. Каждый подбрасывает мяч прямо над головой двумя руками и старается его поймать. Если ребенок не сможет поймать мяч, то поднимает его с пола и снова подбрасывает.
Поймай – прокати
Напротив ребенка на расстоянии 1,5 – 2 м от него стоит воспитатель. Он бросает мяч ребенку, а тот ловит его и катит его обратно воспитателю.
Рекомендации. Начинать бросать мяч надо с небольшого расстояния, потом можно увеличить. Воспитатель следит, чтобы дети бросали мячи снизу вверх двумя руками, при ловле не прижимали мяч к груди, при прокатывании – энергично отталкивали мяч кистями рук.
Сбей булаву (кеглю)
На полу или земле чертят линию и кладут веревку. На расстоянии 1-1,5 м от нее ставят две-три большие булавы (расстояние между ними 15-20 см). Дети по очереди подходят к обозначенному месту, берут в руки лежащие рядом мячи и катят их, стараясь сбить булаву. Прокатив три мяча, ребенок собирает их и передает следующему играющему.
Кто дальше бросит мяч (мешочек, снежок)
Дети стоят на одной стороне площадки или зала за начерченной линией или положенной веревкой. Все по сигналу воспитателя бросают мячи вдаль. Каждый должен заметить, куда упал его мяч. По сигналу воспитателя дети бегут к своим мячам, останавливаясь возле них, двумя руками поднимают мячи над головой. Воспитатель отмечает тех, кто бросил мяч дальше всех. После этого дети возвращаются обратно за линию.
Попади в круг
Дети стоят по кругу на расстоянии двух-трех шагов от лежащего в центре большого обруча или круга диаметром 1-1,5 м. В руках у них мешочки с песком, по сигналу воспитателя они бросают их в круг, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.
Брось через веревку
Дети располагаются на стульях вдоль одной стены зала. На высоте примерно 1 м от пола натягивается веревка. Веревку длиной 3 м с грузиками на концах можно повесить на спинки двух стульев для взрослых или на стойки для прыжков. На расстоянии 1,5 м перед веревкой кладется на пол шнур. Около него лежат один-два мяча диаметром 12-15 см. Один или двое детей подходят к шнуру, берут мячи и бросают их, пробегают под веревкой; догнав мячи, возвращаются обратно.
Игры на ориентировку в пространстве
Найди свое место
Каждый играющий выбирает себе домик – место, где он может укрыться. В помещении это может быть стул, скамейка, куб; на участке можно нарисовать кружки. Дети находятся на своих местах. По сигналу воспитателя выбегают на площадку, бегают легко в разных направлениях. По сигналу «Найди свое место!» возвращаются на свои места.
Найди, что спрятано
Дети стоят по кругу или в шеренге. Воспитатель кладет на пол перед ними три – пять предметов (кубики, флажки, погремушки, мячи, кольца) и предлагает их запомнить. Затем играющие по сигналу воспитателя поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене.
Воспитатель прячет один или два предмета и говорит: «Раз, два, три! Повернись и посмотри!». Дети поворачиваются лицом к предметам и, внимательно присматриваются к ним, вспоминают, каких нет. Воспитатель предлагает детям найти эти предметы в комнате. Когда предметы будут найдены, игра повторяется.
Угадай, кто и где кричит
Дети встают в круг спиной к центру. Воспитатель стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становится в середину круга. Кому-то из детей предлагают покричать, подражая какому-либо домашнему животному или птице: кошке, собаке, петуху и т.д. Ребенку, стоящему в центре круга, надо отгадать, кто и где кричал.
Найди свой цвет
Воспитатель раздает детям флажки трех – четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке или по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет: «Найди свой цвет», дети собираются у флажка соответствующего цвета.
Кот и воробышки
Дети встают на скамеечки или кубики (высота 10-12 см), лежащие на полу в одной стороне площадки – это воробышки на крыше. В другой стороне сидит кот, он спит. «Воробышки вылетают на дорогу», - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу – мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.
Народные игры и забавы
У медведя во бору
На одной стороне площадки чертится круг – это берлога медведя; на другой – обозначается дом, в котором живут дети. Воспитатель выбирает медведя, который сидит в берлоге. Когда воспитатель скажет: «Идите, дети, гулять!», они выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек (наклоняются, выпрямляются, и друг.движения). Они произносят хором:
У медведя во бору А медведь сидит
Грибы, ягоды беру, И на нас рычит.
После слова «рычит» медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу.
Прятки
Воспитатель предлагает нескольким детям спрятаться, а сам закрывает глаза, чтобы не видеть куда они прячутся. Через некоторое время спрашивает: «Готово?». Дети отвечают: «Готово!». Воспитатель идет искать их. Он заглядывает в разные места, делает вид, что никак не найдет. Иногда малыши не выдерживают и, довольные тем, что воспитатель их не может найти, выбегают из укрытия и подбегают к нему. Воспитатель с радостью привлекает их к себе и говорит6 «Вот они, наши дети!».
Жмурки
Воспитатель предлагает детям разойтись по комнате. Сам закрывает глаза и делает вид, что старается поймать детей: передвигается по комнате и ловит детей там, где их нет. Воспитатель спрашивает: «Где наши дети?». Затем снимает повязку, поворачивается в сторону детей и говорит: «Вот они, наши дети!».
Мыльные пузыри
Для игры надо приготовить пластмассовые трубочки или соломинки, развести мыльную воду. Все дети получают соломинку и делают попытку выдуть мыльный пузырь.
Напои лошадку
Ребенок становится за линию на расстоянии 2 – 3 м от игрушечной лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза. Малыш должен подойти к лошадке и напоить ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.
Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст) Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»
Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...
Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»
Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...