«Спортивный праздник как средство повышения интереса детей к двигательной активности»
статья по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Районный конкурс педагогических достижений
номинация
«Мастер педагогического труда по физкультурно-оздоровительной работе»
Реферат на тему:
«Спортивный праздник как средство повышения интереса детей
к двигательной активности»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Захваева Светлана Юрьевна
первая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2016
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………3
1. Актуальность опыта работы …………………………………………………………4
2. Спортивный праздник – одна из форм активного отдыха детей…………………..5
2.1. Организация проведения спортивных праздников ………………………………5
2.2. Алгоритм подготовки и проведения спортивного праздника ..…………………6
2.3. Спортивный праздник «Неразлучные друзья взрослые и дети» ..………………7
Заключение………………………………………………………………………………9
Литература ……………………………………………………………………………..10
Приложение
Введение
Формирование здоровья человека – сложный процесс. Известно, что истоки многих заболеваний взрослого человека начинаются в детском возрасте. По результатам обследования детей, поступающих в дошкольные учреждения, наблюдается снижение показателей уровня их здоровья и физического развития. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни.
«Движение – это жизнь». Эти слова известны практически каждому человеку. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Сохранение здоровья дошкольника зависит от образа жизни, который он ведет. Многие современные родители ведут пассивный образ жизни, не проявляют инициативу в организации совместной и самостоятельной двигательной деятельности своих детей. Находясь дома, дети дошкольного возраста часто проводят время так же, как их родители - сидя за телевизором и компьютером. Они не проявляют интереса к двигательной активности и самостоятельности. Те двигательные умения и навыки, которыми они владеют, не используются естественным образом детьми в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях. Это подтверждается проведенным в нашем дошкольном учреждении анкетированием среди родителей старших и подготовительных групп в начале учебного года. Ответы родителей на вопросы анкеты показали, что у детей низкий уровень интереса к спортивным и подвижным играм - 91% детей играют дома в основном в компьютерные игры. Только у 24% семей дома имеется необходимый спортивный инвентарь для двигательной активности: мячи, скакалки, лыжи, велосипеды, спортивные уголки. А у 76% семей он и вовсе отсутствует. Только 10% родителей посещают бассейн, тренажерный зал, спортивные секции. Физические показатели развития своего ребенка знают лишь 47% из анкетируемых. Практически 80% родителей испытывают затруднения в организации двигательной активности детей дома и во время прогулки, надеются на помощь детского сада.
Стандарт дошкольного образования предусматривает создание в образовательной организации «условий для поддержки родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья» через «непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей». Поэтому в нашем учреждении возникла идея разработки и реализации системы совместных физкультурно-спортивных мероприятий детей с родителями, способствующих становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами двигательного режима.
1. Актуальность опыта работы
Актуальность - поиск наиболее эффективных форм объединения воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольного образования. Особенностью дошкольного периода развития ребенка является определяющее влияние семьи, поэтому разработка системы мероприятий и образовательных проектов, разработанных дошкольной образовательной организацией для создания коалиции партнеров, заинтересованных в улучшении здоровья детей и их родителей, в воспитании здоровых детей в здоровых семьях, сохранении и укреплении лучших отечественных традиций воспитания ребенка.
Исходя из моего опыта работы, я сделала вывод, что организация физкультурно-спортивных праздников положительно влияет на воспитание у воспитанников учреждения и их родителей интереса к активной двигательной деятельности. Проведение таких форм мотивирует детей к самостоятельному выбору движений, развивает способность вовремя принять решение, быстро ориентироваться в пространстве, действовать решительно и результативно. Это приемлемая и эффективная форма активного отдыха, так как во время спортивного праздника дети ведут себя более непосредственно, чем на занятиях по физической культуре, что позволяет им двигаться без особого напряжения, при этом использовать те двигательные умения и навыки, которыми они прочно овладели.
Цель: разработка системы физкультурно-спортивных праздников для повышения мотивации у детей дошкольного возраста, родителей и педагогов в необходимости систематических занятий физической культурой, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни как способ формирования интереса к двигательной активности и самостоятельности.
Для реализации намеченной цели я поставили для себя следующие задачи:
- провести анализ методической литературы и педагогического опыта по данной теме;
- составить план проведения физкультурно-спортивных праздников в рамках реализации образовательной программы учреждения и разработка сценариев их проведения;
- повысить компетентность родителей по вопросам организации двигательной активности детей путем привлечения родителей к подготовке и активному участников проведении праздников.
2. Спортивный праздник – одна из форм активного отдыха детей
2.1. Организация проведения спортивных праздников
Коллектив принимает участие в работе лаборатории по созданию системы дифференцированного контроля физической подготовленности дошкольников, основанного на накопительной оценке, отражающей развитие их двигательного потенциала и физическую готовность к обучению в школе. В нашем учреждении определена систему мероприятий, способствующих формированию у родителей установок на создание условий для достижения детьми физической готовности к обучению в школе и привлечение их к занятиям спортом. В системе физкультурно-оздоровительной работы нашего дошкольного учреждения учтены все формы организации детей при занятиях физической культурой, но особое место занимают физкультурно-спортивные праздники. В рациональном сочетании с другими формами организации работы по физическому развитию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.
Спортивные праздники – это массовые зрелищные мероприятия, позволяющие детям проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, различных формах двигательной активности, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.
Проведение спортивных праздников в нашем детском саду предусматривается в соответствии с годовым планом работы учреждения и комплексно – тематическим планированием. Количество их в течение года, периодичность проведения, продолжительность дифференцируются в зависимости от возраста детей, условий проведения, задач и содержания праздника.
Спортивные праздники мы планируем с учетом возрастных особенностей детей, начиная со средней группы. В средней группе праздники проводятся два раза в год. Длительность их составляет 30минут. В старшей и подготовительной группе группах - длительность по 40 минут, проводятся они 4 раза в год.
Спортивные праздники в нашем учреждении проводятся как в первой, так и во второй половине дня с учетом возможности и желания родителей воспитанников.
В учреждении созданы условия для организации физкультурно-спортивных праздников: физкультурный зал и спортивная площадка оснащены необходимым оборудованием, имеется разнообразный спортивный инвентарь.
В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой мы подбираем тематику и содержание, приемы и методы работы.
Приведу несколько конкретных примеров.
Для решения задачи по формирование здорового образа жизни ежегодно планируются и проводятся праздники «С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны» и «Хотим быть здоровыми».
Праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Неразлучные друзья взрослые и дети», «Королевство волшебных мячей» способствуют решению задачи воспитания интереса к физкультуре и спорту, создания условий для выбора дошкольниками наиболее привлекательных видов деятельности.
Такие праздники, как «Веселые старты», «Большие гонки», «Праздник бега» демонстрируют спортивные достижения детей.
В рамках решения задачи приобщения детей к народным подвижным играм и ежегодными стали праздники «Масленица», «В гости к лету».
Проведение физкультурно-спортивных праздников «Три сигнала светофора», «Юные пожарные» способствуют пропаганде здорового и безопасного образа жизни.
2.2. Алгоритм подготовки и проведения спортивного праздника
Каждый физкультурно-спортивный праздник в нашем учреждении проводится в соответствии с задачами комплексно-тематического планирования, мы создали условия для выбора детьми наиболее привлекательных видов деятельности и предусмотрели участие родителей в оценке двигательных возможностей их детей в процессе проведения праздников.
Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, педагогов и родителей единством цели и общими задачами.
Подготовка и проведение спортивного праздника имеет свой алгоритм.
I этап - подготовка к празднику. Он включает в себя: выбор темы, разработку сценария, распределение обязанностей между педагогами и родителями.
II этап – проведение праздника.
III этап – подведение итогов праздника.
Хочу остановиться на некоторых особенностях разработки сценария и проведения физкультурно-спортивных праздников.
Очень важно предусмотреть в сценарии постепенное возрастание физической и психической нагрузок, оценку двигательных возможностей детей, соответствующих их индивидуальным особенностям, чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным наклоном и заданий, направленных на снятие напряжения, массовые и индивидуальные задания, сочетание знакомых детям задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Составляя сценарии спортивных праздников для дошкольников, мы ориентируемся на следующий порядок в подборе и расположении материалов. Например, обычная структура любого достаточно крупного физкультурно-оздоровительного мероприятия состоит из своеобразного зачина - элемента открытия праздника, когда ведущий объясняет его цель и назначение. В этой же части объясняется то, как будут проходить все конкурсы - по командам или индивидуально, происходит знакомство с гостями и жюри. Далее основная, самая массовая часть, в ходе которой дети и родители принимают участие в выполнении игровых спортивных заданий, аттракционах и т.д. В состав основной части могут также включаться так называемые эпизодические компоненты - показательные выступления и даже музыкально-танцевальные номера. Для меня важно предусмотреть участие в них каждого ребенка. Если сценарий рассчитан на поочередное участие членов разных команд в играх, всегда продумываем, как обеспечить участие всех присутствующих.
В финале каждого мероприятия ведущий произносит слова благодарности всем, кто принимал участие в празднике, подводятся общие итоги и награждаются победители, могут также выступить гости праздника или кто - то из членов жюри, пожелав в конце своего выступления всем участникам дальнейших спортивных успехов. В ходе праздника вместе с основным его ведущим активное участие принимают и персонажи любимых детских сказок и произведений фольклора, роли которых часто исполняют родители. Их помощь не остается без внимания, поскольку эти герои, общаясь с детьми, доставляют много удовольствия дошкольникам.
2.3. Спортивный праздник «Неразлучные друзья взрослые и дети»
Реализация системы совместных физкультурно-спортивных праздников детей с родителями является необходимым условием для вовлечения родителей в образовательный процесс. Так родилась идея проведения спортивного праздника «Неразлучные друзья взрослые и дети». Особенность организации - команда родителей соревновалась с командой детей. По двигательному содержанию праздник был построен в форме соревнований между командами на скорость и качество выполнения отдельных элементов. Дополнительно мы включили в праздник игры-эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований.
В начале учебного года, на родительском собрании в подготовительной группе инструктор по физической культуре совместно с педагогами предложили родителям провести спортивный праздник «Неразлучные друзья взрослые и дети». Кто-то отнесся к этому предложению скептически, но многие родители заинтересовались предложением и изъявили желание принять участие в празднике.
Организация праздника «Неразлучные друзья взрослые и дети» оказалась сложным, но интересным процессом. Она включила в себя три этапа: этап подготовки, этап проведения и этап подведения итогов.
На этапе подготовки мы создали инициативную группу, в которую вошли инструктор по физической культуре, воспитатели группы и родители. В ходе работы инициативной группы инструктор по физической культуре обозначила цель и задачи праздника. Были определены участники соревнований: команда детей, состоящая из семи участников, и команда родителей в том же количестве, согласованы дата, время и место его проведения.
Инструктором по физической культуре был разработан сценарий мероприятия, подобраны конкурсы, игры-эстафеты, необходимое спортивное оборудование и музыкальное сопровождение. Особое внимание было уделено подбору музыки, т.к. музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания. Педагогами были продуманы варианты оценки двигательных возможностей детей. Готовясь к физкультурному мероприятию, одной из задач которого является выявление динамики развития двигательных умений и физических качеств детей, мы подготовили стенд (в старших возрастных группах) с описанием сведений о двигательных навыках и умениях.
Воспитатели совместно с родителями продумали оформление спортивного зала, информационного табло, призы для награждения. Совместно с детьми были придуманы название команд: «Кеды» и «Молния», девизы, изготовлены эмблемы.
Второй этап – это проведение праздника. В назначенный для проведения праздника день с утра уже была создана атмосфера ожидания всеобщего веселья.
Спортивный праздник условно можно разделить на три части.
Вводная часть. Праздник начался вступительным словом ведущего. Под веселую задорную музыку в зал торжественно вошли участники соревнования. Команды обменялись приветствиями. Ведущий праздника представил жюри, которое пожелало участникам успешного выступления. Выполнение разминки с использованием музыкально-ритмических упражнений, вдохновило обе команды на спортивную борьбу.
Основная часть праздника включала в себя игры-эстафеты: «Поменяй предмет», «Прыг-скок», «Игольное ушко», «Веселый хоккей», «Огородники», аттракцион «Волейбол наоборот», интеллектуальный конкурс «Спортивный эрудит», игра с болельщиками «Самый ловкий».
Благодаря введению в структуру праздника технологий сохранения и стимулирования здоровья: спортивных игр, элементов дыхательной гимнастики и элементов коммуникативных игр, был обеспечен оптимальный двигательный режим, способствующий повышению адаптивных возможностей организма и формирование культуры здоровья детей и их родителей. После проведения каждой эстафеты жюри подводило итоги и вывешивало на информационное табло под названиями команд символ в виде «ладошки».
Заключительная часть праздника. Награждение медалями и грамотами проходило торжественно и весело. Вымпелы, эмблемы, сувениры мы разместили на информационном стенде для родителей. Здесь же мы поместили фотографии, рисунки на тему «Наш праздник».
Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности. Те родители, которые были настроены скептически на участие в соревнованиях, ощутив незабываемую атмосферу веселья, азарта и радости от участия в веселых конкурсах, от общения со своими детьми, другими родителями, тоже захотели поучаствовать в подобных мероприятиях.
Для нашего коллектива был приобретен дополнительный опыт проведения совместного мероприятия с родителями.
В конце учебного года после проведения всех запланированных праздников было проведено повторное анкетирование родителей для того, чтобы определить, повысился ли у детей интерес к двигательной активности. По результатам анкетирования мы выяснили, что дети стали больше и с удовольствием играть в подвижные и спортивные игры, родители заинтересовались тем, как создать условия для занятий физической культурой дома.
Заключение
Повышение роли системы образования в обеспечении готовности детей к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологичной экономике предъявляет высокие требования к уровню их физического, психического здоровья, в том числе эмоционального благополучия. Внедрение в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения эффективных форм и методов физического развития, ориентированных на оптимизацию режима двигательной активности и развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста, необходимое условие для повышения мотивации у детей дошкольного возраста, родителей и педагогов в необходимости систематических занятий физической культурой. Систематическое проведение спортивных праздников позволяет повысить интерес ребенка к занятиям физической культурой, к двигательной активности, дает им возможность реализовать естественную потребность в движении.
Принимая активное участие в подготовке и проведении физкльтурно-спортивных праздников, родители личным примером родители формируют у детей интерес к физической культуре и спорту, оценивают двигательные возможности детей, соответствующие их индивидуальным особенностям, совместно с инструктором по физической культуре могут составить прогноз успешности реализации двигательного потенциала собственного ребенка в различных видах спорта
Таким образом, спортивные праздники – это неотъемлемая часть жизни дошкольников, одно из важнейших средств гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.
Литература
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду. - М.: АРКТИ, 2000.
2. Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание. 2004. № 1.
3. Должиков И.И. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском саду. - М.: Айрис-Пресс. 2005.
4. Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. - М.: «Просвещение». 1995.
5. Лескова Т.П. Организация досугов детей дошкольного возраста. - М.: «Просвещение». 1983
6. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения. - М.: АРКТИ, 2000.
7. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. - М.: Издательский центр «Академия», 1987.
8. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия». 2001.
10. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! – М.: «Просвещение», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Использование нестандартного оборудования, как способ повышения интереса к двигательной активности детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Использование нестандартного оборудования...
«Использование физкультурного оборудования как средство повышения уровня самостоятельной двигательной активности старших дошкольников»
Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка:развитие инициативы, двигательной активности,закрепление имеющихся навыков , развитие физических качеств,находя...
Краткосрочный проект на тему: «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре»
Краткосрочный проект на тему: «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре»...
Краткосрочный проект на тему: «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре»
Краткосрочный проект на тему: «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре»...
Консультация для инструкторов «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре»
Консультация...
Краткосрочный проект на тему: «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре»
Вид проекта: практико - ориентированный.По предметно-содержательной области: образовательная область: «Физическое развитие».По продолжительности: 13.02.23-17.02.23гг.По количеству уча...
Краткосрочный проект на тему: «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре»
Цель проекта - создание условий для двигательной активности детей через проведение подвижных игр, с элементами спортивных игр.Задачи проекта:1. Способствовать физическому развитию детей, пут...