Применение малых форм активного отдыха
статья по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Осипов Владислав Вадимович

В данной статье предпринимается попытка рассмотрения и исследования активизации учебной деятельности младших школьников посредством использования подвижных игр и физкультминуток, которые выступают как один из факторов успешного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Применение малых форм активного отдыха

На современном уровне развития компьютеризации учебного процесса в общеобразовательной школе все актуальнее становится проблема повышения работоспособности учащихся, с одной стороны, и борьба с быстро наступающим утомлением- с другой стороны.

        Вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению школьников, снижают уровень их работоспособности, особенно у детей младшего школьного возраста. Это проявляется в ухудшении внимания, что приводит к увеличению количества ошибок при письме, чтении и счете, к затруднениям в усвоении учебного материала. Объясняется это тем, что относительно однообразная работа вызывает длительное раздражение отдельных участков коры головного мозга. Вследствие этого наступает внутреннее охранительное торможение, которое ведет к снижению внимания и работоспособности детей.

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей.

        Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью (Болотина Л. Р., 1994).

        Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению (Шаповаленко И.В., 2005).

        Для того, чтобы избежать этих негативных явлений детям в учебную деятельность, необходимо научить их чередовать умственное напряжение с физической работой, то есть активному отдыху во время занятий в школе и при подготовке домашних заданий. К таким  малым формам активного отдыха можно отнести  физкультурные минутки, паузы и подвижные перемены.

        Применение малых форм активного отдыха, а именно подвижных игр, физкультминуток в учебном процессе помогает активизировать учебную деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность. Активизирует психологические способности ребенка: внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игры и физкультминутки делают процесс обучения занимательным для ребенка.

        В данной статье предпринимается попытка рассмотрения и исследования активизации учебной деятельности младших школьников посредством использования подвижных игр и физкультминуток, которые выступают как один из факторов успешного обучения.

Гипотеза: было сделано предположение, что целенаправленное, комплексное применение  физкультурных минуток и подвижных перемен в учебном процессе позволит сохранить положительную динамику развития психологических способностей детей младшего школьного возраста.

Объект: учебный процесс детей младшего школьного возраста.

Предмет: применение малых форм активного отдыха (физкультурных минуток, пауз и подвижных перемен) в учебном процессе у детей младшего школьного возраста.

Цель: изучить возможности применения физкультурных минуток, пауз и подвижных перемен с целью активизации психологических способностей детей  младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. На основании обзора научно-методической литературы дать характеристику разным формам занятий физической культуры и уточнить психофизиологические особенности детей 7-9 лет.
  2. Разработать методику применения малых форм активного отдыха в учебном процессе для детей младшего школьного возраста.
  3. Экспериментально проверить эффективность применения малых форм активного отдыха для активизации психологических способностей в учебном процессе детей младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые формы активного отдыха

Информацию можно использовать в разных формах работы в детском саду....

презентация "Малые формы активного отдыха дошкольников"

В презентации систематизирован материал по теме: "Малые формы активного отдыха (МФАО) дошкольников". Презентация содержит информацию о видах МФАО, их основных отличиях. В качестве примера привед...

Малые формы активного отдыха дошкольников.

Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физическ...

Консультация для воспитателей «Малые формы активного отдыха дошкольников»

физкультурные минутки (ФМ);физкультурные паузы (ФП) или динамические переменки (ДП);физкультурные мини - паузы (ФМП)...

Малые формы активного отдыха

МАЛЫЕ ФОРМЫ АКТИВНОГО ОТДЫХА На современном уровне развития и компьютеризации учебно-воспитательного процесса все актуальнее становится проблема повышения уровня работоспособности детей, с одной ...

«Малые формы активного отдыха дошкольников»

Презентация для воспитателей...

физминутки и динамические паузы как малые формы активного отдыха

Что такое физминутка, когда необходимо сделать перерыв во время занятия и чем отличаются физминутки от динамических пауз...