«Игровой стретчинг - как способ повышения интереса к физкультурным занятиям» (Семинар-практикум для педагогов)
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Для чего нужен игровой стретчинг детям и взрослым и нужен ли он вообще? Основные правила стретчинга и рекомендации к его использованию педагогам в детском саду во время свободной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
НРМДБУ «Детский сад «Жемчужинка»
«Игровой стретчинг - как способ повышения интереса
к физкультурным занятиям»
(Семинар-практикум для педагогов)
Инструктор по физической культуре
Сухих Н. В.
Каждому ребенку независимо от его происхождения или условий жизни необходимо:
- быть здоровым;
- находиться в безопасной обстановке;
- получать удовольствие от жизни и добиваться поставленных целей.
Как только дети начинают посещать детский сад — жизнь для них изменяется. Социальные и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на принимаемые ими решения, повлиять на их физическое и психическое здоровье.
Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?
В решении этого вопроса мы педагоги должны прийти к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни.
Сегодня мы познакомимся с вами с новой методикой улучшения гибкости – методикой игрового стретчинга.
Для того чтобы педагоги нашего детского сада могли включать стретчинговые упражнения в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в совместную двигательную деятельность с детьми, в двигательную деятельность на прогулке, могли корректировать самостоятельное выполнение детьми стретчинговых упражнений мы проведем семинар-практикум по методике игрового стретчинга.
Для чего же нужен стретчинг и нужен ли он вообще сегодня?
Итак, начнем с определения.
Стретчинг — это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения. Напряженные же мышцы хуже снабжаются кислородом и дольше восстанавливаются, что может привести к негативным последствиям.
Индийские йоги говорят: «До тех пор, пока позвоночник гибкий — человек молод, но как только исчезнет гибкость — человек стареет».
Что такое игровой стретчинг?
Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Другими словами - это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.
Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть игрового стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Само манипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого, дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.
Занятия по методике стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8—9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают различных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки.
Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность и память, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости. Этими упражнениями можно начинать заниматься с ребенком уже с 3—4 лет. Каждое упражнение повторяется 4— 6 раз (в зависимости от возраста).
При выполнении растяжек следует придерживаться основных правил стретчинга:
- разогрев перед упражнениями (улучшает циркуляцию крови и увеличивает поступление кислорода к мышцам);
- медленное и плавное исполнение упражнений;
- расслабление мышц (напряженную мышцу невозможно растянуть);
- «правило ровной спины» (необходимо следить за осанкой);
- снижение травматичности (выходить из упражнения стоит при слегка согнутых коленях во избежание травм спины);
- спокойное дыхание;
- регулярная растяжка.
Упражнения на растяжку полезно выполнять и в повседневной жизни, так, как только в эластичных мышцах осуществляется полноценное кровообращение, движения не скованы, мышцы быстрее восстанавливаются после физических нагрузок и менее подвержены болезненным растяжениям. Выполнение упражнений на растяжку улучшит осанку, мышцы уплотнятся и станут сильнее.
Повторим упражнения на растяжку, известных каждому с детства:
- наклоните голову, потяните правое ухо к плечу. Задержитесь в таком положении на 3 с, а затем повторите упражнение в левую сторону;
- встаньте рядом со стулом, спину выпрямить; обхватите левую стопу пальцами левой руки, осторожно потяните. Задержитесь на 3 с. Повторите упражнение с другой ногой;
- поднимите руки на уровень плеч, согните локти и поверните ладони вниз. Не поворачивая таза, поверните туловище и шею влево. Задержитесь в таком положении на 30 с. Затем повернитесь в другую сторону (дозировка 3— 4 раза);
- наклон вперед. Выполняется с прямыми ногами и спиной, руки тянутся к полу;
- «выпад». Одна нога впереди согнута под прямым углом, вторая сзади прямая, прямая спина. Необходимо сесть как можно ниже;
- растяжение передней поверхности бедра. Стоя на одной ноге, вторую взять руками и притянуть к соответствующей ягодице. Колени находятся на одном уровне;
- растягивание икроножной мышцы. Опереться на стену, одну ногу вынеся вперед и согнув. Нога сзади прямая, пятка тянется к полу;
- растягивание внутренней поверхности бедра. Сидя, ноги как можно шире в стороны, взяться руками за пальцы ног, тянуть грудь к полу при прямой спине;
- растягивание бедер. Положение то же, что и выше, только руки прямые тянем перед собой вперед, опуская грудь на пол;
- чрезвычайно эффективное упражнение для мышц внутренней поверхности бедер. Ноги широко расставлены, носки в стороны, колени сонаправлены с носками. Приседаем вниз, бедра параллельно полу, спину выпрямить, ягодицы напряжены, таз слегка вперед. Задержка на 1 мин. Потом переход с одной ноги на другую в положении «сидя на стуле» таким образом, чтобы одна нога была согнута и напряжена, а вторая — выпрямлена;
- растяжка на поперечный шпагат. Ноги в стороны как можно шире, локти на пол. Нагрузка на локти и ноги равномерна.
Помните: растяжка должна выполняться симметрично, для обеих сторон тела. Не интенсивность, а систематичность упражнений — вот ключ к успеху при занятиях стретчингом.
Основные принципы организации занятий стретчингом.
Наглядность – показ физических упражнений, образный показ.
Доступность – от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитываем подготовленность детей.
Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно.
Индивидуально – дифференциальный подход – учёт возрастных особенностей и состояния здоровья ребёнка.
Сознательность – понимание пользы выполнения упражнений
Задачи игрового стретчинга состоят в следующем.
- Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).
- Совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость), выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.
- Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
- Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма.
- Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.
- Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
- Создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровой стретчинг - как способ повышения интереса к физкультурным занятиям"
Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использо...
ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ЗАНЯТИЯМ
Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?...
Игровой стретчинг, как способ повышения интереса к физкультурным занятиям
Привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх, спортивных соревнованиях ,использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражн...
ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ЗАНЯТИЯМ
ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ЗАНЯТИЯМ...
Консультация «Игровой стретчинг, как способ повышения интереса к физкультурным занятиям»
Косультация " Игровой стретчинг, как способ повышения интереса к физкультурным занятиям"...
«Игровой стретчинг, как способ повышения интереса у детей к физкультурным занятиям».
Консультация для воспитателей ДОУ....
"Игровой стретчинг как способ повышения интереса к физкультурным занятиям"
В последнее время все большее внимание в дошкольных образовательных учреждениях уделяется здоровьесберегающим технологиям. Разрабатываются методические пособия с инструкциями не только для профильных ...