Русская народная игра "Городки "
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему

Дудченко Ольга Сергеевна

В наше время мало уделяется внимания русским народным играм.  Городки одна из них. И поэтому я с большим удовольствием ,при поддержке г. Москвы хотела бы приобщить детей к этой занимательной и интересной игре. В свою очередь хочу добавить,я неоднократно видела и участвовала в соревнованиях по играм в Городки.,и хочу отметить это незабываемые впечатления,с каким азартом и удовольствием дети играют в эту игру. Это конечно большая заслуга и тренерам и родителям и воспитателям!!!! Я думаю и в нашем городе мы сможем внедрить в нашу образовательную программу занятия по Городкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronezh_gorodki.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного  образования

" Городки для дошкольников "

Программа рассчитана для детей от 5 до 7 лет

Разработала :

Воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С 164

ДУДЧЕНКО О.С.

Г.Воронеж

Пояснительная записка

Программа " Городки " составлена исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада ( наличия специальных помещений, специального оборудования в детском саду и на территории данного учреждения ) , специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников.

Все дети, без исключения, любят играть на свежем воздухе. Это полезно для здоровья и необходимо для полноценного развития дошкольника. Игры " Городки" способствуют формированию спортивных навыков. Незаметно для себя ребёнок будет выполнять целый комплекс спортивных упражнений.

Наша педагогическая работа МБДОУ " ЦРР детский сад  164 " ,где давно сложилась  и регулярно проводиться работа по воспитанию у дошкольников культуры здорового образа жизни. Действующая система двигательного режима выстроена с учётом возрастных, физиологических особенностей ребёнка, уровня его здоровья.

В настоящее время так же широко используются  в работе с детьми новые, привлекательные виды физкультурных занятий, досугов, праздников, обеспечивающих дополнение и обогащение традиционных видов двигательной деятельности.

Развитие физической культуры, здорового образа жизни - это и есть условие для полноценного развития ребёнка.

Реализуя в своей работе все виды физической культуры, учитывая уровень здоровья каждого ребёнка, было принято решение о приобщении воспитанников к национальному виду спорта, старинной русской игре - городки. Данная программа сформирована  в соответствии  с принципами и подходами  основной общеобразовательной программой " От рождения до школы "  под  редакцией Н. Е. Вераксы,  М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Она позволит возродить интерес к народной игре " Городки " . Это старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Ещё 35 - 40 лет назад городки были почти столь же массовым видом спорта, как футбол. Городошные площадки можно было видеть во многих стадионах, в парках, школах, садах. Городошный спорт  несомненно относится к концепции национальной идеи - прежде всего  в бережном отношении народа к своей истории, культуре, традициям. Возрождение городошного спорта вполне реально.

В нашей программе одной из задач является приобщить ребёнка к культуре своей страны. Проведение специально - организованных дополнительных занятий позволит повысить двигательную активность детей в течении дня. А развитие выносливости, физических качеств ребёнка, обучение двигательным умениям и навыкам, будут способствовать укреплению здоровья в целом.

В программе  отражены  следующие аспекты:

1. Характер взаимодействия детей со взрослыми;

2. Характер взаимодействия детей между собой;

3.Развитие качеств детей : лидерство, стремление к победе и умение уважать соперников.

Программа обсуждена и одобрена  на педагогическом совете МБДОУ "ЦРР д/ с 164". Программа рассчитана на 2 года ( для детей 5 - 7 лет ).

Цель: Научить детей  русской народной игре " Городки " . Формирование гармонически развитой личности, оздоровление.

Задачи:

1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств  и двигательных способностей : быстроты  реакции, ловкости, силы, глазомера, выносливости, координации, собранности, организованности, наблюдательности.

2. Воспитывать  у детей положительное отношение к спорту.

3. Сформировать знания об активном образе жизни..

4. Вызвать интерес к народным играм :

- познакомить с правилами игры в городки;

- обучить построению городошных фигур;

- познакомить с техникой броска в игре.

5. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность.

Актуальность

В настоящее время  возросло количество детей  с респираторными заболеваниями, появились дети с излишним весом, дети с нарушением осанки. Причиной этому является малоподвижный образ жизни. У детей с 5 лет повышаются требования к состоянию здоровья и физической готовности. Педагогическое воздействие  в этот период должно обеспечить полноценность и своевременность физического  и двигательного развития детей. У дошкольников необходимо совершенствовать мелкую моторику, зрительно - двигательную и  слухо - зрительно - двигательную координацию , т . е. создать  " запас " двигательных возможностей , для полного развития дошкольника.

Игра  " Городки " все эти принципы в себя включает. Поэтому весьма актуально изучение возможностей  обогащения двигательного развития детей старшего дошкольного возраста на основе применения  русской народной игры  " Городки ".

Особенность данной  программы в обучение игре  " Городки "  в развитии физической культуры, в психологическом , социальном благополучии.

Этапы реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года.

Первый год.

- Организационно - подготовительный этап ( создание условий для реализации программы ).

- Развивающий этап ( работа по преобразованию существующей программе ) .

Второй год.

- Процесс непрерывного  наблюдения за эффективностью реализации программы , так же оценка качественных и количественных изменений  физического развития воспитанников.

Условия реализации данной программы.

Кадры : Воспитатель группы, тренер по городошному спорту.

Материально - технические средства : городошная площадка на открытом воздухе, городошный инвентарь - биты и городки, гимнастические палки.

Учебно- демонстрационное оборудование : карточки - фигуры, проектор и принадлежности к нему, видео - материалы соревнований по городкам между участниками игр.

Структура  занятия

1 часть.

- Разминка.

Упражнения с палкой - вся группа детей

- Обучение, игра  " Городки " ( тренер ФГС ) - 1 подгруппа детей

- Пальчиковая гимнастика , дыхательная гимнастика ( воспитатель ) - 2 подгруппа детей.

2 часть.

Дети меняются подгруппами. Вторая подгруппа играет с тренером. Первая подгруппа детей играет в дидактические игры с воспитателем группы.

3 часть.

Заключительная. Оценка тренера, детей, воспитателя. Работа с родителями.

Формы работы.

- Мастер - класс по городошному спорту для детей и взрослых с участием спортсменов.

- Встречи с интересными людьми ( представители Федерации городошного спорта г. Воронежа , г. Москвы, действующие спортсмены ,тренеры;

 

- Игры - занятия  " Городки" ;

(работа тренера и воспитателя) .

- Беседы ;

- Консультации ;

- Открытые показы игр - занятий ( трансляции опыта работы ).

- Наглядная пропаганда физического воспитания ( информационные стенды, сайт детского сада ) .

Методы работы

- Объяснения;

- Уточнение, вопросы к детям;

-Показ ( демонстрация техники броска );

- Изучение техники безопастности в игре " Городки " ( заучивание правил поведения  во время игры, правил обращения с битой );

- Разучивание ( хват ручки биты, исходное положение при броске, основные положения в игре ) ;

- Моделирование проблемных ситуаций в игре  ( ситуации преодоления страха , волнений ) .

- Закрепление

- Оценка игровой деятельности, подчёркивая потенциал каждого ребёнка.

Ожидаемые результаты детского сада.

В первую очередь расширение спектра дополнительных образовательных услуг в детском саду, укрепление здоровья воспитанников. Так же , благодаря игре в " Городки ", мы ставим целью совершенствование качества взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, что является неотъемлемой частью в работе дошкольных учреждений.

Ожидаемые результаты ребёнка

- Приобретение игровых навыков и умений в игре " Городки " ;

-Приобретение соревновательного опыта;

- Сформированность важнейших волевых качеств личности :  уверенность в себе, своих силах, целеустремлённость, дисциплинированность;

- Умение технически правильно осуществлять двигательные действия за счёт освоения новых доступных движений;

- Знать названия основных 15 - ти фигур , осуществлять их построение;

- Сформированность интереса к городошному спорту.

Список литературы :

1. С.С. Семёнов, М. К. Говорков  " Городошный спорт " , " Азбука спорта ", г. Москва ,1981г.

2. Н. Д.  Никитин  " Городки"  г. Мурманск, 1990г.

3. В. М. Духанин  " Городошный спорт . Учебная программа  для детско - юношеских спортивных школ всех видов " г. Москва ,2000 г.

4. А. Б. Стиславский  " Россия . Городки возвращаются " ,г. Москва ,2011 г.

Информационные источники :

Федерация городошного спорта  города Москвы www. mosgorodki.ru

Приложение 1

Дыхательная гимнастика.

Дыхание является главнейшим источником жизни. Любые физические упражнения  напрямую связаны с функцией дыхания. В широком смысле любые виды физических упражнений , в которых стимулируется дыхательная функция , можно считать гимнастикой, в том числе бег, плавание, лыжи, а так же и игры в городки. Но в узком смысле  под дыхательной гимнастикой следует понимать специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.

Дыхательные упражнения занимают особое положение  : они улучшают функцию внешнего дыхания и используются для отдыха  ( пауз ) после нагрузочных упражнений.

Для выполнения дыхательных упражнений необходимо соблюдать  3 основных правила :

1. Во время дыхательных упражнений  необходимо научить детей дышать животом, для того чтобы задействовать диафрагму.

2. Дыхательные упражнения должны проводиться  в 4 фазы : выдох животом - пауза 2 - 3 сек. - вдох животом - 2 - 3 сек.

3. Дыхательными упражнениями следует заниматься не более 2 - 3 минут за один приём. Упражнения можно проводить несколько раз.

Комплекс дыхательной гимнастики

1. Воздушный шар ( среднее дыхание )

Цель : учить детей укреплять межрёберные мышцы , осуществлять вентиляцию средних отделов лёгких.  

И. п. - Стоя, сидя. Руки положить на нижнюю часть рёбер, сделать медленный , ровный выдох , сжимая руками рёбра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос.

2. На выдохе грудная клетка вновь зажимается  двумя руками в нижней части рёбер.

2. Воздушный шар поднимается вверх ( верхнее дыхание )

Цель : Учить детей  укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути , обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И. п. - Стоя, сидя. Одну руку положить между ключицами  и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха  и выдоха со спокойным и плавным поднятием ,опусканием ключицы и плеч ( 4 - 8 раз ) .

3. Ветер  ( очистительное, полное дыхание )

Цель:  учить детей упражнять дыхательные мышцы всей дыхательной системы , осуществлять вентиляцию лёгких  во всех отделах.

И. п . - Стоя, сидя. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот.  Сделать полный вдох , выпячивая живот. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух. ( 3 - 4  раза ) .

4. Радуга ( Обними меня )

Цель :  учить детей укреплять дыхательные мышцы  всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И. п. - Сидя, стоя. 1. Туловище расслаблено ,сделать полный выдох носом , втягивая в себя живот .

2. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны .

3. Задержать дыхание на 3 - 4 сек.

4. Растягивая губы в улыбке произносит звук  " с- с- с -с " , выдыхая воздух  и втягивая в себя живот и грудную клетку . Руки сначала направить вперёд , затем скрестить перед грудью , как бы обнимая плечи ( 3-4- раза ) .

5. Ёжик

Повороты головы вправо - влево одновременно с каждым поворотом вдох носом : короткий, шумный , как ёжик , выдох мягкий , произвольный  ( 4- 8 раз ) .

6. Ушки

Покачивая  головой вправо - влево , выполнять сильные вдохи.

Плечи остаются неподвижные , но  при наклоне головы вправо- влево уши как можно ближе к плечам . Следить , чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось.  Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки . Выдох произвольный. ( 4 - 5- раз )

7. Пускаем мыльные пузыри

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос , как бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы , сделать вдох носом .

4. Выдох спокойный  через нос  с опущенной головой ( 3 - 5 раз ) .

Комплексы дыхательных упражнений

Дыхательные упражнения направлены на развитие , улучшение функции дыхательной системы.

  • «  К нам залетел тёплый ветерок» .

И. П. - Основная стойка . Глубокий вдох , выдох – удлинённый, с мягким звуком  « ха» .

2. « На нас подул холодный, зимний ветер» .

И. П. – Основная стойка . Глубокий вдох носом ,выдох со звуком « у-у-у» .

3. « К нам в окно влетела пчела» .

И. П. – Основная стойка . Глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком « з-з-з» .

4. « Щенок хочет с нами поиграть» .

И. П. – Основная стойка . Глубокий вдох , выдох со звуком « р-р-р» .

Приложение 2

Комплекс  ОРУ с гимнастической палкой

Ходьба обычная, на носках, пятках, обычный бег, бег с забрасыванием ноги назад, ходьба в колонне по одному с упражнениями на дыхание, построение в круг.

Основная часть ( 1 часть ).

«Палку вверх»

И. П - стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка в руках, внизу

1. Поднять палку вверх;

2. Опустить палку на плечи;

3. Поднять палку вверх;

4. Вернуться в И. п .

 « Успей поймать»

И. П . – Стоя , палка вертикально одним концом на полу, руки на другом конце.

1. Руки развести в стороны;

2. Поймать палку.

« Наклоны»

И. П. – Ноги на ширине плеч , палка в руках, внизу;

1 - 2 – Наклон вперёд, одновременно поднимать руки вперёд

3- 4 – И. П.

« Достань до пяток»

И. П. – Стоя на коленях , палка сзади в прямых руках .

1. Прогнуться назад, коснуться палкой пяток;

2. И. П.

« Прыжки»

И. П. – Встать боком у конца палки , лежащей на полу , прыжки боком через палку.

2 часть.

Дыхательные упражнения

Заключительная часть  ( 3 часть ).

Ходьба в колонне по одному, бег врассыпную, ходьба с упражнениями на дыхание.

Примечание : Дыхательные упражнения см. в приложении 1 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".

Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...