Русская народная игра "Городки "
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему
В наше время мало уделяется внимания русским народным играм. Городки одна из них. И поэтому я с большим удовольствием ,при поддержке г. Москвы хотела бы приобщить детей к этой занимательной и интересной игре. В свою очередь хочу добавить,я неоднократно видела и участвовала в соревнованиях по играм в Городки.,и хочу отметить это незабываемые впечатления,с каким азартом и удовольствием дети играют в эту игру. Это конечно большая заслуга и тренерам и родителям и воспитателям!!!! Я думаю и в нашем городе мы сможем внедрить в нашу образовательную программу занятия по Городкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voronezh_gorodki.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
" Городки для дошкольников "
Программа рассчитана для детей от 5 до 7 лет
Разработала :
Воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С 164
ДУДЧЕНКО О.С.
Г.Воронеж
Пояснительная записка
Программа " Городки " составлена исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада ( наличия специальных помещений, специального оборудования в детском саду и на территории данного учреждения ) , специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников.
Все дети, без исключения, любят играть на свежем воздухе. Это полезно для здоровья и необходимо для полноценного развития дошкольника. Игры " Городки" способствуют формированию спортивных навыков. Незаметно для себя ребёнок будет выполнять целый комплекс спортивных упражнений.
Наша педагогическая работа МБДОУ " ЦРР детский сад № 164 " ,где давно сложилась и регулярно проводиться работа по воспитанию у дошкольников культуры здорового образа жизни. Действующая система двигательного режима выстроена с учётом возрастных, физиологических особенностей ребёнка, уровня его здоровья.
В настоящее время так же широко используются в работе с детьми новые, привлекательные виды физкультурных занятий, досугов, праздников, обеспечивающих дополнение и обогащение традиционных видов двигательной деятельности.
Развитие физической культуры, здорового образа жизни - это и есть условие для полноценного развития ребёнка.
Реализуя в своей работе все виды физической культуры, учитывая уровень здоровья каждого ребёнка, было принято решение о приобщении воспитанников к национальному виду спорта, старинной русской игре - городки. Данная программа сформирована в соответствии с принципами и подходами основной общеобразовательной программой " От рождения до школы " под редакцией Н. Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Она позволит возродить интерес к народной игре " Городки " . Это старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Ещё 35 - 40 лет назад городки были почти столь же массовым видом спорта, как футбол. Городошные площадки можно было видеть во многих стадионах, в парках, школах, садах. Городошный спорт несомненно относится к концепции национальной идеи - прежде всего в бережном отношении народа к своей истории, культуре, традициям. Возрождение городошного спорта вполне реально.
В нашей программе одной из задач является приобщить ребёнка к культуре своей страны. Проведение специально - организованных дополнительных занятий позволит повысить двигательную активность детей в течении дня. А развитие выносливости, физических качеств ребёнка, обучение двигательным умениям и навыкам, будут способствовать укреплению здоровья в целом.
В программе отражены следующие аспекты:
1. Характер взаимодействия детей со взрослыми;
2. Характер взаимодействия детей между собой;
3.Развитие качеств детей : лидерство, стремление к победе и умение уважать соперников.
Программа обсуждена и одобрена на педагогическом совете МБДОУ "ЦРР д/ с 164". Программа рассчитана на 2 года ( для детей 5 - 7 лет ).
Цель: Научить детей русской народной игре " Городки " . Формирование гармонически развитой личности, оздоровление.
Задачи:
1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей : быстроты реакции, ловкости, силы, глазомера, выносливости, координации, собранности, организованности, наблюдательности.
2. Воспитывать у детей положительное отношение к спорту.
3. Сформировать знания об активном образе жизни..
4. Вызвать интерес к народным играм :
- познакомить с правилами игры в городки;
- обучить построению городошных фигур;
- познакомить с техникой броска в игре.
5. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность.
Актуальность
В настоящее время возросло количество детей с респираторными заболеваниями, появились дети с излишним весом, дети с нарушением осанки. Причиной этому является малоподвижный образ жизни. У детей с 5 лет повышаются требования к состоянию здоровья и физической готовности. Педагогическое воздействие в этот период должно обеспечить полноценность и своевременность физического и двигательного развития детей. У дошкольников необходимо совершенствовать мелкую моторику, зрительно - двигательную и слухо - зрительно - двигательную координацию , т . е. создать " запас " двигательных возможностей , для полного развития дошкольника.
Игра " Городки " все эти принципы в себя включает. Поэтому весьма актуально изучение возможностей обогащения двигательного развития детей старшего дошкольного возраста на основе применения русской народной игры " Городки ".
Особенность данной программы в обучение игре " Городки " в развитии физической культуры, в психологическом , социальном благополучии.
Этапы реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года.
Первый год.
- Организационно - подготовительный этап ( создание условий для реализации программы ).
- Развивающий этап ( работа по преобразованию существующей программе ) .
Второй год.
- Процесс непрерывного наблюдения за эффективностью реализации программы , так же оценка качественных и количественных изменений физического развития воспитанников.
Условия реализации данной программы.
Кадры : Воспитатель группы, тренер по городошному спорту.
Материально - технические средства : городошная площадка на открытом воздухе, городошный инвентарь - биты и городки, гимнастические палки.
Учебно- демонстрационное оборудование : карточки - фигуры, проектор и принадлежности к нему, видео - материалы соревнований по городкам между участниками игр.
Структура занятия
1 часть.
- Разминка.
Упражнения с палкой - вся группа детей
- Обучение, игра " Городки " ( тренер ФГС ) - 1 подгруппа детей
- Пальчиковая гимнастика , дыхательная гимнастика ( воспитатель ) - 2 подгруппа детей.
2 часть.
Дети меняются подгруппами. Вторая подгруппа играет с тренером. Первая подгруппа детей играет в дидактические игры с воспитателем группы.
3 часть.
Заключительная. Оценка тренера, детей, воспитателя. Работа с родителями.
Формы работы.
- Мастер - класс по городошному спорту для детей и взрослых с участием спортсменов.
- Встречи с интересными людьми ( представители Федерации городошного спорта г. Воронежа , г. Москвы, действующие спортсмены ,тренеры;
- Игры - занятия " Городки" ;
(работа тренера и воспитателя) .
- Беседы ;
- Консультации ;
- Открытые показы игр - занятий ( трансляции опыта работы ).
- Наглядная пропаганда физического воспитания ( информационные стенды, сайт детского сада ) .
Методы работы
- Объяснения;
- Уточнение, вопросы к детям;
-Показ ( демонстрация техники броска );
- Изучение техники безопастности в игре " Городки " ( заучивание правил поведения во время игры, правил обращения с битой );
- Разучивание ( хват ручки биты, исходное положение при броске, основные положения в игре ) ;
- Моделирование проблемных ситуаций в игре ( ситуации преодоления страха , волнений ) .
- Закрепление
- Оценка игровой деятельности, подчёркивая потенциал каждого ребёнка.
Ожидаемые результаты детского сада.
В первую очередь расширение спектра дополнительных образовательных услуг в детском саду, укрепление здоровья воспитанников. Так же , благодаря игре в " Городки ", мы ставим целью совершенствование качества взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, что является неотъемлемой частью в работе дошкольных учреждений.
Ожидаемые результаты ребёнка
- Приобретение игровых навыков и умений в игре " Городки " ;
-Приобретение соревновательного опыта;
- Сформированность важнейших волевых качеств личности : уверенность в себе, своих силах, целеустремлённость, дисциплинированность;
- Умение технически правильно осуществлять двигательные действия за счёт освоения новых доступных движений;
- Знать названия основных 15 - ти фигур , осуществлять их построение;
- Сформированность интереса к городошному спорту.
Список литературы :
1. С.С. Семёнов, М. К. Говорков " Городошный спорт " , " Азбука спорта ", г. Москва ,1981г.
2. Н. Д. Никитин " Городки" г. Мурманск, 1990г.
3. В. М. Духанин " Городошный спорт . Учебная программа для детско - юношеских спортивных школ всех видов " г. Москва ,2000 г.
4. А. Б. Стиславский " Россия . Городки возвращаются " ,г. Москва ,2011 г.
Информационные источники :
Федерация городошного спорта города Москвы www. mosgorodki.ru
Приложение 1
Дыхательная гимнастика.
Дыхание является главнейшим источником жизни. Любые физические упражнения напрямую связаны с функцией дыхания. В широком смысле любые виды физических упражнений , в которых стимулируется дыхательная функция , можно считать гимнастикой, в том числе бег, плавание, лыжи, а так же и игры в городки. Но в узком смысле под дыхательной гимнастикой следует понимать специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.
Дыхательные упражнения занимают особое положение : они улучшают функцию внешнего дыхания и используются для отдыха ( пауз ) после нагрузочных упражнений.
Для выполнения дыхательных упражнений необходимо соблюдать 3 основных правила :
1. Во время дыхательных упражнений необходимо научить детей дышать животом, для того чтобы задействовать диафрагму.
2. Дыхательные упражнения должны проводиться в 4 фазы : выдох животом - пауза 2 - 3 сек. - вдох животом - 2 - 3 сек.
3. Дыхательными упражнениями следует заниматься не более 2 - 3 минут за один приём. Упражнения можно проводить несколько раз.
Комплекс дыхательной гимнастики
1. Воздушный шар ( среднее дыхание )
Цель : учить детей укреплять межрёберные мышцы , осуществлять вентиляцию средних отделов лёгких.
И. п. - Стоя, сидя. Руки положить на нижнюю часть рёбер, сделать медленный , ровный выдох , сжимая руками рёбра грудной клетки.
1. Медленно выполнять вдох через нос.
2. На выдохе грудная клетка вновь зажимается двумя руками в нижней части рёбер.
2. Воздушный шар поднимается вверх ( верхнее дыхание )
Цель : Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути , обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.
И. п. - Стоя, сидя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием ,опусканием ключицы и плеч ( 4 - 8 раз ) .
3. Ветер ( очистительное, полное дыхание )
Цель: учить детей упражнять дыхательные мышцы всей дыхательной системы , осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.
И. п . - Стоя, сидя. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот. Сделать полный вдох , выпячивая живот. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух. ( 3 - 4 раза ) .
4. Радуга ( Обними меня )
Цель : учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.
И. п. - Сидя, стоя. 1. Туловище расслаблено ,сделать полный выдох носом , втягивая в себя живот .
2. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны .
3. Задержать дыхание на 3 - 4 сек.
4. Растягивая губы в улыбке произносит звук " с- с- с -с " , выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку . Руки сначала направить вперёд , затем скрестить перед грудью , как бы обнимая плечи ( 3-4- раза ) .
5. Ёжик
Повороты головы вправо - влево одновременно с каждым поворотом вдох носом : короткий, шумный , как ёжик , выдох мягкий , произвольный ( 4- 8 раз ) .
6. Ушки
Покачивая головой вправо - влево , выполнять сильные вдохи.
Плечи остаются неподвижные , но при наклоне головы вправо- влево уши как можно ближе к плечам . Следить , чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки . Выдох произвольный. ( 4 - 5- раз )
7. Пускаем мыльные пузыри
1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом.
2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос , как бы пуская мыльные пузыри.
3. Не опуская головы , сделать вдох носом .
4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой ( 3 - 5 раз ) .
Комплексы дыхательных упражнений
Дыхательные упражнения направлены на развитие , улучшение функции дыхательной системы.
- « К нам залетел тёплый ветерок» .
И. П. - Основная стойка . Глубокий вдох , выдох – удлинённый, с мягким звуком « ха» .
2. « На нас подул холодный, зимний ветер» .
И. П. – Основная стойка . Глубокий вдох носом ,выдох со звуком « у-у-у» .
3. « К нам в окно влетела пчела» .
И. П. – Основная стойка . Глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком « з-з-з» .
4. « Щенок хочет с нами поиграть» .
И. П. – Основная стойка . Глубокий вдох , выдох со звуком « р-р-р» .
Приложение 2
Комплекс ОРУ с гимнастической палкой
Ходьба обычная, на носках, пятках, обычный бег, бег с забрасыванием ноги назад, ходьба в колонне по одному с упражнениями на дыхание, построение в круг.
Основная часть ( 1 часть ).
«Палку вверх»
И. П - стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка в руках, внизу
1. Поднять палку вверх;
2. Опустить палку на плечи;
3. Поднять палку вверх;
4. Вернуться в И. п .
« Успей поймать»
И. П . – Стоя , палка вертикально одним концом на полу, руки на другом конце.
1. Руки развести в стороны;
2. Поймать палку.
« Наклоны»
И. П. – Ноги на ширине плеч , палка в руках, внизу;
1 - 2 – Наклон вперёд, одновременно поднимать руки вперёд
3- 4 – И. П.
« Достань до пяток»
И. П. – Стоя на коленях , палка сзади в прямых руках .
1. Прогнуться назад, коснуться палкой пяток;
2. И. П.
« Прыжки»
И. П. – Встать боком у конца палки , лежащей на полу , прыжки боком через палку.
2 часть.
Дыхательные упражнения
Заключительная часть ( 3 часть ).
Ходьба в колонне по одному, бег врассыпную, ходьба с упражнениями на дыхание.
Примечание : Дыхательные упражнения см. в приложении 1 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе
В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»
Целью данного проекта является развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".
Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...