Оздоровительно - развивающая программа по фитбол - аэробике
методическая разработка по физкультуре на тему
На основе образовательной программы Е.Г. Сайкиной и С.В. Кузьминой. Оздоровительно - развивающий курс направлен на психомоторное, речевое, двигательное и общее психическое развитие. Рассчитан на детей 4-7 лет, на 3 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pf.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
№1 №3
1. Стоя, руки на мяче, присесть, 1. Сидя на мяче – наклоны головы
колени в стороны, опора рук на вправо-влево. 2*8 счетов.
мяч, выглянуть из-за мяча в 1 2. Сидя на мяче – подъем прямых
сторону, в другую, встать. 5раз. рук через стороны вверх и вниз
2. Сидя на мяче – марш (руки на (часики). 4*8 счетов.
мяче). 3. «Веточка» по 3 раза.
3. Ходьба на месте – мяч в согнутых 4. «Качели». 2*8.
руках на голове. 5. Лежа на мяче на животе -
4. Дриблинг 2 руками. 2 мин. отжимание от пола (мяч под
тазобедренным суставом). 2 раза.
6. «Паучок». По 2р. в каждую стор.
№2 №4
1. Сидя на мяче – марш с пружинящ. 1. Сидя на мяче – фонарики (пальцы
движениями, с руками. 2*8 счетов. сгибать-разгибать) в разные
2. Фитбол – тренинг «Колечко» 2 раза. стороны. 2*8.
3. Фитбол – тренинг «Ножницы» 2. Круговые движения плеч вперед -
руками. 2*8 счетов. назад.
4. Сидя на мяче – приставные шаги 3. Наклон вниз - похлопывание
вправо – влево с опорой на руки. По 3р. руками ног сверху – вниз – вверх,
5. Фитбол – тренинг «Веточка». По 3р. выпрямиться. По 2 раза в каждую
в каждую сторону. ногу (8 счетов).
6. Фитбол – тренинг «Змея» с упором 4. «Качели» 2*8.
рук в пол. 5. Ви – степ –руки на мяче по 2 раза
с каждой ноги.
6. Пружинистые движения сидя на
мяче.
7. Сидя на мяче – подъем каждого
колена по 4 раза.
№5 №7
1. Лежа на спине на мяче – стопы 1. Ви – степ – шаги вперед с
на полу, руки за головой – поднять разведением рук в стороны,
и опустить голову. 6 раз. обратно на пояс.
2. Лежа на спине на мяче – повороты 2. Степ-тач – приставной шаг
туловища вправо – влево по 2 раза. с хлопком в ладоши.
3. Лежа на животе на мяче – упор 3. Марш.
руками на полу, ноги на весу – 4. Выпад вместе с рукой (ланч
колебательные движения ногой вверх- 5. Ни-ап – колено вверх,
вниз по 1 разу* 8 счетов. руками обхватить его, вниз.
4. Лежа на животе на мяче –махи 6. Кик – махи ногами вперед.
прямыми ногами. 2* 8. 7. Ча – ча – ча.
5. Сидя – подпрыгивать, отрывая ноги
от пола. 4 раза.
№6
1. Стоя - перекатный шаг (поочередно
сгибая ноги), мяч вверх – вниз. 3* 8 сч.
2. Перекатный шаг, мяч к 1 плечу, к
другому. По 4 раза.
3. Мяч на полу, 1 рука на нем, шаг-выпад
в сторону, рука соответствующая в сторону.
по 4 раза.
4. Поворот в сторону приставным шагом,
мяч в руках перед собой. По 4 раза.
5. Подскоки на месте, мяч к груди.
Вступление
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма.
На сегодняшний день очень много детей с нарушениями осанки, плоскостопием, речевыми расстройствами. Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в ДОУ, особенно в логопедических и оздоровительных группах – одна из актуальных задач.
Дети с речевыми расстройствами отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти. Такие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, которые должны способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития; а также максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработке информации. Этим требованиям отвечает методика работы с фитболами. Программа по фитбол – гимнастике уникальна по воздействию на организм и многофункциональности мяча. В различных комплексах мяч может использоваться как предмет, тренажер или опора. Фитбол имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных целей: размер, цвет, запах, особая упругость. Фитбол имеет форму шара, который дает наибольшую поверхность соприкосновения с ладонью. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются в работу при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
Различные цвета фитболов по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека: красный и оранжевый повышают активность, усиливают возбуждение ЦНС. Синий, фиолетовый оказывают успокаивающий эффект. Желтый и зеленый способствуют проявлению выносливости.
Во время выполнения упражнений за счет механической вибрации активизируются регенеративные процессы, что позволяет использовать фитболы в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно- двигательного аппарата. Также улучшается обмен веществ, кровообращение, лимфоотток и ликвородинамика позвоночного столба. Оказывается благоприятное воздействие на межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани.
Фитболы позволяют индивидуализировать лечебно – воспитательный процесс, осуществлять профилактику плоскостопия, корригировать нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений. Просто сидение на мяче при правильной посадке благоприятно для формирования правильной осанки.
При выполнении упражнений лежа на мяче работают самые мелкие и глубокие мышцы, необходимые для удержания туловища в заданном положении.
Упражнения сидя на мяче тренируют мышцы тазового дна, выравнивают «косое» положение таза. Кроме того, занятия с фитболом развивают все двигательные способности: гибкость, силу, быстроту, выносливость, прыгучесть.
Основная направленность, задачи и разделы программы
Оздоровительно – развивающая программа по фитболу направлена на коррекцию психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития детей 4 - 7 лет и рассчитана на 2 года обучения.
Программа включает в себя такие основные разделы как координация движения и речи, танцевально – игровые упражнения, нетрадиционные виды упражнений (см. таблицу). Все разделы программы объединяет выполнение упражнений на фитболах либо с фитболами.
Задачи программы для детей 4 – 7 лет:
1. Укрепление здоровья:
способствовать оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата;
формировать правильную осанку, хороший мышечный корсет;
содействовать профилактике плоскостопия;
содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, серд.- сосудистой и нервной систем.
2. Совершенствование психомоторных способностей:
развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно – силовые и координационные способности;
содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
развивать мелкую моторику.
3. Развитие творчества и эмоциональной сферы:
содействовать положительному психоэмоциональному эффекту от занятий.
формировать навыки самостоятельного движения под музыку, раскрепощенности и творчества в движениях;
развивать воображение, находчивость и познавательную активность;
формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.
4. Координация движений и речи:
содействовать освоению упражнений под музыку и стихотворные строчки, приучать детей выполнять задания в определенном ритме;
развивать умение активного расслабления и напряжения мышц в сочетании со стихами, активизировать артикуляцию, силу голоса.
Особенности проведения занятий
Занятия с детьми на фитболах проводятся подгруппами по 6-8 человек, время проведения занятия с детьми старшего дошкольного возраста 30 мин. 1 раз в неделю , среднего дошкольного возраста – 20 минут 1 раз в неделю.
Занятия проводятся в чистом, проветриваемом помещении на ковре, дети в свободной легкой форме, без обуви.
Занятие имеет трехчастную форму:
1. Подготовительная часть рассчитана на развитие внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве; формирование правильной осанки, дыхания, профилактику плоскостопия. Звукоречевая гимнастика.
2. Основная часть – формирование двигательных умений и навыков, освоение новых движений. Формирование мышечного корсета, укрепление групп мышц, дыхательная гимнастика.
3. Заключительная часть – игры, упражнения на расслабление, вытяжение позвоночника, знакомые танцы низкой интенсивности. Игровой массаж, точечный массаж.
В конце каждого месяца дети исполняют выученный танец, показывают сказку по мнемотаблице. В конце года проводится конкурс по всем изученным детьми танцам.
Характеристика разделов программы
Разделу «Фитбол – дыхание» необходимо уделить особое внимание. Детей с речевыми нарушениями нужно учить специально правильному дыханию. Дыхательные упражнения имеют для них особое значение, т. к. наряду с физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания – короткий вдох и длительный речевой выдох. Проводятся они без музыки одновременно с освоением детьми И.П. на мяче.
Раздел «Фитбол – звуки» направлен на развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, последовательность которых соответствует работе логопеда. Данные упражнения развивают координацию речи ребенка, простейших элементов движений в сочетании с ритмичной вибрацией мяча.
Раздел «Фитбол – гимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по фитболу. Сюда входят строевые, общеразвивающие упражнения, задания на ориентировку в пространстве, освоение И.П. на мяче, задания на развитие внимательности, чувства ритма.
В разделе «Фитбол – игра» предлагаются движения с развернутым текстом, который дети должны запомнить и проговорить, что особенно важно для детей речевых групп – в таких играх удается «разговорить» и активизировать застенчивых детей, научить выжидать, подчиняться правилам агрессивных. В этот раздел также входят бессюжетные игры типа «догонялок» и эстафетные игры. Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и потому рассматривается как одно из главных средств воспитания и развития. Для детей среднего дошкольного возраста характерны сюжетные игры с богатым речевым материалом, игровыми образами.
Фитбол – танец используется как эффективное лечебное средство, задача которого в том, чтобы стимулировать выполнение коррекционных задач: регулирование процессов возбуждения и торможения в ЦНС, стимулирование памяти и внимания, нормализация эмоционально – волевых процессов. Способствует развитию выразительности, пластичности, гибкости, а также выработке того или иного навыка за счет многократного повторения. В этот раздел входят основные базовые шаги аэробики, элементы хореографии. Движения с помощью пластических средств подчинены созданию образа того или иного персонажа. Фитбол – тренинг направлен на коррекцию опорно – двигательного аппарата. В данном разделе движения выполняются в соответствии с логическим акцентом во фразе. Основное внимание уделяется соответствию выразительных движений создаваемому образу. Сначала каждое упражнение разучивается на музыкальном занятии как маленькая песенка.
В основе «Фитбол – сказок» лежит один из наиболее важных принципов в работе с детьми логопедических групп – принцип повторяемости. Все упражнения, разученные ранее, для разнообразия и заинтересованности детей объединены в фитбол – сказки. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении ряд образов. С помощью мнемотаблиц к каждой сказке дети могут выполнить сказку самостоятельно и с удовольствием.
Элементы ЛФК реализуются практически во всех разделах.
Разделы программы | Количество занятий в месяц |
Фитбол – дыхание Фитбол – звуки Фитбол – гимнастика Фитбол – танец Фитбол – игра Фитбол – тренинг Фитбол – сказка | 4 4 на каждом занятии 1 – разучиваем, 1 – закрепляем 2 3 1 |
Первый год обучения
Фитбол – дыхание: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнегрудного типа дыхания при активном участии диафрагмы. И. П. – стоя, мяч в руках, на полу, перед грудью; сидя на мяче, лежа на спине. Произнесение на выдохе слогов.
Фитбол – звуки: статические упражнения, игры «Замри», «Самый выносливый». Дифференциация гласных звуков, звонких согласных, свистящих, шипящих, сонорных звуков. Движения руками, ногами; наклоны туловища, повороты; наклоны головы; вытяжение позвоночника из положения сед на пятки.
Фитбол – гимнастика: 7 комплексов ОРУ, построения в шеренгу, колонну, строевые приемы «Становись», «Разойдись», перестроение в круг, парами, 2 шеренги. Ходьба и бег с выполнением различных заданий для рук (мяч в руках). И. П.: стоя с мячом, присед, сидя на мяче, сидя на полу, стоя на коленях, лежа на полу, на мяче. Нахождение своего места. Посегментное расслабление рук; расслабление рук, шеи, туловища сидя, лежа. Отбивание ритма.
Фитбол – игра: «Запрещенное движение», «Запомни движение», «Противоположные движения», «Воробьишка и комары», «Пингвины на льдине», «Быстрая гусеница», «Найди свой мяч», «Зайцы и огородник», «Цапля и лягушки», «Попрыгунчики», «Ловкая пара», «Играй, мяч не теряй», «Веселый мяч».
Фитбол – танец»: «Кукушка», «Цапля», «Бегемот», «Марыся», «Песня о разных языках», «Ямайка», «Жар – птица», «Ква – ква», «Спляшем, Ваня»; элементы танца «Автостоп», «Семь нот», «Дивный цветок», танец маленьких утят.
Фитбол – тренинг: «Аист», «Бабочка», «Бег», «Веточка», Гусеница», «Ёлочка», «Зайчик», «Змея», «Качели», «Книга», «Колечко», «Лисичка», «Лягушка», «Маятник», «Медвежонок», «Муравей», «Носорог», «Орешек», «Паучок», «Птица», «Пчелка», «Ходьба», «Ящерица», «Замок», «Лошадка», «Стрекоза», «Страус», «Мостик», «Горка».
Фитбол – сказка: «Обещание», «Настоящая красавица», «Подарок лесовичка», «Как птицу радости искали», «Просто так», «Заяц – огородник», «Маленький лягушонок», «Невоспитанный мышонок».
Второй год обучения
Фитбол – дыхание: произнесение звуков на выдохе громко – тихо, отрывисто – протяжно, энергично – мягко, пружиня на мячах. Самостоятельное проведение дыхательной гимнастики.
Освоение «упражнения фараона»: вдох, пауза, выдох – 4*2*4 (5*2*5) – сидя, стоя, затем при ходьбе.
Фитбол – звуки: освоение более сложных стихотворных фраз. Произнесение стихов со свистящими, шипящими, сонорными – закрепление.
Фитбол – гимнастика: строевые упражнения налево – направо, кругом переступанием. Ходьба и бег по звуковому сигналу, зрительному с выполнением различных заданий с мячом. И. П. лежа на боку на мяче. Выполнение перехода сидя на мяче – лежа на мяче на спине – на боку – на спине – на другом боку. Отрывание обеих ног от пола в положение сидя на мяче. Прокатывание на мяче переходя в положение стоя. ОРУ с гантелями.
Фитбол – игра: «Стоп, хоп, раз», «Комары и лягушки», «Тучи и солнышко», «Космонавты», «Бездомный заяц», «Утки и охотник», «Дракон кусает хвост», «Ударь по мячу», «Танцевальный марафон».
Фитбол – танец: базовые шаги – выпад (ланч), колено(ни-ап), приставной шаг вокруг себя на 360 с пружинящими движениями; прыжком ноги врозь – вместе. Обход мяча вокруг и сед на него (держась 1 рукой).
«Старуха Шапокляк», «Красная шапочка», «Лукоморье», «Колдунья», «Дивный цветок», «Солнца лучик золотой», «Дождик», «Фея моря», «Ладушки», «Семь нот». Из танца «Ква – ква»: 2 и 3-й вариант припева.
Фитбол – тренинг: «Месяц», «Рак», «Рыбка», «Улитка», «Удав», «Кошечка», «Куница», «Летучая мышь».
Фитбол – сказка: «Как звери филина лечили», «Серая звездочка», «Как воробей с карасиком дружил», «Кто поможет воробью», «Откуда у тигра полоски», «Близко и далеко».
Требования, предъявляемые к занимающимся по освоению знаний, умений и навыков программы по фитболу
Первый год обучения: по окончании обучения занимающиеся знают правила безопасности при занятиях на мяче. Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в ОРУ и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения и образ в движении. Умеют исполнять танцы и комплексы упражнений под музыку по программе обучения. Владеют комплексами дыхательных упражнений, звукоречевой гимнастики. Знают основные И. П. на мяче и с мячом, правильную посадку на фитболе.
Второй год обучения: знают о правилах личной гигиены при занятиях физ. упражнениями. Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально – подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, а также комплексы дыхательной и звукоречевой гимнастики. Владеют основными базовыми шагами аэробики, умеют делать перекаты на мяче на живот, на спину, на бок, с 1 ноги на другую, прыжки с одновременным прокатыванием под собой мяча. могут самостоятельно провести двигательные задания по нетрадиционным видам упражнений.
Оценка эффективности занятий
Для детей с речевыми нарушениями особенно важно определить уровень психомоторного развития. Для его оценки используются диагностические методики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич.
Критерии оценки выполнения:
3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован.
2 – неправильное выполнение после 3-го движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован.
1 балл – не может выполнить задание уже на 2-м движении.
0 – отказ от выполнения движения.
Первый год обучения:
А – пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой), стопы расположены по прямой, руки – вдоль туловища. Сохранять заданную позу 15 сек. с закрытыми глазами.
В – сделать прыжок 2 ногами на расстоянии 30 см. вперед, затем спиной назад. Точность приземления на 2 ноги одновременно и свобода совершаемого движения.
С – ребенок должен поразить мячом цель размером 25*25 см. с расстояния 1,5 м. (диаметр мяча 8 см.). Оценивать выполнение для каждой руки отдельно.
Д – скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5*5 см., рука вытянута вперед (помощь другой руки отсутствует). Для ведущей руки 15 сек., для второй – 20 сек.
Второй год обучения:
А – в течение 10 сек. должен устоять на 1 ноге; другая согнута, приставлена к колену и отведена под прямым углом. После 30 сек. отдыха – другая нога.
В – по команде быстро, без помощи рук, сесть по-турецки, встать.
С – преодолеть расстояние 5 м. прыжками на 1 ноге, передвигая перед собой носком ноги коробок из-под спичек (отклонение от воображаемой прямой не более 50 см.).
Д – разложить 36 игральных карт (или им подобных) 1 рукой на 4 кучки. Для ведущей руки 35 сек., 2-й – 45 сек.
Для оценки развития двигательных способностей и танцевальных движений предлагаются следующие задания:
Первый год обучения:
1. Удержание равновесия при отрыве 1 ноги от пола сидя на мяче – руки в стороны.
2. По названию выполнить базовые шаги с движениями рук: колено, мах вперед, приставной шаг, ча-ча-ча, марш, шаг вперед.
3. В течение 10 сек. – стоять на 1 ноге, мяч на голове удерживается руками, спина прямая.
4. Отжимания из горизонтального положения на мяче лицом вниз, мяч под тазобедренными суставами. 5 раз.
5. Исполнение знакомого танца.
Второй год обучения:
1. Руки к плечам с одновременным подтягиванием коленей сидя на мяче.
2. Выполнить аэробную дорожку, которая включает подъем колена (хлопок под коленом), мах (с противоположной рукой), перекат с 1 ноги на другую, марш.
3. В течение 10 сек. – стоять на 1 ноге, другая нога на колено на мяче, руки в стороны.
4. Ходьба руками по полу в горизонтальном положении на мяче лицом вниз + поочередный отрыв рук от пола вверх.
5. Исполнение танца по показу со знакомыми элементами.
Средний дошкольный возраст:
1. Удержание равновесия при отрыве 1 ноги от пола сидя на мяче – руки на мяче.
2. По названию выполнить тренинг (образ со словами).
3. В течение 10 сек. – стоять, мяч на голове удерживается руками, спина прямая.
4. Выполнение прыжков на мяче , держась за ручки (на месте).
5. Исполнение знакомого танца вместе с педагогом (по показу).
Литература
1. Галанов А. С. «Игры, которые лечат», Москва, 2005г.
2. Евдокимова Т. А., Клубкова Е. Ю., Дидур М. Д. Методическое пособие «Фитбол – гимнастика в оздоровлении организма», С – Пб, 2000 г.
3. Красикова И. С. «Дыхательная гимнастика», С- Пб., 2004г.
4. Методическое пособие «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» под редакцией Филипповой С. О., С-Пб., 2004 г.
5. Моргунова О. Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ», Воронеж, 2005г.
6. Потапчук А. А,, Дидур М. Д. «Осанка и физическое развитие детей», С-Пб, 2001 г.
7. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. «Двигательный игротренинг для дошкольников», С-Пб., 2003 г.
8. Потапчук А. А., Клочкова Е. В., Щедрина Т. Г. «Физкультурно – оздоровительные технологии при нарушениях опорно – двигательного аппарата у детей», С-Пб, 2004г.
9. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», С-Пб.
10. Прохорова Г. А. «Утренняя гимнастика для детей 2 – 7 лет», М., 2004 г.
11. Утробина К. К. «Занимательная физкультура для дошкольников 5 – 7 лет», М., 2003 г.
12. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Танцевально – игровая гимнастика для детей Са – Фи – дансе», С-Пб., 2003 г.
Обучение в среднем дошкольном возрасте
Фитбол – дыхание: согласование вдоха с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъемом их вверх; выдоха с упражнениями в сгибании туловища вперед, приседаниями, сведением и опусканием рук. Коррекция речевого дыхания (короткий вдох, длительный речевой выдох). И.П. – стоя, лежа на полу: правильное положение головы, плеч, шеи.
Фитбол – звуки: освоение статических упражнений: освоение И.П., игры «Замри», «Кто дольше простоит», «Самый сильный». Дифференциация гласных звуков, звонких согласных. Выполнение движений в ритм слова с преобладанием однонаправленных, одноимённых движений.
Фитбол - гимнастика: построение в колонну, врасс., по кругу; 4 комплекса ОРУ+комплексы для укрепления мышц плечевого пояса и рук, брюшного пресса, мышц сводов стоп. И.П.: стоя с мячом, сидя на мяче, сидя на полу, стоя на коленях. Нахождение своего места.
Фитбол – игра: «Воробей и комары», «Веселый мяч», «Зайцы и медведь», «Лиса и тушканчики», «Комары и лягушки», «Зайцы и волк», «Бездомный заяц».
Фитбол – танец: «Антошка», «Танец маленьких утят», «Чунга – чанга», «Белые кораблики», «Веселые путешественники» (мы едем,…), «Улыбка», «Кукушка», «Песенка Чебурашки».
Фитбол – тренинг: «Веточка», «Птица», «Аист», «Зайчик», «Медвежонок», «Бег», «Пчелка», «Бабочка», «Орешек», «Замок», «Качели», «Паучок», «Лошадка», «Муравей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность реализации программы по фитбол – аэробике.
«Танцы на мячах» в системе дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста....
Коррекционно-развивающий практический курс "Фитбол - аэробика"
На основе образовательной программы Е.Г. Сайкиной и С.В. Кузьминой. Оздоровительно - развивающая программа по фитболу направлена на коррекцию психомоторного, речевого, эмоционального и общего психичес...
Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике составлена по плану самообразования
Авторская "Оздоровительно-развивающая программа" по танцевально-игровой гимнастике....
Оздоровительно-развивающая программа кружка по музыкально- ритмической гимнастике «Танц-класс» для старшего дошкольного возраста.
Оздоровительно-развивающая программа кружкапо музыкально- ритмической гимнастике«Танц-класс»для старшего дошкольного возраста. Программа направлена на творческое музыкально-ритмическое...
Эффективность реализации программы по фитбол – аэробике «Танцы на мячах» в системе дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста
Эффективность реализации программы по фитбол – аэробике «Танцы на мячах» ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ФИТБОЛ – ГИМНАСТИКА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Центр развития ребенка - детский сад №9» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ...
Проект «Человек и здоровье» («Внедрение оздоровительно-развивающей программы М.Л.Лазарева «Здравствуй» в основную образовательную программу.)
quot;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье &ndash...