«Игры с элементы спортивных игр в детском саду».
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

В статье описаны организация,методика обучения и упражнения играм с элементами спортивных игр в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_elementami_sportivnyh_igr.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 41 Красносельского района СПб)

198320, Санкт-Петербург, г Красное Село, Гвардейская ул, д 19, кор 2, литер А

 

 «Игры с элементы спортивных игр  в детском саду».

                                                                            Составитель:  инструктор

                                                                             по физической культуре

                                                                             ГБДОУ детского сада № 41

                                                                             Красносельского района СПб

                                                                                                         Захарова И.В.

                                       г. Санкт - Петербург

Спортивные игры отличаются сложной и точной техникой, требуют такого развития физических возможностей, которого еще нет у детей дошкольного возраста. Игры с элементами  спортивных игр являются высшей формой обычных подвижных игр. Их объединяет наличие сильных эмоций, но в других отношениях они значительно отличаются друг от друга. Характерными чертами подвижных игр является разнообразие и свобода  применения игровых действий, большие возможности для проявления инициативы и творчества. Правила в подвижных играх определяют в основном ее структуру, а не точность двигательных действий. Для игр же с элементами спортивных игр характерна известная ограниченность, даже односторонность движений, которые сочетаются с точностью двигательных действий и строгой их формой. Игры с элементами спортивных игр имеют строго установленные правила, определяющие точность двигательных действий; обязательным для них является наличие судьи, правильная разметка площадки, соответствующие оборудование и инвентарь. По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже. При обучении играм с элементами спортивных игр способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально – волевых качеств, создают благополучные условия для воспитания дружеских отношений в группе, взаимопомощи.

Основными задачами в работе с детьми по применению игр с элементами спортивных игр являются общее развитие ребенка, оздоровление его организма, развитие движений, двигательных способностей и психофизических  качеств, создание эмоциональной обстановки, воспитание любви и интереса к различным видам физических упражнений.

Методика обучения играм с элементами спортивных игр.

Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно переходить от простого к сложному. Обучение надо начинать с изучения общих для ряда игр приемов. Разучивание элементарной игровой техники чаще всего проходит в процессе подражательных игр. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя  движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть.

Городки.

Игра развивает глазомер, точность движений, мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. На первых занятиях дети знакомятся с правилами, площадкой, городками, фигурами. Порядок построение фигур постепенно усложняется (один городок, три городка, солдатики и т.д). Необходимо вырабатывать у детей определенные умения общаться с битой, ощущать ее свойства (вес, размеры, зависимость полета от приложенной силы) и выполнять движения рукой и всем телом в соответствии с ними. Затем дети усваивают правила прицеливания и обучаются бросать биту на дальность -вниз. Сначала ставится задача: прицеливаться и бить один городок, затем их количество увеличивается. Для этого используются разнообразные упражнения, игры. После того как ребенок научится контролировать биту рукой достаточно уверенно, прицеливаться и бросать ее по определенной траектории, можно перейти к игре в городки, придерживаясь правил игры. Правила по сравнению с игрой взрослых значительно упрощены.

Правила игры в городки.

Цель игры: цель игроков или команды – выбить как можно быстрее фигуры из города (квадрата), соблюдая при этом правила игры.

  1. Каждый игрок делает по два броска. Каждую биту игрок бросает по свистку судьи. Игроки бьют один за другим в порядке очереди. После того как все игроки команды, бьющей в правый город, бросят по две биты каждый, начинает бить другая команда, её цель – левый город.
  2. Все фигуры начинают выбивать с кона. Лишь после того, как будет выбит хотя бы один городок, игроки получают право выбивать остальные городки с полукона (с расстояния 2-3 метра). После того как будут выбиты все городки фигуры, ставится новая фигура.
  3. Городок считается выбитыми только тогда, когда он полностью вышел за линию города.
  4. Партию выигрывает та команда, которая меньшим количеством бросков выбьет все фигуры данной партии.
  5. После окончания первой партии игры команды меняются городками и забоями.
  6. Побеждает команда, выигравшая две партии. С детьми 6-7 лет не рекомендуется проводить подряд более 2-3 партий.

Упражнения.

1.Дети берут палки обеими руками и делают повороты руками вверх – вниз (управляют рулем)

2.Держа палку вертикально в одной руке подбросить и поймать ее другой.

3.Правильно брать и держать биту поочередно то - правой, то левой рукой.

4.Имитация удара рукой в воздухе.

5.Удар битой по подвешенному на веревке мячу.

6.Бросок биты правой рукой на дальность.

7.Бросок биты левой рукой на дальность.

8.Бросок биты в цель (один городок) с расстояния 2м

9.Бросок биты правой (левой) рукой в два, три, четыре и пять городков.

10.Бросок биты в цель с расстояния 3м.

Баскетбол.

  Большой интерес у детей вызывает игра баскетбол. Во время этой игры дети выполняют большое количество прыжков, ускорений, ударов по мячу. Все это вырабатывает у них быстроту реакции, ловкость, умение действовать коллективно, но в силу большой физической нагрузки эти игры требуют строгой дозировки и учета индивидуальных способностей детей.

Задача этой игры - научить детей простейшим движениям с мячом , сформировать быстроту реакции на мяч.

Правила игры в баскетбол.

Цель игры: цель команды в игре – забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.

1.Команда состоит из пяти играющих на площадке и несколько запасных. Один из игроков – капитан. Игроки команд должны иметь отличительные знаки, которые надевают на одежду спереди и сзади.

2.Судья следит за выполнением правил игры: дает сигналы при нарушениях правил игроками, засчитывает попадание мяча в корзину, решает спорные мячи, контролирует время игры.

3.Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми дается пятиминутный перерыв. Во время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с мячом (продолжительностью 3-4 минуты) с целью приведения организма ребенка в более спокойное состояние.

4. При попадании мяча в корзину команде начисляется 2 очка. Игра может закончиться победой одной из команд или ничьей.

Методы и приемы.

1 этап – подготовительный. Основной его задачей является формирование координированности  движений, умение видеть мяч и быстро реагировать на его полет. С этой целью  дети занимаются с  мячом индивидуально и группами; с силой бросают мяч вдаль, перебрасывают и отбивают его.

Игры - «Зеваки», «Перехвати мяч», «Гонки мяча», «Передача мяча», « Мяч в круг», «Не урони мяч».

Широко используется « школа мяча» , которая включает следующие упражнения.

1. Подбросить и поймать мяч двумя руками.

2. Подбросить мяч двумя руками, дать ему упасть и после отскока от земли поймать тоже двумя руками.  

3. Бросить  мяч в стену , дать ему упасть на землю и после отскока поймать двумя руками, и .т .д.

2 этап – подводящий. Его задача  - направить движения детей. С этой целью  ребенку из противоположной шеренги предлагается не ловить, а отбивать  мяч, перебрасывать мяч друг другу без сетки. Расстояние между партнерами увеличивается до 2 м и более. Мяч нужно бросать сильно, высоко, ловить двумя руками, подбегая к летящему мячу. Детей расставляют  сначала двумя шеренгами, а затем по кругу. Дети перебрасывают мяч любому. Отбивание производится толчком двух ладоней в нужном  направлении.

3 этап – основной. Большое внимание уделяется перебрасыванию мяча через сетку. Организуется  игра  «Забросить мяч в корзину». Ребенок встает на расстоянии 1 м от поставленной на пол корзины диаметром 30 см. В руке у него мяч средней величины ( диаметр 10- 12см). Его нужно забросить  несколько раз в корзину.

Следующее усложнение; дети делятся на звенья по два - три человека и строятся на расстоянии 3м от корзины. Первый ребенок из каждого звена бежит к корзине, забрасывает мяч, стараясь попасть точно в корзину, затем поднимает мяч, бежит к своей колонне, передает его стоящему впереди, а сам встает в конец колонны. Выигрывает то звено, которое  сделает большее количество метких попаданий. Затем дети делятся на два звена  по два – четыре человека и стараются попасть  мячом в корзину ( выигрывает звено, которое большее число раз попадет в корзину ).

Хоккей.

Занятия хоккеем развивает точность, координацию, ловкость движений. Интенсивные движения на свежем воздухе способствуют укреплению здоровья и закаливанию организма. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Прежде всего, упражнениями и играми с клюшкой и шайбой (мячом) решается задача общей физической подготовки ребенка. Дети получают лишь элементарные представления о хоккее. Игры с клюшкой и шайбой, особенно на начальном этапе обучения, проводятся на снегу. Детям легче удерживать равновесие, они быстрее передвигаются, и умело действуют клюшкой. Играть в хоккей можно и без вратаря, так как действия детей не точные, и они много шайб забить не смогут. Клюшка должна соответствовать росту ребенка (поставленная концом крюка на пол, она должна доставать до подбородка ребенка).

Обучение ведению, броскам и ударам по шайбе начинать нужно с подготовительных упражнений. Вначале дети имитируют действие на месте с небольшой амплитудой, силой и скоростью, потом выполняют упражнение в движении.

Упражнения для освоения техники владения клюшкой и шайбой.

  1. Держать клюшку и принимать стойку хоккеиста
  2. Вести шайбу, не отрывая ее от клюшки, по кругу.
  3. Вести шайбу, не глядя на нее.
  4. Вести шайбу с постепенным увеличением скорости передвижения.
  5. Вести шайбу по кругу вправо, влево.
  6. Вести шайбу между стойками или кеглями.
  7. Броски шайбы с места в цель (расстояние 2 – 3 метра). Постепенно увеличиваются расстояние до цели, сила броска и уменьшается мишень.

Подвижные игры.

«Футбол на льду», «Гонка с шайбой», «Игра с мячом» и т.д.

Использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта как средства и формы организации физического воспитания обеспечивает единство личностного, физического и психического развития ребенка. Обучение этим играм обеспечивает всем детям равные права  и овладении ценностями физической  культуры и каждому ребенку право выбора, предоставляет возможности для проявления личных интересов и способностей.

Используемая литература:

1.Э.Степаненкова « Методика физического воспитания»

      Москва Издательский дом Воспитание дошкольника 2005

2.Э.Й.Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду»

       Москва «Просвещение» 1992

3. Е.Н.Вавилова «Укрепляйте здоровье детей»

        Москва «Просвещение» 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по разработке элемента экологической тропинки детского сада «Метеоплощадка».

Этот элемент экологической тропинки детского сада является моей авторской работой и разработан в ходе выполнения аттестационной работы на тему "Создание предметно-развивающей среды для познавательной ...

Методика организации и проведения подвижной игры с элементами спортивной игры – баскетбол «Салки с мячом»

Обучение элементам спортивной игры – баскетбол посредством подвижной игры «Салки с мячом»...

Деловая игра "Обучение элементам спортивных игр"

Деловая игра для проведения Методического объединения инструкторов по ФК...

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста на улице. Квест-игра на 23 февраля в детском саду на улице.

Спортивный праздник  для детей старшего дошкольного возраста на улице. "Квест-игра на 23 февраля"...

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ЭСТАФЕТЫ»

Цель: формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасностиЗадачи:закреплять знания, умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;закреплять знания ...

Доклад «Детские спортивные игры, методика их проведения в детском саду»

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интерес...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры для детей ясельной группы детского сада.Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Пальчиковые игры — это упражнения для пальцев и кистей рук, а также массажные движения, которые часто сопровождаются рифмованными стишками-потешками.Они выполняют следующие функции:Благотво...