«Игры с элементы спортивных игр в детском саду».
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье описаны организация,методика обучения и упражнения играм с элементами спортивных игр в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_elementami_sportivnyh_igr.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 41 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 41 Красносельского района СПб)
198320, Санкт-Петербург, г Красное Село, Гвардейская ул, д 19, кор 2, литер А
«Игры с элементы спортивных игр в детском саду».
Составитель: инструктор
по физической культуре
ГБДОУ детского сада № 41
Красносельского района СПб
Захарова И.В.
г. Санкт - Петербург
Спортивные игры отличаются сложной и точной техникой, требуют такого развития физических возможностей, которого еще нет у детей дошкольного возраста. Игры с элементами спортивных игр являются высшей формой обычных подвижных игр. Их объединяет наличие сильных эмоций, но в других отношениях они значительно отличаются друг от друга. Характерными чертами подвижных игр является разнообразие и свобода применения игровых действий, большие возможности для проявления инициативы и творчества. Правила в подвижных играх определяют в основном ее структуру, а не точность двигательных действий. Для игр же с элементами спортивных игр характерна известная ограниченность, даже односторонность движений, которые сочетаются с точностью двигательных действий и строгой их формой. Игры с элементами спортивных игр имеют строго установленные правила, определяющие точность двигательных действий; обязательным для них является наличие судьи, правильная разметка площадки, соответствующие оборудование и инвентарь. По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже. При обучении играм с элементами спортивных игр способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально – волевых качеств, создают благополучные условия для воспитания дружеских отношений в группе, взаимопомощи.
Основными задачами в работе с детьми по применению игр с элементами спортивных игр являются общее развитие ребенка, оздоровление его организма, развитие движений, двигательных способностей и психофизических качеств, создание эмоциональной обстановки, воспитание любви и интереса к различным видам физических упражнений.
Методика обучения играм с элементами спортивных игр.
Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно переходить от простого к сложному. Обучение надо начинать с изучения общих для ряда игр приемов. Разучивание элементарной игровой техники чаще всего проходит в процессе подражательных игр. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть.
Городки.
Игра развивает глазомер, точность движений, мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. На первых занятиях дети знакомятся с правилами, площадкой, городками, фигурами. Порядок построение фигур постепенно усложняется (один городок, три городка, солдатики и т.д). Необходимо вырабатывать у детей определенные умения общаться с битой, ощущать ее свойства (вес, размеры, зависимость полета от приложенной силы) и выполнять движения рукой и всем телом в соответствии с ними. Затем дети усваивают правила прицеливания и обучаются бросать биту на дальность -вниз. Сначала ставится задача: прицеливаться и бить один городок, затем их количество увеличивается. Для этого используются разнообразные упражнения, игры. После того как ребенок научится контролировать биту рукой достаточно уверенно, прицеливаться и бросать ее по определенной траектории, можно перейти к игре в городки, придерживаясь правил игры. Правила по сравнению с игрой взрослых значительно упрощены.
Правила игры в городки.
Цель игры: цель игроков или команды – выбить как можно быстрее фигуры из города (квадрата), соблюдая при этом правила игры.
- Каждый игрок делает по два броска. Каждую биту игрок бросает по свистку судьи. Игроки бьют один за другим в порядке очереди. После того как все игроки команды, бьющей в правый город, бросят по две биты каждый, начинает бить другая команда, её цель – левый город.
- Все фигуры начинают выбивать с кона. Лишь после того, как будет выбит хотя бы один городок, игроки получают право выбивать остальные городки с полукона (с расстояния 2-3 метра). После того как будут выбиты все городки фигуры, ставится новая фигура.
- Городок считается выбитыми только тогда, когда он полностью вышел за линию города.
- Партию выигрывает та команда, которая меньшим количеством бросков выбьет все фигуры данной партии.
- После окончания первой партии игры команды меняются городками и забоями.
- Побеждает команда, выигравшая две партии. С детьми 6-7 лет не рекомендуется проводить подряд более 2-3 партий.
Упражнения.
1.Дети берут палки обеими руками и делают повороты руками вверх – вниз (управляют рулем)
2.Держа палку вертикально в одной руке подбросить и поймать ее другой.
3.Правильно брать и держать биту поочередно то - правой, то левой рукой.
4.Имитация удара рукой в воздухе.
5.Удар битой по подвешенному на веревке мячу.
6.Бросок биты правой рукой на дальность.
7.Бросок биты левой рукой на дальность.
8.Бросок биты в цель (один городок) с расстояния 2м
9.Бросок биты правой (левой) рукой в два, три, четыре и пять городков.
10.Бросок биты в цель с расстояния 3м.
Баскетбол.
Большой интерес у детей вызывает игра баскетбол. Во время этой игры дети выполняют большое количество прыжков, ускорений, ударов по мячу. Все это вырабатывает у них быстроту реакции, ловкость, умение действовать коллективно, но в силу большой физической нагрузки эти игры требуют строгой дозировки и учета индивидуальных способностей детей.
Задача этой игры - научить детей простейшим движениям с мячом , сформировать быстроту реакции на мяч.
Правила игры в баскетбол.
Цель игры: цель команды в игре – забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.
1.Команда состоит из пяти играющих на площадке и несколько запасных. Один из игроков – капитан. Игроки команд должны иметь отличительные знаки, которые надевают на одежду спереди и сзади.
2.Судья следит за выполнением правил игры: дает сигналы при нарушениях правил игроками, засчитывает попадание мяча в корзину, решает спорные мячи, контролирует время игры.
3.Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми дается пятиминутный перерыв. Во время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с мячом (продолжительностью 3-4 минуты) с целью приведения организма ребенка в более спокойное состояние.
4. При попадании мяча в корзину команде начисляется 2 очка. Игра может закончиться победой одной из команд или ничьей.
Методы и приемы.
1 этап – подготовительный. Основной его задачей является формирование координированности движений, умение видеть мяч и быстро реагировать на его полет. С этой целью дети занимаются с мячом индивидуально и группами; с силой бросают мяч вдаль, перебрасывают и отбивают его.
Игры - «Зеваки», «Перехвати мяч», «Гонки мяча», «Передача мяча», « Мяч в круг», «Не урони мяч».
Широко используется « школа мяча» , которая включает следующие упражнения.
1. Подбросить и поймать мяч двумя руками.
2. Подбросить мяч двумя руками, дать ему упасть и после отскока от земли поймать тоже двумя руками.
3. Бросить мяч в стену , дать ему упасть на землю и после отскока поймать двумя руками, и .т .д.
2 этап – подводящий. Его задача - направить движения детей. С этой целью ребенку из противоположной шеренги предлагается не ловить, а отбивать мяч, перебрасывать мяч друг другу без сетки. Расстояние между партнерами увеличивается до 2 м и более. Мяч нужно бросать сильно, высоко, ловить двумя руками, подбегая к летящему мячу. Детей расставляют сначала двумя шеренгами, а затем по кругу. Дети перебрасывают мяч любому. Отбивание производится толчком двух ладоней в нужном направлении.
3 этап – основной. Большое внимание уделяется перебрасыванию мяча через сетку. Организуется игра «Забросить мяч в корзину». Ребенок встает на расстоянии 1 м от поставленной на пол корзины диаметром 30 см. В руке у него мяч средней величины ( диаметр 10- 12см). Его нужно забросить несколько раз в корзину.
Следующее усложнение; дети делятся на звенья по два - три человека и строятся на расстоянии 3м от корзины. Первый ребенок из каждого звена бежит к корзине, забрасывает мяч, стараясь попасть точно в корзину, затем поднимает мяч, бежит к своей колонне, передает его стоящему впереди, а сам встает в конец колонны. Выигрывает то звено, которое сделает большее количество метких попаданий. Затем дети делятся на два звена по два – четыре человека и стараются попасть мячом в корзину ( выигрывает звено, которое большее число раз попадет в корзину ).
Хоккей.
Занятия хоккеем развивает точность, координацию, ловкость движений. Интенсивные движения на свежем воздухе способствуют укреплению здоровья и закаливанию организма. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Прежде всего, упражнениями и играми с клюшкой и шайбой (мячом) решается задача общей физической подготовки ребенка. Дети получают лишь элементарные представления о хоккее. Игры с клюшкой и шайбой, особенно на начальном этапе обучения, проводятся на снегу. Детям легче удерживать равновесие, они быстрее передвигаются, и умело действуют клюшкой. Играть в хоккей можно и без вратаря, так как действия детей не точные, и они много шайб забить не смогут. Клюшка должна соответствовать росту ребенка (поставленная концом крюка на пол, она должна доставать до подбородка ребенка).
Обучение ведению, броскам и ударам по шайбе начинать нужно с подготовительных упражнений. Вначале дети имитируют действие на месте с небольшой амплитудой, силой и скоростью, потом выполняют упражнение в движении.
Упражнения для освоения техники владения клюшкой и шайбой.
- Держать клюшку и принимать стойку хоккеиста
- Вести шайбу, не отрывая ее от клюшки, по кругу.
- Вести шайбу, не глядя на нее.
- Вести шайбу с постепенным увеличением скорости передвижения.
- Вести шайбу по кругу вправо, влево.
- Вести шайбу между стойками или кеглями.
- Броски шайбы с места в цель (расстояние 2 – 3 метра). Постепенно увеличиваются расстояние до цели, сила броска и уменьшается мишень.
Подвижные игры.
«Футбол на льду», «Гонка с шайбой», «Игра с мячом» и т.д.
Использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта как средства и формы организации физического воспитания обеспечивает единство личностного, физического и психического развития ребенка. Обучение этим играм обеспечивает всем детям равные права и овладении ценностями физической культуры и каждому ребенку право выбора, предоставляет возможности для проявления личных интересов и способностей.
Используемая литература:
1.Э.Степаненкова « Методика физического воспитания»
Москва Издательский дом Воспитание дошкольника 2005
2.Э.Й.Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду»
Москва «Просвещение» 1992
3. Е.Н.Вавилова «Укрепляйте здоровье детей»
Москва «Просвещение» 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по разработке элемента экологической тропинки детского сада «Метеоплощадка».
Этот элемент экологической тропинки детского сада является моей авторской работой и разработан в ходе выполнения аттестационной работы на тему "Создание предметно-развивающей среды для познавательной ...
Методика организации и проведения подвижной игры с элементами спортивной игры – баскетбол «Салки с мячом»
Обучение элементам спортивной игры – баскетбол посредством подвижной игры «Салки с мячом»...
Деловая игра "Обучение элементам спортивных игр"
Деловая игра для проведения Методического объединения инструкторов по ФК...
Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста на улице. Квест-игра на 23 февраля в детском саду на улице.
Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста на улице. "Квест-игра на 23 февраля"...
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ЭСТАФЕТЫ»
Цель: формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасностиЗадачи:закреплять знания, умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;закреплять знания ...
Доклад «Детские спортивные игры, методика их проведения в детском саду»
Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интерес...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры для детей ясельной группы детского сада.Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Пальчиковые игры — это упражнения для пальцев и кистей рук, а также массажные движения, которые часто сопровождаются рифмованными стишками-потешками.Они выполняют следующие функции:Благотво...