Рекомендации для педагогов «Условия для реализации современных фитнес – технологий в ДОУ»
консультация по физкультуре на тему
Широкая пропаганда фитнеса в средствах массовой информации служит дополнительным существенным аргументом в пользу выбора занятий такого плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_pedagogov_dou.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов
«Условия для реализации современных фитнес – технологий в ДОУ»
Никтарова Екатерина Анатольевна, инструктор по физической культуре
МБДОУ «ЦРР детский сад «Росинка» г. Абакана
Концептуальные основы детского фитнеса
Широкая пропаганда фитнеса в средствах массовой информации служит дополнительным существенным аргументом в пользу выбора занятий такого плана.
Интерес детей к ним также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны.
Доступность направлений детского фитнеса определяется прежде всего тем, что их содержание базируется на простых ОРУ и для большинства из них не требуется специального оборудования (исключение составляют упражнения на тренажерах, степах, фитболах).
Эффективность различных направлений фитнеса заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребенка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний.
Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением, создающим положительный психологический настрой, его танцевальной и игровой направленностью, но и тем, что побуждает согласовывать свои движения с движениями партнеров в группе, дает возможность демонстрировать хорошо отработанные движения, получать удовлетворение от занятий. Все это также эмоционально вдохновляет занимающихся фитнесом и повышает интерес к нему.
Детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему оздоровительных занятий разной направленности с целью повышения физических кондиций, профилактики заболеваний и укрепления состояния здоровья, физического развития детей и подростков на добровольной основе, исходя из интересов занимающихся (по Е.Г.Сайкиной).
Детский фитнес включает комплексные программы оздоровительных мероприятий, вызванных обилием проблем в состоянии здоровья детей и подростков.
Детский фитнес и его технологии сегодня довольно широко применяются в учреждениях общего (дошкольного и школьного), дополнительного образования, фитнес-центрах и в специальных коррекционных учреждениях. Они могут быть использованы в школе как во внеклассной работе (кружках, секциях, физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного и продленного дня, в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях), так и включаться учителями в основную форму учебно-воспитательной работы — урок.
Современное общество ориентирует систему образования на воспитание личности нового поколения (здравомыслящих, свободных, успешных, гармонично развитых людей), которой были бы присущи критичность восприятия, чувство самоуважения и уважения к другим людям, большая, по сравнению с их сверстниками прошлых лет, свобода, информированность. Ведь в самой идеологии фитнеса заложены приоритеты здоровья, свободы выбора занятий в соответствии со своими вкусами, потребностями и возможностями.
Для детей огромное значение имеет установление адекватного, доброжелательно контакта как со сверстниками, так и со взрослыми. Занятия по фитнесу в полном объеме проводятся в основном в системе дополнительного образования, в фитнес-клубах. Посещение таких занятий предполагает свободу выбора и, соответственно, формирование групп детей, объединенных общими интересами.
В настоящее время существуют программы по детскому фитнесу для совместных занятий детей и родителей: «Детки + предки», «Мама-дэнс» и другие. Эти программы пользуются заслуженной популярностью, многие фитнес-клубы предлагают специальные занятия для семейного посещения, где и взрослые и дети могли бы в процессе интересной и увлекательной совместной деятельности получить не только оздоровительный эффект, но и радость общения друг с другом.
Для детей, которые в силу тех или иных причин имеют проблемы в общении с посторонними взрослыми людьми, разрабатываются программы занятий с персональным тренером.
Для тех, у кого не совсем удачно складываются отношения со сверстниками, могут оказаться полезными групповые фитнес-занятия, где никто не будет заставлять ребенка выполнять различные нормативы против его воли и желания, сравнивать его результаты с другими занимающимися. Так же, как и всякая групповая деятельность, занятия фитнесом способствуют возникновению дружеских отношений между детьми в группе.
Популярность детского фитнеса растет. Его внешняя привлекательность, возможность удовлетворения различных потребностей в занятиях детей и подростков объясняется еще и тем, что специалисты прилагают значительные усилия для привлечения возможно большего числа занимающихся за счет разнообразия занятий, современных методов и форм их проведения, в том числе и с помощью внешних атрибутов — модной спортивной одежды, аксессуаров, нового, красивого, функционального оборудования. Сама атмосфера доброжелательности, повышенного внимания и уважения к каждому занимающемуся независимо от его возраста оказывает позитивное психологическое воздействие и побуждает снова и снова приходить в фитнес-клубы и учреждения дополнительного образования.
Детские фитнес-программы можно классифицировать:
— по цели проведения занятий;
— по возрасту (для детей от 1 года до 3 лет вместе с родителями; для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 (младший, средний, старший, подготовительный); для детей школьного возраста (младший, средний, старший);
— по использованию предметов и оборудования: без предметов; с предметами (скакалка, мяч, гантели, эспандеры, нудлсы и др.); специальные снаряды (степы, фитболы); специальные тренажеры;
— по направленности используемых средств физической культуры (игровые, коррекционные, гимнастическо-атле-тические, танцевальные, с элементами восточно-оздоровительных систем и боевых искусств, циклические).
Игровое направление основано на подвижных, музыкальных, развивающих играх, эстафетах и элементах спортивных игр и игровом методе проведения. Упражнения превращают процесс занятий в увлекательную игру и не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие двигательных способностей, ориентировки в пространстве и физической подготовленности.
К коррекционному, лечебно-профилактическому направлению относятся: лечебно-профилактический танец «Фитнес-Дннс», танцевальная терапия, релаксационная гимнастики «Лого-аэробика», различные программы на фитболах, а также коррекционные программы, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Это направление включает различные упражнения лечебной физической культуры и коррекционной гимнастики, которые являются основой оздоровления и развития детского организма, формирования сознательного стремления занимающихся к здоровому образу жизни. Они служат профилактикой и коррекцией заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушений осанки, плоскостопия), дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной системы, близорукости и т. д., а также способствуют быстрому восстановлению сил и работоспособности.
В гимнастическо-атлетическом направлении можно выделить: ритмическую гимнастику и ее виды — ритмопластику, степ-аэробику, аэрофитнес, силовые направления аэробики (с гантелями, эспандерами и другими утяжелителями), стретчинг, семейную гимнастику, фитбол-гимнастяку, элементы шейпинга, калланетики, художественной, креативной гимнастики и т. д.
Занятия служат основой развития двигательных способностей — силы, гибкости, выносливости, координации движений.
К танцевальному направлению принадлежат все виды танцевальной аэробики: аэроданс; хип-хоп, фанк, джаз, ла-тина, а также танцевальные программы на степах и фитболах («Танцы на мячах» и др.). Все эти программы включают основы хореографии и современного танца.
Танцевальное направление детского фитнеса является базовым для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, учат свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам выразительности.
Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. Они позволяют научиться раскрепощенно двигаться, овладевать разными танцевальными стилями и проявлять себя в различных показательных выступлениях.
К направлению с элементами восточно-оздоровительных систем и боевых искусств причисляют: йога-аэробику, ушу, тай-бо, ки-бо и другие.
Данная группа занятий включает комбинированные программы двигательной деятельности, сочетающие статоди-намические положения тела (асаны), дыхательные упражнения, элементы релаксации и стретчинга. Они направлены на развитие гибкости в сочетании со средствами психоэмоциональной регуляции. Занятия помогают детям научиться владеть собой, контролировать свои эмоции, через образ и пластику обретать умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.
Циклическое направление представлено: занятиями на специальных тренажерах, имитирующих ходьбу, бег, езду на велосипеде и т. п., а также классической аэробикой. Занятия проводятся с целью постепенного повышения функциональной подготовленности детей, содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Несомненное достоинство этих занятий — их сравнительно низкая травмоопасность.
Все занятия по детскому фитнесу можно проводить в спортивном зале (зал аэробики, тренажерный зал), на воздухе (на спортивной площадке, стадионе, на поляне), в воде (аква-фитнес).
Принципы детского фитнеса:
1. Общие принципы (характерные для физической культуры и, соответственно, для любого ее вида занятий): — принцип всестороннего гармонического развития личности: решение специфических задач в области физического фитнеса физической культуры сочетается с вопросами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. На любом занятии физическими упражнениями педагог (инструктор) должен стремиться активизировать мыслительную деятельность детей, создавать условия, в которых ребенок самостоятельно ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановки, эмоционально воспринимает музыку;
— принцип оздоровительной направленности: педагог несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка. Лишь при правильном подборе физических упражнений и рациональной методике их проведения (учитывая возрастные особенности занимающихся) занятия дают оздоровительный эффект. Педагог должен так организовывать занятия, чтобы компенсировать недостаток двигательной активности детей, совершенствовать функциональные возможности организма ребенка, повышая его работоспособность и сопротивляемость. И все это под строгим врачебным контролем;
— принцип связи физической культуры с профессиональной деятельностью проявляется в том, что физическая культура является фактором широкой общей физической подготовки человека к жизненной практике и профессиональной деятельности;
— принцип социализации заключается в том, что дошкольник должен быть постоянно вовлечен в групповую деятельность, совместное решение двигательных задач, чтобы его поведение было составной частью системы действий всей
группы.
2. Принципы, отражающие закономерности педагогического процесса:
— принцип научности предполагает построение физического воспитания дошкольников в соответствии с закономерностями их социализации, психического и физического развития;
— принцип сознательности и активности содействует успешному формированию двигательных умений и навыков, развитию физических качеств, во многом зависящих от сознательного отношения детей к занятиям. Педагог объясняет детям важность занятий, значение упражнений, технику их выполнения; приучает ребят наблюдать за выполнением упражнений сверстниками; побуждает к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий; предварительному «про чувствованию» (мысленное воспроизведение) движений; привлекает к объяснению знакомого упражнения и т. д. Принцип сознательности тесно связан с принципом активности: дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания. Предполагается высокая степень проявления самостоятельности, инициативы и творчества;
— принцип наглядности позволяет успешно формировать у детей многообразные представления об осваиваемых движениях, их ритмическом рисунке, пространственных, временных и динамических характеристиках, рациональной технике и тактике двигательных действий. При обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров;
— принцип доступности: детям предлагаются задания, которые соответствуют уровню их развития. Доступность означает, что изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении, и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил ребенка;
— принцип постепенности вполне понятен. Это следование правилам: от известного — к неизвестному; от простого — к сложному; от менее трудного — к более трудному; возможно, от менее привлекательного — к более интересному. Этим же принципом следует руководствоваться при изменении объема и интенсивности нагрузок;
— принцип систематичности состоит в регулярности, последовательности и преемственности при формировании у дошкольников знаний и умений;
— принцип индивидуализации и дифференциации обязывает педагога строго индивидуализировать процесс обучения физическим упражнениям. Индивидуальный подход выражается в дифференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регулирования, а также приемов педагогического воздействия;
— принцип прочности и прогрессирования: принцип прочности предполагает приучение дошкольников к многократному выполнению осваиваемых движений. Известно, что только при этом условии возможно достижение необходимой степени автоматизации двигательных действий и преобразование их в двигательные навыки. Сущность принципа прогрессирования заключается в том, что в процессе обучения физическим упражнениям постепенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастают объем и интенсивность нагрузок.
3. Специфические принципы фитнеса:
— принцип «нагрузка ради здоровья», или принцип управляемости нагрузки (отказ от соревновательных мотивов и стремлений к достижению высокого спортивного результата);
— принцип комплексного воздействия на психофизическую сферу, функциональные системы, двигательные способности и интеллект;
— принцип адекватности и свободы выбора средств для занятий тем или иным направлением фитнеса складывается из разумной обоснованности подбора эффективных средств для решения определенной цели занятия, из их адекватности индивидуальным особенностям занимающихся и стоящим перед ними конкретным задачам, а также желания детей заниматься именно этим видом упражнений;
— принцип эстетической целесообразности: занятия должны воспитывать понимание красоты в движениях. Одним из критериев отбора средств для построения фитнес-про-грамм является эстетика движений и их привлекательность для большинства занимающихся;
— принцип психологической регуляции: реализация этого принципа обусловлена необходимостью снижения уровня тревожности занимающихся путем специального подбора музыкального сопровождения, танцевальной терапии и других методик, способствующих релаксации, позволяющих снимать мышечные зажимы и через коррекцию тела очдоравливать психику детей;
- принцип адаптивности к контингенту занимающихся отражает соответствие занятий фитнесом половозрастным особенностям ребят, уровню их здоровья, физической подготовленности, развития двигательных способностей;
— принцип контроля и мониторинга физического состояния занимающихся заключается в рациональном дозировании физической нагрузки, основанном на учете физических и функциональных возможностей индивида, что выявляется при тестировании. Использование современных регуляторов пульса позволяет детям и специалисту контролировать индивидуальную реакцию организма на физическую нагрузку.
Принципы фитнеса, отражающие особенности занятий с детьми:
— принцип игровой и эмоциональной направленности: занятия должны быть интересными, побуждать к активной деятельности, содержать игровые и соревновательные моменты;
— принцип инициативности и творчества (креативности) предусматривает целеустремленную работу инструктора по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на активизацию выдумки, творческой инициативы, артистизма и воображения;
— принцип самореализации посредством двигательной деятельности способствует самоутверждению ребенка через танец, соревновательные моменты, показательные выступления, содействует раскрепощенности, дает уверенность в своих силах.
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендация для педагогов на тему: «Реализация работы по гражданско – патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образования в средней группе»
Материал даёт расширенное представление педагогам дошкольных учреждений, о тематическом планировании работы по гражданско – патриотическому воспитанию....
Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...
Модель (проект) организации и создания РППС в рамках реализации современных образовательных технологий в профессиональной деятельности педагогов ДОО
При создании целостной многофункциональной и трансформируемой среды, мы часто сталкиваемся с проблемой - не достаточно места для размещения нужного игрового материала. Поэтому, проектируя среду в груп...
Сообщение для педагогов на тему: «Использование современных оздоровительных технологий и реализация принципа интеграции на занятиях по физической культуре»
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ городского округа Клин "Распространение передового педагогического опыта по реализации современных образовательных технологий в ДОУ" . Тренинг "Гиперактивный ребенок - как помочь?" 30.10.2018г.
В последнее время родители и воспитатели все чаще обращаются с проблемой гиперактивности детей. Действительно, распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью очень актуальна и являет...
Консультация для педагогов "Использование современных фитнес-технологий на занятиях по физической культуре"
Современные дети испытывают "двигательный дефицит", проводя большую часть времени в статическом положении. В определенной мере помочь в этом может детский фитнес....
Сообщение на тему: «Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС »
В своей педагогической деятельности мы реализуем разнообразные технологии....