Программа "Утенок: мама+ребенок"
методическая разработка по физкультуре на тему
Методическая разработка: Программа "Утенок: мама+ребенок" - аквагимнастика для малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аквагимнастика для малышей | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
Программа «Утенок: мама+ребенок»
Инструктора ФИЗО
ГБДОУ №17 Курортного района
Выжловой Надежды Владимировны
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка.
В настоящее время перед работниками дошкольных образовательных учреждений поставлены важнейшие задачи по охране жизни и укреплению здоровья детей, совершенствованию физиологических функций организма ребенка, повышению его защитных свойств. Поэтому в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях ДОУ здоровьесберегающих технологий.
В общей системе физического воспитания в ГБДОУ №17 Курортного района большое место отводится плаванию.
Плавание является превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. С самого раннего возраста это одна из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм - сочетание воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка.
Занятия плаванием также имеют огромное воспитательное значение - создаются условия для формирования личности, что способствует развитию целеустремленности, настойчивости, самообладания, решительности, смелости, дисциплинированности, самостоятельности, творчества, а также умение действовать в коллективе.
Раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию ребенка и положительно влияет на развитие всех систем организма. Оказывая массирующее воздействие на тело и, раздражая нервные окончания в коже, плавание улучшает кровообращение организма, опосредованно улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, связки, формирует правильную осанку, увеличивает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям и несет в себе отличный закаливающий эффект.
В ГБДОУ №17 Курортного района разработана программа «Утенок:мама+ребенок». Мы используем мягкую методику приобщения детей к плаванию в воде Birthlight (рождение легкости), которая помогает полюбить водные занятия на всю жизнь.
Основная цель - через доверие, взаимоуважение, взаимопонимание между родителями и детьми привить малышам любовь к воде. Особый акцент в подходе Birthlight делается не на формальном обучении ребенка плаванию, а на поощрении свободного движения в воде.
Чувство любви и безопасности в воде рядом с родителями - лучшая и наиболее эффективная основа для навыков, которые позволят ребенку научиться плавать без поддержки и ощущать себя воде как в “родной” стихии. Только в том случае, если ребенок доволен и ощущает себя в безопасности в воде, можно говорить о пользе занятий.
Занятия начинаются с обучения родителей расслабленному плаванию с детьми и полной релаксации на воде в бассейне (посредством игры), создавая обстановку, которая позволит ребенку начать доверять окружающей его атмосфере и включиться в игру вместе с родителями. Это поможет родителям наладить контакт с ребенком.
Особую важность имеют контактные поддержки. В воде, когда родители прижимают ребенка к себе, он чувствует себя в полной безопасности и легко расслабляется. В любой ситуации, которая может взволновать или встревожить ребенка, родитель посредством объятий, возвращает ему чувство умиротворения, спокойствия, радости. Использование разных поддержек на занятии поможет ребенку развить его физические возможности, укрепить уверенность в себе, выбрать самые удобные положения, которые позволят проявиться плавательному рефлексу.
Во время занятия необходимо разговаривать с ребенком. Получая безраздельное внимание родителя, малыш чувствует себя любимым, значимым, умелым, уверенным в своих силах. Все это помогает ему осознать свои собственные возможности и создает сильную внутреннюю мотивацию к их развитию.
Занятия плаванием в первое время требуют особого внимания. В это время перед ребенком ставятся и решаются лишь общие задачи, которые пока не имеют прямого отношения к плаванию. Проводится закаливание, воспитывается привыкание к воде, к тем ощущениям, которые человек испытывает только в водной среде (полуневесомость, легкость, плавучесть, раскованность, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, углубленное дыхание и т.д.). Ребенок приобретает положительный комплексный опыт, который освободит его от свойственной многим детям боязни воды.
Занятия проводятся в бассейне (плескательной чаше) ГБДОУ №17 Курортного района.
Цель программы «Утенок: мама+ребенок» - адаптация ребенка в водной среде, приобретение начальных навыков плавания.
Возрастная группа детей - от 1,5 до 3 лет. Максимальное количество человек в группе ограничено размерами чаши бассейна.
Материально-техническое обеспечение:
- сенсорная комната (подготовительная (вводная) часть занятия «на суше»);
- бассейн - плескательная чаша (основная и заключительная части занятия);
- оборудование для плавания (при необходимости «пояс Нептуна»).
Глубиной бассейна-чаши 100-110 см. Диаметр зеркала воды 4,2 м. Температура воды 30-33 градуса Цельсия. По периметру чаши располагаются поручни для выполнения упражнений. Инструктор может находиться как в чаше, так и за ее пределами. Продолжительность занятия - 25 минут (подготовительная (вводная) часть на суше 5-7 мин., основная, заключительная части в воде 10-15 мин.).
Занятия проводятся в непринужденной игровой форме и в соответствии с возрастом, индивидуальными возможностями и потребностями ребенка.
Программа показана:
- часто болеющим детям;
- детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- детям с нарушениями центральной нервной системы;
- всем детям с целью общего оздоровления, желающим приобщиться к воде.
Ожидаемые результаты:
- отсутствие боязни воды у ребёнка, и мамы за ребёнка;
- общее развитие мышечной системы и ее функций;
- укрепление здоровья и повышение иммунитета (как у мамы, так и у ребёнка);
- приобретение начальных навыков плавания;
- выполнение различных упражнений в воде, как ребёнком, так и мамой;
- общее снятие напряжения у мамы и ребёнка.
Приложение
Конспект НОД по плаванию (аквагимнастике)
Программа «Утенок: мама+ребенок»
Цель: адаптация ребенка в водной среде, приобретение начальных навыков плавания.
Задачи:
- приобщение ребенка к водной среде;
- способствование преодолению чувства боязни воды;
- обогащение двигательного опыта, разнообразие впечатлений и насыщение жизни ребенка положительными эмоциями;
- развитие силы, выносливости, гибкости, координации движений, мелкой и крупной моторики;
- улучшение деятельность дыхательной, центральной нервной системы, кровообращения;
- укрепление опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки;
- повышение адаптационных возможностей организма (профилактика заболеваний с помощью закаливания).
Оборудование.
Мячи, плавательные доски, пластмассовые шарики, обручи, круг, игрушки.
Подготовительная (вводная) часть на суше:
Выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений, которые обеспечивают разогрев организма, повышение частоты пульса, дыхания.
Приветствие, разминка.
(Действия повторяются в соответствии с текстом, по инструкции и показу педагога).
На болоте две подружки - две зеленые лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
На лесной полянке в ряд звери делают зарядку.
Заяц головой вращает - мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движенье, очень ему нравится это упражненье.
Полосатый енот изображает вертолёт:
Лапками машет назад и вперед, словно собрался в далёкий полёт.
Серый волк немного сонный выполняет он наклоны:
«Ты, волчишка, не ленись! Вправо, влево наклонись,
А потом вперёд, назад - получишь бодрости заряд!
Медвежонок приседает, от пола пятки отрывает,
Спинку держит прямо-прямо - так учила его мама!
Ну а белки, словно мячик, дружно прыгают и скачут!
Вдох и выдох, вдох и выдох, вы, ребятки, молодцы!
А теперь идем купаться и в водичке закаляться!
Основная часть в воде:
Данная часть направлена на развитие физических качеств (силы, выносливости, гибкости), координации движения, а также основных навыков плавания. Состоит из выполнения плавательных движений.
1. Вертикальное погружение воду. Ритмичное покачивание ребенка вверх-вниз из стороны в сторону - «маятник» (поддержка под мышки лицом к себе, спиной к себе).
2. Освоение дистанции - ребенок находится на расстоянии вытянутых рук лицом к маме, поддержка под мышки (за ручки) - покачивание, кружение в разные стороны.
3. Плавание на спине, используя разные поддержки (под голову одной или двумя руками, под мышки, за ручки), меняя ритм, скорость движения, совершая движения по кругу, змейкой, восьмеркой.
4. Отталкивание от бортика бассейна. Поддержка под голову, ребенок ступнями упирается в бортик бассейна - отталкивается, скользит на спине.
5. Перевороты с использованием различных поддержек:
а) поддержка под голову - мама поддерживает ребёнка под голову - движение на спинке вперед, страхуя у подбородка - переворот на грудь и обратно;
б) поддержка двумя ладонями - одна рука мамы находится на спине ребенка, вторая на груди - переворот на грудь и обратно.
6. Плавание на груди, используя разные поддержки (за подбородок, под грудь, под мышки, за ручки), меняя ритм, скорость движения, совершая движения по кругу, змейкой, восьмеркой.
7. Поддержка за две руки, ребенок спиной к маме - мама совершает руками ребенка попеременные движения, имитирующие плавание кролем.
8. Поддержка за две руки (под мышки), ребенок лежит на груди - скользящие движения на груди от себя - вперед, к себе на спине - назад.
9. Поддержка под мышки, ребенок расположен спиной к маме - активная работа ногами «фонтанчик». Ребенок лежит на груди, поддержка под грудь - активная работа ногами.
10. Отталкивание от бортика бассейна. Поддержка за две руки (под мышки), ребенок ступнями упирается в бортик бассейна - отталкивается, скользит на груди.
11. Ребенок лежит на плавательной доске, активно работает ногами, мама страхует.
12. Ребенок спиной к маме, поддержка под грудь - ребенок плещет руками по воде, создавая брызги.
13. Ныряние. Игра «умывание». Далее мама дает речевой сигнал: «Ныряем!» и плещет в личико водой (сверху вниз).
14. Ребенок спиной к маме, поддержка под мышки - дует на воду, маленький пластмассовый шарик.
15. Ребенок спиной к маме, мама фиксирует область бедер - наклон вперед (достать мяч).
16. Ребенок лицом к маме, поддержка под мышки - поднять вверх - опустить в воду.
17. Прыжки с бортика. Ребенок сидит на бортике, поддержка за ручки (под мышки) - прыжок.
Выполнение упражнений сопровождается стихами и песней:
Рано-рано утречком позвала всех уточка,
Мама утка всех зовет - всех утяток в хоровод:
«Приплывайте, уточки рано-рано утречком.
Приплывайте к нам в кружок - начинается урок».
У воды, у воды меж высокой лебеды
Чинно выстроились в ряд много желтеньких утят.
Умывались уточки рано-рано утречком.
Умывали глазки, клювики и лапки.
Кря-кря-кря, утятки, желтые ребятки.
Уточки проснулись, сладко потянулись,
Крылышками машут, вокруг мама пляшут.
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря - любим реки и моря».
И поплыли погулять, червячков пособирать.
Плывут себе вразвалочку и крякают считалочку.
Плыви вперед, утеныш, смелее - не утонешь!
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря - любим реки и моря».
Друг за дружкою плывут, с мамой песенку поют (песня «Танец маленьких утят»).
Заключительная часть (постепенное снижение нагрузки):
Игры (на выбор: «карусель», «качели», «забей гол», «догони мяч»).
Упражнения на дыхание, релаксацию - «звездочка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционное рисование. Пейзаж и Весенний букет. Индивидуальная конкурсная работа по просьбе мамы ребенка
Весенний букет. Оттиск листа пекинской капусты (зелень) , штампирование картофелем (подснежники, листья), тычкование поролоном (верба)Весений пейзаж. Нетрадиционное рисование с помощью пекинской капус...
Современной маме. Ребенок в автомобиле.
Сегодня каждая вторая мама- водитель. Как обезопасить поездку? Советы для мамы....
Статья о безусловном доверии мамы ребенку и естественном воспитании
Опыт развития ребенка в естественной среде....
Выступление на методическом обьединении.Совместный мастер-класс мама+ребенок: «Отрытка папе»
Совместный мастер-класс мама+ребенок: «Отрытка папе»...
Сложная адаптация к детскому саду. Как влияет мама ребенка
Сложная адаптация к детскому саду. Как влияет мама ребенка...