Количественные показатели процесса формирования двигательного навыка
статья по физкультуре на тему
Нормативы для допуска к определенной деятельности, а так же попытки выявить конкретное количество попыток для освоения тех или иных элементов в различных видах спорта позволяет предположить необходимость решения поставленной задачи о конкретизации количественных показателей формирования навыка и этапов его развития путем изучения соотношения проб и ошибок при его усвоении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Количественные показатели процесса формирования двигательного навыка
Шевелёва М.А.
Ключевые слова: двигательный навык, количественные, качественные, показатели, формирование, этап, процесс, эффективность.
В процессе учебной деятельности мы руководствуемся программами, учебными планами, в которых ставятся задачи, определяются периоды обучения и количество часов необходимое для усвоения.
Нормативы для допуска к определенной деятельности, а так же попытки выявить конкретное количество попыток для освоения тех или иных элементов в различных видах спорта позволяет предположить необходимость решения поставленной задачи о конкретизации количественных показателей формирования навыка и этапов его развития путем изучения соотношения проб и ошибок при его усвоении.
Поиск и выбор оптимальных форм и методов обучения двигательным действиям, которые в результате многократных повторений закрепляются у обучаемых в виде навыка, с давних времен и до настоящего времени не теряет своей актуальности. Представленные в научной и педагогической литературе определение понятия « навык» отличаются большим многообразием, а количественные характеристики его становления расплывчаты и не всегда конкретны. Ряд авторов навык приравнивают к действиям. Так в учебнике С.Л. Рубинштейна (1946) мы находим: « …под навыками мы будем, поэтому подразумевать автоматизированные действия»; П.А. Рудик (1958) навыком называет действие, доведенное до известной степени совершенства. По А.Ц. Пуни (1955) навык характеризуется, как заученное действие. Некоторые психологи, в частности К.Н. Корнилов (1946), навыки рассматривает как способы выполнения действий. Такой же формулировки придерживается и Л.Н. Ланда (1966). К.К. Платонов, Л.М. Шварц (1948) под навыком подразумевают деятельность, возникшую на основе упражнений Э.И. Ходжава (1960) рассматривает этот процесс, как действие, которое, постепенно совершенствуясь, достигает степени автоматизации в виде навыка. Навык с точки зрения физиологии представляет собой приобретенную форму реакции или деятельности организма, выработанную путем упражнений по механизму временных связей»- Н.В. Зимкин (1973)
Физиологи и психологи, раскрывая мотивы и сущность механизма навыка, не определяют целиком пути его формирования. Это задача педагогической науки.
В настоящее время существует ряд концепций обучения, из которых, на наш взгляд, наиболее заслуживает внимания концепция, построения на ассоциативно-рефлекторной теории и теории поэтапного формирования умственных действий.
Любая форма деятельности неразрывно связана с научение, которое протекает через фазу обучение, включающую в себя три компонента: - накопление объема знаний; - формирование навыков, т.е. освоение лежащих в основе деятельности операций и приемов;
- формирование умения.
Анализ сущности двигательного навыка с позиции системного подхода позволяет рассматривать его, как разноуровневую организацию на всех этапах формирования функциональной системы.
В литературных источниках мы находим, что выработка всякого навыка происходит путем проб и ошибок.
Нам так же известно, что процесс формирования навыков можно выражать в количественных показателях, есть сведения об этапах его становлениях.
А.Ц. Пуни отмечает, что темп развития навыка вначале замедленный, только потом происходит скачкообразный процесс. З.И. Ходжава обосновывает двухпериодный характер выработки любого навыка, в том числе и двигательного. Л.П. Орлов разработал целую цепь этапов процесса обучения гимнастическим упражнениям.
В процессе учебной деятельности мы руководствуемся программами, учебными планами, в которых ставятся задачи, определяются периоды обучения и количество часов необходимое для усвоения.
Есть нормативы для допуска к определенной деятельности. Например, для получения водительских прав, обучаемый должен «накатать» с инструктором 20 часов, такой же подход при допуске летчика к самостоятельному полету.
Некоторые тренеры утверждают, что, например, для освоения «пируэта» в акробатике необходимо 200 попыток (Ю. Попов), умение сохранять равновесие при гребле на байдарке формируется за 10 занятий.
Исходя из выше изложенного, нами была поставлена задача, конкретизировать количественные показатели формирования навыка и этапов его развития путем изучения соотношения проб и ошибок при его усвоении.
В нашей педагогической практике имелся материал наблюдения и регистрации процесса формирования навыка в катании по «спирали» на гимнастическом колесе.
Испытуемый должен был после предварительного ознакомления с техникой выполнения упражнения перейти к самостоятельным попыткам выполнить задание. Оно заключалось в том, что из исходного положения, стоя внутри колеса, начать переворот в сторону и перевести колесо на один обод, выполнить не менее пяти «спиралей» и возвращаться в исходное положение. Все попытки регистрировались в личной карточке знаками минус (ошибка), плюс (удачное исполнение). Всего обучаемых было около 200 человек.
После несложной математической обработки зарегистрированных результатов, а именно, подсчет ошибок до первого удачного исполнения, между первым и вторым и так до стабильного выполнения задания, стало возможным отразить количественные показатели процесса формирования навыка в виде диаграммы соотношения проб и ошибок научения (рисунок)
Рисунок
Данная диаграмма, определенная нами, полностью согласуется с имеющимися в педагогической литературе данными. Тем не менее, выбранный нами одинаковый для всех обучаемый ориентир – удачное исполнение, конкретизировал динамику формирования навыка.
Мы полагаем, что предварительное ознакомление с изучаемым упражнением и попытки до первого удачного исполнения, можно отнести к первому этапу формирования навыка. Все удачные и неудачные пробы до стабильного выполнения задания можно отнести ко второму этапу. И, наконец, уверенное, почти безошибочное выполнение упражнения считать этапом совершенствования в выполнении двигательного задания.
Следует остановиться на замеченной нами закономерности, что все испытуемые подошли к стабильному выполнению упражнения, накопив по 5-6 удачных исполнений.
В ошибочных действиях наблюдалось большое различие между обучаемыми. Думается, что этот эффект иллюстрирует действие закона диалектики о переходе количества в качество.
Мы полагаем, что результаты, полученные путем простейшего педагогического наблюдения, заслуживает внимания и дальнейшего изучения. Они являются ответом на поставленную нами в работе задачу – конкретизацию количественных показателей процесса формирования двигательного навыка путем изучения соотношения проб и ошибок.
Практическое применение высказанных положений может быть использовано, например, при разработке нормативов обучения, тестов для проверки способности к обучению и эффективности выбранных методик.
В заключении можно сказать, что проделанная нами работа была реализована в военной спортивной классификации, являясь упражнением авиационного многоборья, где катание по «спирали» оценивалось в баллах и очках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Йозеф Лингарт. Процесс и структура человеческого учения: издательство «Прогресс» -М.: 1970.
- Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении. – М., «Просвещение», 1966.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.
- Рудик, П.А. Психология. Изд-во ФиС, 1958.
- Пуни, А.Ц. О чувствительных и логических компонентах двигательной деятельности спортсмена. – Тезисы докладов на совещании по психологии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1955.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование культурно – образовательного пространства групповых помещений для формирования двигательных навыков.
В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начально...
Формирование двигательных навыков у дошкольников
Данная статья посвящена теме формирования двигательных навыков у дошкольников....
Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»
Одним из основных условий хорошего физического развития ребенка раннего возраста с ЗПР является своевременное и всестороннее развитие его движений. Растить детей здоровыми и сильными – задача каждого ...
Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь....
Методические рекомендации "Особенности формирования двигательных навыков и воспитание физических качеств у детей с патологией зрения"
Особенности формирования двигательных навыков у детей с нарушением зрения...
Формирование двигательных навыков у дошкольников Методика обучения детей основным движениям.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социально...
Формирование двигательных навыков в процессе рисования
В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с изобразительной деятельностью....