Количественные показатели процесса формирования двигательного навыка
статья по физкультуре на тему

Ковалькова Мария Андреевна

      Нормативы для допуска к определенной деятельности, а так же попытки выявить  конкретное количество попыток для освоения тех или иных элементов в различных видах спорта позволяет предположить необходимость решения поставленной задачи о конкретизации  количественных показателей формирования навыка и этапов его развития путем изучения соотношения проб и ошибок при его усвоении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Количественные показатели процесса формирования двигательного навыка

                                                                                             Шевелёва М.А.

        

Ключевые слова: двигательный навык, количественные, качественные, показатели, формирование, этап, процесс, эффективность.

     В процессе учебной деятельности мы руководствуемся программами, учебными планами, в которых ставятся задачи, определяются периоды обучения и количество часов необходимое для усвоения.

      Нормативы для допуска к определенной деятельности, а так же попытки выявить  конкретное количество попыток для освоения тех или иных элементов в различных видах спорта позволяет предположить необходимость решения поставленной задачи о конкретизации  количественных показателей формирования навыка и этапов его развития путем изучения соотношения проб и ошибок при его усвоении.

     

      Поиск  и выбор оптимальных форм и методов обучения двигательным действиям, которые в результате многократных повторений закрепляются у обучаемых в виде навыка, с давних времен и до настоящего времени  не теряет своей актуальности. Представленные в научной и педагогической литературе определение понятия « навык» отличаются большим многообразием, а количественные характеристики его становления расплывчаты и не всегда конкретны. Ряд авторов навык приравнивают к действиям. Так в учебнике С.Л. Рубинштейна (1946) мы находим: « …под навыками мы будем, поэтому подразумевать автоматизированные действия»; П.А. Рудик (1958) навыком называет действие, доведенное до известной степени совершенства. По А.Ц. Пуни (1955) навык характеризуется, как заученное действие. Некоторые психологи, в частности  К.Н. Корнилов (1946), навыки рассматривает как способы выполнения действий. Такой же формулировки придерживается и Л.Н. Ланда (1966).   К.К. Платонов, Л.М. Шварц (1948) под навыком подразумевают деятельность, возникшую  на основе упражнений Э.И. Ходжава (1960) рассматривает этот процесс, как действие, которое, постепенно совершенствуясь, достигает степени автоматизации в виде навыка. Навык с точки зрения физиологии представляет собой приобретенную форму реакции или деятельности организма,  выработанную путем упражнений по механизму временных связей»- Н.В. Зимкин (1973)

         Физиологи и психологи, раскрывая мотивы и сущность механизма навыка, не определяют целиком пути его формирования. Это задача педагогической науки.

     В настоящее время  существует ряд концепций обучения, из которых, на наш взгляд, наиболее заслуживает внимания концепция, построения на ассоциативно-рефлекторной теории и теории поэтапного формирования умственных действий. 

     Любая форма деятельности неразрывно связана с научение, которое протекает через фазу обучение, включающую в себя три  компонента: - накопление объема знаний; - формирование навыков, т.е. освоение лежащих в основе деятельности операций и приемов;

- формирование умения.

     Анализ сущности двигательного навыка с позиции системного подхода позволяет рассматривать его, как разноуровневую организацию на всех этапах формирования функциональной системы.

     В литературных источниках мы находим, что выработка всякого навыка происходит путем проб и ошибок.

     Нам так же известно, что процесс формирования  навыков  можно выражать в количественных показателях, есть сведения об этапах его становлениях.

     А.Ц. Пуни отмечает, что темп развития навыка вначале замедленный, только потом происходит скачкообразный процесс. З.И. Ходжава  обосновывает двухпериодный характер выработки любого навыка, в том числе и двигательного. Л.П. Орлов разработал целую цепь этапов процесса обучения гимнастическим упражнениям.

     В процессе учебной деятельности мы руководствуемся программами, учебными планами, в которых ставятся задачи, определяются периоды обучения и количество часов необходимое для усвоения.

     Есть нормативы для допуска к определенной деятельности. Например, для получения водительских прав, обучаемый должен «накатать» с инструктором 20 часов, такой же подход при допуске летчика к самостоятельному полету.

     Некоторые тренеры утверждают, что, например, для освоения «пируэта» в акробатике необходимо 200 попыток (Ю. Попов), умение сохранять равновесие при гребле на байдарке формируется за 10 занятий.

      Исходя из выше изложенного, нами была поставлена задача, конкретизировать количественные показатели формирования навыка и этапов его развития путем изучения соотношения проб и ошибок при его усвоении.

     В нашей педагогической практике имелся материал наблюдения и регистрации процесса формирования навыка в катании  по «спирали» на гимнастическом колесе.

      Испытуемый должен был после предварительного ознакомления с техникой выполнения упражнения  перейти к самостоятельным попыткам выполнить задание. Оно заключалось в том, что из исходного положения, стоя внутри колеса, начать переворот в сторону и перевести колесо на один обод, выполнить не менее пяти «спиралей» и возвращаться в исходное положение. Все попытки регистрировались в личной карточке знаками минус (ошибка), плюс (удачное исполнение). Всего обучаемых было около 200 человек.

     После несложной математической обработки зарегистрированных результатов, а именно, подсчет ошибок до первого удачного исполнения, между первым и вторым и так  до стабильного выполнения задания, стало возможным отразить количественные показатели процесса формирования навыка  в виде диаграммы соотношения проб и ошибок научения (рисунок)

Рисунок

     Данная диаграмма, определенная нами, полностью согласуется с имеющимися в педагогической  литературе данными. Тем не менее, выбранный нами одинаковый для всех обучаемый ориентир – удачное исполнение, конкретизировал динамику формирования навыка.

     Мы полагаем, что предварительное ознакомление с изучаемым упражнением и попытки до первого удачного исполнения, можно отнести к первому этапу формирования навыка. Все удачные и неудачные пробы до стабильного выполнения задания можно отнести ко второму этапу. И, наконец, уверенное, почти безошибочное выполнение упражнения считать этапом совершенствования в выполнении двигательного задания.

     Следует остановиться на замеченной нами закономерности, что все испытуемые подошли к стабильному выполнению упражнения, накопив по 5-6 удачных исполнений.

     В ошибочных действиях наблюдалось большое различие между обучаемыми. Думается, что этот эффект иллюстрирует действие  закона диалектики о переходе количества в качество.

     Мы полагаем, что результаты, полученные путем простейшего педагогического наблюдения, заслуживает внимания и дальнейшего изучения. Они являются ответом на поставленную нами в работе задачу – конкретизацию количественных показателей процесса формирования   двигательного навыка путем изучения соотношения проб и ошибок.

     Практическое применение высказанных положений может быть использовано, например, при разработке нормативов обучения, тестов для проверки способности к обучению и эффективности выбранных методик.

     В заключении можно сказать, что проделанная нами работа была реализована в военной спортивной классификации, являясь упражнением авиационного многоборья, где катание по «спирали» оценивалось в баллах и очках.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Йозеф Лингарт. Процесс и структура человеческого учения: издательство «Прогресс» -М.: 1970.
  2. Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении. – М., «Просвещение»,  1966.
  3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.
  4. Рудик, П.А. Психология. Изд-во ФиС, 1958.
  5. Пуни, А.Ц.  О чувствительных и логических компонентах двигательной деятельности спортсмена. – Тезисы докладов на совещании по психологии. М., Изд-во АПН  РСФСР, 1955.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование культурно – образовательного пространства групповых помещений для формирования двигательных навыков.

В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начально...

Формирование двигательных навыков у дошкольников

Данная статья посвящена теме формирования двигательных навыков у дошкольников....

Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»

Одним из основных условий хорошего физического развития ребенка раннего возраста с ЗПР является своевременное и всестороннее развитие его движений. Растить детей здоровыми и сильными – задача каждого ...

Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь....

Формирование двигательных навыков у дошкольников Методика обучения детей основным движениям.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социально...

Формирование двигательных навыков в процессе рисования

В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с изобразительной деятельностью....