Характеристика спортивных упражнений
статья по физкультуре ( группа) на тему
Катание на велосипеде,самокате, санках, лыжах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_sportivnyh_uprazhneniy.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика спортивных упражнений
К спортивным упражнениям относятся ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Эти движения носят циклический характер и способствуют укреплению основных групп мышц, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Кроме того, у детей развиваются физические качества, а также ритмичность, координация движений, ориентировка в пространстве. Катание на велосипеде, коньках развивают вестибулярную устойчивость. Свежий воздух, вода, солнце благотворно влияют на организм, усиливают обмен веществ и содействуют закаливанию.
Занятия спортивными упражнениями помогают детям полнее познавать явления природы (свойства снега, ветра, льда, воды и др.), приобрести понятия о скольжении, торможении, а также знания об устройстве велосипеда, спортроллера и др.
Коллективные занятия способствуют воспитанию сознательной дисциплины, взаимопомощи, согласованных действий в коллективе, а также — смелости, выдержки, решительности и др.
Занятия, проводимые в парке, лесу, на реке, вызывают у детей положительные эмоции, пробуждают эстетические чувства, воспитывают любовь к природе.
Уход за лыжами, коньками, санками, велосипедом формирует умение обращаться с физкультурным инвентарем, приучает детей к аккуратности, бережливости, трудолюбию.
Занятия спортивными упражнениями проводятся во время утреннего и вечернего пребывания детей на свежем воздухе со всей группой одновременно, небольшими группами, индивидуально. Некоторыми видами движений дети могут заниматься самостоятельно.
Катание на роликовых коньках
Катание на роликовых коньках используется в подготовительной группе. Детей учат передвижению, поворотам (направо и налево), торможению, остановке. Дети, у которых сформированы навыки катания на льду, быстро овладевают передвижением на роликовых коньках.
Воспитатель обучает катанию на роликовых коньках одновременно 2—3 детей. Сначала он показывает и объясняет технику передвижения. Затем помогает детям покатиться по прямой. Делается это так: двое детей берут за руки ребенка, поддерживают его, побуждая продвигаться вперед.
Ноги у него должны быть немного расставлены, стопы параллельны, туловище слегка наклонено вперед. Катание с поддержкой повторяется несколько раз в течение 3—4 дней по 5—8 мин.
Когда дети освоят навыки катания с поддержкой, их учат передвижению, отталкиваясь то правой, то левой ногой. Для этого туловище надо слегка наклонить вперед, ноги немного согнуть в коленях, стопы несколько развести в стороны, руки чуть согнуть в локтях и слегка развести в стороны. Из такого исходного положения ребенок делает толчок левой ногой и катится на правой; затем толчок правой и катится на левой. Движения рук и ног должны быть согласованы в той же мере, как при катании на льду. В начале обучения шаги у детей очень робкие, но потом их движения становятся все более энергичными и прокатывание продолжительным.
После этого учат сочетать разбег (поочередное отталкивание то одной, то другой ногой) с прокатыванием на двух коньках. Сделав несколько (3—4) энергичных поочередных отталкиваний, ребенок ставит ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии и катится до замедления хода или полной остановки.
Поворот переступанием выполняется так: ребенок немного наклоняет туловище в нужную сторону и переступает до тех пор, пока не закончит поворота. После этого можно продолжать двигаться в новом направлении. Перед тем как сделать поворот во время движения, ход несколько замедляют.
Когда дети достаточно хорошо овладеют передвижением на роликовых коньках, можно организовывать игры. Продолжительность передвижения постепенно увеличивается до 10—15 мин.
Катание на санках
Детей раннего возраста катают взрослые. Дети 3 лет уже сами возят санки за веревку, катая кукол и перевозя снег. На четвертом году жизни дети катают на санках друг друга по дорожке: один ребенок садится на санки, двое (или один более сильный ребенок) везут его до определенного места, подтягивая санки за веревку или подталкивая их сзади (держась за спинку). Взрослые следят, чтобы катающиеся менялись местами.
Воспитатель объясняет, как нужно сидеть на санках: голову и туловище держать прямо, смотреть вперед, ноги вытянуть вдоль санок (сомкнуть или расставить на ширину плеч); руки положить на ноги или взяться за борта санок. Ребенок, который везет санки, держит веревку двумя или одной рукой, меняя их время от времени.
На пятом году жизни дети катают друг друга не только по прямой, но по кругу, змейкой. Для этого на снегу ставят предметы, обозначают круг и рисуют змейку. Дети выполняют задания: довезти на санках до предмета, обогнуть его и вернуться на место.
На санках можно передвигаться и самому с помощью ног: сесть на конец санок спиной вперед и, отталкиваясь ногами, передвигать их вперед. Есть и другой способ: опираясь руками на конец санок, идти или бежать, передвигая их вперед.
Катание на санках нередко организуется в игровой форме. Из двух или трех санок, соединяя их веревками, составляют «поезд». Сидящие на санках (в вагонах), передвигая ногами по снегу, помогают движению вперед. Прибыв в условленное место, пассажиры встают, а на их место садятся те, кто везли «поезд».
С детьми старшего возраста можно проводить игры-эстафеты. Например, опираясь руками на конец санок, дети везут их до какого-либо ориентира (предмет, снеговик), обегают его, возвращаются на исходную позицию. В другом случае они садятся на конец санок спиной вперед и, отталкиваясь ногами, продвигаются вперед до указанного места. Задача — пройти до финиша как можно быстрее. Воспитатель отмечает, кто выполнил задание первым. Расстояние до ориентира может увеличиваться в зависимости от возраста детей и их подготовленности. При катании на санках с горки прежде всего воспитатель знакомит детей с правилами: скатившись, не останавливаться с санками внизу ската или на дорожке, а отойти в сторону; скатываться после того, как отойдет в сторону впереди едущий ребенок; не носить санки на верхнюю площадку в руках, а везти за веревку по лотку; не входить с санками по скату горки.
Воспитатель учит детей посадке на санках: для спуска с горки нужно сесть посередине санок; туловище слегка отклонить назад; ноги вытянуть вперед, упираясь ими в полозья, или слегка расставить их в стороны, обеими руками держаться за веревку, натягивая ее. Чтобы санки ехали прямо, надо натянуть обе веревки одинаково. Когда нужно, например, повернуть направо, то сильнее натягивают правую часть веревки, а массу тела переносят на правую часть санок. Управлять санками можно и ногами.
Детям младшей группы воспитатель помогает скатываться с горки. Вместе с малышами он поднимается на площадку, усаживает их на санки и осторожно спускает вниз. Если ребенок боится, то воспитатель берет веревку в руки и бежит около горки, направляя санки. Иногда он предлагает скатываться вдвоем и впереди сажает более смелого. Постепенно дети становятся решительнее и скатываются с горки самостоятельно. На небольших горках они катают в санках своих кукол и скатываются с ними сами.
Дети старшего возраста спускаются с более крутых и длинных горок из разных исходных положений: сидя, стоя на коленях, стоя, лежа на животе, по одному и вдвоем. Когда скатываются двое, то они садятся вплотную друг за другом, вытягивают ноги и упираются ими в переднюю закругленную часть полоза, впереди сидящий натягивает веревку и управляет санками, сзади сидящий держится за рулевого.
При скатывании можно одному ребенку стоять сзади на коленях (они слегка расставлены, спина прямая, взгляд обращен вперед), держаться за плечи впереди сидящего и управлять санками с помощью веревки, а в случае необходимости наклонять туловище вправо или влево.
Скатываясь на санках с горки лежа на животе, нужно поднять голову, смотреть вперед, расправить плечи, руки согнуть в локтях и держаться руками за перекладины спереди. Управлять санками можно с помощью веревки и ног.
Скатывание на санках в положении стоя на коленях и лежа на животе — трудные упражнения. Поэтому воспитатель разрешает выполнять их только дисциплинированным и достаточно подготовленным детям.
Спуск с горок на санках можно усложнять различными заданиями. Для этого над скатом, на его середине, протягивается веревка на высоте вытянутой вверх руки сидящего на санках ребенка. На эту веревку вешают несколько разноцветных лент или колокольчики. Проезжая на санках, ребенок снимает одну из лент или звонит в колокольчик. Можно предложить детям скатываться с вытянутыми в стороны руками; попасть снежком в цель (в стоящий сбоку горки ящик, корзину); взять один из предметов, положенных вдоль спуска (например, еловые шишки); проехать в «ворота» (между флажками); повернуть в конце спуска направо или налево. Задания постепенно усложняются.
Воспитатель следит, чтобы дети долго не ждали очереди, но и не скатывались с горки беспрерывно, так как в первом случае они могут озябнуть, а во втором переутомиться. Если катаются 6—8 человек, то дети успевают отдохнуть. Через 20— 30 мин следует предложить детям другие виды деятельности.
Катание на велосипеде
В детском саду используют трехколесные и двухколесные велосипеды. Детей прежде всего знакомят с правилами езды на велосипеде: ездить по дорожкам можно только в одном направлении, держась правой стороны; с выделенной дорожки выезжать никуда нельзя; ездить нужно осторожно, чтобы никого не столкнуть; если случайно на дорожке встретится кто-нибудь из детей или взрослых, надо его объехать. Когда дети катаются по дорожке, никто не должен выходить на нее или пересекать ее.
На велосипеде нужно сидеть прямо, не напрягая плечи и руки, смотреть вперед на 4—5 м на дорожку по направлению движения, плавно нажимать на педали поочередно то одной, то другой ногой вперед-вниз. Чрезмерный наклон туловища при езде на велосипеде отрицательно влияет на осанку.
Детей пятого года жизни учат ездить по прямой, а потом поворотам направо и налево. В дальнейшем следует научить детей движению по кругу; с ускорением и на скорость; по слегка неровной местности; делать поворот крутом и выполнять различные задания: позвонить в колокольчик, снять подвешенную ленту и т. д.
Обучение езде на двухколесном велосипеде начинают с пятого года жизни.
Учить езде на двухколесном велосипеде лучше всего в порядке индивидуальных занятий. Детям показывают и объясняют, как надо держать велосипед и водить его по прямой. Став с левой стороны от велосипеда, ребенок кладет руки на ручки руля и немного отодвигается в сторону, чтобы не мешала педаль. При поворотах направо или налево руль поворачивают в ту сторону, куда надо вести велосипед. В дальнейшем даются задания: водить велосипед по кругу, змейкой делать поворот кругом. Разнообразные упражнения с ведением велосипеда формируют у детей навыки и качества, которые необходимы для самостоятельной езды.
После этого детям объясняют, что при езде на велосипеде сидеть надо прямо, с небольшим наклоном вперед, но не сутулясь; руль держать без напряжения, смотреть вперед на дорожку, выбирая себе путь. Воспитатель тщательно следит за правильной посадкой, потому что длительная езда с сильно наклоненным туловищем может привести к сутуловатости. Важно также, чтобы ступни и колени дети держали ближе к раме велосипеда, слегка развернув носки ног в стороны, и педалировали плавно, без резких толчков.
Начиная обучение, взрослый кладет на левую ручку руля свою левую руку, правой рукой держит седло сзади и ведет по прямой велосипед вместе с сидящим на нем ребенком, а тот старается равномерно нажимать на педали передней частью ступни. Чтобы научить детей устойчиво сидеть во время движения и сохранять равновесие на качающейся опоре, педагог раскачивает велосипед то вправо, то влево. Этот прием помогает ребенку преодолеть боязнь. Когда же он научится вращать ногами педали, устойчиво сидеть и поворачивать руль в нужную сторону, воспитатель постепенно передает ему управление велосипедом.
Освоив управление велосипедом, ребенок едет увереннее, даже стремится увеличить скорость, так как он уже убедился на опыте, что, чем больше скорость, тем легче удерживать равновесие (а в случае его потери нужно повернуть руль в сторону наклона). Воспитатель, обеспечивая страховку и помощь, постепенно учит ребенка самостоятельной езде по прямой. После этого учат делать повороты направо и налево. Перед поворотом направо надо выехать к левому краю дорожки и постепенно поворачивать руль направо, наклоняя туловище в ту же сторону; перед поворотом налево — выехать к правому краю дорожки и, наклоняя туловище налево, постепенно поворачивать туда же руль. Вначале воспитатель подсказывает, как надо повернуть руль, и даже физически помогает ребенку сделать поворот, однако вскоре педагог снимает свою левую руку с руля, затем отпускает сиденье и юный велосипедист делает поворот самостоятельно.
В дальнейшем детей обучают самостоятельной езде по кругу и змейкой, с поворотами направо и кругом. Кроме того, воспитатель дает различные задания: ударить в подвешенный колокольчик, снять ленту, управлять велосипедом одной рукой, подниматься на пологую горку и спускаться с нее, ускорять и замедлять ход, тормозить и останавливаться. В подготовительной группе организуются игры в «правила дорожного движения».
Воспитатель наблюдает за самочувствием детей и, если замечает признаки утомления (дрожание ног и рук, частые соскоки ног с педалей), предлагает передать велосипед другому. Длительность занятия постепенно увеличивается: в младших группах — с 5 до 15 мин, в старших — с 15 до 20—25 мин.
Катание на велосипеде
В детском саду используют трехколесные и двухколесные велосипеды. Детей прежде всего знакомят с правилами езды на велосипеде: ездить по дорожкам можно только в одном направлении, держась правой стороны; с выделенной дорожки выезжать никуда нельзя; ездить нужно осторожно, чтобы никого не столкнуть; если случайно на дорожке встретится кто-нибудь из детей или взрослых, надо его объехать. Когда дети катаются по дорожке, никто не должен выходить на нее или пересекать ее.
На велосипеде нужно сидеть прямо, не напрягая плечи и руки, смотреть вперед на 4—5 м на дорожку по направлению движения, плавно нажимать на педали поочередно то одной, то другой ногой вперед-вниз. Чрезмерный наклон туловища при езде на велосипеде отрицательно влияет на осанку.
Детей пятого года жизни учат ездить по прямой, а потом поворотам направо и налево. В дальнейшем следует научить детей движению по кругу; с ускорением и на скорость; по слегка неровной местности; делать поворот крутом и выполнять различные задания: позвонить в колокольчик, снять подвешенную ленту и т. д.
Обучение езде на двухколесном велосипеде начинают с пятого года жизни.
Учить езде на двухколесном велосипеде лучше всего в порядке индивидуальных занятий. Детям показывают и объясняют, как надо держать велосипед и водить его по прямой. Став с левой стороны от велосипеда, ребенок кладет руки на ручки руля и немного отодвигается в сторону, чтобы не мешала педаль. При поворотах направо или налево руль поворачивают в ту сторону, куда надо вести велосипед. В дальнейшем даются задания: водить велосипед по кругу, змейкой делать поворот кругом. Разнообразные упражнения с ведением велосипеда формируют у детей навыки и качества, которые необходимы для самостоятельной езды.
После этого детям объясняют, что при езде на велосипеде сидеть надо прямо, с небольшим наклоном вперед, но не сутулясь; руль держать без напряжения, смотреть вперед на дорожку, выбирая себе путь. Воспитатель тщательно следит за правильной посадкой, потому что длительная езда с сильно наклоненным туловищем может привести к сутуловатости. Важно также, чтобы ступни и колени дети держали ближе к раме велосипеда, слегка развернув носки ног в стороны, и педалировали плавно, без резких толчков.
Начиная обучение, взрослый кладет на левую ручку руля свою левую руку, правой рукой держит седло сзади и ведет по прямой велосипед вместе с сидящим на нем ребенком, а тот старается равномерно нажимать на педали передней частью ступни. Чтобы научить детей устойчиво сидеть во время движения и сохранять равновесие на качающейся опоре, педагог раскачивает велосипед то вправо, то влево. Этот прием помогает ребенку преодолеть боязнь. Когда же он научится вращать ногами педали, устойчиво сидеть и поворачивать руль в нужную сторону, воспитатель постепенно передает ему управление велосипедом.
Освоив управление велосипедом, ребенок едет увереннее, даже стремится увеличить скорость, так как он уже убедился на опыте, что, чем больше скорость, тем легче удерживать равновесие (а в случае его потери нужно повернуть руль в сторону наклона). Воспитатель, обеспечивая страховку и помощь, постепенно учит ребенка самостоятельной езде по прямой. После этого учат делать повороты направо и налево. Перед поворотом направо надо выехать к левому краю дорожки и постепенно поворачивать руль направо, наклоняя туловище в ту же сторону; перед поворотом налево — выехать к правому краю дорожки и, наклоняя туловище налево, постепенно поворачивать туда же руль. Вначале воспитатель подсказывает, как надо повернуть руль, и даже физически помогает ребенку сделать поворот, однако вскоре педагог снимает свою левую руку с руля, затем отпускает сиденье и юный велосипедист делает поворот самостоятельно.
В дальнейшем детей обучают самостоятельной езде по кругу и змейкой, с поворотами направо и кругом. Кроме того, воспитатель дает различные задания: ударить в подвешенный колокольчик, снять ленту, управлять велосипедом одной рукой, подниматься на пологую горку и спускаться с нее, ускорять и замедлять ход, тормозить и останавливаться. В подготовительной группе организуются игры в «правила дорожного движения».
Воспитатель наблюдает за самочувствием детей и, если замечает признаки утомления (дрожание ног и рук, частые соскоки ног с педалей), предлагает передать велосипед другому. Длительность занятия постепенно увеличивается: в младших группах — с 5 до 15 мин, в старших — с 15 до 20—25 мин.
Катание на самокате, спортроллере
Обучение катанию на самокатах, спортроллерах организуется в старших группах. Воспитатель объясняет, как нужно встать на самокат и передвигаться по прямой. Для этого надо взяться руками с правой стороны за ручки руля, одну ногу поставить на платформу, другой отталкиваться от земли. Как только самокат, спортроллер начнут достаточно быстро двигаться, на платформу ставят и другую ногу. Так, управляя рулем, катятся по дорожке, отталкиваясь одной ногой. Для передвижения спортроллера нужно нажимать ногой на педаль.
Надо следить, чтобы дети, передвигаясь на самокате, поочередно отталкивались левой и правой ногой. Например, когда ребенок, едет по дорожке в одну сторону, он отталкивается одной ногой, когда же едет обратно — другой: равномерное распределение нагрузки на обе ноги способствует пропорциональному развитию мышц.
Когда дети освоят передвижение на самокате по прямой, воспитатель учит их делать повороты направо и налево. При повороте налево надо выехать к правому краю дорожки, оттолкнуться левой ногой и повернуть руль в левую сторону. При повороте направо — выехать к левому краю, оттолкнуться правой ногой и повернуть руль в правую сторону. Потом задания усложняются: дети могут делать повороты кругом, кататься по кругу, змейкой, тормозить и останавливаться, играть в «правила дорожного движения».
В детских садах можно пользоваться и самокатом-колесом. Для катания на самокате-колесе надо с разбега вскочить на него и перебирать ногами, сильно отталкиваясь от его поверхности. Колесо можно вращать вперед и назад. При вращении вперед нажимают больше носками ног, а при вращении назад — пятками. После этого можно перейти к переменному вращению то в одну, то в другую сторону. Когда будут освоены эти навыки, детям предлагают более сложные задания: кататься, не глядя под ноги, с предметом в руке и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Спортивные игры и спортивные упражнения в теплый период года""
В консультации предлагаются спортвные игры и упражнения , которые помогут педагогам более полно организовать пребывание детей на прогулке в теплое времпя года....
Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре «Особенности организации спортивных игр и спортивных упражнений с детьми дошкольного возраста»
Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т.д.), а также спортивные упражнения...
Характеристика подготовительных упражнений для освоения с водой
подготовительные упражнения с водой...
Характеристика строевых упражнений и методика обучения.
Характеристика строевых упражнений и методика обучения....
Характеристика спортивных упражнений
Презентация...
Игры эстафеты с разными видами упражнений с элементами спорта и спортивных упражнений.
Игры эстафеты с разными видами упражнений с элементами спорта и спортивных упражнений....
Игры эстафеты с разными видами упражнений с элементами спорта и спортивных упражнений.
Игры эстафеты с разными видами упражнений с элементами спорта и спортивных упражнений.Подготовила: Захарова М.А. 01.07.22 Игра-эстафета: «Баскетболисты»Возраст...