Проект для детей с нарушениями речи "Школа мяча"
проект по физкультуре (подготовительная группа) на тему
Этот проект создан для улучшения координационных способностей для дошкольников с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola_myacha_dlya_detey_s_narusheniyami_rechi.docx | 36.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДС №6 КВ» г. Пикалево
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Упражнения с мячом на занятиях по физической культуре как средство развития координационных способностей дошкольников с нарушениями речи»
Разработала инструктор по ФК
Кристман Е.Н.
Пикалево
2015
Актуальность проекта.
Наиболее благоприятным периодом в развитии координационных механизмов является возраст до 12 лет. Разнообразная двигательная деятельность способствует развитию координационных возможностей ребенка и эффективным образом сказывается на усвоении новых двигательных действий. В то же время способность детей к овладению новыми неизвестными им ранее двигательными действиями тесно связана с особенностями возрастного развития, степенью биологической зрелости организма.
Координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными—движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными — выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).
Движения ног и рук могут быть: одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными — движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу, она как бы догоняют друг друга). Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны дошкольникам поочередные движения. Самые сложные, доступные лишь детям старшего дошкольного возраста разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движения частей тела (например, правая рука в сторону-вверх, в сторону-вниз; то же выполняет левая рука; или; правая — в сторону, левая — в сторону, правая — вверх, левая—вверх и т.п.).
Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа — необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты.
Занятия физической культурой с детьми, у которых нарушена речь, имеют свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии:
- общая физическая ослабленность,
- низкий уровень развития физических качеств,
- низкая обучаемость.
Поэтому приходится искать методы и приёмы, способствующие решению этих проблем. Мы знаем, что мяч - одна из самых любимых игрушек детей. Он привлекателен своей прыгучестью, яркостью, формой и многофункциональностью. Игры с мячом помогают более эффективно решать задачи по физическому воспитанию дошкольников. Поэтому я решила внедрить в свою практику проект «Такие разные мячи».
Я разработала и внедрила:
- Перспективный план на год.
- Систему занятий на год.
- Диагностику координационных способностей детей.
Так же сделала подборку игр с мячом для детей - дизартриков, фотоальбом «Делай как я», папку «Способы удержания мяча».
В занятия включены упражнения, способствующие:
- совершенствованию ручной ловкости,
- развитию зрительно-моторной координации,
- развитию периферического зрения,
- формированию умения распределять внимание,
- кинезиологические упражнения на формирование межполушарных связей.
Стараюсь доступно объяснять детям технику движения, обращаю внимание на исходное положение. Разбираем вместе с детьми ошибки, отмечаем хорошие результаты. Дети учатся играть в паре, действовать сообща, учатся видеть ошибки свои и товарищей, принимать помощь сверстников.
Игры с мячом – эффективное средство коррекции движений у детей с ОНР, они создают эмоциональный настрой, положительно влияют на совершенствование координации движений и речи, активизируют внимание, память, расширяют словарный запас, развивают ориентировку.
Гипотеза: упражнения с мячом положительно влияют на развитие координационных способностей дошкольников с нарушениями речи.
Объект: координационные способности дошкольников.
Предмет: упражнения с мячом как средство развития координационных способностей дошкольников.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида» г. Пикалево, дети с нарушениями речи подготовительной к школе группы.
Участники проекта:
1. Дети.
2. Педагоги.
3. Инструктор по физической культуре.
4. Старшая медицинская сестра.
6. Заместитель заведующего.
7. Родители.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Физкультурные уголки в группе.
- Спортивный зал.
- Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
- Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий и т.д.).
- Подборка методической литературы.
Цель – разработать систему игровых упражнений с мячом для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.
Задачи:
- Исследовать координационные способности детей и выявить их уровень развития с помощью диагностики.
- Оформить музей мяча, рассказав при этом об истории возникновения мяча.
- Определить критерии уровня развития координации движений дошкольников подготовительной к школе группы с нарушением речи.
- Разработать систему игровых упражнений с мячом для развития координационных способностей, используя мячи разного диаметра, назначения.
- Провести сравнительный анализ диагностики на начало и конец учебного года.
- Реализовать координационные способности дошкольников при обучении спортивным играм.
- Активизировать работу с родителями в направлении пропаганды для дальнейшего обучения дошкольников играм с мячом (открытые занятия, стенды).
Этапы реализации проекта.
- 1. Диагностический этап. (Физические способности дошкольников, определение уровня развития координационных способностей дошкольников)
Диагностика координационных способностей детей.
Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:
а) пространственную ориентировку;
б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
в) статическое и динамическое равновесие. [1]
Пространственная ориентировка подразумевает:
1)сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций)
2) умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.
Для определения уровня развития координационных способностей я использовала следующий тест:
- Для оценки уровня развития рук и плечевого пояса:
- Подбросить мяч, 2 хлопка перед собой, поймать мяч.
- Подбросить мяч, хлопок за спиной, поймать мяч.
- Броски в кольцо.
- Для оценки уровня развития ног и мышц всего тела:
- Ведение мяча ногой по прямой линии (10м).
- Передача мяча друг другу, остановка подошвой.
- Удары в ворота.
Показатели уровня развития координационных движений:
Высокий уровень – больше 5 раз.
Средний уровень – 3 раза и более.
Низкий уровень – меньше 3 раз.
- 2. Планирование работы с воспитателями, с родителями, ведение учета развития координационных на начало проекта и на конец его реализации совместно). Составление перспективного планирования на год: одно занятие в неделю в вечернее время (15.30), планирование работы на физкультурных и индивидуальных занятиях по совершенствованию техники владения мячом, планирование открытого занятия с родителями.
- 4. Реализация проекта (см. перспективное планирование).
- 5. Повторная диагностика. Подведение итогов, сравнение ожидаемого результата с действительным.
Перспективное планирование
Месяц | Формы работы | ||
С детьми | С педагогами | С родителями | |
Октябрь Ноябрь |
Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.). Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо одном направлении). Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости. Движения ног вперед, в стороны, назад. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, палево). Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему). Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же — в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе).
Использование массажного мяча для развития мышц кистей (см. картотеку) Массаж музыкальный «Моя ладошка» | Совместная разработка презентации, Консультации в работе по подгруппам с Рыжовой И.В. | К концу ноября фотовыставка «Мы и мячи» |
Декабрь Январь Февраль | Упражнения с мячом:
| Командные соревнования между ребятами для выявления степени овладения мячом, командные соревнования по баскетболу на этапах обучения и совершествования. | Проведение спортивного праздника «Такие разные мячи» |
Март Апрель Май |
Подведение итогов, сравнение ожидаемого результата с действительным. | Совместная деятельность с музыкальным руководителем при подготовке к праздникам, подбор музыкального сопровождения для выполнения номеров с мячами. | Соревнования по баскетболу с привлечением родителей, с награждением лучших игроков |
[1] Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. с. 68
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект для детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста "Удивительные пять чувств"
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Детский сад IV вида № 37» Исследовательский пр...
Познавательный проект для детей с нарушениями слуха в подготовительной группе "Огород на окне"
Важно приучать наших ребятишек с детства любить и наблюдать природу, учить их стремиться создать что - то важное и интересное своими руками. В этом нам может помочь огород на окне в детско...
«Коррекция недостатков физических качеств детей с нарушением зрения посредством упражнений с мячом».
Для развития организма ребенка-дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Задачи обучения движений в нашем ДОУ наиболее успешно решаются...
Проект для детей с нарушением слуха "Животные родного края"
С животными родного края можно познакомиться в контактном зоопарке. В сравнении с привычным зоопарком, контактный зоопарк имеет кардинальное отличие в правилах поведения и возможностях для п...
Игры с мячом на воздухе как средство развития зрительно-двигательной пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения
В статье рассматриваются сложные игровые упражнения с мячами на воздухе с применением принципа от простого к сложному для формирования зрительно-двигательной пространственной ориентировки у дете...
Подвижные игры с мячом для детей с нарушением зрения
Практически все игры с мячом являются коррекционными для детей с нарушением зрения. Так как с их помощью решается целый ряд коррекционных задач по развитию зрительных функций:Упражнять зрениеСпособств...
Конспект культурно-досугового проекта для детей с нарушением зрения «Волшебный мир мультфильмов
В современном обществе информация, поступающая с экрана телевизора, в том числе, и предназначенная для детской аудитории, не всегда полезна для формирования гармоничной личности. Мультфильмы – г...