преодоление водобоязни у детей
статья по физкультуре на тему

Филинова Екатерина Анатольевна

Преодоление водобоязни у детей

Водобоязнь форма страха, относящаяся  к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и, особенно в глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору. Дав­ление воды и температурное воздействие вызывают особен­ности в движении, появляется затрудненность дыхания. То есть страх перед водой обычно связан с теми необычными ощущениями, которые вызывает у человека эта среда.

          Исторический диапазон водобоязни очень широк - от из­начальных страхов дикаря перед водой из-за незнания законов природы до таких распространенных признаков, как страх беспомощного одиночества, бесполезности усилий, отсутствия твердой опоры. Наконец, это неуверенность при обучении плаванию, страх перед неудачей, боязнь самого процесса обу­чения плаванию и даже боязнь самой водобоязни.

Водобоязнь, проявляясь индивидуально, может привести к неприятным переживаниям человека, лично не испытавшего опыт утопления, а увидевшего или услышавшего о печальной ситуации, случившейся с кем-либо другим и окончившейся смертью человека

Основные причины возникновения водобоязни у детей:

  • страх смерти как результата утопления;
  • ужас неведомого и невиданного;
  • генетически наследованные реакции на прошлые утопле­ния;
  • личный опыт захлебывания, в том числе при­обретенный в младенческом возрасте.

Хотя страх перед водой испытывают не более 2- 3% детей (Г.Левин, 1974) или 5% детей - по данным многолетних на­блюдений В. С. Васильева (1989), эта проблема является очень, актуальной при начальном обучении плаванию

Поэто­му очень важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды - плот­ностью, вязкостью, сопротивлением, выталкивающей силой, температурой.

Практические советы по преодолению водобоязни и освое­нию с водной средой:

1. Как можно раньше приучайте ребенка к водным проце­дурам. Если ребенок боится мыться, не спешите. Дайте ему тазик с игрушками, затем игру можно продолжить в ванной. Лейте воду на ребенка из лейки, ковша, начиная с ног. По­степенно приучайте к душу. Следите за температурой воды. Выберите ту, которая понравится ребенку.

2. Объясните ребенку, что вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная. Покажите предметы под водой. Предложите их достать.

3. Научите ребенка опускать лицо в воду, задерживая ды­хание («Птички умываются»).

4. Следующий шаг-открывание глаз в воде. Предметы будут иметь расплывчатое изображение - нужно привыкнуть к этому. Предложите ребенку на вдохе открыть глаза в воде и, увидев лежащий на дне предмет, достать его. Потом обяза­тельно похвалите его. Если же ребенок отказывается, попро­буйте дать ему плавательные очки. В дальнейшем откажитесь от них.

5. Дыхание - важное упражнение в плавании. Вдох вы­полняется быстро через рот, выдох постепенно, полностью в воду через рот и нос. Ребенку можно дать задание «Спой рыбкам песенку»: на выдохе нужно произносить звук [у]. Это упражнение можно выполнять, сидя за столом, опуская лицо в тазик с водой.

6. Далее в ванной предложите ребенку принять горизонтальное положение на груди, спине с опорой на предплечья.

7. Согласовывайте лежание на груди с погружением под воду на задержке дыхания («Подводная лодка»). Постепенно освобождайтесь от опоры на руки.

8. На задержке дыхания предложите ребенку, лежа на спине, убрать руки со дна и выпрямить их вдоль туловища, а сами поддержите ему затылок рукой.

9. Дома можно научить ребенка ритмично работать ногами кролем. На суше покажите, какими должны быть ноги: пря­мые, носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Затем, приняв го­ризонтальное положение в воде, опираясь на предплечья, сна­чала медленно и редко, затем быстро и часто выполните дви­жения ногами в воде. На поверхности воды должен образоваться маленький фонтан без брызг.

10.Вот и водоем. Помните: вы рядом, вы - пример для ре­бенка. Сначала выполняете упражнение вы, а затем, после слов «Делай как я», - ребенок. Подбадривайте его, чаще хвалите.

Боязливых детей нельзя стыдить и насильно заставлять входить в воду. Постепенно, после того как новичок, вошел в воду, ему нужно дать возмож­ность освоиться с местом купания, температурой воды, разо­греться.

Нельзя торопить малыша, постепенно шаг за шагом, рядом с родителями, глядя на более смелых сверстников, он преодолеет психологический барьер.

Все эти советы - лишь часть мер для того, чтобы избежать возникновения неожиданного испуга и чувства страха.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Методика преодоления водобоязни у детей

Совместная работа педагога-психолога с инструктором по плаванию, предназначена для демонстрации педагогам и родителям....

Преодоление водобоязни у детей.

Как научить ребёнка не бояться воды? Как помочь ему преодолеть робость и боязнь на начальном этапе обучения плаванию? Эти вопросы волнуют многих родителей. ...

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность. Плавание являетя уникальном видом физических упражнений и относится к более массовым видам спорта. Специфицеская особенность связана с двигательной особенностью в водной среде, чем...

Тренинг для родителей для преодоления водобоязни у детей

Цель и задачи: 1) познакомить родителей с основной проблемой при обучении детей плаванию «водобоязнью»2) предложить родителям выполнить специальные задания для преодоления водобоязни.3) провести экску...

Тренинг для родителей для преодоления водобоязни у детей

Цель и задачи: 1) познакомить родителей с основной проблемой при обучении детей плаванию «водобоязнью»2) предложить родителям выполнить специальные задания для преодоления водобоязни.3) провести экску...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГРЫ»

Не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди них встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого негативного опыта могут быть различны. Этот материа...

Проблемы возникновения и способы преодоления водобоязни у детей старшего дошкольного возраста.

Проблемы возникновения и способы преодоления водобоязни у детей старшего дошкольного возраста....