преодоление водобоязни у детей
статья по физкультуре на тему
Преодоление водобоязни у детей
Водобоязнь форма страха, относящаяся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и, особенно в глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору. Давление воды и температурное воздействие вызывают особенности в движении, появляется затрудненность дыхания. То есть страх перед водой обычно связан с теми необычными ощущениями, которые вызывает у человека эта среда.
Исторический диапазон водобоязни очень широк - от изначальных страхов дикаря перед водой из-за незнания законов природы до таких распространенных признаков, как страх беспомощного одиночества, бесполезности усилий, отсутствия твердой опоры. Наконец, это неуверенность при обучении плаванию, страх перед неудачей, боязнь самого процесса обучения плаванию и даже боязнь самой водобоязни.
Водобоязнь, проявляясь индивидуально, может привести к неприятным переживаниям человека, лично не испытавшего опыт утопления, а увидевшего или услышавшего о печальной ситуации, случившейся с кем-либо другим и окончившейся смертью человека
Основные причины возникновения водобоязни у детей:
- страх смерти как результата утопления;
- ужас неведомого и невиданного;
- генетически наследованные реакции на прошлые утопления;
- личный опыт захлебывания, в том числе приобретенный в младенческом возрасте.
Хотя страх перед водой испытывают не более 2- 3% детей (Г.Левин, 1974) или 5% детей - по данным многолетних наблюдений В. С. Васильева (1989), эта проблема является очень, актуальной при начальном обучении плаванию
Поэтому очень важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды - плотностью, вязкостью, сопротивлением, выталкивающей силой, температурой.
Практические советы по преодолению водобоязни и освоению с водной средой:
1. Как можно раньше приучайте ребенка к водным процедурам. Если ребенок боится мыться, не спешите. Дайте ему тазик с игрушками, затем игру можно продолжить в ванной. Лейте воду на ребенка из лейки, ковша, начиная с ног. Постепенно приучайте к душу. Следите за температурой воды. Выберите ту, которая понравится ребенку.
2. Объясните ребенку, что вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная. Покажите предметы под водой. Предложите их достать.
3. Научите ребенка опускать лицо в воду, задерживая дыхание («Птички умываются»).
4. Следующий шаг-открывание глаз в воде. Предметы будут иметь расплывчатое изображение - нужно привыкнуть к этому. Предложите ребенку на вдохе открыть глаза в воде и, увидев лежащий на дне предмет, достать его. Потом обязательно похвалите его. Если же ребенок отказывается, попробуйте дать ему плавательные очки. В дальнейшем откажитесь от них.
5. Дыхание - важное упражнение в плавании. Вдох выполняется быстро через рот, выдох постепенно, полностью в воду через рот и нос. Ребенку можно дать задание «Спой рыбкам песенку»: на выдохе нужно произносить звук [у]. Это упражнение можно выполнять, сидя за столом, опуская лицо в тазик с водой.
6. Далее в ванной предложите ребенку принять горизонтальное положение на груди, спине с опорой на предплечья.
7. Согласовывайте лежание на груди с погружением под воду на задержке дыхания («Подводная лодка»). Постепенно освобождайтесь от опоры на руки.
8. На задержке дыхания предложите ребенку, лежа на спине, убрать руки со дна и выпрямить их вдоль туловища, а сами поддержите ему затылок рукой.
9. Дома можно научить ребенка ритмично работать ногами кролем. На суше покажите, какими должны быть ноги: прямые, носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Затем, приняв горизонтальное положение в воде, опираясь на предплечья, сначала медленно и редко, затем быстро и часто выполните движения ногами в воде. На поверхности воды должен образоваться маленький фонтан без брызг.
10.Вот и водоем. Помните: вы рядом, вы - пример для ребенка. Сначала выполняете упражнение вы, а затем, после слов «Делай как я», - ребенок. Подбадривайте его, чаще хвалите.
Боязливых детей нельзя стыдить и насильно заставлять входить в воду. Постепенно, после того как новичок, вошел в воду, ему нужно дать возможность освоиться с местом купания, температурой воды, разогреться.
Нельзя торопить малыша, постепенно шаг за шагом, рядом с родителями, глядя на более смелых сверстников, он преодолеет психологический барьер.
Все эти советы - лишь часть мер для того, чтобы избежать возникновения неожиданного испуга и чувства страха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Методика преодоления водобоязни у детей
Совместная работа педагога-психолога с инструктором по плаванию, предназначена для демонстрации педагогам и родителям....
Преодоление водобоязни у детей.
Как научить ребёнка не бояться воды? Как помочь ему преодолеть робость и боязнь на начальном этапе обучения плаванию? Эти вопросы волнуют многих родителей. ...
ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность. Плавание являетя уникальном видом физических упражнений и относится к более массовым видам спорта. Специфицеская особенность связана с двигательной особенностью в водной среде, чем...
Тренинг для родителей для преодоления водобоязни у детей
Цель и задачи: 1) познакомить родителей с основной проблемой при обучении детей плаванию «водобоязнью»2) предложить родителям выполнить специальные задания для преодоления водобоязни.3) провести экску...
Тренинг для родителей для преодоления водобоязни у детей
Цель и задачи: 1) познакомить родителей с основной проблемой при обучении детей плаванию «водобоязнью»2) предложить родителям выполнить специальные задания для преодоления водобоязни.3) провести экску...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГРЫ»
Не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди них встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого негативного опыта могут быть различны. Этот материа...
Проблемы возникновения и способы преодоления водобоязни у детей старшего дошкольного возраста.
Проблемы возникновения и способы преодоления водобоязни у детей старшего дошкольного возраста....