«Межсемейные проекты как средство вовлечения родителей в образовательный процесс»
методическая разработка по теме

Мастер класс предозначен для педагогов работащих в рамках проектного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

Тема: «Межсемейные проекты как средство  вовлечения родителей

в образовательный процесс»

Цель: распространение опыта организации межсемейных проектов для использования воспитателями  дошкольного учреждения как средство эффективной работы с семьей по развитию и воспитанию детей»

.

Задачи:

  • раскрыть важность создания единого образовательного пространства для объединения усилий семьи и детского сада в решении задач, связанных с развитием и воспитанием детей дошкольного возраста;
  • познакомить педагогов с особенностями планирования межсемейных проектов;
  • создать атмосферу сотрудничества и сотворчества.

Ход

Организационный момент.

Игра, деление на группы.

Тема и цель мастер - класса

I часть «Круглый стол»

Актуальность данной работы в необходимости решения общих задач по развитию и воспитанию детей обусловлена следующими обстоятельствами:

  • ни один вопрос воспитания ребенка не может быть успешно решен педагогами детского сада без согласованной работы с родителями, которые, с одной стороны, являются непосредственными заказчиками образовательных услуг, с другой – обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать учебный процесс положительным опытом семейного воспитания;
  • социализация ребенка осуществляется в семье, которая является проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.

      В качестве необходимых и достаточных условий для решения данной проблемы нами рассматривается создание и развитие единого образовательного пространства, где субъектами выступают дети, их родители, педагоги детского сада. Базовой ценностью и принципами организации единой образовательной среды является личная инициатива и интеграция всех её субъектов.

       Основные задачи образовательной среды:

  • объединить усилия семьи и детского сада в решении задач, связанных с  развитием у детей интегративных навыков;
  • создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, установление партнерских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями;
  • обеспечить преемственность воспитания в семье и в дошкольном учреждении;
  • оказать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культуры.

        С целью организации единого образовательного пространства нами используется проектный метод как современная инновационная педагогическая технология.

                

        Для активизации совместной работы детского сада и семьи в начале года планируются межсемейные проекты. Основная цель межсемейных проектов – это   развитие сотрудничества и партнерских отношений между семьей и детским садом.  

       Межсемейный проект представляет собой:

  •  совокупность целей, значимых для всей участников (совместное желание узнать, сделать);
  • направленность в содержании  (конкретные знания, умения, навыки, как для детей, так и для взрослых);
  • активность видов и форм деятельности, инициированные как детьми, так и взрослыми;
  • совокупность результатов, значимых для всех участников проекта и каждого в отдельности.

       В основе, каждого межсемейного проекта лежит какая - либо проблема. Это основано, прежде всего, на личностно - ориентированном подходе к детям и родителям. Ведь направление проектов, в основном, рождаются именно из интересов детей и возможностей родителей, и именно это дает право выбора каждому из участников проекта.

     На родительских собраниях, гостиных, в индивидуальных беседах происходит:

  • корректировка направлений проектов (обсуждается их актуальность и участие родителей на различных этапах реализации предлагаемых проектов);  
  • в каждом проекте определяются цели, задачи;
  • обсуждаются формы совместной работы с родителями с учетом возрастных и психологических особенностей детей, творческого потенциала детей и родителей

- На решение, каких проблем может быть направлено содержание     межсемейных проектов?

        Содержание межсемейных проектов направлено на решение патриотического, правового, экологического, нравственного воспитания и развития детей. Тематика согласовывается  с международными, российскими, региональными праздниками, праздниками времен года и т.д.

     В разработке и проведении проектов нами используются  два подхода:

  • информационный;
  •  деятельностный.

- Какие задачи решает информационный подход?

В процессе подготовки поиск и обмен информацией о творческих возможностях семьи, о семейных традициях.

- А деятельностный?

Индивидуальная, групповая, совместная деятельность с детьми и родителями.

- Какие принципы необходимо учитывать во время подготовки и реализации межсемейных проектов?

Принципы:

  • преемственности, согласованности действий;
  • гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и детского сада;
  • открытости;
  • индивидуального подхода к каждой семье.

- У каждого проекта есть этапы реализации: подготовительный, основной, обобщающий.

 

- Как вы думаете, что планируется и проводится на подготовительном этапе проекта?

Подготовительный:        

  • анализ творческого потенциала детей и родителей;
  • изучение методической литературы;
  • анкетирование родителей;
  • оформление информационного стенда, объявлений;
  • подбор игр, литературы, наглядностей; материала к поделкам и атрибутом и т.д.

- Что на основном этапе проекта планируется и проводятся?

Основной:

  • организация и совместное проведение  (развлечений, НОД,  посещение выставок, библиотек, музеев и т.д.);
  • сбор экспонатов для мини-музеев, организация совместной деятельности родителей и детей для созданий различных выставок;
  • подготовка и проведение различных детских  работ (творческие, исследовательские и т.д.);
  • оснащение предметно-развивающей среды (оформление группы с соответствии с темой, организации выставок - книг, экспонатов, игрушек и т.д.).

- Что проводится на заключительном этапе проекта?

  • систематизация материалов;
  • проведение выставок, праздников, смотров-конкурсов, презентаций и т.д.

      В начале, каждого межсемейного проекта, для родителей вывешивается объявление о проекте (см. в книге «Утро радостных встреч). Проводятся индивидуальные беседы, запускаются анкеты об организации и проведении проекта. Совместно с родителями и детьми корректируется проект, планируются  мероприятия, в которых принимают участие родители (по желанию, исходя из интересов детей и творческого потенциала родителей). Родители могут участвовать на любом этапе реализации проекта  в зависимости от их занятости, интересов, творческих способностей, желаний и т.д

   Для полного обхвата всех сторон проекта  содержание проекта может быть представлено блоками. Каждый блок имеет свое название, назначение и содержание. В блоки могут быть включены разные этапы проекта. Например:

1 блок «Мама, папа, я - творческая семья»

  • подборе игр, сценариев, сценок, литературы, фотографий;
  • разработке проекта, сценариев, занятий;
  • участие в  утреннике, в занятиях, театральной пятнице.

2 блок «Семейная мастерская»

  • подготовке стенгазеты, фотовыставки;
  • оформление группы и приемной;
  • изготовление атрибутов к играм, театральной деятельности, к утренникам и развлечениям;
  • изготовление подарков - сюрпризов своими руками.

3 блок «Музыкальная шкатулка»

  • поиски песен и мелодий;
  • записи аудиоматериалов;
  • заучивание песен и мелодий дома и в группе;
  • подборе  музыкальных игр;
  • участие в музыкальных занятиях.

2 часть «Практическая»

Разработка межсемейных проектов разной направленности по группам

1 группа – поисково-исследовательский;

2 группа – социально-личностный;

3 группа – гражданско-правовой.

3 часть «Заключительная»

- Как вы думаете, что дает вам как педагогам организация и проведения детско-родительских проектов?

  • разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребёнка с близкими людьми, о стилях общения;
  • приобщение членов семьи ребёнка к ценностям личностно-ориентированного образования;
  • возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребёнка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики  и тенденции его развития;

- Что дает детям?

  • развитие интегративных навыков;
  • психологическую поддержку со стороны родителей;
  • право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с детьми);

- Что дает родителям?

  • психоэмоциональную поддержку матери (ощущение покоя, уверенности за ребёнка);
  • реальное представление о характере взаимоотношений ребёнка со сверстниками во время общих дел и во время общения с чужими взрослыми (родителей друзей);
  • представление об уровне развития своего ребёнка через наблюдения в деятельности на фоне других детей;
  • возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях, обеспечивает содержательную и организационную преемственность  (родители понимают, что и как можно сделать с ребёнком дома);
  • возможность участия родителей в групповых делах

1 блок «Мама, папа, я - творческая семья»

  • подборе игр, сценариев, сценок, литературы, фотографий;
  • разработке проекта, сценариев, занятий;
  • участие в  утреннике, в занятиях, театральной пятнице.

2 блок «Семейная мастерская»

  • подготовке стенгазеты, фотовыставки;
  • оформление группы и приемной;
  • изготовление атрибутов к играм, театральной деятельности, к утренникам и развлечениям;
  • изготовление подарков - сюрпризов своими руками.

3 блок «Музыкальная шкатулка»

  • поиски песен и мелодий;
  • записи аудиоматериалов;
  • заучивание песен и мелодий дома и в группе;
  • подборе  музыкальных игр;
  • участие в музыкальных занятиях.

поисково-исследовательский

социально-личностный

гражданско-правовой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация выставки семейного творчества как средство вовлечения родителей в образовательный процесс

В данном материале представлены выставки семейного творчества, их роль в развитии ребенка....

Организация выставки семейного творчества как средство вовлечения родителей в образовательный процесс.

Цель: организовать работу по созданию выставок так, чтобы родители ребёнка проявили интерес к семейному творчеству. Выполнила Ильина Н.М....

«Организация выставки семейного творчества как средство вовлечения родителей в образовательный процесс»

В соответствии с ФГОС ДО  одно из условий социальной ситуации развития детей – вовлечение родителей в образовательные проекты на основе выявления потребностей и поддержки инициатив...

«СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОО» «ЛЭПБУК – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. - Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналах; довести до детей важность сигналов светофора. - Познакомить с...

«Использование современных форм работы с родителями как средство вовлечения их в образовательный процесс»

В рамках ФГОС изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффе...