«Межсемейные проекты как средство вовлечения родителей в образовательный процесс»
методическая разработка по теме
Мастер класс предозначен для педагогов работащих в рамках проектного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
Тема: «Межсемейные проекты как средство вовлечения родителей
в образовательный процесс»
Цель: распространение опыта организации межсемейных проектов для использования воспитателями дошкольного учреждения как средство эффективной работы с семьей по развитию и воспитанию детей»
.
Задачи:
- раскрыть важность создания единого образовательного пространства для объединения усилий семьи и детского сада в решении задач, связанных с развитием и воспитанием детей дошкольного возраста;
- познакомить педагогов с особенностями планирования межсемейных проектов;
- создать атмосферу сотрудничества и сотворчества.
Ход
Организационный момент.
Игра, деление на группы.
Тема и цель мастер - класса
I часть «Круглый стол»
Актуальность данной работы в необходимости решения общих задач по развитию и воспитанию детей обусловлена следующими обстоятельствами:
- ни один вопрос воспитания ребенка не может быть успешно решен педагогами детского сада без согласованной работы с родителями, которые, с одной стороны, являются непосредственными заказчиками образовательных услуг, с другой – обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать учебный процесс положительным опытом семейного воспитания;
- социализация ребенка осуществляется в семье, которая является проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.
В качестве необходимых и достаточных условий для решения данной проблемы нами рассматривается создание и развитие единого образовательного пространства, где субъектами выступают дети, их родители, педагоги детского сада. Базовой ценностью и принципами организации единой образовательной среды является личная инициатива и интеграция всех её субъектов.
Основные задачи образовательной среды:
- объединить усилия семьи и детского сада в решении задач, связанных с развитием у детей интегративных навыков;
- создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, установление партнерских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями;
- обеспечить преемственность воспитания в семье и в дошкольном учреждении;
- оказать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культуры.
С целью организации единого образовательного пространства нами используется проектный метод как современная инновационная педагогическая технология.
Для активизации совместной работы детского сада и семьи в начале года планируются межсемейные проекты. Основная цель межсемейных проектов – это развитие сотрудничества и партнерских отношений между семьей и детским садом.
Межсемейный проект представляет собой:
- совокупность целей, значимых для всей участников (совместное желание узнать, сделать);
- направленность в содержании (конкретные знания, умения, навыки, как для детей, так и для взрослых);
- активность видов и форм деятельности, инициированные как детьми, так и взрослыми;
- совокупность результатов, значимых для всех участников проекта и каждого в отдельности.
В основе, каждого межсемейного проекта лежит какая - либо проблема. Это основано, прежде всего, на личностно - ориентированном подходе к детям и родителям. Ведь направление проектов, в основном, рождаются именно из интересов детей и возможностей родителей, и именно это дает право выбора каждому из участников проекта.
На родительских собраниях, гостиных, в индивидуальных беседах происходит:
- корректировка направлений проектов (обсуждается их актуальность и участие родителей на различных этапах реализации предлагаемых проектов);
- в каждом проекте определяются цели, задачи;
- обсуждаются формы совместной работы с родителями с учетом возрастных и психологических особенностей детей, творческого потенциала детей и родителей
- На решение, каких проблем может быть направлено содержание межсемейных проектов?
Содержание межсемейных проектов направлено на решение патриотического, правового, экологического, нравственного воспитания и развития детей. Тематика согласовывается с международными, российскими, региональными праздниками, праздниками времен года и т.д.
В разработке и проведении проектов нами используются два подхода:
- информационный;
- деятельностный.
- Какие задачи решает информационный подход?
В процессе подготовки поиск и обмен информацией о творческих возможностях семьи, о семейных традициях.
- А деятельностный?
Индивидуальная, групповая, совместная деятельность с детьми и родителями.
- Какие принципы необходимо учитывать во время подготовки и реализации межсемейных проектов?
Принципы:
- преемственности, согласованности действий;
- гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и детского сада;
- открытости;
- индивидуального подхода к каждой семье.
- У каждого проекта есть этапы реализации: подготовительный, основной, обобщающий.
- Как вы думаете, что планируется и проводится на подготовительном этапе проекта?
Подготовительный:
- анализ творческого потенциала детей и родителей;
- изучение методической литературы;
- анкетирование родителей;
- оформление информационного стенда, объявлений;
- подбор игр, литературы, наглядностей; материала к поделкам и атрибутом и т.д.
- Что на основном этапе проекта планируется и проводятся?
Основной:
- организация и совместное проведение (развлечений, НОД, посещение выставок, библиотек, музеев и т.д.);
- сбор экспонатов для мини-музеев, организация совместной деятельности родителей и детей для созданий различных выставок;
- подготовка и проведение различных детских работ (творческие, исследовательские и т.д.);
- оснащение предметно-развивающей среды (оформление группы с соответствии с темой, организации выставок - книг, экспонатов, игрушек и т.д.).
- Что проводится на заключительном этапе проекта?
- систематизация материалов;
- проведение выставок, праздников, смотров-конкурсов, презентаций и т.д.
В начале, каждого межсемейного проекта, для родителей вывешивается объявление о проекте (см. в книге «Утро радостных встреч). Проводятся индивидуальные беседы, запускаются анкеты об организации и проведении проекта. Совместно с родителями и детьми корректируется проект, планируются мероприятия, в которых принимают участие родители (по желанию, исходя из интересов детей и творческого потенциала родителей). Родители могут участвовать на любом этапе реализации проекта в зависимости от их занятости, интересов, творческих способностей, желаний и т.д
Для полного обхвата всех сторон проекта содержание проекта может быть представлено блоками. Каждый блок имеет свое название, назначение и содержание. В блоки могут быть включены разные этапы проекта. Например:
1 блок «Мама, папа, я - творческая семья»
- подборе игр, сценариев, сценок, литературы, фотографий;
- разработке проекта, сценариев, занятий;
- участие в утреннике, в занятиях, театральной пятнице.
2 блок «Семейная мастерская»
- подготовке стенгазеты, фотовыставки;
- оформление группы и приемной;
- изготовление атрибутов к играм, театральной деятельности, к утренникам и развлечениям;
- изготовление подарков - сюрпризов своими руками.
3 блок «Музыкальная шкатулка»
- поиски песен и мелодий;
- записи аудиоматериалов;
- заучивание песен и мелодий дома и в группе;
- подборе музыкальных игр;
- участие в музыкальных занятиях.
2 часть «Практическая»
Разработка межсемейных проектов разной направленности по группам
1 группа – поисково-исследовательский;
2 группа – социально-личностный;
3 группа – гражданско-правовой.
3 часть «Заключительная»
- Как вы думаете, что дает вам как педагогам организация и проведения детско-родительских проектов?
- разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребёнка с близкими людьми, о стилях общения;
- приобщение членов семьи ребёнка к ценностям личностно-ориентированного образования;
- возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребёнка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденции его развития;
- Что дает детям?
- развитие интегративных навыков;
- психологическую поддержку со стороны родителей;
- право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с детьми);
- Что дает родителям?
- психоэмоциональную поддержку матери (ощущение покоя, уверенности за ребёнка);
- реальное представление о характере взаимоотношений ребёнка со сверстниками во время общих дел и во время общения с чужими взрослыми (родителей друзей);
- представление об уровне развития своего ребёнка через наблюдения в деятельности на фоне других детей;
- возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях, обеспечивает содержательную и организационную преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребёнком дома);
- возможность участия родителей в групповых делах
1 блок «Мама, папа, я - творческая семья»
- подборе игр, сценариев, сценок, литературы, фотографий;
- разработке проекта, сценариев, занятий;
- участие в утреннике, в занятиях, театральной пятнице.
2 блок «Семейная мастерская»
- подготовке стенгазеты, фотовыставки;
- оформление группы и приемной;
- изготовление атрибутов к играм, театральной деятельности, к утренникам и развлечениям;
- изготовление подарков - сюрпризов своими руками.
3 блок «Музыкальная шкатулка»
- поиски песен и мелодий;
- записи аудиоматериалов;
- заучивание песен и мелодий дома и в группе;
- подборе музыкальных игр;
- участие в музыкальных занятиях.
поисково-исследовательский
социально-личностный
гражданско-правовой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация выставки семейного творчества как средство вовлечения родителей в образовательный процесс
В данном материале представлены выставки семейного творчества, их роль в развитии ребенка....
Организация выставки детского творчества как средство вовлечения родителей в образовательный процесс
Статья для родителей (законных представителей) и педагогов...
Организация выставки семейного творчества как средство вовлечения родителей в образовательный процесс.
Цель: организовать работу по созданию выставок так, чтобы родители ребёнка проявили интерес к семейному творчеству. Выполнила Ильина Н.М....
«Организация выставки семейного творчества как средство вовлечения родителей в образовательный процесс»
В соответствии с ФГОС ДО одно из условий социальной ситуации развития детей – вовлечение родителей в образовательные проекты на основе выявления потребностей и поддержки инициатив...
«СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОО» «ЛЭПБУК – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»
Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. - Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналах; довести до детей важность сигналов светофора. - Познакомить с...
«Использование современных форм работы с родителями как средство вовлечения их в образовательный процесс»
В рамках ФГОС изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффе...
Педагогические чтения на тему «Вовлечение родителей в образовательный процесс группы: формы участия родителей, средства мотивации, формирование субъектной позиции»
выписка из годового плана, приках о проведении...