Программа по аква-аэробике
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Хлебникова (Виноградова) Анна Михайловна

В материале представлена примерная программа дополнительного образования в детском саду по аква аэробике для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akva_fitness.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1015»

119633,  Москва, ул. Новопеределкинская, д.9, корп.1

ИНН 7729776838/КПП 772901001

ОГРН 1147746795712

                                                            Тел. 733 -54-86

                                  E-mail: school1015@rambler.ru

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №1015

____________ЧужмароваТ.И.

От«___»_____________2015г.

Учебная программа

по аква-аэробике

для

детей дошкольного возраста

« Карибия»

Разработала:

инструктор физической культуры

Хлебникова А.М.

2015, Москва


Содержание:

Паспорт программы………………………………………….3

Пояснительная записка……………………………………....5

 I. Проектный раздел………………………………………….7

 1.1  Задачи программы по аква-аэробике………………….7

II. Процессуальный раздел………………………………..…8

2.1 Организация курса по аква фитнессу для

детей-дошкольников …………………………………………8

2.2 Структура занятий………………………………………..8

Содержательный раздел

2.3 Основные характеристики в цифрах…………………...9

2.4 Основные принципы …………………………………….10

2.5 Методические приемы в аква-аэробике……………….11

III. Содержательный раздел……………………………..….14

3.1 Этапы и содержание обучения……………………….....14

3.2 Перспективный план работы……………………….......15

IV. Контрольно-учетный раздел………………………..…..18

Методическое обеспечение

Приложение:

Приложение 1. основные виды движений…………………19

Приложение 2. «Аква – игры»……………………………….21

Список литературы…………………………………………...26


Паспорт программы

Название программы

«Акваденс» - аква аэробика для детей старшего дошкольного возраста с  танцевальными элементами 

Решаемые проблемы

  • Формирование устойчивых предпосылок к активной творческой деятельности
  • Преодоление комплекса тела
  • Укрепление детского организма
  • Улучшение психо-эмоционального состояния  ребенка через игровые ритмические упражнения в воде

Назначение

Предназначена для детей  старшей и подготовительной группы

Цель программы

 Создание условий для повышения эффективности оздоровления и укрепления детского организма, гармоничного психофизического развития с помощью одной из форм дополнительного образования по плаванию.

Основные задачи программы

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанниковс помощью средств аква-аэробики, как одной из форм дополнительной физической активности в воде
  • Формирование культуры движений
  • Развитие гибкости, музыкальности
  • Научить ребенка передавать свои чувства и эмоции через движение
  • Развивать физические качества через сопротивление водной среды
  • Разнообразить формы активной творческой деятельности

Специфические особенности аква - аэробики

Силовая подготовка всех групп мышц с использованием специфических свойств воды:

Тренировочный процесс без ударной нагрузки для опорно-связочного аппарата;

Большая (по сравнению с «сухопутными» занятиями) тренируемость дыхательного аппарата за счет повышенной плотности воды, механического сдавливания грудной клетки в сочетании со специальными упражнениями

Повышение гибкости и подвижности суставов за счет специфических для аква-аэробики упражнений и релаксационных свойств воды;

Тренировка координации, вестибулярного аппарата за счет внедрения упражнений в нестандартном положении корпуса (в т.ч. в невесомости)

Улучшение психоэмоционального фона за счет специально подобранного музыкального материала, игровых упражнений.

Период и этапы реализации программы

Программа рассчитана на учебный год, делиться на три этапа:

 

  Ознакомительный – обучение взаимодействовать с аква оборудованием, использовать специфические свойства воды

    Интенсивный – активное развитие физических качеств, разнообразие видов движений, положений в воде; увеличение двигательного темпа, создание базы движений, подготовка к самостоятельной двигательной импровизации.

   Творческий – дети сами и/или под руководством тренера создают композиции на заданную тему, способны импровизировать, оценивать оригинальность, четкость движений сверстников.

Ожидаемые результаты

Раскрепощение ребенка,  умение составлять композиции под музыку, импровизировать, качественно, ритмично в достаточно быстром темпе выполнять большое количество движений, использовать свойства воды, использовать все трехмерное пространство; обогащение  ребенка двигательным багажом; активное положительное воздействие на все жизненно-важные системы организма.

Разработчик программы

 Инструктор физической культуры, педагог первой квалификационной категории, мастер спорта Хлебникова А.М.


Пояснительная записка:

   В современном мире люди все больше понимают необходимость активного досуга  -  растет количество фитнесс клубов. Одним из самых популярных видов деятельности – всевозможные программы по аква аэробике, и это не случайно:  вода помогает снять напряжение, дарит ощущение полета в невесомости; позволяет восстановить все жизненно важные функции организма. Что особенно важно, учитывая специфику работы с детьми, в том  числе и с детьми с ОВЗ,  – занятия в воде практически не имеют противопоказаний, подходят детям с разной физической подготовкой.  Этим фактором можно обозначить  программы, ведь большинство детей, посещающих детский сад, имеют определенные нарушения, чаще всего – это нарушения ОДА, и именно здесь аква аэробика особенно актуальна. Вода создает определенное препятствие для каждого движения, однако, ребенок, в зависимости от своей физической подготовленности и особенностями  организма,  выполняет упражнения в соответствии именно со своими моторными возможностями. Аква-аэробика- это современный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать детей. Одной из её особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличие от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах. Выталкивающая сила воды создает благоприятные условия для детей с избыточным весом. Тем более что движения в воде имеют статодинамический характер, что благоприятно воздействует на рост мышечной и уменьшение жировой массы тела. С помощью аква-аэробики можно укрепить даже те связки и мышцы, которые с трудом развиваются во время занятий на суше; например, сухожилия, ограничивающие с боков подколенную ямку. Велико гигиеническое значение аква-аэробики. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов.

 Еще одной важной особенностью отличается аква фитнесс – это обязательная эмоциональная составляющая. Аква – аэробика это весь арсенал двигательной, игровой, танцевальной активности, который можно применить к водной среде, причем важным критерием для выбора той или иной деятельности является положительный эмоциональный настрой.  Понятно, что как бы дети не любили танцевать – целое занятие протанцевать да еще в воде, они физически не смогут. По этому, танцевальные блоки сменяют игровые, релаксационные, познавательные, творческие. Такое расположение позволяет педагогу быстро подстраиваться под ситуацию, охватывать все многообразие водной активности и одновременно, планомерно по каждому разделу продвигаться вперед. Все вышеперечисленное  полностью соответствует цели программы: создание условий для повышения эффективности оздоровления и укрепления детского организма, гармоничного психофизического развития с помощью одной из форм дополнительного образования в условиях водной среды.


I .Проектный раздел

   Цель программы: создание условий для повышения эффективности оздоровления и укрепления детского организма, гармоничного психофизического развития с помощью одной из форм дополнительного образования по плаванию. Очень важно понимать, что аква фитнесс не есть обучение плаванию, хотя бы потому, что большая часть тренировки идет не в горизонтальном положении корпуса, а, например, стоя, сидя; голова занимающегося находится в основном над поверхностью воды, не заостряется внимание на «плавательном дыхании». Однако это вовсе не означает, что занятия аква-аэробикой не могут улучить некоторые «плавательные навыки», например,  усилить гребок, улучшить технику порхающих движений ногами (как при кроле). Главный же упор делается на кардиореспираторный фитнесс и силовую составляющую, а учитывая специфику старшего дошкольника – аква фитнесс это еще и игра. В этой программе, прежде всего для себя я поставила цель научить дошкольника творчески мыслить, раскрепостится, научить «разговаривать» посредством своего тела.

1.2 Задачи программы по аква-аэробике:

Оздоровительные задачи:

  • Приобщать детей к здоровому образу жизни;
  • Активизировать деятельность различных внутренних органов и систем;
  • Снятие статического напряжения,
  • Содействовать закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;
  • Механическое массажное (тонизирующее) воздействие воды
  • Предупреждение искривления позвоночника и возникновения плоскостопия;
  • Гармоничное развитие почти всех мышечных групп, связочного аппарата;
  • Устранение повышенной возбудимости и раздражительности.

Образовательные задачи:  

  • Формировать навыков выполнения плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде;
  • Развивать, выносливость, гибкость, силу, координацию движений, чувство равновесия;
  • Развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений под музыку;

Воспитательные задачи:

  • Формировать преставления о своем теле, о способах сохранения своего здоровья.
  • Прививать гигиенические навыки;
  • Побуждать стремление к качественному выполнению движений;
  • Создавать у детей радостное и бодрое настроение.

II. Процессуальный раздел.

2.1 Организация курса по аква фитнессу для детей-дошкольников

Занятия проходят во второй половине дня, когда дети свободны от организованной образовательной деятельности. Приходящий на занятие ребенок не должен быть голоден, но с последнего приема пищи должно пройти более 1 часа. Детей приводят к бассейну родители, передают лично тренеру. После занятий ребенка тренер передает лично родителям или законным представителям. Инструктор (по договоренности) может забирать ребенка из помещения группы. Ребенок, ко времени приходя инструктора должен быть полностью готов к занятию. Дети и родители (лица их замещающие) не должны являться в помещение раздевалки бассейна в верхней одежде. Перед передачей тренеру детей следует одеть на ребенка резиновую шапку (если он не может сделать этого самостоятельно). Дети заходят в раздевалку, снимают одежду, проходят в душевую комнату. После принятия душа, одевают купальные принадлежности. По команде инструктора заходят в воду. После окончания занятий, дети проходят в душевую, моются, снимают купальные принадлежности, убирают их в пакет, берут полотенца, вытираются и проходят одеваться. Когда все дети одеты, в помещение могут быть допущены родители для оказания помощи в сушке волос (особенно девочкам с длинными волосами). Девочкам с длинными волосами рекомендуется приносить с собой мощные фены (без повреждений).

2.2 Структура занятия

   Построение занятия классическое: вводная (разминка), основная (тренировочная), заключительная (заминка).

Само занятие делиться на блоки, что разнообразит форму активности и не дает детям переутомиться или заскучать. Например: первая часть может быть составлена из подвижной игры или повторения знакомой композиции, а может включать и то и другое, и еще свободное плавание. В заминке так же может быть использован знакомый материал. Наполнить раздел чем-то одним или использовать все возможности – это решает инструктор исходя из ситуации. Ниже приведена приблизительная схема блоков, из которых возможно составить части занятия:

Раздел

Варианты наполнения раздела

Разминка

  • Комплекс из базовых движений (легкий и простой)
  • Свободное плавание в удобном темпе
  • Игра
  • Повторение знакомой танцевальной композиции
  • Разбор новой танцевальной композиции (элемента)
  • Упражнения кардионаправленности

Тренировка

  • Активная игра
  • Эстафеты
  • Интенсивная двигательная композиция по показу
  • Совершенствование двигательного действия
  • Дыхательные упражнения
  • Упражнения силовой направленности
  • Упражнения кардионаправленности

Заминка

  • Упражнения на восстановление дыхание
  • Упражнения на гибкость
  • Игры средней и малой подвижности
  • Упражнения на релаксацию
  • Музыальная импровизация

       Выделенные шрифтом блоки являются обязательными для каждого занятия: так, в среднем разделе после силового упражнения или интенсивной композиции нужно дать детям передохнуть, сменить вид деятельности, привести дыхание в нормальный ритм. Так же обязательно для каждого завершающего раздела – упражнения на гибкость – это позволит мышцам лучше восстановиться после нагрузки, сохранит эластичность связок и подвижность суставов.  Однако, любая растяжка – это крайне деликатное дело, не стоит привлекать детей растягиваться в парах. Каждый ребенок упражняется в меру своих возможностей!

 

2.3 Основные характеристики в цифрах:

 Продолжительность одного занятия – не более 30 минут

Разминка –  5 - 7 минут

Тренировочная часть – 10 – 15 минут

Заключительная часть – 10 – 13 минут

Протяженность той или иной части занятия зависит от уровня подготовки детей, целей конкретного занятия и определяется инструктором.

Температура воды – 28 – 29 градусов

Температура воздуха – 28-30 градусов

Время нахождения детей до начала занятия  в раздевалке до 10минут

Время нахождения детей после окончания занятия – не более 30 минут

2.4 Основные принципы:

Поэтапность: очень важно постепенно подводить детей к усложнению элементов, не стоит торопиться вводить новое оборудование. Педагог должен заранее наметить схему движений, затем отдельно разучить каждый элемент, отработать связки элементов. Затем, когда дети освоили хореографию и выполняют движения четко и правильно можно добавлять темп, дополнительное оборудование, проводить связку в ином исходном положении и т.д.  Если основная масса детей не справляется со связкой, путается – верный признак того, что педагог где-то нарушил последовательность, рано усложнил связку или какое-то движение оказалось слишком сложно скоординировать детям. В таком случае следует вернуться назад, понять, где у детей возникают трудности и разбить трудный элемент на еще более мелкие части или упростить его.

   Наглядность:  этот принцип в аква-аэробике актуален как нигде. В идеале – инструктор должен показать движения сначала в воде, объяснить детям, что главный смысл упражнений – преодолевать сопротивление воды. После этого, когда простейшие элементы дети выполняют технически верно, инструктор может демонстрировать движения с бортика. Но, осуществляя показ, инструктор должен очень точно улавливать чувство воды. Иными словами - весь его показ должен со стороны выглядеть, как будто инструктор находится сам в бассейне с достаточно высоким уровнем воды. Правильный и четкий показ – залог успешного освоения движений. Еще один момент – это «предвосхищение» движения.  Схема действия выглядит так: инструктор задает определенный счет (обычно это 4-8 - 10), примерно за два счета до смены движения инструктор называет его («сейчас будет бокс вперед») и продолжает показ текущего движения, или изображает действием  следующий элемент (продолжая досчитывать).

   Выбор хореографии: Хореография в аква-аэробике это способ организации упражнений и придания им логического порядка для более легкого и быстрого усвоения и запоминания. Виды хореографии:

Линейная хореография: выполнение упражнений списком подряд от начала до конца. Упражнения при этом не повторяются.

   Расстановка детей в чаше: Главный принцип расстановки детей – это хорошая обзорность. Инструктор должен видеть в полной мере каждого занимающегося, и каждый ребенок должен видеть все сигналы инструктора. Для этого применяется фронтальная расстановка – при небольшой численности детей, шахматная – при максимальной загруженности чаши, круговая расстановка. Такое расположение целесообразно во время разучивания движений, силовых комплексов, но при разучивании композиций дети будут перестраиваться в определенные фигуры: диагональ, треугольник и т.д.  Сложные перестроения начинаются только после уверенного исполнения комплексов детьми по показу или устному указанию инструктора. Для первичной ориентации могут быть использованы как надводные (кубики, игрушки), так и подводные (тонущие колечки) ориентиры. К концу года предпочтительно, чтобы дети ориентировались без вспомогательных приспособлений, а пользовались собственным глазомером.


2.5Методические подходы в аква-аэробике

На занятиях по аква-аэробике применимы многие методы из общей педагогической практики: наглядный показ, словесный метод. Появление новых совершенных методов построения занятий в аква-аэробике позволяют взглянуть по-новому на стандартное оборудование. Эти методы основаны на использовании либо непосредственно чувственного восприятия, либо слова, либо  практической деятельности. Хотелось бы поподробнее остановиться на методах, или, точнее, методических подходах, используемых для развития таких физических качеств, как гибкость, быстрота, сила, выносливость и координация. Наиболее широко применяемыми являются такие методические подходы, как равномерный, переменный, повторный, круговой и интервальный.

   Метод равномерного подхода: основной методический подход, используемый в занятиях аквааэробикой. Он характеризуется непрерывной работой с относительно постоянной интенсивностью. Для занятия подбирается музыка с определенным темпом не выше 130 ударов в минуту, под которую выполняются упражнения. Нагрузка под музыку с таким темпом в пределах 130–160 ударов в минуту частоты сердечных сокращений считаются оптимальными для развития общей выносливости, так как потребность организма в кислороде удовлетворяется в процессе самой работы и кислородный голод не возникает. В этом пульсовом режиме мы можем без ограничения использовать любое оборудование. Силовое (гантели, сапоги, резиновые амортизаторы) и оборудование для кардионагрузки (тренажеры: беговая дорожка, велосипед). Легкое оборудование, способствующее минимальному дополнительному сопротивлению, такое как джогеры, перчатки, пояс (на глубокой воде). Равномерный метод применяется с любым контингентом, но в основном с группами начального обучения, возрастными группами и беременными.

   Переменный метод:  также не имеет ограничений в использовании оборудования, но требует специально подобранной музыки и более высокой квалификации инструкторов. Он представляет собой непрерывную физическую работу с изменяющейся интенсивностью. Метод обладает значительно большими педагогическими возможностями по сравнению с равномерным, так как позволяет совершенствовать не только общую, но и специфические виды выносливости. Суть метода состоит в том, что по ходу непрерывной продолжительной работы занимающимся периодически предлагаются отрезки с работой более высокой интенсивности. К примеру, во время выполнения упражнения «бег» (на беговой дорожке на мелкой воде или в поясе на глубокой воде) человек выполняет определенные ускорения, вызывающие рассогласование в деятельности различных систем организма. Такая многократная тренировочная работа приводит к повышению уровня работоспособности. Здесь практически не используется силовое оборудование, так как с дополнительным сопротивлением трудно выполнять ускорение.

   Метод повторения:  метод абсолютно необходим для развития практически всех физических качеств. Он заключается в том, что одно и то же физическое упражнение, одна и та же стандартная нагрузка многократно повторяется через определенные промежутки отдыха. В результате этого занимающиеся привыкают к определенной нагрузке, и физическая работа осуществляется более экономно. Сами занимающиеся по истечении определенного времени чувствуют, что выполнение ряда упражнений дается легче, нагрузка

   Игровой метод: игровой метод используется, в основном, для занятий с детьми, здесь предлагается широкий спектр обучающих и подводящих игр, которые способствуют развитию вашего ребенка. Но, как известно, взрослые – это большие дети, порой не отказывающиеся от игр, которые позволяют снять эмоциональное напряжение, забыть о стрессах и с удовольствием позаниматься.

   Метод круговой тренировки: Этот метод заключается в том, что нагрузке, в определенной последовательности, подвергаются основные группы мышц – рук, ног, спины, живота. Данный подход позволяет качественно проработать каждую группу мышц, и в то же время, избегая их переутомления. Здесь можно использовать любое оборудование и в любых комбинациях, например, на одной «станции» используются гантели для рук и ног, на другой
– нудлы, на третьей – простое перемещение. Это может быть пояс вместе с джогерами, если занятие проходит на глубокой воде, или только джогеры, если это происходит на мелкой воде. Такой подход позволит не только проработать основные группы мышц, но и задействовать основные системы организма. Необходимо только грамотно определить порядок прохождения «станций» для удобного использования каждого оборудования. Круговой метод актуален при малом количестве занимающихся, поскольку при смене оборудования и «станций» затрачивается большее количество времени, по сравнению с другим методами. Самый удобный вариант для фитнес-клубов и для частных бассейнов, где можно воспользоваться одновременно стационарным тренажером, который можно поставить на дно на одну «станцию», и другое оборудование для аквааэробики, которое бы способствовало невесомому положению тела в воде. Очень удобно использовать этот подход в бассейнах с разной глубиной дна. Круговой метод также подразумевает активное использование тренажеров, таких как беговая дорожка и тренажеры для силовой тренировки на руки и на спину. В нашем обучающем ролике представлены некоторые упражнения, которые можно применить с использованием кругового метода.

   Интервальный метод:  используется при кардионагрузке (для улучшения работы сердечно-сосудистой системы). Он эффективен и для снижения веса.  Заключается в чередовании нагрузки, с интервалами для отдыха, в определенном временном соотношении. Как правило, занятия проходят с достаточно большой интенсивностью, поэтому дополнительное оборудование должно быть минимизировано, не зависимо от того, какая вода – глубокая или мелкая. Очень удобно использование на глубокой воде пояса, перчаток и джогеров на ногах. Для более легкого варианта
можно убрать либо перчатки, либо джогеры. Данный метод целесообразно применять в тренировках с людьми, уже имеющими определенный уровень подготовленности. В процессе тренировок возможны использование как отдельно взятых подходов, так и комбинирование их в различных вариантах, с различным оборудованием. Применение этих подходов требует высокой квалификации тренера, инструктора и хорошее знание возможностей применения каждого из вида оборудования.


III. Содержательный раздел

3.1 Этапы и содержание обучения

Этапы обучения:

Содержание

Ознакомительный

Октябрь – ноябрь

(1-8 занятие)

- Показ основных видов передвижений в воде

- Знакомство с элементарными построениями

- Работа без оборудования

- Упражнения с небольшим сопротивлением (оборудование с малой сопротивляемостью)

- Импровизация на знакомом материале

-

Интенсивный

Декабрь – февраль

 (9-16 занятие)

- Усложненные перестроения

- Увеличение темпа и интенсивности движений

-Развитие силы и скорости

-Работа с более сложным оборудованием

-Упражнения большей кислородоемкости

(в т.ч. и под водой)

- Статические положения

-Сложнокоординационные упражнения

Творческий этап

Март – апрель

(17 – 24 занятие)

- Работа над  создаваемым образом

- свободная импровизация

-импровизация на заданную тему

- создание композиций

- умение исполнять композиции по указанию, быстро ориентируясь в пространстве и координируя свои действия

                           

3.2Перспективный план работы:

месяц

содержание

Октябрь

-Основные перестроения :

Круг, квадрат, линия с ориентирами

-Основные положения корпуса:

-Основные шаги

-Основные движения руками

-Дыхание – произвольное

-Динамические упр: стрелка в различных положениях и направлениях

-Упражнения на развитие силы

-Упражнения на развитие гибкости

-Упражнения на формирование осанки

-Игровая/творческая деятельность

Ноябрь

-Основные перестроения :

круг, квадрат, линия без ориентиров

-Смена положений корпуса

-Основные движения руками с легким отягощением

-Освоение контроля над дыханием

-Знакомство со статическими положениями

-Винт в различных положениях, направлениях

-Упражнения на развитие силы

-Упражнения на развитие гибкости

-Упражнения на формирование осанки

-Игровая/творческая деятельность

Декабрь

-Перестроение: диагональ, треугольник с ориентирами

-Умение комбинировать положения корпуса, создавая связки

-Основные движения руками с  сильным отягощением и без

-Упражнение на задержку дыхания

-Упражнения на статических позах

-Поплавок с переворотом

-Упражнения на развитие силы

-Упражнения на развитие гибкости

-Упражнения на формирование осанки

-Игровая/творческая деятельность

январь

-Перестроение: диагональ, треугольник без ориентиров

-Ориентирование под водой

-Четкий показ несложных движений руками, корпусом, ногами

-Изучение сложных движений руками

- Освоение сложных комбинаций по показу инструктора

-Упражнения на статических позах

-Кувырок вокруг нудла

-Упражнения на развитие силы

-Упражнения на развитие гибкости

-Упражнения на формирование осанки

-Игровая/творческая деятельность

Февраль

-Перестроения сложные: круг в квадрате, прочес, шахматы;

-Элементарные перестроения под водой

- Четкий исполнение основных движений

- Составление связок из движений руками

- Освоение сложных комбинаций по устному указанию инструктора

- Выразительный показ статической позы стойка на руках

-Упражнения на развитие силы

-Упражнения на развитие гибкости

Упражнения на формирование осанки

-Игровая/творческая деятельность

Март

-Все виды перестроений

Элементарные перестроения под водой

- Качественное выполнение всех видов движений рук, корпуса, ног

- Свободная импровизация комбинирования связок рук, ног в различных положениях корпуса

- Исполнение сложных комбинаций по памяти

-Артистичный показ статической позы«цапля» горизонтальная

-Упражнения на развитие силы

-Упражнения на развитие гибкости

-Упражнения на формирование осанки

-Игровая/творческая деятельность

апрель

-Все виды перестроений, импровизация

-Качественное  и выразительное выполнение всех видов движений рук, корпуса, ног

- Свободная импровизация комбинирования связок рук, ног в различных положениях корпуса

- артистичное исполнение сложных комбинаций, статических поз по памяти, раскрытие образа

-Упражнения на развитие силы

-Упражнения на развитие гибкости

-Упражнения на формирование осанки

-Игровая/творческая деятельность


IV Контрольно- учетный раздел:

Навык

Целевые ориентиры

Знания

Может самостотельно контролировать дыхание, серцебиение. Обладает определенным набором специфических терминов и применяет их. Соблюдает правила технической безопасности.

Навыки

Выполняет сложнокоординационные движения легко, без видимого напряжения

 в высоком темпе музыки

Умения

Может самостоятельно импровизировать на заданную тему, четко выполняя основные движения

Силовая выносливость

Работает с отягощением в подвижном темпе без видимых усилий со стороны

Общая выносливость

Выполняет комплекс (композицию) до конца, не снижая темпа и выразительности движений, действует в аэробном режиме

гибкость

Выполнение «складочки», поперечного и продольного шпагата, прогибов выше среднего уровня

Музыкальность

Умение чувствовать музыку (высоту, ритмические и темповые особенности), передавать образ.

Ориентировка в трехмерном пространстве

Умение находить свое место в построении, обходить препятствия, находить свои ориентиры под водой

Скоростные качества

Способность выполнять упражнение с максимальной скоростью, при сохранности качества

Инновационная деятельность

Способен создать свой оригинальный образ (движение, упражнение), объяснить его содержание, качественно выполнить

   

Проводя мониторинг, педагог, прежде всего, должен исходить из возможностей каждого конкретного ребенка. Выше изложены ориентиры, к которым, в процессе занятий, будет двигаться ребенок.  Проведение самого мониторинга не должно отличаться от стандартного занятия для детей, однако педагог, опытным взглядом может отметить наличие или отсутствие определенных ЗУН у детей и наметить определенный план работы с группой в целом и определенных заданий для конкретных детей.  В приведенной таблице представлен «идеальный ребенок», поэтому не стоит ставить себе задачу, чтобы все как один могли сесть на идеальный шпагат или изобразить балетную сцену, однако существенные сдвиги по каждому пункту должны ежемесячно наблюдаться, иначе это будет свидетельствовать о нарушении методических принципов или установлении непосильных задач.


Приложение: основные виды движений:

     В аква-аэробике есть определенный набор терминов, что помогает сориентировать занимающихся на смену движений, а тренеру направить занимающихся в нужное русло.  Данный тезаурус является более «детским» и служит лишь примерным образцом. В своей работе каждый тренер может найти для себя новые движения и более удачные названия, главное, чтобы ваши юные клиенты вас понимали. На первом этапе обучения происходит знакомство с основными движениями и их названиями. Возможно, дети сами предложат вам интересные варианты. На последующих этапах, усвоив терминалогию с детьми, вы сможете в процессе одного трека «собирать» композицию, варьируя перестроениями и видами движений

Шаг  -  обычный вперед, с пятки.

Солдаты – вынос прямой ноги из воды (мах вперед)

Краб – шаг боком с перекрестом

Квадрат – два шага вперед –в сторону, назад, в сторону

Приставной шаг – нога обязательно успевает коснуться другой ноги.

Шаг Жирафа – длинный выпад вперед

Бег обычный – шаг с пятки

Муравьишки – мелкие быстрые шажки

Великаны – большие скачки с ноги на ногу с продвижением вперед

Лошадки – с высоко поднятым коленом

Каракатица – широко расставляя ноги

Лыжи – движение на прямых ногах, равноудаленных от продольной оси во фронтальной плоскости с противоходом в руках

Прыжки – вперед двумя ногами

Хвост русалки - прыжки с подъемом пяток на поверхность

Лягушки – прыжок из широкого положения, коснуться руками пяток

цапля  -  прыжки на одной ноге

зайчишка путает следы –  прыжки боком, ноги вместе в сторону-обратно

Движение ногами:

удары ногами – имитация удара

скейт борд – прыжки на двух ногах с попеременным разворотом корпуса

кик – выпад на согнутое колено

хлест – хлыстообразное движения гоенью

мах – движение прямой ногой вверх прямо, либо через сторону или назад

миксер -   вращение голенью

 колесо -  вращение бедром

щечка - подъем щиколодки к поверхности, касание рукой «щечки»

косточка - подъем щиколодки до руки, касание внешней частью голени

болтушка отведение – приведение бедра вперед – назад

марионетка – разножка

Движения руками:

    Все движения руками выполняются в толще воды, используя  ее сопротивление. Наименьшее сопротивление дает «разрезание воды», а максимальное сопротивления дают специальные приспособления – гантели, фрагменты нудла, лопатки для плавания.  Это стоит учитывать и отражать в годовом планировании. Сосредоточтесь  на правильности исполнения движения (полном выпрямлении рук, сгибании, отведении и т.д.), а не на количестве. Помните – детские мышцы быстро утомляются, но и быстро восстанавливаются – чаще меняйте и комбинируйте движения, избавьте детей от монотонной утомительной работы – аква-аэробика – это должно быть весело!

Разрезание воды (работа ребром ладони – минимальное сопротивление)

Давление на воду (работает вся поверхность ладони)

Кроль руками ( в любом положении корпуса, вперед и назад)

Брасс руками ( в любом положении корпуса, обычный и обратный)

Удары руками (вперед, вниз, вбок, хук)

 Гребля веслами ( во всех направлениях)

Жимы предплечьем (вниз-вперед, вниз – в стороны)

Загребание (во всех плоскостях)

Моторчики (врашение предпплечьем)

Натягивание тетевы имитация стрельбы из лука

Тяга вниз (прямые руки вниз- как взмах крыла)

Тяга на себя (тыльная или развернутая внутренняя сторона ладони)

Хлопки в ладоши (под водой во всех плоскостях и направлениях)


В этом разделе представлены современные  авторские игры на воде. Игры  способствуют закреплению навыков, снятию эмоционального напряжения, а главное повышают интерес детей к аква-фитнессу, ведь здесь можно весело поиграть с друзьями. Кроме того предложенные игры направлены на «командное взаимодействие» детей, созданию дружественной атмосферы в группе. Игры могут быть заменены на любые другие, по желанию инструктора. Однако, какая бы не была игра, детям всегда следует предварительно напомнить правила техники безопасности: не хватать за голову, не «топить» ребенка, который нырнул под воду, не толкать у бортика, не выпрыгивать на бортик и т.д. Нарушения детьми правил должно строго пресекаться инструктором, во избежание несчастных случаев.

Гусеница:

Решаемые задачи:

  • Цель игры: укрепление мышц ног (передняя поверхность бедра)
  • Эмоциональная разрядка
  • Умение действовать в команде

Один ребенок садиться верхом на нудл, подходит к бортику и отсчитывает до 5. Остальные дети в это время разбегаются по бассейну. После этого ребенок на нудле отталкиваясь двумя ногами (прыгая с опорой на нудл) спешит догонять ребят. Как только он осалил одного, «осаленный » ребенок садиться сзади на нудл, держится  руками за нудл (а не за впереди сидящего!) и помогает ловить следующего. Так продолжается, пока все дети не окажутся на нудле. Последний пойманный становиться новым водящим.

Запрещено: салить за голову нырнувшего под воду ребенка, во избежания несчастного случая.

Ковбои и индейцы:

Решаемые задачи:

  • Развивать взрывную силу ног
  • Тренировать быстроту реакции
  • Эмоциональная разрядка
  • Развивать математические способности

Ход игры:

Дети сидят на нудлах спиной друг к другу, образуя два ряда. У каждого ряда (желательно) свой цвет нудра. По сигналу инструктора: «синие нудлы - индейцы» дети на синих нудлах пытаются ускакать от своей пары. Если ребенок «индеец» успел доскакать до бортика – он победил. В конце игры подсчитывается – кого больше – пойманных индейцев или убежавших. Если поймали больше половины индейцев – победили ковбои.

Запрещено: нельзя толкать друг друга возле бортика. «Салим» аккуратнл, не толкая – за плечо.

Бездомная рыбка:

Решаемые задачи:

  • учить подныривать
  • повышать скоростные качества
  • эмоциональная разрядка
  • учить быстро ориентироваться

Ход игры:

На воде хаотично разбросаны обручи (не тонущие). Количество обручей на 2 меньше, чем количество участников игры. Дети по команде занимают свободные обручи. Детям, которые не успели занять обручи назначаются роли: щука и рыбка. Хищник отсчитывает до 10, в это время рыбка занимает чей-либо дом. «Хозяин дома» теперь становиться бездомным и должен занять другой дом, пока его не поймала «щука». Если щука поймала рыбку, то рыбка становиться хищником, считает до 10 и игра начинается заново.

Запрещается: находясь в домике – держать обруч руками, мешать проникнуть внутрь рыбке. Рыбка проникает в дом только через подныривание. Нельзя салить рыбку за голову, когда она проплывает под обручем.

Белые медведи и тюлени

Решаемые задачи:

  • учить погружаться в воду;
  • вырабатывать скоростные качества;
  • ориентация под водой;
  • эмоциональная разгрузка;

Ход игры:

Водящий ребенок берет нудл двумя руками за оба конца, образуя петлю. Досчитав до пяти бежит догонять ребят. Если ребенок «тюлень» не успел нырнуть под воду и попался в кольцо, то он считается пойманным, подходит к установленному месту и в игре более не участвует.

Невод

Решаемые задачи:

  • умение действовать командой
  • развитие ловкости
  • снятие эмоционального напряжения

Ход игры:

Двое детей берутся за руки образуя пару. В свободную руку каждый берет по концу нудла, образуя замкнутый круг. Досчитав считалку:

Раным-рано рыбаки ловят рыбку у реки,

Им попались рак, ракушка,

ручка, радио, игрушка, рубль, рубашка

Стул резной, а рыбешки – ни одной!

 «рыбаки» пытаются поймать неводом рыбку – остальных детей. Пойманный в сеть ребенок  берет за руки каждого из водящих и продолжает игру уже в качестве части невода. Игра продолжается, пока все рыбки не будут пойманы.  Первая и последняя пойманная рыбки становятся рыбаками, игра начинается заново.

Мама медуза (выше ножки)

Цель игры:

  • Формировать умение лежать на воде продолжительное время
  • Развивать ЖЗЛ
  • Эмоционально- психологическая разрядка

Ход Игры:

Водящий отсчитывает считалку:

У медузы деток много

Папа всех не уследит

Только с ними он не строго:

Пожурит и все простит.

Ну а с мамой шутки плохи-

Маму слушают всегда,

 На волне лежат все дружно,

Не перечат никогда

по окончанию которой пытается догнать детей. Ребенок, которого настигает водящий может принять положение «медуза», «звездочка на спине» и т.п., оторвав конечности от дна (бортика). Если он успевает это сделать, то он «в домике», если ведущий успел его коснуться, то «осаленный» становится водящим. Игра начинается заново.

Быстрые рыбки (гори ясно)

Решаемые задачи:

  • развитие скоростно-силовых качеств
  • развитие внимания, ловкости
  • эмоциональная разрядка

Ход игры:        

Встают в круг и двигаются взявшись за руки по кругу. Один ребенок двигается в кругу в противоположном направлении. Дети произносят считалку:

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала.

-Здравствуй, здравствуй, как дела?

На рыбалке я была

Я удила рыбака- дядю Петю, чудака!

Где же твой рыбак, попался?

Нет, ушел хитрец, сорвался!

На последнее слово дети замирают на месте. Ребенок в кругу, останавливается на против другого ребенка, тот выходит из круга. По команде: «раз, два, три – лови» тренер бросает тонущее кольцо. Побеждает один из двух детей, который принесет предмет первым, встанет в круг и «замкнет» его.  

Дельфины на охоте

Решаемые задачи:

  • учить подныривать;
  • развивать ловкость;
  • эмоциональная разрядка детей.

Ход игры:

Дети делятся на две группы: «дельфины» и «рыбы». «Дельфины» образуют круг, держась за руки, считают считалку:

Выгнули спины дельфины дугой

И замелькали хвосты над водой.

Рыбы косяк окружают,

И на обед приглашают.

В стаю собрались дельфины –

Ух, берегитесь сардины

На последних словах дети резко опускают сцепленные руки «воротики». Пойманные «сардины» выходят из игры. После того, как весь «косяк» пойман, дети меняются ролями.

Игра «постройся» -  на ориентацию в пространстве

Решаемые задачи:

ориентация детей в пространстве

учить перестроениям;

закреплять математические представления

улучшают глазомер, зрительную ориентацию

Ход игры:

По команде инструктора дети выполняют построения:

«Раз, два, три – парочку найди»

«три, четыре, пять – встань по одному опять»

«раз, два, три, четыре» -  разомкнись теперь по шире (расходятся на расстояние вытянутых рук)

«шесть, пятнадцать, тридцать три – встать в колонну всем по три»

«друга за руки берем и быстрее в круг встаем»

Усложнение: геометрические фигуры

Вы ребята не зевайте, и в квадрат скорей  вставайте!

Ты беги скорей дружок в построенье «уголок»

Вы, ребята соберитесь в Диагональ все становитесь

Ну, ребята, вот дела – здесь и кончилась игра

Усложнять можно до бесконечности: построиться парами в круг, круг, внутри квадрат и т.д. – все зависит уже от вашей фантазии. А вот на начальном этапе рекомендую делать метки для ориентации – тонушие круги под водой: красным – выложить квадрат, синим – диагональ – и детям нужно только занять « свободные кольца». Позже ориентиры постепенно убирают и дети встают на нужные места относительно друг друга.


Список литературы:

1. Кристин Александр – Аквааэробика, изд. «Эксмо», 2012

2. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание. п/р    А.А. Литвинова, изд. «Академия», 2013

3. Т.Н Павлова Обучение плаванию детей дошкольного возраста, Москва, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аква-аэробика

для детей 4-6лет в воде (уровень 45-55см.)...

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...