Реферат на тему: "Образовательная деятельность направленная на укрепление свода стопы и профилактику плоскостопия с детьми подготовительной к школе группы с использованием самостоятельно разработанных и изготовленных сенсорных дорожек здоровья."
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме
Отправляя малыша в детский сад родители надеются, что там ему помогут подготовиться к школе, а также научат коммуникации со сверстниками. Однако дошкольные учреждения призваны также поддерживать здоровье восспитаников, стремиться повышать иммунитет и развивать физические способности. Именно поэтому в них проводят занятия физкультурой и танцами, в них практикуют разные подходы к вопросам оздоровления. В связи с этим мы решили попробовать использовать конструкция под наименованием дорожка здоровья.
В своей работе я хочу познакомить Вас с инновационной технологией «Сенсорной массажной дорожкой» вводимой мной для занятий с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Я использую массажную дорожку сделанную моими руками. Она состоит из 10 элементов.
Дорожка 1- с каучуковыми шипами (для точечного поверхностного массажа стопы).
Дорожка 2- с деревянными шипами (для точечного поверхностного массажа стопы).
Дорожка 3- с каштанами (для глубокого массажа стопы)
Дорожка 4- с плотно натянутым шпагатом (для точечного поверхностного массажа стопы).
Дорожка 5- с выпуклыми поперечными рейками (для глубокого массажа стопы, свода стопы).
Дорожка 6- травка из мягкого пластика.(создает легкий массажный эффект, ощущение ходьбы по невысокой траве)
Дорожка 7- Желоб в виде змеи для прокатывания по нему массажного мяча.(расслабляет, развивает тактильную и проприоцептивную чувствительность).
Дорожка 8- имеющая вогнутые поверхности в виде стоп. (развивает координационные способности, проприоцептивную чувствительность)
Дорожка 9- имеющие вогнутые поверхности в виде ладоней. (развивает координационные способности, проприоцептивную чувствительность).
Дорожка 10- лабиринт для дыхательной гимнастики.
Данные дорожки способны заменить лесные тропинки или земляные дорожки имеющие естественные неровности (спуски, подъёмы, ямочки, вросшие корни деревьев), ходить по ним очень приятно и полезно. При каждом шаге по такой поверхности разные участки наших стоп испытывают неравномерное давление, которое воздействует на организм подобно медицинскому массажу.
Цель изготовления данной дорожки это получение детьми разных сенсорных и массажных воздействий необходимых для правильного развития. Для изготовления данной дорожки были применены природные и искусственные материалы, а также комбинации различных массажных элементов отличных по размеру, фактуре и характеру воздействия. Целью выбора данных массажных элементов было проработать всю поверхность стопы включая глубокие мышцы свода, при этом сохранить комфортность и притягательность данного снаряда. Использование различных ярких цветов и интересных форм в изготовлении поддерживает интерес детей.
Обоснование использования данной новации
Сенсорика «восприятие» - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.
В физиологии сенсорика -функция нервной системы, заключающаяся в восприятии раздражителей, выполняемая при помощи сенсорной системы.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врождённый, так и приобретённый характер. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:
1.Заболевания нервной системы.
2.Врождённая патология опорно-двигательного аппарата.
3.Приобретённые заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.
При всём разнообразии врождённых и рано приобретённых заболеваний и повреждений у большинства больных детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата страдают детским церебральным параличом (89 %). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии познавательной деятельности, сенсорных функций, что связано с органическим поражением нервной системы.
Дети с НОДА(нарушением опорно-двигательного аппарата) вследствие сочетания недостатков двигательной, познавательной и сенсорной сфер нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, во-первых, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией, насколько точно эти знания он может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т.д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Достаточно известный факт наличия большого количества активных точек на поверхности стопы, влияющих на многие системы организма в целом, стимуляция которых улучшает общее здоровье. Ученые утверждают, что стопы являются своеобразной проекцией всех наших органов. Соответственно, оздоровительные массаж этой части тела оптимизируют процессы кровообращения и внутренний обмен веществ, также такое воздействие помогает улучшить иммунитет и активизировать защитные силы организма, оно снимает и усталость, возникшую после физических либо умственных нагрузок, и способствует восстановлению работоспособности.
Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшать здоровье ребенка. Обучение на массажной дорожке позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Как показывает практика использования дорожек здоровья в детских дошкольных учреждениях, за период их применения педагогам удается значительно сократить уровень заболеваемости воспитанников. У деток наблюдается положительная динамика показателей роста и веса, у них формируется правильная осанка. При этом у малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата фиксируются значительные улучшения. Дети проявляют активное желание заниматься на подобных массажных дорожках. На фоне таких занятий происходит заметное улучшение общего эмоционально-психического состояния.
Массаж ног рекомендован:
-при различных заболеваниях опорно-двигательной системы (ДЦП, рахит, косолапость, при варусной или вальгусной установке стопы и пр.)
-при травмах, переломах, растяжениях;
-для нормализации тонуса мышц;
Что является актуальным для нашего детского сада компенсирующего вида.
Массаж положительно влияет на состояние кожи и работу сальных желез, а также стимулирует улучшение лимфо и кровообращения в нижних конечностях. Способствует укреплению и нормализации работы мышечно-связочного аппарата ног. Повышает эластичность мышечных волокон. Улучшает иннервацию. Оказывает благотворное воздействие на все системы и органы через воздействие на расположенные на ногах рефлекторные зоны. И ещё одно большое значение -массаж стоп настраивает правильную работу опорно-двигательной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.odt | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект образовательной деятельности направленной
на укрепление свода стопы и профилактику плоскостопия с детьми
подготовительной к школе группы с использованием самостоятельно
разработанных и изготовленных сенсорных дорожек здоровья.
Инструктор физической культуры
Савчук В.В.
Задачи:
- Коррекция соматических нарушений (осанка, плоскостопие, дыхание).
- Коррекция координационных способностей (согласование движений, точность тонкой моторики рук, равновесие, ориентирования в пространстве).
- Укрепление функции дыхания.
- Развитие чувства ритма (Улучшение эмоционального состояния ребенка).
Необходимое оборудование:
- Тапочки на каждого ребенка
- Сенсорные досочки 6 шт. различной поверхностью
- Набивная змея
- Обруч
- Фитболлы
- Массажные коврики по количеству детей
- Балансиры.
Состав занятия:
Разминка
- Организованный вход в зал.
- Построение в шеренгу
Инструктор - Делаем глубокий вдох носом и выдох ртом, животики убрали, грудь вперед, темечком потянулись к солнышку.
- -Равнение-
Инструктор - Ровняйсь! Смирно! Физкульт!
Дети -Привет!
Инструктор - На пра-во!
В обход на лево по залу шагом марш!
- Разминка под музыку - носочках, руки заголову-марш!(логти в стороны, темечком вытягиваем себя вверх)
-На пяточках, руки в стрелочку за головой-марш!(лодошки острые, польчики прямые, тянемся вверх)
-Правоя нога носок, левая пятка, руки на поясе-марш!
- Левая нога носок, правая пятка, руки на поясе-марш!
- Ходьба по залу без задания.
- Взять коврики массажные и разойтись по залу.
- Разминка под композицию «Барбарики»
- Сложить коврики в стопку и разделиться на пары, построиться в колонну по два у дорожек.
- Руки к плечам, глубокий вдох носом и выдох (жужжим как пчелки).
Основная часть.
- Идти по дорожке полной стопой и точечно воздействовать от щадящих материалов к более грубым.
Инструктор- Девочки идут первыми по дорожке, мальчики галантно придерживают их и помогают сохранять равновесие. Дыхание ровное(вдох носом , выдох ртом). Темечко тянется вверх, спина прямая.
- Пройти по набивной змее боком приставным шагом(воздействие на свод стопы)
- Первая дорожка. Пройти на подушках стоп и пальцах по доске, пятка на полу.(тянем аххилово сухожилие и воздействуем на икроножные мышцы).
- Вторая дорожка. Пятка идет по дорожке, а пальцы с подушечками на полу.(Усиленное воздействие на пятку, иммитация каблука Томаса). Регулировка нагрузки на зоны роста нижних конечностей.
- Третья дорожка. Удержать равновесие + массаж стоп.( кому как удобно, можно ручки поставить на пояс, или развести прямые руки в стороны что поможет балансировать на узкой дорожке. Спина прямая.)
- Пройти по набивной змее боком приставным шагом(воздействие на свод стопы)
Подвижная игра «Займи правильное положение»
На выбор дать балансир или фитбол в качестве домика.
- Задача игры. Удержать равновесие заняв правильное положение тела на данных предметах.
- Балансир. Стоя на двух ногах, стопы параллельны друг другу, спина прямая, руками помогаем удержать баланс.( руки или в стороны прямые или на моясе.)
- Фитбол. Сидя на мяче, спина прямая, стопы на полу, широко расставлены параллельно друг другу, руки либо на поясе, либо расставлены в стороны.
В случае если все дети предпочтут работать с фитболами то
- По сигналу из положения сидя на мяче занять правильное положение лежа на мяче ( лежа на животе, руки свободно лежат , ладошки утюжки. Ноги согнуты в коленях обнимая мяч, стопы утюжчи) выполнять покачивание на мяче опираясь то на руки то на ноги до следующего сигнала. Затем снова поменять положение на сидя на мяче.
Заключительная часть
Игра «Самолет на аэродром» с платочками
- Сесть вкруг, спина прямая, ноги по турецки.
- Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев на руке своей назвать по имени сумей»
- Большим и указательным пальцами держать платочек за уголки.
- Вдох носиком насосиком, выдох в центр платочка.
Задача. платочек(самолет)должен с помощью выдоха долететь до аэродрома.
Игра на расслабление
- Вот свернулся Ёж в клубок, потому что он продрог-
- Лечь на спинку. Делая глубокий вдох носом свернуться в клубок, обхватив колени руками (нос спрятать в колени) сделать выдох.
- Лучик ежика коснулся.ю ежик сладко потянулся.
- Делая вдох носом вернуться спокойно в исходное положение лежа на спине и сильно приклеить позвоночник к полу вытягиваясь за руками и ногами, сделать выдох.
Построение в шеренгу.
Ровняйсь! Смирно! Вольно! На пра-во! В обход на лево из зала шагом марш!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность по направлениям: «Познавательно-речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной к школе группы Тема: «БУДЕТ В ЛЮЛЬКЕ КУКЛА «НЯНЮШКА», НЕ ЗАПЛАЧЕТ НАШ ИВАНУШКА»
Данный материал может быть использован педагогами при ознакомлении детей с темой "Куклы", а также на занятиях в "Русской избе"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности направление Социально-личностное развитие, области «Безопасность» и «Ком-муникация» в подготовительной к школе группе, по теме «Безопасная дорога в школу»,
Программное содержание1. Формировать навыки выполнения основных правил поведения на улице и дороге2.Воспитывать стремление соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах....
Конспект интегрированного занятия по реализации образовательной области "Физическая культура» в совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием здоровьесберегающих технологий.
от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В данный конспект были включены мероприятия по закаливанию, точечному и самомассажу, дыхательная гимнастика и упражнения на ф...
Конспект образовательной деятельности направленной на укрепление свода стопы и профилактику плоскостопия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Си
Конспект образовательной деятельности направленной на укрепление свода стопы и профилактику плоскостопия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных те...
Конспект образовательной деятельности направленной на укрепление свода стопы и профилактику плоскостопия с детьми подготовительной к школе группы с использованием самостоятельно разработанных и изготовленных сенсорных дорожек здоровья.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга Конспект образовательной деяте...
Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» по теме: "Путешествие в страну Здоровья" с детьми подготовительной к школе группы c использованием здоровьесберегающих и ИК-технологий
Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» по теме: "Путешествие в страну Здоровья" с детьми подготовительной к школе группы c использованием здоровьесберегающих и ИК-технологий...
Проектная деятельность на тему: «Развитие математических представлений посредством дидактических игр с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности»
Педагогическая диагностика на начало года показала, что уровень сформированности элементарных математических представлений у детей находится на среднем и низком уровне.У большинства детей группы отмеч...